Памяти Тима Сэйла. Рассказ о комиксе Superman: For All Seasons

Как Тим Сэйл нарисовал один из лучших комиксов про Супермена.

Сегодня я расскажу об отличном комиксе Superman: For All Seasons Джеффа Лоеба и Тима Сэйла. В наших широтах он не так популярен (мало того, что про Супермена, так ещё и на русском не выходил), и очень зря! Он мало того, что прекрасно написан, так ещё и великолепно нарисован – поэтому предлагаю сегодня посмотреть не только на то, как он нарисован, но и почему он так нарисован – и как от этого выигрывает история в целом.

Тима Сэйла вы наверняка знаете по «Долгому Хэллоуину» – ещё одному без преувеличения знаковому комиксу. Его манера рисования была весьма необычной для середины 90-х годов – когда балом правили детально прорисованные мускулы, обилие взрывов и перегруженные дизайны персонажей, Сэйл гнул свою линию, предпочитая тёмную палитру цветов, игру со светотенью, не столь чёткие линии, нереалистичные, но от того более характерные лица и так далее:

Там он придал Тёмному Рыцарю налёт мистицизма и сверхъестественности, таинственности и той самой мрачности. Но с Суперменом такое прокатить не могло – он должен вызывать чувство комфорта и спокойствия, и именно их читатель испытывает, глядя на эти страницы:

Сразу же в глаза бросается то, что в SFAS гораздо больше деталей. Со светотенью тоже Сэйл работал по-другому: поскольку эта история о Кларке Кенте, а не о ныкающемся по углам Бэтмене, солнечный свет заливает всё вокруг – и персонажи стали менее «фигурными», более чёткими и подробными, нисколько не потеряв в обаянии и характерности.

По сюжету мы наблюдаем за четырьмя временами года в жизни Супермена с четырёх разных точек зрения, перемещаясь из захолустного Смолвилля в мега-современный Метрополис – и разница между ними просто разительна. Смолвилль это небольшой уютный городок где-то в Канзасе, с низенькими зданиями, обилием зелени, старенькими автомобилями, по улицам которого неспешно прогуливаются обычные люди в рабочей, удобной одежде. Метрополис же закован в бетон, рвётся ввысь шпилями из стекла и бетона, в бесконечных пробках стоят новенькие автомобили, а вокруг снуют вечно опаздывающие брокеры и офисные работники.

А ведь они ещё и в разных временах года нарисованы (комикс всё же называется «На все времена года»)!

Про цвет тоже забывать не стоит – красил комикс датский художник Бьярне Хансен, проделавший просто феноменальную работу. И с цветами, кстати, у Сейла есть одно любопытная особенность, которая и оказала ключевой вклад в его стиль.

В одном из интервью Тим рассказал, что он не различает цветов – нет, он не дальтоник, просто «я не могу творить с помощью цвета», и потому мыслит формами и размерами. И держа эту мысль в голове, понимаешь, почему Кларк на фоне прочих персонажей кажется очень большим и даже грузным – именно так художник подчёркивал контраст между ним и прочими героями.

Схожим образом: формой, размерами и игрой со светом – подчёркивается разница между Кларком и Лексом.

Сейл максимально старался передать всё настроение уже на этапе лайна: позами, мимикой, ракурсами – и у него, чёрт возьми, это получалось.

Так же по-разному предстают перед нами Лана Ленг и Лоис Лейн – две важные женщины в жизни Кларка. У Ланы лицо открытое, взгляд мягче и не так много макияжа, одевается она просто; у Лоис яркие губы бантиком, пронзительный взгляд и подчёркнуто деловой вид.

При этом не стоит думать, что комикс — это развесёлая история о сверхчеловеке, что играючи расправляется со всеми трудностями – нет, Супермен здесь невероятно уязвим, и не физически, а, что самое страшное, психологически. Язык тела, выражение лица и движения явно показывают ту бурю, что бушует в будущем величайшем герое земли. Человек, что способен обогнать поезд, боится не справиться с огромной ответственностью, боится оступиться или сделать неправильный выбор.

В нём нет железобетонной уверенности в собственных силах, ведь даже со стороны людям трудно однозначно его оценить – потому-то у нас аж четыре точки зрения четырёх столь разных людей.

В итоге мы получили один из лучших комиксов о Супермене, основная идея которого в том, что он в первую очередь человек. На наших глазах из подростка Кларк вырастает в мужчину, что взвалил на свои плечи судьбу целого мира, и лишь благодаря помощи друзей и родных он способен нести её.

Я не знаю, кто бы ещё смог так нарисовать эту историю.

Покойтесь с миром, мистер Сэйл.

Участвуйте в конкурсе в честь 10 лет GeekCity. Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment