Рецензия на фильм «Бегущий в Лабиринте: Лекарство от смерти»

«Бегущий в Лабиринте» наконец добежал. Мнение о последней части подростковой кинотрилогии.

Кинотрилогия «Бегущий в Лабиринте», основанная на одноимённой серии романов Джеймса Дэшнера, оказалась более живучей, чем её брат-близнец – цикл фильмов «Дивергент», который сошёл с дистанции в полушаге от финиша и до сих пор ожидает решения своей судьбы на малых экранах. В отличие от него, истории про Томаса – подростка, чей иммунитет к поразившей человечество зомби-чуме сделал его ключевым компонентом программы по созданию вакцины, – не помешала ни травма, полученная ведущим актёром на съёмках, ни перенос премьеры почти на год – «Лекарство от смерти» дошло до кинотеатров в изначально задуманном виде (то есть целиком, без дробления на части) и подвело окончательную черту под эпохой подростковых антиутопий, продолжавшейся почти десять лет.

Если в первых двух частях герои спасали свои шкуры, то в третьей настало время менять мир. В попытках вырвать своего товарища из лап ПОРОКа – организации, которая устроила бесчеловечные испытания для сотен молодых парней и девушек, чтобы выделить из их крови антитела к вирусу, – Томас, Ньют, Бренда и остальные проникают в последний оплот цивилизации – так называемый Последний Город, где встречают местное Сопротивление, вместе с которым идут штурмовать ПОРОК. Но, оказывается, пройти испытание Лабиринтом и огнём было недостаточно, чтобы стать спасителем человечества, и Томас безнадёжно теряется в лабиринте моральных выборов.

Беда, пожалуй, не в герое. Беда в сценаристах, которые придали фильму сомнительный посыл. Выставив ряд персонажей злодеями ещё в прошлой части, в новой они повернули всё так, что по просмотру хочется их тезис оспорить, а это, естественно, отбрасывает довольно глубокие тени на главных героев и возможность сопереживания им. Что, если Томас – инфантильный юнец, не давший себе труда рассмотреть большую картину? А если он от чего и бежит, так это от своего прямого долга. Да ну, бред какой-то.

Но бессменный режиссёр трилогии Уэс Болл точно знает, как заглушить голос сомнений в голове как зрителя, так и многострадального героя. Экшен – и вот уже нет времени объяснять сложные взаимоотношения Томаса и Терезы. Экшен – и не надо задумываться о последствиях своих действий. Экшен – и пусть логика подождёт.

Справедливости ради, надо отметить, что вдвое возросший по сравнению с первой частью бюджет пошёл в дело до последнего цента. Финальный акт фильма – это по-настоящему зрелищное действо. Апокалипсис внутри пост-апокалипсиса – как вам такое на десерт? Первая половина картины не столь изобретательна, однако открывающая сцена, нисколько не посягая на лавры «Безумного Макса», тем не менее отлично имитирует атмосферу культового фильма. Даже в искусстве подражания «Бегущий в Лабиринте» превзошёл «Дивергента», во второй части которого имеется почти идентичная сцена!

Что до актёрского состава, то тут всё стабильно. Дилан О’Брайен уже вышел из щенячьего возраста, но пока не заматерел, так что образ мальчика-героя хоть и сидит на нём впритык, но ещё не смотрится комично. Кая Скоделарио продолжает играть в Беллу Свон, принципиально не закрывая рот. Томас Броди-Сангстер по-прежнему дитя-дитём. Уолтон Гоггинс получил роль страшного, но не лишённого харизмы лидера Сопротивления, но при этом до обидного мало экранного времени. Также в «Лекарстве от смерти» совершенно неожиданно возвращается персонаж из первой части, но пусть его имя останется в тайне.

Важный вопрос – существует ли «лекарство от смерти», которое остановит пандемию, и если да, то что это? – остаётся в фильме без ответа. Вернее, очевидного и однозначного точно ждать не стоит. Главные герои ответили на вопрос со свойственным подросткам максимализмом, рубанув гордиев узел с плеча. Принятое ими решение – самое неоднозначное из всех, что принимали их литературные и киношные собратья в похожих ситуациях, и многим может не понравиться. Надо согласиться, что должна проходить где-то граница, за которой перестают действовать индульгенции, автоматически выдаваемые борцам за справедливость подобными методами. Поэтому «Бегущий в Лабиринте» замечателен не только тем, что довёл своё дело до конца, но и тем, что способен вернуть внимание аудитории жанру подростковой антиутопии, в котором, оказывается, ещё есть что сказать.

review
Comments (25)
Add Comment
  • Вилл Вэндом (Будка)

    Я раскусил эту франшизу еще на первом фильме и вряд ли уже когда-нибудь посмотрю вторую и третью части.

    • Усы Джей Джей Джея

      Вторая и третья части лучше первой, не стоит ставить крест на франшизе из-за неудачного старта.

      • Я_съем_твоё_лицо

        Не соглашусь. Первая лучшая. Во второй уже зомбаки появились (хоть я и люблю фильмы про них, но здесь они лишние) и сам фильм стал похож на Игры и Дивергент.

        • IWYTR

          Так и первая часть была похожа.

          • Я_съем_твоё_лицо

            Минимум

    • Scarab-Phoenix

      Я раскусил эту франшизу на обзоре BadComedian’а. А заодно и другие франшизы жанра «комфортная подростковая антиутопия».

      • Jigsaw

        > Я раскусил
        > никогда не смотрел.

        • Scarab-Phoenix

          Да, что не так?

          • Jigsaw

            Адекватность критики зашкаливает конечно.
            Не, Дивергент конечно параша, такое защищать не нужно, но все равно.

          • Scarab-Phoenix

            Так я ж просто сослался на то, что блогер Вася (в данном случае, BadComedian), используя доступные ему средства, продемонстрировал доказательства ущербности этих франшиз, которые меня полностью устроили. И вот спустя годы я читаю комментарии о том, что эти франшизы — дно, что подтверждает правоту блогера Васи. Так-то я даже не критиковал.

        • shaitanic13

          Ну я первую часть смотрел, и сильно об этом пожалел.

      • Александр Игнатенко

        Эту франшизу Terlcabbot обозревал, Бэд делал обзоры только на первую часть «Голодных Игр» и всего «Дивиргента». На самом деле эти фильмы, конечно, не худшее, что когда либо снимали и даже не худшее в своем жанре, но в кинотеатр на такое, как по мне, идти не стоит. Ну, и если бы подростков играли подростки, как по мне, смотрелось бы лучше.

  • Victor Hawk

    Я забыл что этот фильм уже выходит. Первая часть не так не сяк, вторая прям такой заряд адреналина, правильное такое приключенческое кино, с очень крутой динамикой. Схожу на триквел как только так сразу

  • Александр Игнатенко

    Немного оффтоп, но раз подростковая антиутопия, то не совсем. Кого-то этот фильм интересует: https://www.youtube.com/watch?v=lhvOg5fkeCY

    Я просто в детстве читал книгу и очень проникся. А тут Питер Джексон, да и девчонка визуально похожа (хотя кто знает, что там под маской, будь проклят рейтинг 12+!). Немного отпугивает правда Хьюго Уивинг в роли антагониста: по сюжету все должны считать его героем и чуть ли не святым, а у бывшего агента Смита уж очень злодейский типаж. Вообщем, кому интересно, советую.
    По поводу «Бегущего». Моя сестра фанатеет от Дилана О’Брайена со времен «Волчонка», а я тащусь от Каи Скоделарио после просмотра «Эмануель и правда о рыбах» («Skins» я тоже смотрел, но позже), но несмотря на это мы только с третьего захода одолели на ноутбуке первую часть. Так что кино от идеала далекое и единственное, что его выгодно отличает от «Голодных игр» и «Дивергента» — значительно более слабый упор на любовную линию.

    • Вилл Вэндом (Будка)

      Этот фильм не имеет права быть плохим, тут же города — это огромные машины, это ж охрененно)

    • Jason Bourne

      Вот это круто.

  • wolf 92

    «Кая Скоделарио продолжает играть в Беллу Свон, принципиально не закрывая рот» — может у нее насморк)))

  • Alexs

    Первый был еще ничего,а вот второй я еле осилил. Теперь вот даже не знаю смотреть третий или ну его.

  • aversner

    На середине первой части мне казалось, что это что-то гениальное, но за минут 20 до конца, осознав какой же это шлак, была крайне опечалена. Вторую часть решила посмотреть от «нечего делать», она подтвердила мои соображения на тему — никогда в жизни не продолжу смотреть такое дерьмо, даже ради Каи, тем более, никогда не отдам за такое деньги

    • shaitanic13

      Первый фильм вы имеете ввиду? Имхо, это просто воплощение всего худшего что есть в подростковых фильмах. Я в первый раз на своей памяти ушел из кинотеатра не досмотрев фильм — настолько он был СКУЧНЫЙ.

      • aversner

        да мне тоже в последствии уйти захотелось

  • Ира Иванова

    Спойлеры.
    Тереза главная героиня франшизы, она совершенно самоотверженно и бескорыстно весь фильм боролась за спасение людей, искала лекарство. Предавала, наступала на принципы, на то что друзья ее возненавидят, на совесть, на свои чувства к Томасу, на самолюбие и человеколюбие, верила в себя и победила, отдав свою жизнь за людей.
    Томас — спасибо что не помер и был недостаточно ловок что бы одержать победу, не смог пристрелить Терезу и сам не сдох, чем помог ей закончить дело и найти вакцину. Нед Старк в мире без Джорджа Мартина.

  • Victor Hawk

    Бегущий в Лабиринте: Лекарство от смерти. Давным давно были Сумерки и дабы их заменить и естественно расширить аудиторию было решено в будущем сделать упор на экранизации подростковых антиутопий где подростки делают друг из друга фарш, получается какое никакое подростковое мыло + экшон. Так появились Голодные Игры, которым очень очень очень повезло увернутся от пули всеобщей ненависти за что спасибо действительно талантливому Френсису Лоуренсу, что сохраняя весь концепт чудной антиутопии на пару с конкретным наркоманским бредом сумел сделать три отличных пускай и затянутых фильма. По сути именно режиссер спас всю серию от того чтобы стать, ну такой как Девергент. Уэс Болл, режиссер всех трех фильмов серии Бегущего умудрился повторить успех Лоуренса и кое где даже страшно сказать его превзойти. По первому фильму конечно этого не скажешь потому что он как раз то самое плохое что можно было ждать от всего этого мероприятия, стандартная тема с испытанием подростков в переусложненном тесте на профпригодность ради получения от них лекарства, потому что они особенные… Вся эта мура идет на нет во втором фильме. Болл забывает о том что он снимает антиутопию или вообще что снимает фильм про подростков, он тупо снимает приключенческий фильм. Если в первом фильме можно было еще предъявить что это типичная история про не таких как все, то второй и третий фильм вообще не про это и на месте подростков могли быть кто угодно, это как бы не мешает тому что сам фильм по сути это приключение в духе Uncharted и Last of Us, который по сути своей очень прост, но завораживает самим процессом и миром в котором все происходит. Третий фильм по сути лишь заканчивает второй. У нас типичное приключение в сеттинге глобального П, где сам фильм только иногда вообще вспоминает что он как бы подростковое мыло, а большую же часть времени герои шляются по миру в желании спасти украденных друзей, вся история, но пропитанная духом крутого приключения с крутыми моментами вроде ограбления поезда или войны спасшихся и не спасшихся, посмотрите поймете. Болл действительно хорошо понимает как нужно показывать подобное приключение и как нужно показывать мир в котором оно происходит. Лендмарки типа последнего города или вождя революционеров которому зомби отгрызли пол лица в исполнении Уолтона Гоггинса, действительно играет на атмосферу. Также как и то что сюжетом большую часть времени не ставятся стороны конфликта в рамки хороших и плохих, у всех здесь есть свои причины и убеждения в том что то что они делают это правильно. Но под конец конечно же это несколько сходит на нет чтобы Дилан О’Брайан мог начистить хавальник Эйдану Гилену. Но при это атмосфера крутого приключения не на минуту не сбавляет, в повествовании даже нет каких то напрашивающихся любовных треугольников, а по большей части герои борются именно с самим миром.
    Нельзя сказать что все прям получилось хорошо Уэс Болл совершенно не умеет ставить диалоги, он их безбожно затягивает, за то когда хочет нагнать напряжение у него это получается очень круто особенно за счет работы оператора. Также довольно не плохо поставлен экшен, в основном перестрелки, беготня и прыжки, сделаны очень не плохо. Но вот именно не плохо. Если второй фильм был на две головы выше первого, то третий уже не открывает новых горизонтов, а показывает тот же уровень.
    Актеры ну очень постарались на мой взгляд. О’Брайан вообще поразительно снова видеть в данном образе после Американского ассассина. Видна прям сильная разница между этими двумя ролями, тут он даже кажется ниже. Так что DCEU вперед вот ваш Тим Дрейк или Джейсон Тодд она отыграет кого хотите. Эйдан Гиллен отыграл практический свой же образ из Игры Престолов, и опять ему надрала задницу малышня, что делать когда там не прет человеку. Про Уолтона Гоггинса уже говорил и он действительно очень крут тут пускай его не много.
    Сюжет в общей своей массе воспринимается фоном. Если идете на фильм где «не такой как все» ищет себя и ответы на вопросы жизни, а между делом спасает мир, то это не тот фильм. Это приключенческий фильм где чуваки заходят в здание через подвал, а выходят через окно ныряя в бассейн. И конечно здесь есть лейтмотив о том что стоит ли приносить жертвы ради спасения мира и прочее, и мысли на самом деле не плохо поданы и в общем еще прошлая часть прекрасна собой экранизировала всю суть Last of Us. Третья просто закрепляет и подводит все к финалу, который весьма не плох.
    Бегущий в Лабиринте наверное единственная серия подростковой антиутопии, что тупо решила избавиться от всей антиутопичной фигни, и оставаться кином про подростков только на бумаге. По сути же серия эволюционировала в самый такой конкретный приключенческий фильм. Не без огрехов, но действительно очень даже хороший.
    7,5 из 10.

  • Eremey Kent

    С бегущим в лабиринте в целом история очень печальная начиная с книг.
    Я с ним познакомился когда у видел его в топе ожидаемых фильмов на кинопоиске, где был еще только синопсис типа «мальчик просыпается в лифте не помня ничего кроме своего имени и оказывается в лабиринте полном подростков», никаких материалов по фильму еще даже не было.
    Решил прочитать книгу, скажу честно из фантастики это было самое интересное что я читал в своей жизни, серьезно, идея оказалась настолько интересной и ИНТРИГУЮЩЕЙ что я пытался обогнать глаза чтобы узнать как такое произошло, почему лабиринт, кто их запер — теорий в голове миллион да и повествование держало до самой концовки книги. Читать зная что будет если смотрел фильм или слышал рассказы — бессмысленно, вся магия пропадает.
    Ну а дальше, я не знаю что произошло с автором, либо он до этого что то курил а потом бросил, либо наоборот, но началась полнейшая мура и высер, я никогда так не расстраивался, третья книга вообще апофеоз позора (по трейлерам 3 фильма я так понял они там все поменяли, и правильно наверное), дошло даже до того, что переводчица с флибусты которая перевела и выложила туда книжки (оф перевода еще не было) написала в конце свой постскриптум о том что больше не возьмется за переводы книг автора который все так угробил. Фильмы дальше первого не смотрел, первый был полностью практически по книжке но снят скучно, да и поят ьже знаю чем закончится совсем неинтересный.

    • Александр Игнатенко

      Автор просто начал книги штамповать каждый год, а в таком темпе любой выдохнется (ну, кроме может быть Моцарта и ему подобных уникумов). Так-то у него была неплохая идея и хорошая задумка, но когда писательство из призвания превращается в обязанность падение энтузиазма, а от того и качество почти неминуемо.