Игра на десятилетия или просто много шума из ничего – что из себя представляет «Star Citizen»?
Это – мечта идиота. В индустрии видеоигр есть такие идеи, которые все бы хотели воплотить, ну, или хотя бы поиграть. Они витают в воздухе, недосягаемые и недостижимые из-за нерентабельности или низкого уровня технических возможностей. Симулятор Бога, с инструментарием для создания планеты, управлением дальнейшей цивилизацией на протяжении нескольких лет? Идеальный сурвайвал в открытом мире, с громадной картой в целую страну, которую можно кроить на свой лад? Игра про средневековье, с огромными онлайн баталиями на тысячи человек?
Космический симулятор с тысячами планет и звездных систем, где аватар игрока может ходить по любой поверхности и сам забирается в свой корабль, и игрок это чувствует благодаря эффекту погружения, и все это – без загрузочных экранов?
Мы все хотим что-то подобное, но мало кто берется это осуществить.
Крис Робертс захотел. Опытный разработчик, собаку съевший на космосимах, в 2011 разрабатывает демо своего нового проекта на движке CryEngine. Проект очень прост — синглплеерный космический симулятор. Крису импонировала модель выхода тогда еще популярного Minecraft, да и масштабы были скромнее. Планировалось лишь довести игру до альфа версии при помощи частных инвесторов, а на собранные народные деньги, после выпуска альфы, постепенно обновлять и улучшать её. Желая собрать нужную сумму на полноценную разработку, Робертс выходит на Кикстартер. Этот момент предваряла партизанская рекламная кампания с тизерным сайтом и закрытыми показами демо для прессы.
Тогда ничто не предвещало беды: сайт запущен, презентация игры публике на GDC 2012 началась, как через некоторое время сайт падает от огромного наплыва людей. Идея, внезапно, выстрелила. Геймеры вдруг уверовали в проект мечты.
Наверное, это казалось сказкой.
К концу официального срока для сбора средств на Кикстартере, в копилке проекта быль около 6.5 миллионов долларов. Более, чем достаточно, и даже больше, чем рассчитывали. Команда Cloud Imperium Games, студии Робертса, приступает к работе.
Каким оно должно быть
Обычно описание этого проекта начинается с ёмкого, но меткого слова представьте. Итак… представьте:
Вечно вежливый женский голос приветствует вас на орбитальной космической станции одной из сотни доступных планет. Добро пожаловать в порт Олисар! Перехватите чашечку кофе в баре, перекиньтесь парой слов с таким же как и вы игроком и откройте свой виртуальный органайзер MobiGlass – пора выбирать, куда держать путь!
Закажите корабль у терминала, и через секунду он появится на платформе. Выйдите наружу (не забывая про скафандр!). Местная звезда слишком слепит глаза, а скафандр еще и бликует… Но вот ваш корабль, платформа Е4! Неказистый, да, дешевый. Но еще пару-тройку заданий или удачная продажа вот этого ресурса вот на той планете, и можно будет взять что-то получше.
Он одноместный, похож на жука из стали, с наклонными окнами в кабине вместо глаз. Зато есть койка сзади, значит, можно спать и сохраняться в глубоком космосе. Кабина уютная, экраны мигают – их можно трогать – предусмотрительно показывая температуру двигателя и запасы топлива.
Куда махнуть? Где торговать? Может открыть охоту на торговых путях? Но стоит ли это лицензии торговца? Или, ну его к чертям! Записаться на службу, десантником, воевать на планетах и среди звезд, на кораблях и в открытом космосе без гравитации! Жить лихой, виртуальной жизнью, умереть от передозировки романтики или свинца. Или шахтером? Есть тут неподалеку буровой корабль моего знакомого, мы с ним вместе как-то уходили от пиратов в поясе астероидов…
Условимся на берегу – даты выхода нет и не будет. Формально, о релизе StarCitizen объявят, когда бета версия покажется разработчикам достаточно хорошей, и её можно будет называть готовым продуктом. А вот пощупать скелет можно уже сейчас.
«Star Citizen» после релиза – это две игры, одиночная и мультиплеерная. Одиночная кампания называется Squadron 42, где вам предстоит взять на себя роль простого пилота-новобранца и нести службу на огромном корабле. Из приятных фишек: персонажей в игре воплотили Марк Хэммил, Гэри Олдман, Энди Серкис и Джиллиан Андерсон.
Многопользовательская составляющая и есть, собственно, «постоянная вселенная». В ней планируются сотни планет и систем; порядка 30 профессий, начиная от пехотинца, пирата, контрабандиста и фермера, заканчивая шахтером, исследователем, археологом и журналистом. Никаких классов, скиллов и прокачки. Единственные навыки, которые вам нужны – ваши способности, как игрока. Обещают развитую систему экономики, на подобии «EVE Online», на которую влияют сами игроки; возможность ведения собственного бизнеса и покупку предприятий; перманентную смерть, после которой ваши вещи и корабль перейдут к наследнику (т.е. к вашему новому персонажу); продуманную кастомизацию персонажа и оружия; систему репутации, при которой игроки, нанявшие вас, оценивают вашу же работу, и при которой за каждое нарушение закона у вас будет меняться социальный статус в UEE – Объединенной Империи Земли.
Вы наверняка заметили, что ключевые слова: планируется, обещают, хотят? Список планируемых механик и фич огромен, и это пугает. Получится ли все это осуществить? Сейчас, все разом – разумеется нет. Вселенная строится, обрастает деталями и подробностями, словно мхом. Помните, какой моделью выпуска всегда руководствуется Крис Робертс? Требуют срочного релиза игры только те, кто совсем не знает как проходит процесс разработки.
С другой стороны, сколько игр с возможностью выхода в открытый космос в любой момент, перестрелок в зонах без гравитации и возможностью взять на абордаж чужой корабль во время боя вы знаете? Игр, где мир – бесшовен, а пространства огромны, и это все еще и выглядит красиво, благодаря CryEngine? Все это уже доступно в нынешней версии.
Смотрите, завидуйте, я – гражданин!
Сто сорок миллионов долларов на краудфандинге и третье место в списке самых дорогих игр за все времена; четыре собственных студии и около девяти студий-партнеров по разработке; почти два миллиона зарегистрированных и активных «граждан»; плеяда слухов и россказней, скандалов и псевдоразоблачений; виртуальные космические корабли за вполне реальную валюту и — теперь уже точно — заоблачные амбиции. Это – Звездный Гражданин сейчас.
Чтобы играть, на сайте вы должны купить один из кораблей. Суммы варьируются: от 35 долларов за одноместный корабль и 275 за пятиместный. Самый дорогой набор стоит 15 000 долларов, и в него включены все доступные в игре корабли.
Игра находится в состоянии открытого альфа-тестирования. Из-за принципа разработки, вселенную Звездного Гражданина собирают буквально по кусочкам – модулям. Сейчас доступны четыре: ангарный модуль, Arena Commander, Star Marine и Persistent Universe.
Ангарный модуль позволяет игрокам посмотреть на свои корабли, поставить модификации, посидеть в кабине. Это был первый выпущенный модуль для игры, так сказать доказательство наличия. Arena Commander – это космические бои, как против игроков, так и против ИИ. Несколько карт для догфайтинга, гонки на кораблях и учебный уровень, где можно попрактиковаться в управлении. Ньютоновская физика поведения кораблей заставляет попотеть даже самых умелых.
Peristent Universe, или же дословно «постоянная вселенная», является фундаментом будущей глобальной ММО. По факту – это самое начало того, что обещали разработчики. Она делится на две зоны, ArcCorp18, рассчитанной на социальные взаимодействия, и Port Olisar, где можно заказать свой корабль, совершать покупки, выполнять задания и сражаться во всех плоскостях, пешком и в небе.
В недавнем обновлении добавили еще один модуль, Star Marine, классический шутер. А это означает, что разработчики вплотную занялись полировкой FPS части игры.
Arena Commander и Star Marine в лоре Гражданина – две игры-симулятора. Реальные разработчики «Гражданина» используют эти модули для тестирования различных геймплейных механик.
Это уже не прототип, не демо и не тестовый билд. Это уже ближе к игре, чем когда-либо. Разумеется, есть большая разница между каркасом и построенным домом, и сейчас в игре есть и вылеты, и крупные баги и тому подобное. Но те, кто следили за проектом с самого начала подтвердят – результат налицо. Модули обновляются, добавляются новые. Раздавая обещания, Робертс не забывает их выполнять, одно за другим. В этом и есть его фундаментальное отличие от множества других разработчиков.
Время и деньги
На самом деле, разрабатывают «Star Citizen» не так уж и долго. Не дольше, чем любой иной ААА проект. «GTA V»делали пять лет, при этом уже были пройдены этапы формирования студии и разработки движка. Guild Wars 2, MMO, делали шесть лет.
Потребовалось время на открытие нескольких студий, найм работников и так далее. Разумеется, на первоначальном этапе были и другие проблемы, самого различного плана. Представьте, что пытаетесь засунуть бурю в стакан – надо скоординировать работу нескольких офисов с разными часовыми поясами, обозначить «генеральную линию партии», решить множество других вещей, от единого духа в дизайне кораблей до вопроса отношений с общественностью – вот настолько было тяжело в первые годы. Судя по рассказам сотрудников студии, атмосфера напоминала работу в ньюс-руме.
У проекта, который профинансировала аудитория, нет привилегии уйти в тень, в режим радиомолчания. Любой иной издатель или разработчик может выбрать момент, когда он будет готов показать свою игру публике. Star Citizen была на виду с самого начала.
Поэтому, чтобы не создавать информационный вакуум, команда разработчиков еженедельно выпускает видеоотчеты о проделанной работе. Чем какая студия занималась в определенный период можно узнать на YouTube канале. Здесь и отчет о разработке, и выпуски о том, как исправляются баги, рассказы о предыстории вселенной, 10 вопросов Крису Робертсу от фанатов и многое другое. С прошлого месяца разработчики даже выкладывают на всеобщее обозрение примерные графики обновлений и процессов работы.
МММ или ММО?
Сто сорок миллионов долларов – на эти деньги можно минимум дважды запустить в космос ракету Falcon 9. Это неприлично баснословная сумма для независимой студии. В среднем, в день на счет компании переводят несколько тысяч долларов, благодаря преданным покупателям и игрокам. Если судить по графику на сайте RobertsSpaceIndustries.com, обычно крупные всплески «инвестирования» происходят после анонса нового обновления, выхода нового ролика и т.п. За один только ноябрь была достигнута сумма 7 751 061 миллионов долларов.
При этом, сколько именно осталось от общей цифры неизвестно. Учтите – на эти сто сорок миллионов нужно было открыть 4 студии, нанять штат в 350 человек, заплатить за лицензии и ежемесячно платить сотрудникам зарплату на протяжении нескольких лет. Впрочем, Робертс не только геймдизайнер, но еще и продюсер (он, кстати, когда-то продюссировал «Карателя» с Томасом Джейном в главной роли.) В его умении распоряжаться финансами пока что не приходилось сомневаться.
CIG разумно не распространяют информацию о своих тратах, потому что недовольные будут в любом случае. Однако, один пользователь Reddit год назад проделал небольшое расследование. В двух словах, в 2015 году, по очень примерным подсчетам, студия зарабатывала 32 миллиона долларов, при неточных тратах в районе 19-31 миллионов. Понятное дело, цифры неизвестны, но судя по всему разработка на тот период как минимум уходила в ноль. Что же по состоянию на 2017, когда не надо делать крупных трат и вложений (открывать студии, покупать оборудование и технологии), а рабочий процесс стабилизировался, остается только догадываться. В недавнем интервью немецкому журналу Gamestar, Робертс заверил: денег достаточно, но даже если вся поддержка игры вдруг рухнет (т.е. деньги перестанут поступать вообще), у компании хватит ресурсов доделать Squadron 42 (синглплеерная кампания), а после, на деньги с продаж, продолжить строить вселенную.
Ради бройлерных куриц
Такие игры не для всех. Они для раненых космосом, больных научной фантастикой, для таких же, как и её создатели. И её ждут, потому что она не похожа на все остальное.
Под «Гражданина» люди оборудуют себе стол с джойстиком-штурвалом и тремя мониторами, для полного погружения. Она не для масс, а для определенного круга геймеров. Создаваемая не ради денег, а ради желания сделать лучшую игру на свете; профинансированная не бизнесменами и инвесторами, но простыми фанатами и игроками. Кажется, такого сочетания свободы, опыта и денег не было еще нигде. У CIG развязаны руки, но есть крылья, и главное теперь – не падать.
Уже годами – нет, поколениями – нас кормят однотипными продуктами, в которые приходится играть, за неимением чего-то другого. Сколько раз вы испытывали это чувство пресыщения, когда пробегаешься по списку игр и понимаешь, что ничто не цепляет? Пожравшая себя, словно уроборос, «Call of Duty», очередная «FIFA», очередная игра про зомби, типовая, словно с конвеера, РПГ с иллюзией выбора. Седьмой «Assassin’s Creed», семнадцатая «Final Fantasy». Не то, чтобы мы нуждались в новых IP. Скорее, нам нужны свежие идеи и смельчаки, которые за них возьмутся. Поэтому, как феномен, сейчас укрепляются инди-игры, благо есть разработчики, со свежими идеями и мозгами.
Но и они дают маху. Из-за неопытности ли, из-за плохой организации, не суть. Все мы помним историю с «No Mans Sky», когда один человек слишком много наговорил? Провал одной маленькой, неопытной студии – и вот уже клеймят лошадиным тавро игру в таком же жанре. Но и они не виноваты. У нас просто слишком любят пинать мечтателей и давить на аутсайдеров.
Рано или поздно, «Star Citizen», конечно, выйдет. Несмотря ни на что, в том или ином виде. И если вы верите проекту – поддержите, если нет, и это не ваша тема – тогда ладно. У фанатов научной фантастики нервы крепкие. Поверьте, они и не к такому готовы. В конце концов, межзвездные перелеты могут занимать и полжизни. Но если есть надежда в конце увидеть что-то невообразимое, то, возможно, стоит рискнуть.
Фигасе, вот это материальчик!
Вот с делами разберусь и залипну.
Хотя, думаю, конкретного ответа на вопрос «Что из себя представляет «Star Citizen»?» нельзя будет дать еще пару лет…
Благодарствую!
Блин, за эти пару лет нужно заработать на мощный комп и заслужить право играть раза два в неделю, а лучше и поболе… Не, не выйдет. Тогда хотя бы просто дожить и смотреть украдкой летсплеи – программа минимум(
Отличный материал, спасибо. Развеяли некоторые опасения по поводу проекта. Как только обзаведусь нужной техникой — залипну в «Гражданина»
>Что из себя представляет «Star Citizen»?
No Man’s Sky 2
Скорее, скорее! Не читая материал — шутить, острить, авось лайки наберутся!
>Не читая материал
Боюсь, вы меня с кем-то перепутали.
Точнее ничего не зная о сабжах, что об одном что о другом
Да, совсем ничего. И неважно, что я играл в обе, незнакомец в интернете поставит свой диагноз по аватарке.
Да конечно, такой то бред написать. Наверное играли ногами, смотря телик.
Вам, конечно же, виднее. Особенно по части бреда.
Телевизор не смотрю, кстати.
Да кстати пофиг
Star Citizen > Elite Dangerous > что-то отстойное > кусок навоза > One Man’s Lies.
Чёго-то подозрительно хорошо говорит
https://pp.vk.me/c637227/v637227435/375e9/7r5IW_G4QA8.jpg
Я так понимаю было бы похоже на no man sky?
Хотя нет,поинтереснее
Спорная статья, конечно. Я понимаю, полна обожания, но с чего это «пожравшая себя «Call of Duty»»? Наоборот, чистый коммерческий конвеер. И да — глобальных космосимов с миллионом возможностей тоже дофига: «Homeworld», «Рейнджеры», «Элита» в конце концов, разрабатываемся такой же ноу-нейм студией «Aurora RL» — где это все?
И да, читать дергающийся из-за слайдшоу текст было крайне некомфортно.
Как раз и говорится о том, что вот из-за таких игр, как КоД, Гражданин ещё более ожидаем.
Глобальных космосимов дофига, да. Но ни у одного из них нет таких амбиций и денег. Элита ближе всего, но там тоже не ясно, насколько радужна ситуация.
Со слайдшоу да, мы еще не разобрались с их версткой.
Про амбиции и деньги это да. Как бы не наворотили лишнего.
Спасибо за ответы.
Самая ожидаемая наравне с Kingdom Come: Deliverance. Две игры с особым акцентом на подробное погружение.
PS: «Игр, где мир – бесшовен, а пространства огромны, и это все еще и выглядит красиво, благодаря Unreal Engine?» КрайЭнжин вроде.
Точно! Спасибо.
Поиграю, когда игра станет реально полноценной, т.е. годика через два.
А Ветра зимы выйдут в 2017 с таким оптимизмом