Живительная доза РУУССОО напоследок.
Все мы прекрасно понимаем, в каком незавидном положении сейчас находится Marvel/Netflix. Когда на горизонте маячит запуск Disney+, а прямо под носом у зрителей вот так вот запросто закрывают хэдлайнера сериальной линейки, вряд ли кто-то станет всерьёз спорить с тем, что этот уголок вселенной Marvel, скорее всего, доживает последние деньки. Можно конечно поспекулировать о будущем оставшихся проектов, однако, если оперировать лишь достоверно известными фактами, картинка складывается весьма плачевная. И тут выходит второй сезон «Карателя». И у многих интересующихся возникает вполне себе резонный вопрос – а зачем его вообще смотреть? Вселенная практически гарантированно мертва, предыдущий сезон был хоть и не плох, но на любителя, а чудес от сервиса мы уже научились не ждать. То есть – всё при подобном раскладе настроено против успеха «Карателя». И это не просто не правильно, а натурально обидно, ведь в этот раз Netflix подошёл к свершению чуда так близко, как это вообще у него бывало, подарив зрителям такой сезон, который не просто улучшает съедобный первый, а натурально, сшибая дверь с петель, заходит в камеру ко всем трём сезонам «Сорвиголовы», спокойно занимая верхнюю койку.
Чем вообще мог похвастаться первый сезон, если посмотреть на него сейчас, сквозь призму прошедшего времени? Да, фактически, ничем, кроме идеального выбора актёра на заглавную роль. Джон Бернтал натурально сиял на экране, демонстрируя зрителю крайне нетипичную версию Фрэнка Кастла, удачно совмещающую как элементы классического образа, с его смешными белыми сапожками и куда ярче выраженной эмоциональностью, так и основные черты современного Карателя, с его образом молчаливого маньяка. К сожалению всех посмотревших, сиять Бернталу давали даже не вполовину так часто, как он того заслуживал, отдавая львиную долю хронометража типичным занозам Marvel/Netflix, типа агентов ФБР и не шибко ярких второстепенных персонажей, забывающихся сразу после просмотра. И этот смертный грех создатели второго сезона решили искупить в самую первую очередь. Теперь Бернтала много. Ровно столько, что его без зазрения совести можно назвать самым ярким протагонистом всех сериалов этой вселенной. Он рычит, мычит, орёт и рвёт так убедительно, так увлекательно и так увлечённо, что любо дорого смотреть. Очередную серию хочется включать уже только лишь ради того, чтобы увидеть, кому из плохих парней не повезёт столкнуться с этой машиной смерти в следующий раз.
И далеко не только из животного любопытства узнать – в открытом или закрытом гробу их будут хоронить. А ещё и потому, что эти парни получились у второго сезона весьма удачными. По началу, злодеи кажутся тёмными лошадками, с далеко не самыми интересными характерами и подобранными под них актёрами. Однако когда сезон подходит к концу и картинка собирается воедино – очень ясно осознаёшь, что вполне возможно получил лучший набор противников среди всех, что нам уже успели показать на сервисе.
Здесь нет настолько ярких личностей, как Бен Пойндекстер и Уилсон Фиск. Вместо этого нам предлагают немного другой, даже более удачный подход – между врагами Кастла есть синергия. Все они не похожи друг на друга, действуют по-разному и имеют свою, достаточно интересную предысторию, которой более чем хватает, чтобы, если и не простить, то хотя бы понять злодея. Но при этом каждый из множества уголовников безотказно выполняет одну и ту же функцию – проливает для зрителя свет на какой-то сокрытый уголок души главного героя, позволяя глубже исследовать его характер и мотивацию, таким образом органично дополняя лучшую часть сериала. По большому счёту – это и является единственной их точкой пересечения. Не важно, что перед нами за отморозок – в костюме, в военной форме или в модном плаще – Каратель придёт по его душу, громко выкрикивая фамилию несчастливца при своём приближении.
Замечательным образом интереснее стали и второстепенные персонажи. Те, что были в первом сезоне (Курт, Мадани), заметно выросли, превратившись в куда более зрелых личностей. Если раньше ту же героиню Эмбер Роуз Ревы в основном использовали для нагнетания драмы внутри государственных структур, то во втором сезоне она обзавелась личной, более-менее солидной сюжетной веткой, которая, опять же, плотно переплетается с персонажем Бернтала, постоянно напоминая зрителю, кто тут главная звезда. Но куда важнее тут не старая гвардия, а новички, главной среди которых стала героиня Джорджии Уигхэм.
Эми, у которой с Кастлом складываются весьма непростые взаимоотношения, вроде как образует с ним в паре классическую компанию из маленькой девочки и здорового бугая – штамп, заезженный в последние годы до невозможности. Но с небольшой поправкой на то, что Эми здесь – не художественный придаток протагониста, нужный для игры контрастов, а самостоятельный, интересный персонаж. Сезону удаётся заразить зрителя той химией, что есть между героями, заставляя его испытывать в точности те же эмоции по отношению к девочке, что и Кастл в какой-то конкретный момент времени. Вместе с Фрэнком и Эми вы пройдёте тяжёлый путь от недоверия и неприязни, до становления фактической семьёй, что может превратить последний эпизод в поистине душераздирающее зрелище.
Однако всё это, как бы здорово оно не было сделано, не позволило бы сериалу получить такие дифирамбы в свой адрес. Нет, это, всё-таки, сериал по комиксам. А именно с комиксоидностью (её отсутствием) у Marvel/Netflix главная проблема, так и нерешённая за все эти годы. Благо, для сериала про Фрэнка Кастла её много и не надо. Даже так – она может быть ему вредна. Всё, что требуется для проекта про Карателя, чтобы заслуживать называться проектом про Карателя, это культовая боевая раскраска на груди и обилие натуралистичного насилия. С первым всё стало лучше, пускай и недостаточно. Жилет с головой мертвеца будет время от времени появляться на главном герое, хоть и не в том количестве, в котором того хотелось бы большинству зрителей.
А вот со вторым создатели поработали настолько хорошо, что даже сумели компенсировать недостаток шпаклёвки на экипировке протагониста. Ведь, действительно, какая разница, во что одет Каратель, если он всё равно КАРАЕТ. Много, часто, жестоко, со вкусом и, что важнее всего, очень зрелищно? Мы уже настолько привыкли восхвалять бои в «Сорвиголове», что даже как-то забыли, что за его пределами хороших драк так на сервисе и не видели. До этого сезона. Страшно это говорить, но «Каратель», вполне возможно, даже уделывает своего слепого коллегу. Равно как и с большинством остальных достоинств бенефиса Джона Бернтала, лучше всего это заметно на общей картине сезона. В нём нет чего-то, что достигало бы по крутости постановки заснеженные вершины драк в коридорах, зато драки в целом показывают гораздо чаще и снимают их все на одном, крайне достойном уровне. А этим «Сорвиголова» похвастаться не мог.
Что лучше всего – ярких недостатков у второго сезона по пальцам сосчитать. Если закрыть глаза на одну, глобальную проблему (имя которой «Netflix») и всё, что с ней связано, то мы остаёмся лишь с двумя минусами – неловкий монтаж и не самое лучшее понимание огнестрельного оружия. Если первый – чисто эстетический, и вполне может даже не попасться вам на глаза, если вы не ищете в сериалах по комиксам высокое искусство, то вот второй уже заставляет задуматься. Учитывая, что вся суть Карателя завязана на оружии и философии его применения, постановщики порой допускают совсем уж постыдные ошибки. Если вас подергивало от того, что Билли РУУУУСССО сохранил зубы и язык после того, как поймал ртом пулю из оружия с нарезным стволом, а от жилета Кастла они вообще отскакивали как горох, то крепитесь – в этом сезоне увеличилось количество перестрелок.
И поставлены они в той же манере, то есть – без всякого знания реальных характеристик огнестрельного оружия. Ни отдачи, ни баллистики, ни пробивной силы снаряда постановщики как не учитывали, так и не учитывают. Порой доходит до смешного – герои палят в оппонента через стену, простреливают насквозь набитые матрасы, но каким-то образом умудряются сами скрываться от пуль за деревянными перегородками, отстреливаясь из автоматического оружия в противника, сидящего в пяти метрах от укрытия за такой же перегородкой. Единственный выход – стараться воспринимать перестрелки как в каком-нибудь «Коммандос», не пытаясь рационализировать происходящую вакханалию, а попросту наслаждаясь хорошей (а она хорошая) хореографией стрельбы. Либо так, либо следующего врага Кастла должен сыграть Лесли Нильсен.
Но всё это пустяки на фоне кучи достоинств сезона. И самое главное из них звучит примерно так – второй сезон одинаково хорошо смотрится и как типичный, нетфликсовский, одиннадцатичасовой фильм, и как нормальный, еженедельный сериал. Действительно увлекательные моменты и сюжетная ценность не размазаны по хронометражу, с явным перевесом на первую половину, а подаются дозированно, делая просмотр каждой серии увлекательным. При этом – само качество этих «доз» выросло до очень внушительных показателей, которые суммарно уделывают по степени получаемого от них удовольствия даже «Сорвиголову». Никаких откровений или потрясающих воображение авторских решений в «Карателе» нет, зато на их месте можно найти абсолютно восхитительного Джона Бернтала, крутейший экшен, сильных персонажей поддержки и паутину из простых, но весьма достойных антагонистов. Всё это даёт право назвать второй сезон «Человека Который Кричал РУУУУСССООО» одним из лучших сезонов Marvel/Netflix и лучшим сериальным боевиком, из выходящих на данный момент. Вот так вот.
А теперь, когда вы прочитали всё сказанное выше, начинайте мириться с тем фактом, что следующего сезона, скорее всего, не будет. Лучше раньше, чем позже.
Наш вердикт
Развитие по всем фронтам, за исключением комиксовости. Сорвиголове не стыдно за "младшего брата".