Черепашки-Ниндзя 80-90-х возвращаются!
Где-то далеко «Погром мутантов» уже развлекает зрителей – давайте же снова вспомним «Черепашек-Ниндзя» от Archie Comics! Всего-то спустя полгода после первой части.
Важное замечание: если вам нужен краткий список с разбивкой по аркам или же вы боитесь спойлеров, лучше переходите сразу в конец статьи. Там же вы найдете список книг, переведенных на русский язык.
Прошлое, будущее и снова прошлое
1492 (Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures #40)
- Сценарий: Стиф Мерфи (под псевдонимом Дин Клэррейн)
- Рисунок: Крис Аллан
Творческая команда из Мерфи и Аллана создала большинство основных выпусков – если же кого-то их них подменяли, я буду помечать отдельно.
По пути домой Черепашки, Ниньяра и Сплинтер попадают в 1492 год. Прямиком во времена экспедиции Колумба в Америку!
Начало отлично настраивает на нужный лад. Уж чего-чего, а настойчивости Стиву Мерфи не занимать: если он решил рассказать о злодеяниях колонизаторов, то ничто не помешает ему закинуть персонажей на корабль конкистадоров.
Стоит помнить, что это сейчас в американской поп-культуре модно винить белых угнетателей во всех бедах, но так было не всегда. Радикальный взгляд Мерфи смотрится актуальней сейчас, чем в девяностые. Пускай он сгущает краски, выставляя Христофора чуть не фашистом, у комикса есть все шансы растормошить ребенка, чтобы он лишний раз задумался, есть ли в учебнике хоть один полностью положительный персонаж.
The Mighty Mutanimals #7-9
- Сценарий: Филл Натман (для восьмого выпуска)
- Рисунок: Майк Казалех, Кен Митчрони
Увы, кроссовер про Всадников Апокалипсиса стал для серии Мутанималов прыжком через акулу – последние выпуски представляют собой три незначительные истории.
Хотя сама акула в комиксе как раз появляется. Встречайте ужасного Армаггона – смертоносного хищника из будущего… который выглядит полным посмешищем. Я не понимаю, почему одного из сильнейших врагов Черепашек решили затизерить как проходного негодяя. Возможно, Мерфи изначально не планировал делать его мощной угрозой, а только потом разглядел потенциал, точно не знаю.
В «Мутанималах» кривляющаяся акула неуклюже дерется с Мердьюдом, а потом смешно убегает – до встречи в «Черепашках».
Затем следует очередная нравоучительная про недопустимость охоты на китов. Если вы не любите канал Discovery, восьмой выпуск можно смело пропускать. А в последнем номере Мутанималы встречают Слэша: задира продолжает крушить все подряд, пока ему не помогают найти сокровенные пальмы. Слэш наконец счастлив, хоть и ненадолго!
Финита. Кажется, после головокружительного кроссовера никто так и не придумал, чем занять Мутанималов. Поэтому команду отправили разбираться с побочными линиями Черепашек: нянчиться со Слэшем или рекламировать Армаггона. Самих Мутанималов не очень-то и много. Печально, что к концу спин-оффа они стали намного более второстепенными персонажами, чем были в начале онгоинга.
…And Deliver Us from Evil (TMNTA #41)
- Сценарий: Райан Браун
- Рисунок: Кен Митчрони
Еще один привет из прошлого, причем на нескольких уровнях. Во-первых, возвращается силач Манмот (пещерный человек, мутировавший в мамонта) из Teenage Mutant Ninja Turtles Meet Archie. Во-вторых, в серию снова заглянул создатель персонажа – Райан Браун!
Если вы помните первую статью, Райан сыграл важную роль в преображении мира комиксных Черепашек. Хотя выпуск не приносит в глобальную историю почти ничего (Манмот после этого выпуска пропадает навсегда), любопытно было вообразить, какими бы стали Черепашки, не отдались Браун от написания серии. Наверное, было бы меньше безысходности, зато прибавилось бы больше чудаковатых мутантов. Сложно предсказать несбывшееся будущее.
А вот братья со своим будущим столкнулись лицом к лицу!
Future Shark Trilogy (TMNTA #42-44)
Черепашки ранее уже заглядывали в будущее и обнаружили там грязную затопленную планету в руинах. Теперь их ждет встреча с гостями из этой темной эпохи: как с врагами, так и с друзьями, а точнее с самими взрослыми Черепашками…
«Трилогию Акулы Будущего» стоит прочитать хотя бы два раза. В первый раз она покажется захватывающим боевиком про путешествия во времени. Местами запутанным, порой слишком перегруженным, но бесконечно увлекательным приключением. А вот если вернуться к ней после прочтения всего онгоинга, то впечатление будет куда мощнее – буквально вся серия Арчи завязана на этой арке! Множество деталей, скрытых мотивов, потерянных артефактов сконцентрировано именно в этом столкновении. Как будто это нексус-событие черепашьего мира – все вело к битве с Армаггоном, все построено на ее последствиях.
Супергеройское будущее обычно представляют безнадежным (только если это не мир Легиона Супергероев). Но фокус в том, что мир погиб, а Черепашки нет. Их жизнь продолжается, хотя она их сильно потрепала.
И самое главное – никто не способен отменить мрачное будущее. Земля будет загрязнена, с этим ничего нельзя сделать, точка невозврата уже пройдена. «Дни минувшего будущего» или «Терминатор» давали героям последний шанс остановить восстание машин – экологическую катастрофу одним прыжком в прошлое исправить невозможно. Нет злого робота, во всем виноваты только люди. Особенно забавно читать историю с такой точкой зрения в 2023 году: никакие истории ничего не поменяли.
Прыжки по таймлайнам часто вызывают проблемы с логикой, и «Трилогия» не стала исключением. Ради эпичной схватки сценарист вернул Шреддера как никогда опасного архиврага Черепашек, но в то же время перемудрил с его прыжками во времени. Я не буду подробно описывать так называемый парадокс Шреддера, но если кратко: одна из его версий никак не могла знать то, что она в итоге знает. Не советую сильно перегружать мозг, все-таки история больше про сражение со своими ошибками, чем про тонкости хрононавтики.
Также в арке возвращается Крысиный Король, еще один старый персонаж, которому Мерфи и Аллан перепридумали угрожающее амплуа. Вводится киборг-мутант Верминатор Икс, предавший Донателло будущего ради силы. И, конечно, Армаггон – живое воплощение неотвратимости плохого будущего.
Mutations (TMNTA #45)
- Рисунок: Кен Митчрони
Вынужден признаться, что я питаю слабость перед флэшбэками про маленьких Черепашек. Еще со времен мультсериала 2003 года я люблю эти забавные филлеры, когда маленькие мутанты пытаются решать взрослые проблемы.
В комиксах Арчи при помощи таких передышек попробовали собрать ориджин Черепах. Начали с самого начала – с грузовика и Сорвиголовы с юного мастера боевых искусств Хамато Йоши. Выпуск бегло рассказывает про основание клана Фут, про предательство Ороку Саки и про обнаруженных черепашек, запачканных зелёной слизью.
Думаю, тут ситуация похожая с дядей Беном в Киновселенной Марвел. Все настолько хорошо знают эту историю, что повторять её снова нет смысла. Краткие упоминания из «Полуночного Солнца» о ядерном взрыве в Хиросиме дополняли предысторию Хамато гораздо лучше прямого пересказа. К тому же, ориджин слишком похож на мультяшный, только слегка более взрослый.
Пицца с сюрпризами
При большом желании дополнительные лимитки и спецвыпуски можно воткнуть в пространство между основными номерами, но я не вижу в этом смысла. Они слишком отличаются по стилю от главной серии, так что перемешанный порядок будет только сбивать с толку. Да и вообще, многие спин-оффы такие странные, что я даже не уверен, находятся ли они в каноне. Своеобразная пицца, которую собрали из случайных ингредиентов – я рекомендую их читать как обособленные истории в любой последовательности, в любое время.
Также для спин-оффов я не буду отдельно указывать авторов, за исключением парочки особенных. Их очень много, а имена все равно вряд ли вам что-то скажут.
Начнем с мини-серий TMNT Presents: от самой адекватной до абсолютно чокнутой!
April O’Neil #1-3
Эйприл увольняют из редакции за прогулы (ой, то есть незапланированные отпуска), а потом она и ее подруга Оюки оказываются втянуты в войну бандитов и ниндзя… Где она встречает одного мохнатого врага Черепашек и Ниньяры.
Эйприл продолжает отдуваться за слово ниндзя на обложке. И получается отлично! Наверное, потому что серию создавали сами Мерфи и Алан, поэтому поток бреда перекрыт. Крис рисует классный экшн с ниндзя и очень харизматичную Эйприл, Мерфи наконец вспоминает про истоки серии. Мне жаль, что сами Черепашки редко проявляли себя как воины тени в комиксах Арчи, променяв дуэли с сюрикенами на прыжки в будущее и космический рестлинг. Зато комиксы дали больше времени раскрыться ниндзютсу Эйприл, что позже подхватят в мультсериалах.
Впрочем, кран со странными идеями хоть и перекрыли, но не завинтили до конца. К концу атмосфера ниндзя-поединков разрушается вещами вроде паука-монстра или закрученного происхождения Чиен Хана из «Полуночного Солнца». Всё же некоторые вещи можно было и не объяснять.
Также серия дополнена бэк-апами про пса Инки от Эрика Талбота. Просто весёлые зарисовки про смешного пса.
Merdude and Michaelangelo + Merdude and Mondo Gecko + Merdude vs. Ray Fillet
Третье место занимает три ван-шота про Мердьюда. Парень-Русалка, это же ваш любимый персонаж, он даже в мультфильме появлялся, ну же, вы же помните его! Вот именно, никто не помнит Мердьюда, никто не знает, зачем ему дали сольный спин-офф.
Вообще весь список спин-оффов Арчи вызывает кучу вопросов. Можно понять появление серий про Эйприл и Мутанималов, но Мердьюд? Может быть, издательство хотелось подчеркнуть, что у них совершенно другой персонаж по сравнению с анимационным ради перестраховки от исков. Анимационный жаброголовый был атлантийцем, комиксный же мутировал из рыбака 5 тысяч лет назад, то есть считается первым мутантом!
Также Мердьюд мог получить серию благодаря популярности морской тематики в черепашьих комиксах Арчи. Сюда и экологию с загрязнением вод можно добавить, и драки с пиратами/браконьерами, и гигантского кракена – универсальная область.
Или же Мердьюд был призван закрыть линию Мутанималов, чтобы подготовить их к появлению сольного шоу… Чего так и не случилось.
Также в спин-оффе снова появляется Армаггон, более абсурдный, чем в «Трилогии Акулы Будущего», но зато очень круто нарисованный… Майклом Гэйдосом!
Donatello and Leatherhead #1-3
Серебряную медаль в параде безумия занимают приключения Донни и Кожеголового в Полой Земле. Снова поприветствуйте «Тайны XX века»! Черепашкам Арчи часто приходилось пересекаться с тематикой этого странного журнала: йети, бледные пришельцы, морские чудища. Зачастую криптозоология помогала ярче подсветить проблему вымирающих видов, но в этой мини-серии диковинки служат только антуражем для путешествия.
Черепашка и ящер словно окунулись в олдскульный квест про затерянный мир с динозаврами, хищными растениями и амазонками. На самом деле, под конец комикс амбициозно переосмысляет лор всей Земли, вплетая туда древние цивилизации, однако развития тема не получила – видимо, никто среди других сценаристов не воспринял лимитку всерьёз.
И еще одна странная деталь: тим-ап двух зелёных не обыгрывается вообще никак. Кожеголовый предельно миролюбив, Дон умничает не чаще любого из своих братьев. Может, в создании комикса опять замешаны продажи игрушек?
April O’Neil (May East Saga)
Апофеоз безумия! Эта серия лучше всех напоминает, что Черепашки Арчи выходили в девяностых.
Давайте просто посмотрим пересказ:
Во время репортажа про далёкий необитаемый остров Эйприл впадает в транс и отправляется туда. Черепашки со Сплинтером следуют за ней. В древней гробнице Эйприл находит свою прапрапрапрапрапрапрабабушку – ведьму Мэй Ист (Апрель и Май, вы понимаете уровень).
Злодейка выпивает зелье, превращается в гигантского робота, Эйприл делает то же самое, а потом они устраивают мощный GO GO POWER APRIL.
Но это только присказка. После возвращения героев в Нью-Йорк Мэй Ист увязалась за ними – она уменьшается и залезает голову Сплинтера! Теперь он под контролем ведьмы. Беснующегося крыса отнесли к Книжному червю (буквально), а по его подсказке Эйприл и Черепашки тоже уменьшились ради проникновения внутрь сенсея.
В голове Сплинтера они все сражаются с лейкоцитами, а потом сбегают, чтобы Мэй Ист улетела с обещанием вернуться ради захвата мира, чего не случилось никогда.
Как вы понимаете, это чистое золото, guilty pleasure, такое нельзя пропускать! Я искренне не понимаю, почему никто в последующих черепашьих воплощениях не вспомнил про маньячку с лифчиком из черепов и робо-оборотным зельем! Надеюсь, она вернётся в Вечной Войне.
Сила притяжения
Fox Hunt, The Eyes of Sarnath (TMNTA #46-47)
Не так давно Черепашки вернулись из Азии, а новые дела уже зовут из обратно: в нью-йоркское логово пробирается Нага, брат Ниньяры, и просит помочь справиться с охотником, напавшим на лисью деревню. Пока Раф с возлюбленной переживают приключение в Японии, Черепашек и Эйприл ждёт встреча с странным андроидом…
Два выпуска служат прологом к последующим крупным событиям, но я бы все-таки выделил их отдельно. Именно здесь Ниньяра начинает развиваться из боевой подружки в не такую уж и простую героиню. Мы узнаем её настоящее имя (Умеко), наблюдаем за сложными отношениями с родным племенем и за шатким романом с Рафаэлем.
Стива Мерфи трудно назвать тактичным сценаристом. Когда нужно показать экологическую угрозу, он с размаха заполняет все море браконьерами. А если уж нужно рассказать про разлад в любви, он без промедления придумывает конфликт доверия и подсовывает Рафу соперника, лиса из деревни Умеко. Пускай он постарался добавить Ниньяре трагичного бэкграунда, получилась обычная командировка с загадочным восточным колоритом, да еще и с проверкой чистоты души от красной дьяволицы. Больше похоже на полный хаос, чем на ниндзя-мелодраму.
Тем временем в сюжете про инопланетного гостя Стив действует намного искуснее. Ослепший Сарнат со зверем-поводырем ищет свои глаза… которые украла инопланетянин аж из третьего выпуска! То есть еще из сюжета, срисованного с мультсериала! Там это была ни к чему не ведущая история про уменьшение Черепашек. И только спустя почти 50 выпусков Мерфи довёл её до ума: на далекой планете Сарнат и другие роботы успешно свергли жестоких хозяев, а в отместку бывший повелитель Сарната украл его глаза.
Совершенно внезапное углубление давно забытого сюжета заставляет внимательней присмотреться к беззаботному прошлому (чем Мерфи и будет заниматься дальше), а также откроет новую угрозу – разоблачение Черепашек обществом. Помогая Сарнату, братья случайно попали под прицел камер, что поставило под угрозу тайну их существования. Но все эти проблемы ждут братьев впереди, ведь они отправляются в космос!
Black Hole Trilogy (TMNTA #48-50)
На звездолет Черепашек нападает флот злой империи. И пока ниндзя сражаются вместе с сопротивлением против злого тирана, Донни телепортируется в сердце чёрной дыры – ему предстоит пережить встречу с Безмолвными Братьями…
И в экскурсии к племени Ниньяры, и в Трилогии Черной дыры метод Мерфи схож: один из братьев переживает сложное душевное испытание – остальные лихо дерутся в шумной драке. Наверное, это необходимый компромисс, чтобы дети не скучали, а сценаристу было проще прописывать серьёзную линию только с одним персонажем.
Ещё забавно, как симметричны они по проработке. Сцены вспыльчивой ревности Рафа сильно уступали интересному квесту с глазами Сарната. Здесь же наоборот. Звёздные Войны на минималках нужны только как фон, хотя Крис Аллан делает все возможное, чтобы поразить читателей космическими баталиями.
В противовес ярким планетам черная дыра окружает гостей белой пустотой, а драма концентрируется вокруг Краеугольного Камня, дарующего абсолютное прозрение. Безмолвные Братья хотят, чтобы Дон забрал Камень и стал их «ручным богом», однако всевидение сводит Черепашку с ума – и бремя силы берет на себя незрячий Сарнат.
Всего за три выпуска Стив Мерфи попытался создать историю уровня «Саги о Тёмном Фениксе». Отчасти он справился: холодная непознаваемая загадочность Безмолвных братьев, пугающие сцены помешательства Донни действительно заслуживают похвалы, как и героическая жертва Сарната.
Однако, возможно, арка смотрелась бы интереснее, будь на месте Донни Майки или Раф. Я понимаю, что экзистенциальная дилемма лучше подходит самому умному брату, но искушение абсолютным знанием здорово сработало бы на Черепашках, которые к всезнанию никогда не стремились.
Или же нет. Может быть, Стив Мерфи так подробно прописывал Дона и Рафа, потому что они были ему ближе всего? Всезнайка, готовый высказаться насчет любой проблемы, и бунтарь против всего мира? А к Майки и Лео сценариста никак не тянет.
Пицца с грибами, сардинами, бараниной и черносливом
Если в первых трех спецвыпусках издательство ещё старалось придерживаться приличий, то дальше пошёл разнос. Теперь в каждом ежеквартальном ван-шоте будет твориться ярмарка стилей для самых искушенных читателей.
И TMNT Adventures Special #4 с разбега собирается лишить вас рассудка! Просто вчитайтесь в описание. Брат Христофора Колумба по имени Луи основал на месте Манхэттена ферму, а потом его затянуло в другое измерение, но раз в сто лет его дом телепортируется обратно. Быку и козлу надоело, что Луи чистит им зубы, поэтому они сбежали, наелись мутагена и стали громилами Оксюмороном и Кидом Кортексом.
И пока Черепашки возвращают блудных парнокопытных, веселую ферму с Доном затягивает назад в другое измерение. А там его ждёт огромный свин-телепат, заставляющий всех валяться в грязи!
Понятия не имею, почему во все передряги затягивает именно Донни. Наверное, намёк детишкам: хорошо учитесь – и приключения сами вас найдут.
Я даже не буду подбирать метафор. Сценарий Роберта Флеминга плюёт на все нормы приличия, рисунок Милтона Найта снова заставляет Никелодеон под кокаином (кстати, он в выпуске тоже есть). Обязательно к прочтению!
Пятый выпуск предлагает историю про злых пиратов. Ничего особенного, только арт Рича Хеддена и Тома МакВинни забавляет.
Шестой выпуск передает привет из прошлого, ведь в нем возвращаются Крэнг и Шреддер. Парочка хочет похитить из шотландского замка энергетический меч, который на самом деле подпитывается инопланетным генератором. Черепашки и Эйприл срывают план злодеев, а потом готовят пиццу с хаггисом. Более типичной истории для мультсериала не придумаешь.
И седьмой спецвыпуск пробует напугать читателя двумя способами. Первый – вернуть Монстрекса из третьего спецвыпуска, чтобы поднять вопрос, кого же не самом деле стоит считать чудовищем. Симпатичная, незатейливая байка на Хэллоуин.
А вот второй путь действительно ужасает. Боб Фингерман, рисовавший «Сагу о Мэй Ист», снова превращает Эйприл в уродливую высушенную старуху, как и всех женщин. А ещё она встречает существо, состоящее из мутировавших органов…
Мерзко и безвкусно.
Обернись назад, страхи с тобой связаться хотят
В этих выпусках Мерфи возвращается к предыдущим сюжетам. Только в этот раз взгляд у него мрачнее. Будто жалея о своей мягкости в переходном периоде между мультяшными и новыми Черепашками, сценарист обращается со старыми персонажами совершенно безжалостно. Зато для Криса Аллана появляется отличная возможность показать, что он умеет рисовать не только драки в подворотне и космические корабли.
В 51 выпуске возвращается Хамелеон (моя любимая история на один выпуск). Ранее он своими наглыми расследованиями высмеивал шпионские клише, а сейчас мутант-перевертыш страдает от кризиса личности. Если он может стать кем угодно, то кто же он? Мебель, зверь, сверхчеловек? Пытаясь обвинить в превращении Черепашек, Хамелеон в конце концов смиряется с трансформацией и принимает свою чешуйчатую форму.
Скамбаг с Вирмом и раньше пугали своей дикой странностью, в #52 они стали совсем мерзкими: пиявка вынужден пожирать мутанта-жука по кусочкам.
А завершается прогулка по прошлому поездкой в Иерусалим.
The Animus War (TMNTA #53-54)
Как мне кажется, «Война Анимуса» работала бы лучше, если бы она завершила восточное турне. Сражение с монстром, черпающим силу из религиозного фанатизма, подвело бы странствиям отличный итог с назидательным выводом: любая вера хороша, если она не превращает людей в сектантов. Но арка заметно запоздала, тем более внезапная командировка Эйприл в Израиль выглядит сюжетным крюком.
И я не могу сказать, что двух номеров хватило для раскрытия темы. Начинается лимитка неожиданно реалистично, когда Черепашки оказываются в эпицентре уличных беспорядков (Майки даже временно слепнет из-за травмы). Не скажу, что я сильно удивился, когда увидел коктейли Молотова (после тибетского сюжета сложно удивляться политике в сценариях Мерфи), но все-таки нервно сглотнул. Далее явно намечался переход на идеологическое поле битвы: добрый дух Голани напоминает пришельца, то есть вроде как должен символизировать стремление к небу и свободе. А злой дух Анимус тяготеет к подземному миру, словно демон или джин, поэтому использует людей как пешек.
Увы, за два выпуска много не расскажешь, поэтому «война» уместилась в небольшую драку в пещере. То есть как постскриптум к пройденному пути читается уместно, но как самостоятельный сюжет – слишком быстро.
Пицца «Для четырех читателей»
Следующая четверка спецвыпусков дробится даже интереснее предыдущей. Увеличенные номера все еще играют роль пестрых фанфиков с творческим раздольем. Но я бы хотел показать, что каждый из них написан для совершенно разных людей.
TMNT Adventures Special #8 возвращает вакханалию из истории про веселую ферму. Черепашки попадают на планету, где носатый младенец вычихивает гигантских монстров, а местные жители хотят линчевать его на костре…
У фантазии Милтона Найта нет тормозов – вот таким бы и выглядел комикс, если бы его доверили придумывать ребенку. Подобную кавалькаду безумия вполне мог бы нашкрябать пятилетка на задней странице тетради. Под впечатлением от ежедневного просмотра мультиков и от наивного детского сердца. А Милтон Найт только бережно обвел каракули, чтобы придать им невероятную пластичность.
Девятый номер же предлагает взгляд со стороны родителей: яркие картинки обязаны учить детей хорошему? Так пускай «Черепашки» станут назидательной сказкой про волшебного крота Хэдраша, которого Сплинтер пригласил ради примирения вечно спорящих братьев. А у второй истории будет мораль, что обманывать нехорошо – только теперь Черепашки будут спасать викторину крота от разъяренных зрителей.
Думаю, из всех спецвыпусков именно комикс про телешоу стал моим любимым, ведь рисует сам Стэн Сакаи! «Отец» Усаги на рисовании антропоморфных собаку съел, но здесь ярче всего блистает его талант создавать хлесткие комедийные стрипы. На своем «Поле чудес» трикстер Хэдраш уморительно обманывает гостей-варваров, лишь бы не давать им выигрыш.
Очень жаль, что Хэдраш не закрепился в каноне: даю ему второе место сразу за Мэй Ист в очереди на новую инкарнацию.
Выпуск #10 рассказывает о драке черепашек с кактусом-монстром. Я бы назвал его точкой зрения от человека, почти не знакомого с Черепашками. Этакого случайного прохожего, он вроде бы и видел Четверку на коробках пиццы, но понятия не имеет, чем братья занимаются. Ну, наверное, Ниндзя-Мутанты должны сражаться с другими зелеными мутантами? Отлично, пусть будет кактус с Дикого Запада!
И завершающий #11 – чисто гиковская история из разряда: а что, если бы Эйприл стала пятой черепашкой? Сериал с Венерой выйдет через три года, так что идея довольно свежая. Не то чтобы Эйприл сильно мучалась из-за превращения. Да и выпуск не подарил нам крутых драк для Боевой Пятерки.
Я бы предпочел отдельную лимитку в духе Элсворлдов ДиСи: как бы изменилась история Черепашек, если бы Эйприл при первой же встрече мутировала в рептилию? Случился бы раскол или наоборот, Черепашки станут звездами ТВ?
А так, последний спецвыпуск – легкое приключение с парой забавных панелей.
Помни о смерти
Megadeath (бэк-апы TMNTA #48-54)
На Могучих Мутанималов нападают киборги-головорезы – Банда Четырёх. Сначала мутанты дают отпор. А потом бандиты возвращаются и всех их убивают.
Что ж, во Вселенной Арчи можно найти кучу спорных, причудливых и натянутых моментов (вы все ещё помните лифчик с черепами?). Но только позорная смерть Мутанималов вывела меня из себя. А ведь я еще давным-давно проспойлерил её, каково же было читателям в 1994 году?
С друзьями Черепашек покончили не в их серии, не в кроссовере и даже не филлере. Их загнали в бэк-апы на несколько страниц, дополнявших основной онгоинг. Мутанималов сразили абсолютно случайные злодеи, которые впервые появлялись в этой «истории»! Никакого драматичного боя до последней крови или героический жертвы – Мутанималов жестоко расстреливали, как скот на бойне.
В чем же причина быстрой расправы? Говорят, всему виной отмена мультсериала про Мутанималов, а также слабые продажи их сольной серии. Мерфи не стал мелочиться и беспощадно выбросил собственную команду в утиль.
Мне кажется, именно смерть Мутанималов стала переломным моментом, когда комикс окончательно захватил…
…синдром Серебаса. Безобидный детский комикс стремительно взрослел, пока не стал насквозь циничным и жестоким. Но пошло ли ему это на пользу? В моменты таких эпатажных выходок, как «Мегасмерть», мне казалось, что комикс сбился с пути. Но следующая арка доказывает: без жестокого оскала трубкозуба «Черепашки» Арчи никогда бы не стали настолько многогранными.
Terracide (TMNTA #55-57)
Раф и Дон из будущего прилетают в настоящее, но он уже опоздали – Мутанималы мертвы. Черепашки двух времен и Слэш готовы нанести ответный удар организатору казни – Наллу…
Эта арка с лихвой искупает бессмысленную смерть Мутанималов. Трагедия запускает напряженную и очень динамичную историю о мести.Она не просто так называется «Террацид» – Налл на пике демонической мощи готов уничтожить всю планету, а команда Черепашек пойдёт на все, чтобы его остановить.
Налла не назовёшь глубоким злодеем, да и его фигурки вряд ли пользовались бешеным спросом. Его достоинство не в харизме – наоборот, демон пользуется талантом вызывать отвращение. Каждый план Налла заставляет скрежетать зубами от бессильной злобы. Идеальный был бы злодей для кроссоверов, если они случались в комиксах Арчи почаще.
«Террацид» поражает суперкрутым экшеном. Герои озлоблены, Наллу и Малигне нечего терять — каждая схватка ощущается как последняя: и бой со Слэшем на пляже, и всеобщее побоище с наемниками демона, и космическая вылазка, где Слэш жертвует собой…
История об отмщении завершается самопожертвованием: Слэш прошёл путь от комичного агрессивного пришельца до настоящего героя – и его смерть шокирует даже сильнее гибели Мутанималов.
Ещё больше ценности истории прибавляет необратимость смертей. Ни Слэш, ни Мутанималы больше не вернутся, потому при повторном прочтении «Террацид» вызывает такие противоречивые чувства. Головокружение от адреналина и грусть, что путь персонажей закончился вот так.
Черепашья слепота
How the Pre-TMNTs Got Their Colors (TMNTA #58)
- Рисунок: Брайан Томас
После победы над врагами Черепашки разделились. Майки, ослепший ещё после Войны Анимуса попадает в лапы правительства. В клетке ему остаётся только вспоминать прошлое…
Продолжение цепочки флэшбэков о маленьких Черепашках. На этот раз мы узнаем, откуда взялись разноцветные повязки.
Просто в какой-то момент Сплинтеру стало сложно различать сыновей, а они начали этим пользоваться — однажды они вернулись после драки с бандитами в разноцветных кепках, что и подкинуло мысль. Из всех детских филлеров этот мне понравился меньше всего. Не самое впечатляющее объяснение, которое ещё и выставляет Сплинтера недалеким. Зато очень мило нарисовано.
Контраст с мрачным настоящим и потешным детством срабатывает крайне хорошо – возвращение в лабораторию действует как холодный душ.
Blind Sight (TMNTA #59-60)
О существовании Черепашек стало известно ушлым журналистам. Они готов рассказать правду о монстрах в прямом эфире.
Хотя на обложке показан ослепший Майки, слеп не только он. Доктор видит в Черепашках только подопытных, а не разумных существ. Журналисты – сенсацию для ТВ. Публика – очередной повод для сплетен.
Может, комикс и поразил синдром Серебаса, но в душе он остался травоядной черепахой. Сценаристу в этой истории особенно сложно отыскать баланс между серьёзными темами (произвол правительства, погоня СМИ за сенсациями, бесчеловечные опыты) и гэгами про смешные погони. Стив Мерфи так высоко поднимает планку, когда чуть ли не показывает вскрытие Микеланджело, а потом сам же саспенс и разрушает абсурдными шутками про глупых военных.
А эпилогом следует предельно туманная индейская притча о сотворении мира, и она снова возвращает на лекцию по экологии. Казалось, мы уже сбежали с неё.
В общем, я не в восторге от «Слепого взгляда».
Последний круг
Завершается серия финальным пролетом по трем эпохам.
Dreamland (TMNTA #62-66)
«Страна грез» полностью посвящена Черепашкам будущего. Донни продолжает работу над машиной времени. Раф встречается уже с другой лисицей по имени Мескаал. Майки увлекается искусством (изображает Эйприл в виде ангела) и приглядывает за приютом. Лео с учениками патрулирует улицы. Но из-за преступлений загадочных бандитов-камикадзе братьям придётся снова собраться вместе – и примерить киберброню!
Да, идея с новыми суперкостюмами – чистый маркетинг ради продажи игрушек. Но Стив Мерфи за рекламу отыгрался сполна.
Арка про взрослых Черепах действительно взрослая на всех уровнях. Во-первых, каждый из братьев нашел свой путь, и мы наконец можем неспеша понаблюдать за их судьбой. Черепашки от Арчи всю первую половину серии казались цельным боевым механизмом – спустя сто лет они раскрывают свою уникальность во всей красе.
Во-вторых, шок-контент. Сюжет начинается с Рафа, стоящего на горе их мертвых врагов, а затем кислотный дождь разъедает его кожу. И это не просто насилие ради бессмысленной жесткости. При помощи яркого образа начинаются размышления, разумно ли следовать принципу «око за око» в мире на краю гибели.
Но в то же время братья не могут просто взять и простить всех своих врагов. Все ли враги заслуживают милосердия?
Чтобы дать отрицательный ответ, Мерфи зашел так далеко, что совершил одну из самых скандальных вещей за всю историю Черепашек. Оказывается, мозг из лаборатории Армаггона принадлежал… Гитлеру! И он ожил, что сбежать в нацистскую Германию времен Второй мировой!
Черепашки сталкиваются с Гитлером лицом к лицу, пока не вынуждают его застрелиться…
Сцена встречи с Гитлером интересно параллелится с визитом к Колумбу: если в 1492 году подростки лишь выслушивают лекцию о человеческом невежестве, то в 1945 в уже не стесняются пустить в ход кулаки.
Если все жизни одинаково ценны, стоило ли им попытаться спасти даже настолько падшую душу?
Колебания насчет оправданности убийства наконец подводят нас к жестокому финалу. Верминатор Икс собирается продать мозги землян инопланетянину, желающему перепродать их расе, не способной видеть сны. А Земля все равно будет уничтожена после падения метеорита.
От напряжения Раф не выдерживает и убивает Верминатора выстрелом в голову. Идея благородства окончательно рассыпается перед безысходностью.
Но Черепашки заходят еще дальше! Донни перепрограммирует киборга, чтобы с его помощью остановить смертельный метеорит.
В общем, мораль такова: перед расстрелом ваших врагов убедитесь, что их нельзя использовать живыми в своих целях.
The Angel of Times Square (бэк-апы TMNTA #62-66)
В бэк-апах также представлен тайм-скип, но поменьше. Слегка постаревшие Эйприл и Оюки пытаются тайно спасти ангела, плененного ради наживы…
История простая и слишком сентиментальная для своего объёма. Кто бы мог подумать, нельзя брать в плен любых существ, даже нематериальных. Складывается ощущение, что Мерфи захотелось поиграть в «Сэндмена», но пришлось снова обходиться ниндзя-штуками.
Главное, что история Эйприл получила сносный конец. Там нет свадьбы на закате или какого-нибудь становления королевой ниндзя – она просто остаётся хорошим человеком и помогает людям. И ангелам.
North to Alaska (TMNTA #67-70)
Возвращаемся в настоящее. Черепашки, Ниньяра и Сплинтер отправляются в глухие леса Аляски. Снова Раф в центре внимания: его роман с лисицей трещит по швам, а ещё хуже становится, когда они встречают племя северных волколюдей…
Разыгрывать любовный треугольник между ревнивым Рафом, своенравной Ниньярой и альфа-самцом из дикой стаи было бы безвкусно даже для прямолинейного стиля Мерфи (кстати, здесь он прячется под новым псевдонимом Джей Воллман). Всё не так просто.
Раф обвиняет вожака стаи, но не замечает, что отношения рушатся из-за него самого. В конце концов, романтическая пелена спадает, и парочка видит, что между ними слишком мало общего.
Ваше восприятие «Лунных глаз» напрямую зависит от того, любите ли вы истории про обреченную любовь. Также будет лучше, если вы реально погружены в эстетику фурри, потому что мохнатых мускулистых тел в арке полным-полно.
How the Turtles Got Their Weapons (TMNTA #67-70)
- Сценарий: Стив Салливан
И завершаем хроно-пробежку детской историей. Пришла пора узнать, как Черепашки получили свое оружие.
Как в случае с цветами, ответ даётся в последний момент и не сильно объясняет, почему каждому брату достался конкретно такой арсенал. Куда больше времени уделено борьбе с бандой, желающей захватить додзе старой подруги Сплинтера.
Может, история была бы и неплохим филлером, но она стала концом – онгоинг завершился на 72 выпуске в 1995 году.
Как же так вышло? Взросление комикса не осталось незамеченным. Вызывающие темы, жестокое уничтожение врагов, появление Гитлера, в конце концов – все это хоть и выглядело круто, но никак не помогало продажам. К тому же, главный редактор Виктор Горелик очень негативно относился к экспериментам Мерфи. Дни работы Стива над комиксом были сочтены – пришло время для громкого финала.
А он бы комиксу точно не помешал, учитывая как много осталось незавершенных линий. История будущего хоть формально закончилась хэппи-эндом, все равно оставляла много пробелов. Например, Раф явно заслуживал большего, ведь он так и не смог справиться с гневом и тоской по Ниньяре. Какая судьба постигла Шреддера? Что случилось с Армаггоном?
В 70 выпуске даже опубликовали тизер: в следующем номере должна была начаться последняя история под названием «Вечная Война». Черепашки настоящего и будущего снова бы столкнулись со Шреддером, теперь уже точно в последний раз.
Но издательству снова не понравились планы Мерфи. Сценариста уволили с серии, а анонс проигнорировали. Вместо него вышел филлер про маленьких Черепашат, а на последней странице читателей ждало совсем другое объявление – совершенно новая серия от новых авторов!
The Year of the Turtle (TMNTA vol.3 #1-3)
- Сценарий: Дэн Слотт
- Рисунок: Хью Хайнс
Раз в тысячу лет к двенадцати животным китайского зодиака прибавляется тринадцатый зверь – Черепаха. Ради могущества Шреддер начинает охоту за тремя Черепашьими талисманами. Братьям предстоит помешать ему, даже если придется испытать магию на себе.
Для меня было сюрпризом обнаружить, что Дэн Слотт когда-то писал про «Черепашек»! Задолго до «Человека-Паука», «Могучих Мстителей» и «Фантастической Четверки» Дэн попробовал перезапустить черепаший комикс, но попытка обернулась неудачей – у молодого сценариста попросту не хватило интересных идей, чтобы привлечь новых читателей и удержать старых.
Его версия Черепах ничем не запоминается. Даже их история не очень черепашья: подростков-ниндзя можно легко заменить на Лару Крофт или любых героев мультфильмов про поиск сокровищ.
Иногда сатирический юмор Слотта все же дает о себе знать. Например, в первом же выпуске Боевая Четверка избивает Могучих Рейдеров. Шутка слишком примитивная и не сильно смешная, но сейчас выглядит как забавный артефакт эпохи. И с подачей истории Слот старается экспериментировать, представляя сюжет как сказку, которую Хамато Йоши рассказывает своему ребенку перед сном. Но все это мелочи. Вместо представления Черепашек Слотт тратит время на шутки про Рейнджеров и скучные речи Шреддера – Черепашки же так и остаются угловатой горой мускулов.
Стиль Хью Хейнса тоже не добавляет комиксу плюсов. После десятков выпусков визуального карнавала его умеренный стиль быстро надоедает.
В итоге, «Год Черепахи» застрял в неопределенности. Для перезапуска он предлагает слишком мало нового. Для завершения истории Мерфи – слишком обособлен от стиля его Вселенной. А для самостоятельной истории комикс чересчур блеклый и незначительный.
Вот так закончилась эта безумная езда по американским горкам – официальная история Черепашек от Арчи. Но это еще не конец!
Двадцать восемь лет спустя
Мираж Вечной Войны маячил перед фанатами сериями почти три десятка лет.
1996 год. Воссоединение Аллан и Мерфи случилось в очень неожиданно месте – черно-белом фурри-журнале Furrlough. Да, существуют фурри-журналы!
Furrlough #47, 48, 52
В идее дать Ниньяре мрачную крутую историю что-то определенно есть. Экспериментальный комикс мог бы стать своеобразной Elektra: Assassin. Только с фурри.
Но что получилось в итоге – это не история. Это лишь несколько страниц набросков с обнажёнкой и словом fuck только ради взрослого рейтинга. Кажется, спустя много лет Ниньяра снова промышляет воровством, легко убивает врагов и растит дочку. Но большего мы не узнаем, к сожалению.
Может, это канон, может, и нет, разницы все равно никакой – ведь смотреть тут стоит только на рисунок.
Даже без покраски грациозные пируэты Ниньяры в исполнении Криса Аллана выглядит очень вдохновляюще. Может быть, именно такой ловкой убийцей Ниньяра стал бы, если бы дебютировала в комиксах Мираж. Но комикс оторвался на клиффхэнгере, а дальнейшая судьба Ниньяры окутана тайной.
2004 год. Стив Мерфи вернулся работать в Mirage Studios в качестве главного редактора. Курируя черно-белую серию Tales of the TMNT, Мерфи иногда и сам брался за сценарии. Под старым псевдонимом Дина Клэррэйна он даже снова поработал вместе с Крисом Алланом.
Казалось бы, идеальная площадка для возвращения Вечной Войны.
2007 год. Мерфи поделился готовыми набросками истории, а также рассказал, что на момент отмены сюжета уже почти были завершены целых два выпуска.
2009 год. В честь 25-летия Черепашек-Ниндзя Вечная Война должна была выйти в формате лимитки из пяти номеров. Однако выход все время откладывался, а затем франшизу продали Никелодеон, комикс перезапустили в издательстве IDW. Вечная Война снова пропала с горизонта.
2014 год. Стив Мерфи и Крис Аллан создали короткую историю с говорящим «зеленым» названием Paper or Plastic? для TMNT 30th Anniversary Special. Она снова позволила заглянуть во Вселенную Арчи и стала последним совместным комиксом великой команды на данный момент.
2023 год. Дистопичное будущее из комикса уже почти наступило. И тут время выйти на сцену для героев, спасших финал истории – Illusion Studios!
Приведу их заявление, озарившее черепашьих фанатов новой надеждой:
Восстановленный материал [Вечной Войны] так нас вдохновил, что мы предложили Крису завершить историю для фанатов, и он согласился! Также мы заручились и поддержкой сценариста серии, Стива Мёрфи, который не стал принимать участия в проекте, но пожелал нам удачи во всех начинаниях. А ещё Джима Лоусона, который нарисовал дополнительную историю на 14 страниц, дополняющую основной сюжет.
Работа кипела несколько лет, и вот, мы готовы опубликовать грандиозный финал серии на русском языке!
Издательство объявило кампанию по сбору средств на Boomstarter. Можно будет заказать пять неизданных ранее на русском книги (с 12 по 16) в мягкой и твердой обложке или же абсолютно ВСЮ серию из 16 книг. Все спонсоры получат восстановленную «Вечную Войну» в качестве бесплатного семнадцатого тома – пока что это единственная возможность ее приобрести. Этого комикс нет в свободном доступе, его нет на английском языке – пока «Вечная Война» существует только как бонус на Бумстартере!
Подробности предзаказа ищите по ссылке! Это не реклама…а очень жаль.
Хотите ли вы оставить «Вечную Войну» несбыточной легендой? Или мечтаете увидеть историю на полке? Как вы считаете, что лучше: безграничная фанатская фантазия или плод многолетних усилий самых преданных черепашьих фанатов на планете? Выбор остается за вами.
А теперь обещанный краткий список для чтения.
Для начала спин-оффы. Читать их можно в любом порядке, в любой момент (на русском не издавались):
- Мини-серии TMNT Presents: April O’Neil #1-3, April O’Neil: The May East Saga #1-3, Donatello and Leatherhead #1-3, Merdude #1-3
- Спецвыпуски TMNT Adventures Special, выбирайте на свой вкус: #4 (безумная ферма), #5 (приключения с пиратами), #6 (сражение со Шреддером и Крэнгом в Шотландии), #7 (Хэллоуин), #8 (носатый младенец, чихающий монстрами), #9 (история про хитрого крота), #10 (самураи против инопланетного кактуса), #11 (Эйприл становится Черепашкой).
- «Ниньяра»: короткие неканоничные истории из фурри-журнала Furrlough #47, 48, 52
- «Год Черепахи»: TMNTA vol. 3 #1-3 (перезапуск серии в 1996 году)
Далее основной комикс и список книг от Illusion Studios:
- TMNT Adventures vol. 2 #40 (входил в 10 том) и «Книга 11. Будущее время»:Mighty Mutanimals Vol.2 #7+ TMNTA #41-44
- «Книга 12. Черная дыра»: TMNTA #45-50
- «Книга 13. Война Анимуса»: Mighty Mutanimals Vol.2 #8-9 +TMNTA #51-54
- «Книга 14. Гибель Земли»: бэк-апы TMNTA #48-54+TMNTA #55-61
- «Книга 15. Страна грез»:TMNTA #62-66
- «Книга 16. Лунные глаза»:TMNTA #67-72
- «Книга 17. Вечная война»:TMNTA #73-77
Это финиш! Хотя финал комикса все еще готовится к выходу, вы уже добрались до конца статьи – теперь самое время для вас рассказать, за что же вы полюбили Черепашек Арчи? Делитесь в комментариях!
P.S. Про «Черепашек» IDW тоже забывать не следует…
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!