Смотрим в завтрашний день, застревая в дне прошедшем.
Как вы, возможно, помните – существует пять основных клише историй про Супермена, используемых практически в каждом сюжете с его участием. На тот случай, если вы их забыли – давайте быстренько по ним пробежимся, от самого надоевшего к самому невинному.
Первое, и самое противное – переход на сторону зла. Как минимум – регулярно превращать в маньяка чуть ли не единственного персонажа современной поп-культуры, который всегда старается быть нравственным – это откровенное дурновкусие. Как максимум – у Человека из Стали пруд пруди вполне себе каноничных «злых» клонов, которых легко можно использовать в рассказе, оставив оригинал в покое.
Второе – смерть. У этого клише много общего с предыдущим (почему тот редкий герой, который поступает по совести, всегда должен помирать?), однако, тем не менее, оно имеет задатки для того, чтобы на его фундаменте построить хорошую историю. Недавняя анимационная версия этого события – тому пример. Третье клише – пересказ истории происхождения. Здесь всё просто – если постоянно жевать одну и ту же жвачку, то она рано или поздно выдохнется. Четвёртое – потеря способностей. Ленивый, но в целом приемлемый вариант. И пятое клише – страшная тайна Криптона, или ещё один выживший инопланетянин. Наиболее популярный способ построения крепкого супер-рассказа.
Наивно было полагать, что новое анимационное приключение персонажа не будет использовать хоть что-то из перечисленного. Главным вопросом являлось – что в Warner Bros. Animation выберут на этот раз?
С первым и вторым тропом у нас был выбит страйк на прошедшем DC Fandome. В новой игре от Rocksteady (которая, по слухам, должна была быть про Супермена, пока Warner Bros. не велели превратить все готовые наработки в игру про Харли и компанию) – Кент сжигает окружающих лучами смерти и становится главной целью для ликвидации. А в готовящемся фильме Зака Снайдера – команда протагонистов не только разбирается с последствиями гибели персонажа Генри Кавилла, но и пытается избежать того будущего, где он командует собственными отрядами СС. Вдогонку – не так давно был выпущен ранее упомянутый мультик «Death of Superman». Следовательно – эти два сценария решили отложить.
Однако дальше третьего клише аниматоры DC метить не стали, и приземлились ровно посредине этого плачевного списка. Не самый плохой результат на самом деле! Всё, что остаётся – сделать свежую и интересную интерпретацию того, что не интерпретировал только ленивый. Буквально в прошлом году было выпущено целых две трактовки от двух максимально именитых авторов – «Man and Superman» Марва Вулфмана и «Year One» Фрэнка Миллера. Но кто вообще эти комиксы читает, верно? На экране это событие не пересказывали целых семь лет! Почему бы не дать мультипликаторам попробовать ещё раз, и не посмотреть, что получится?
Ну, вот мы и посмотрели. Как вы наверняка сами поняли из того, что непосредственная рецензия на «Superman: Man of Tomorrow» начинается только тут, четыре сотни слов спустя – смотреть было особо не на что. Точно так же, как авторы приземлились ровно посредине в нашем списочке супер-клише – так они и присели со своей картиной на шкале получаемых от просмотра эмоций. Восторга новый мультфильм DC у вас не вызовет – это точно. В то же время – рвать волосы на голове от гнева и фрустрации вы тоже не будете. Ну, разве что иногда.
Просто спросите себя – чего вы хотите от мультфильма про Супермена? Мы гарантируем – ваше желание, каким бы простым оно ни оказалось, исполнено не будет. Хотите, чтобы главный герой прошёл плавный путь от аутсайдера до любимца публики? Фильм сразу начинается с того, что все видят в летающем парне спасителя, и этот статус-кво не претерпевает никаких изменений. Хотите, чтобы Кент как следует погрузился в своё криптонское прошлое?
Всё знакомство с родной планетой состоит из презентации в инопланетном PowerPoint, которую по приколу запускает Марсианский Охотник. Хотите посмотреть, как деревенщина-Кларк акклиматизируется в большом городе? К великому сожалению – Метрополис тут является пустынной декорацией, над которой вы иногда будете пролетать. Хотите развития романтических отношений с Лоис Лейн? Увы – всё время, что герои проводят вместе, они ведут скучно написанные диалоги «о погоде», в которых неуверенно пытаются друг друга подкалывать. Список можно продолжать.
Это из того, чего фильм не делает. Когда же «Man of Tomorrow» начинает пытаться хоть как-то расшевелить своё содержимое – его нутро вываливается зрителю на лицо плохо пахнущей кучей. Анимация, которая симпатично выглядела на статичных изображениях и в трейлерах – в самом мультике режет глаз своей схематичностью (что отвратительно сказывается на задниках) и серостью (что отвратительно сказывается на сценах поединков). Три главных злодея лишены не только харизмы, но и всякой мотивации к действию.
Лекс Лютор – злой потому, что он злой, и так надо. Паразит – случайно сошёл с ума и почему-то стал Годзиллой. Лобо – попросту сам не понимает, что он вообще делает, и зачем в этом мультике нужен. Хуже всего – Супермен не просто не вызывает симпатии, но и иногда начинает откровенно раздражать. Кроме шуток – за весь фильм заглавный герой не совершил НИ ОДНОГО героического поступка, и стал причиной КАЖДОЙ катастрофы, что произошла. Быть может, что весь мультик – на самом деле часть рекламной кампании второго сезона «Пацанов». Либо, что куда более вероятно – в нём просто очень плохой сценарий. Но давайте дадим авторам «преимущество сомнения».
Словом, с какой стороны не посмотри – в «Человеке завтрашнего дня» либо нет ничего хорошего, либо нет буквально ничего. Как привлекательного, так и отталкивающего. Здесь нет ни персонажей, ни места действия, ни драмы, ни экшена, ни загадки, ни какой-либо внятной подготовки плацдарма для следующих фильмов новой анимационной вселенной, если таковая планируется. Он даже не стерильный – он буквально стерилизованный. Настолько, что в нём в принципе нельзя найти какой-то повод для обсуждения, помимо вопросов из серии «почему человеческая одежда не сгорает на главном герое во время выхода из атмосферы?». Нет никаких причин смотреть «Man of Tomorrow», когда есть как минимум две вещи, на которые смотреть интереснее – горящий огонь и текущая вода.
И это в том случае, если вы не из тех людей, что читают про Супермена комиксы. Если же вы это делаете – вы прекрасно знаете про существование «American Alien», на котором аниматоры якобы основывали своё творение (полное враньё, кстати – точки пересечения практически отсутствуют). И это знание сделает вам больно. Пускай именно это и будет основной мыслью, которую мы вынесем в итоге нашей рецензии – идите и почитайте работу Макса Лэндиса. Это отличная серия, которая не только показывает стильную, модную и молодёжную историю становления Человека Завтрашнего Дня, но и задаёт множество важных вопросов, касающихся самоопределения и нашего места в мире, которые наверняка покажутся вам интересными. Что же до конкретного, экранного «парня из будущего» – он не заслуживает ни ознакомления, ни вообще какого-либо внимания. Что особенно странно – кажется, именно такого результата он и добивался.