От «Суда сов» до «Расцвета» – переживаем культовый ран Снайдера и Капулло заново.
Едва ли будет преувеличением сказать, что Скотт Снайдер – самый читаемый современный сценарист комиксов. Причём – не только за рубежом, но и непосредственно у нас с вами. И в качестве очередного тому подтверждения, издательство «Азбука» заново выпустило главный, можно сказать, магнум опус Скотта, созданный им в тесном партнёрстве с замечательным художником Грегом Капулло. А именно – его знаменитый ран на серии «Batman», периода The New 52.
На этот раз – главные сюжеты онгоинга были собраны в формате четырёх объёмных сборников с твёрдой обложкой, каждый из которых органичным образом рассказывает свою собственную, обособленную историю. Другими словами – русскоязычные читатели получили возможность не только ознакомиться с главным комиксным блокбастером прошедшего десятилетия в выгодном формате, но и при желании подобрать какую-нибудь его отдельную, наиболее любопытную арку.
А по такому случаю – почему бы нам не совершить путешествие по «аллеям памяти» и вместе не повспоминать, за что мы так сильно любили (и продолжаем любить) работу главного бэт-дуэта современности? Ну а если вы ещё только раздумываете над тем, чтобы впервые прикоснуться к культовому рану от двух современных классиков супергероики – вам этот текст будет полезен вдвойне. В общем – поехали.
Пожалуй, главное, что впечатляет в работе Снайдера и Капулло – то, как изящно они справились с огромной ответственностью, что была возложена на их плечи. Тогда, в 2011-ом, когда дуо только начинало свою совместную работу – дебютный выпуск их серии стал первым с 1940-го года комиксом, на обложке которого значилось «Batman #1». Сегодня, когда все мы уже давно выработали толерантность к любым перезапускам и перевыпускам – чертовски тяжело представить, насколько большим событием был ребут нумерации именного онгоинга самого продаваемого героя DC. Немного побродив по интернету, можно и сегодня откопать многочисленные форумные обсуждения, в которых фанаты Тёмного Рыцаря высказывали свои обоснованные опасения за будущее их любимого персонажа, на многолетней истории которого как будто ставился жирный крест.
Ситуацию усугубляло ещё и то, что предшествовало воцарению в бэт-вселенной Снайдера и Капулло – эпоха Гранта Моррисона. С 2006-го года вся линейка комиксов о Крестоносце в Плаще в той или иной мере была подконтрольна великому и ужасному гению супергероики, и постоянно подстраивалась под его визионерские, беспрецедентные по масштабу планы. В том числе – сам Скотт Снайдер замечательно под них подстраивался во время создания «Чёрного Зеркала» для «Detective Comics». Однако The New 52, как было совершенно очевидно, знаменовал собой глобальный сдвиг парадигмы. Пускай серия Гранта «Batman Incorporated» и перекочевала в обновлённую линейку DC – все те десятилетия бэт-комиксов, на фундаменте которых Моррисон сооружал свой эпос, в одночасье умножались на 52 (то есть на ноль), мигом превращаясь в пустое место. Второй том «Incorporated» был, по большому счёту, не более чем уступкой легенде со стороны редакторов, но никак не флагманской серией. Лепить новую историю Бэтмена теперь предстояло именно дуэту Снайдер/Капулло, которые невольно были вынуждены конкурировать за место в сердце фан-базы с одним из главных писателей XX/XXI-го века.
И если сравнить то, насколько сильно во вселенной DC закрепилось наследие Гранта и наследие Скотта и Грега, то можно сказать, что из этого неофициального противостояния именно последние вышли победителями. Как им удалось настолько успешно перезапустить флагманский онгоинг издательства и принять бразды правления от главной комиксной супер-звезды? В первую очередь – за счёт очень простого и правильного подхода к созданию новой главы в истории Тёмного Рыцаря. Суть этого подхода можно свести к следующему принципу, который Скотту подсказал как раз Грант Моррисон – Снайдер и Капулло взялись создавать своего собственного Бэтмена, который как будто вписывался в рамки уже существующего.
Формально – после перезапуска Брюс Уэйн был уже совсем другим Брюсом Уэйном, имеющим лишь косвенное отношение к своему до-Флэшпойнт предшественнику, что развязывало авторам руки, давая право делать с его состоявшимся образом и историей всё, что душе угодно. Однако Скотт и Грег не торопились переворачивать бэт-пещеру с ног на голову и навлекать на себя гнев старой гвардии читателей. Вместо этого – команда просто начала рассказывать радикально новые истории в мире Готэма, осторожно избегая тех скользких мест и неясностей хронологии, которые породил The New 52. По большому счёту – ран Снайдера/Капулло мог легко существовать и до перезапуска. Однако факт его наличия дарил странное чувство свежести, замечательно гармонировавшее с сохраняющимся чувством «того самого» Готэма, которое как нельзя лучше давало понять – это была действительно новая эпоха для Бэтмена.
Но чем конкретно она была? Давайте посмотрим на все четыре книги по отдельности и, специально для новичков, вспомним, о чём рассказывает каждый из томов.
В первую очередь, естественно, стоит взглянуть на «Двор сов» – длинный и запутанный сюжет, положивший начало рану и представивший публике самых популярных новых злодеев ушедшего десятилетия.
В этой книге – Брюс Уэйн, свыкшись со своим образом жизни в Готэме и начиная чувствовать себя неестественно комфортно на его ночных улицах, внезапно обнаруживает признаки того, что всё это время прямо под его носом существовало некое тайное общество, контролирующее весь город при помощи денег, информации, насилия и страха.
Имя ему – Двор сов, и легенды об их махинациях существуют с самого основания Готэма. И, как выясняет Бэтмен на собственной шкуре – эти легенды не врут.
За прошедшие десять лет про первую историю Снайдера и Капулло было сказано уже очень много, однако давайте подметим то, что всегда было в ней главным – это практически идеальное начало их многолетнего рана.
И речь здесь не столько о качестве самого сюжета (которое, очевидно, весьма высоко), сколько о том, насколько нежным способом открыть перезапущенный онгоинг оказался «Court of Owls».
Среди остальных крупных арок серии – «Совы» занимают очень аккуратное место на стыке новаторства и классики.
По большому счёту – это не более чем очередное детективное приключение, каких у Бэтмена были тысячи.
Однако при этом – это детективное приключение с запоминающимися авторскими злодеями и крайне любопытной попыткой поглубже нырнуть в мифологию Готэм-Сити, как старого города с многовековой историей полной тайн, которые намного старше Бэтмена.
В итоге – оба эти приёма Скотт Снайдер поставит на поток, впоследствии используя их практически в каждом своём бэт-комиксе.
А вот другая книга, содержащая в себе арки «Смерть семьи» и «Эндшпиль» – уже не может похвастаться схожей степенью изящества. Этот мрачный томик состоит из двух взаимосвязанных столкновений Тёмного Рыцаря со своим главным врагом – Джокером.
«Death of the Family» покажет вам, как окончательно свихнувшийся Клоун-Принц Преступного Мира возвращается в родной город после годичного отсутствия, чтобы поведать Бэтмену о его главной слабости. А заодно, в качестве дружеской услуги, его этой слабости лишить.
«Endgame» же, в свою очередь, становится прямым продолжением, в котором главный городской сумасшедший, затаив глубокую обиду на Брюса Уэйна (да, именно), принимает решение привести в действие самый грандиозный замысел в своей карьере, при помощи которого он планирует раз и навсегда поставить точку в их бесконечной вражде.
По-своему – и «Смерть семьи», и «Эндшпиль» являются очень хорошими комиксами про Бэтмена. Первая арка обладает уникальным, гнетущим духом мрачного триллера про напрочь обезумевшего маньяка.
Не в последнюю очередь – благодаря уникальному образу злодея, которому незадолго до этого срезали кожу лица, добавляя его внешнему виду ещё большего эпатажа.
Вторая же не только дарит читателю самую крутую в истории комиксов схватку Бэтмена с Суперменом, но ещё и помещает Крестоносца в Плаще внутрь его собственного локального зомби-апокалипсиса (задолго до того, как Том Тейлор породил на свет свой «DCeased»).
Ни тот, ни другой сюжет не имеют близких аналогов, которые отводили бы Джокеру настолько значимое место в жизни его ненаглядного лучшего друга. Да и в принципе – оба рассказа гарантированно оставят заметный след в вашей памяти после прочтения.
При этом – «Семья» как будто стесняется развернуться на полную катушку, стыдливо прикрывая сгнившее лицо руками в самый ответственный момент и отказываясь от предоставленной возможности оказать мощное влияние на ту самую бэт-семью, которая в ней «помирает».
«Эндгейм» же оказывается как будто чрезмерно скомканным пересказом чрезмерно глобальной истории, которой слишком тесно в рамках шести глав онгоинга одного персонажа (даже если учитывать не вошедшие в книгу тай-ины).
По итогу, несмотря на интересную динамику между протагонистом и его соперником – обе арки кажутся наиболее пресными частями рана.
Особенно на фоне того эпического рассказа, который их в своё время друг от друга отделял.
«Нулевой год» – наиболее ревизионистская глава эпохи Снайдера/Капулло, которая буквальным образом переписывает историю восхождения Брюса Уэйна к супергеройским вершинам.
Разбитая на три части – арка показывает весь тернистый путь, который Бэтмену пришлось пройти, чтобы закрепиться на пьедестале Готэм-Сити, начиная от «Тайного города» (в котором Уэйн обретает Бэтмена как идею), продолжая «Тёмным городом» (под ночным покровом которого герою впервые предстоит сразиться с чудовищами, которых он порождает) и заканчивая городом «Диким» (на первобытных, озверевших улицах которого Брюс одержит свой первый настоящий триумф).
Словом – это крайне длинное путешествие, в которое непременно стоит отправиться абсолютно каждому поклоннику персонажа.
Потому, что именно «Zero Year» сквозь призму прошедших лет кажется высшей точкой всего «New 52»-периода Бэтмена. Будучи первым подобным сюжетом со времён легендарного «Года первого» Фрэнка Миллера и Дэвида Маццукелли – «Нулевой год» не стесняется предложить подходу классиков яркую, красочную, смелую и действительно уникальную альтернативу.
Если у Миллера перерождение Брюса Уэйна проходило в унылых и приземлённых декорациях грязных улиц большого города, на которых неуклюжий виджиланте едва-едва справлялся с тем, чтобы дать отпор небольшой группе хулиганов – у Снайдера первое приключение Бэтмена сразу же приобретает масштаб эпохальной битвы за выживание Готэма с целой ордой колоритных суперзлодеев.
Можно сказать, что «Год первый» своего Тёмного Рыцаря Снайдер превратил в свой личный «The Dark Knight Returns».
Это невероятно могучий, умный, запутанный и запоминающийся эпос о пришествии героя в тот город, где героев терпеть не могут. Даром – что прямых отсылок на «DKR» в «Нулевой год» Грег Капулло запихал целый вагон.
А помимо этого – здесь вы найдёте один из самых мощных выходов Загадочника и один из самых стильных костюмов Бэтмена за всю его долгую историю.
Кто бы мог подумать, что фиолетовые перчатки не потеряют своего шарма и семьдесят лет спустя?
Ну и наконец – закрывали ран Снайдера и Капулло (как и вообще всю эру The New 52) Джеймс Гордон, бэт-кролик, «Сверхтяжесть» и «Расцвет».
Наименее типичные и наиболее горячо обсуждаемые главы, в которых Брюс Уэйн пропадает, а в мантию Бэтмена вынужден облачиться бывший комиссар готэмской полиции.
И Джиму Гордону, в отличие от предшественника, приходится не только путешествовать по Готэму в гигантском меха-костюме, но ещё и отчитываться перед спонсорами, которые стремятся превратить нового Тёмного Рыцаря в глобальный некоммерческий проект по поддержанию порядка и охране спокойствия горожан.
Однако само-собой – войне с преступностью тесно в подобных рамках, и очень скоро Гордон вступает в конфликт с руководством, когда на арену выходит загадочный Мистер Флор.
Именно из-за своей нетипичности и радикально нового статуса-кво – «Сверхтяжесть» оказывается чертовски впечатляющим чтивом.
Посреди восьмидесяти лет непрерывных комиксов про Бэтмена – «Superheavy» стоит гордым, пускай и немного аляповатым особняком, в роскошных комнатах которого творится абсолютно неповторимая комиксная вакханалия.
Каким-то странным образом из Джеймса Гордона получился абсолютно уникальный новый супергерой, из корпоративного проекта получился интереснейший «Бэтмен», из неотвратимого возвращения Брюса Уэйна удалось создать очень трогательную драму, а у Скотта Снайдера в очередной раз получилось создать до ужаса крутого суперзлодея.
Финал New 52-Бэтмена напоминает грандиозный финал какого-нибудь подросткового аниме, в котором бэт-отаку приходится облачиться в прокачанный костюм, залезть в гигантского робота и сойтись в неравной схватке с ордами кайдзю, всё это на фоне гигантской чёрной дыры, растущей прямо посреди центра перенаселённого мегаполиса.
Проще говоря, вопреки расхожему мнению – финал второго тома «Бэтмена» получился непросто достойным, а по-настоящему уникальным комиксом, о котором после прочтения вспоминаешь с искренней теплотой.
И вот, что самое интересное в воспоминаниях о безраздельном правлении Скотта Снайдера над вселенной Тёмного Рыцаря – спустя пять лет после его формального окончания, оказывается, что это был последний действительно сильный период для комиксов про Бэтмена. Быть может, что дело в чрезмерно высокой планке качества, оставленной после себя сценаристом и его напарником.
Быть может в чём-то ещё. Однако факт остаётся фактом – за последние пять лет ни один мейнстримный комикс про Уэйна и компанию не бил настолько в цель, насколько это раз за разом делал дуэт Снайдера/Капулло. В течение тех пяти лет, когда команда была у штурвала бэт-корабля (а значит, что у штурвала всего издательства DC) – Скотт и Грег не боялись предлагать читателям совершенно непохожие друг на друга комиксы про главного супергероя современности, которые превосходили ожидания, ломали стереотипы, создавали новые каноны бэт-мира и попросту оказывались образцовым примером того, как следует писать и рисовать флагманские онгоинги.
Сегодня можно прямо говорить, что «Batman» времён The New 52 создал тот образ Величайшего Детектива, который навсегда останется «тем самым» Бэтменом для целого поколения читателей. И кажется, что пройдёт ещё немало лет, прежде чем какой-то другой автор приблизится к тому, чтобы завоевать подобную честь.
Ну а пока мы ждём героя нашего времени – у нас есть четыре новых сборника от «Азбуки», которые позволяют вспомнить былые подвиги целиком, или по интересующим лично вас частям.
В комплекте каждого из них, помимо твёрдого корешка и качественной бумаги, идёт обширная галерея вариантных обложек, стандартные примечания, а также какие-нибудь дополнительные материалы, будь то страницы в голом карандаше Грега Капулло, или же полный сценарий Скотта Снайдера для одного из выпусков книги.
Проще говоря – стандартный набор для подобного издания, которого более чем хватает для ознакомления с любой из четырёх историй.
Едва ли это имеет особый смысл, но давайте всё-таки попробуем под конец ещё раз уточнить – кому именно стоит приобретать книги с «Бэтменом» Скотта Снайдера и Грега Капулло?
- Будучи современной классикой – «Двор сов» рекомендуется практически любому фанату Бэтмена, который желает прочитать свежий рассказ, написанный по заветам старой школы.
- «Смерть семьи» и «Эндшпиль» подойдут в первую очередь поклонникам Джокера, а также всем тем, кто хочет посмотреть на два главных столкновения Бэтмена с его злейшим врагом в новейшей истории вселенной DC.
- «Нулевой год» – отличное прочтение мифа о восхождении Тёмного Рыцаря на современный лад, и одна из лучших работ в карьерах Скотта Снайдера и Грега Капулло. Если вы хотите чего-то жутко эпического и абсолютно незабываемого – вам сюда.
- Наконец, «Сверхтяжесть» и «Расцвет» стоит приобретать тем читателям, которые не боятся смелых экспериментов с их любимым героем, или давным-давно ищут такой рассказ про Бэтмена, аналогов у которого нет и в помине.
Ну а совсем уж строго говоря, если у вас есть деньги, время и желание – смело сгребайте в охапку все четыре книжки, и несите их к себе домой, чтобы начать долгое погружение в главную бэт-сагу последней десятилетки. Рассказы Снайдера и Капулло о Тёмном Рыцаре – это очень необычное и увлекательное путешествие сквозь один из самых насыщенных периодов существования персонажа, которое запомнится вам надолго. Скорее всего – на всю жизнь. Так что, если вы готовы навсегда изменить свои представления о Бэтмене – ловите момент. Кто знает, когда эти комиксы будут переизданы вновь? Впрочем, зная читательскую любовь к творчеству Снайдера – вряд ли этого момента придётся дожидаться слишком долго.