Обзор комиксов «Бэтмен. Мистер Фриз» и «Бэтмен. Готэм Нуар»

Двойной бэт-обзор для любителей синглов!

Внезапно нам на стол упало 2 сингла издательства «Азбука» с комиксами о Бэтмене, потому и сам материал охватит оба комикса разом. Оба, и Пол Дини и Эд Брубейкер сделали много хорошего для мифологии Бэтмена, но сперва поговорим о Поле Дини, авторе, оставившим бо́льший след в истории персонажа.

«Бэтмен. Мистер Фриз»

В 1997 году издательство DC запустило в работу небольшую инициативу, целью которой было рассказать в формате «графических романов» четыре истории: о Бэйне, Бэтгёрл, Мистере Фризе и Ядовитом Плюще. Как несложно догадаться, всё это должно было, пусть и не напрямую, послужить рекламной кампанией к предстоящему выходу фильма «Бэтмен и Робин».

Примечательно то, что обложки всех четырёх комиксов должны были складываться в одно большое панорамное изображение. Однако так как на русском языке был издан лишь «Мистер Фриз» — этой возможности русскоговорящие читатели были лишены (либо нас что-то ждет в будущем). С другой стороны — обложки, нарисованные Брайаном Стелфризом, сами по себе настолько роскошны и самодостаточны, что сильно переживать по этому поводу не хочется.

«Бэтмен. Мистер Фриз» — 44-страничная история, чьё повествование разворачивается сразу в двух временных отрезках. В настоящем времени Мистер Фриз со своими приспешниками обещает навести порядок на улицах Готэма весьма очевидными методами, а Бэтмен, на какое-то время оставшийся без помощи Робина, ему противостоит. Вторая часть комикса рассказывает о прошлом Виктора Фриза: о странных наклонностях в детстве, сложной юности, истории первой любви и обстоятельствах превращения в злодея с ледяным сердцем.

Казалось бы, Пол Дини – это идеальный рассказчик для такой истории: написанный им же «Heart of Ice» для Batman: The Animated Series превосходно оживил некогда скучного противника Бэтмена, представив душещипательную трагедию одного человека. К тому же, сюжет именно этого эпизода лёг в основу данного комикса. Значит ли это, что всё замечательно и можно спокойно бежать за ним, сломя голову? Отнюдь.

Эпизоды из тяжёлого детства Виктора показаны на редкость карикатурно: тут есть место и вычурно злому и агрессивному отцу, помыкающему своим сыном, а у самого ребёнка есть на редкость нездоровое пристрастие к заморозке различной мелкой живности. В юности же будущий злодей и вовсе был окружён невероятно карикатурными педагогами, огрызающимися на учеников. Они будто бы нарочно отдуваются на будущем злодее, относясь к нему как к пустому месту. Если Дини хотел таким образом сыграть на контрастах, продемонстрировав практически ангельский образ Норы Фриз, то не получилось – вышло поверхностно, однобоко и скучно.

Та же часть комикса, что рассказывает про план Фриза по оледенению Готэма – не сильно интереснее. Она немного выигрывает за счёт некоторой отвязности 90-х и рисунка Марка Бэкингхэма, явно оглядывавшегося на Келли Джонса: фигура Бэтмена массивна, громоздка, и угрожающе брутальна, а плащ так и хочет занять собой всё свободное пространство. Сам Фриз внешне не менее инфернален и холоден, но внутри всё также очень скучен – весь комикс он только и делает, что ходит, замораживает людей и зачитывает банальные монологи. Зато хоть ледяными каламбурами не бросается. В этом плане происходящее с Бэтменом выглядит несколько занятнее – он, следуя примеру Фрэнка Кастла, не чурается сражаться с белыми медведями и прочей заповедной фауной.

Пару слов о переводе и редактуре комикса. В целом – отклонения от нормы незначительны: где-то в текст прокрался канцелярит, где-то просто фразы странно выстроены, а где-то (как на соседней картинке) разбилась фура с запятыми, поэтому хватило на всех. Пониманию не мешает, но если ваш глаз с лёгкостью цепляется за подобные изъяны – имейте в виду.

«Бэтмен. Готэм Нуар»

Авторский дуэт Эда Брубейкера и Шона Филлипса не нуждается в представлении: Criminal, Fade Out, My Heroes Have Always Been Junkies – замечательные комиксы про обыкновенных людей, имеющих дело с «уродливой» стороной повседневности. В каком-то смысле, можно сказать, что «нуарные» комиксы – специализация данного дуэта.

«Бэтмен. Готэм Нуар» вышел в период активной работы Брубейкера над бэт-комиксами, а конкретно – в 2001 году. В то время ещё была жива инициатива Elsworlds, под знамёнами которой вышла масса альтернативных прочтений того же Бэтмена и Супермена. И если часть из них просто помещала персонажа в различные временны рамки – Супермена помещали во времена Гражданской войны в Америке или Бэтмен оказывался в викторианском Лондоне – то обозреваемый комикс работал с тропами жанра «нуар».

Загибаем пальцы:

Главный герой (Джим Гордон) – солдат вернувшийся с полей Второй Мировой войны, где насмотрелся на её ужасы и зачерствел. Ныне работает частным сыщиком и часто прикладывается к бутылке, так как «одно незавершённое дело» времён его бытности полицейским висит на шее тяжким грузом. Это же дело непременно всплывает наружу и оказывается очень актуальным и важным, когда к циничному протагонисту приходит роковая красотка (Селина Кайл), крутящаяся в «сомнительных кругах». Продажные чиновники, параноидальное настроение, всеобщий пессимизм и цинизм, а также обязательная «большая тайна/загадка» — всё это на месте.

Весьма иронично и примечательно, что несмотря на наличие имени «Бэтмен» в заголовке – самого персонажа здесь не так уж и много. Если про знаменитый Batman: Year One можно сказать, что это «в равной степени комикс как про Уэйна, так и про Гордона», то здесь акцент сильно смещён в сторону последнего. С фигурой Бэтмена вообще обошлись достаточно изящно: интерпретация вопроса «а был ли он на самом деле?» отдана на откуп читателю. Сама история презентует его как нечто вроде городской байки, миф. Филлипс же рисует сплошной чёрный силуэт без чётких очертаний и каких-либо выделяющихся деталей во внешности, что лишь усиливает ощущение ирреальности происходящего – настолько он выбивается из аутентичного нуарного окружения своей мистичностью. При этом всём, было оставлено достаточное количество «улик», чтобы нельзя было однозначно списывать со счетов причастность старого «подозреваемого» — Брюса Уэйна – который по-старинке любит исчезать и появляться в самый удобный момент.

«Бэтмен. Готэм Нуар» это крепкая детективная история, лишний раз подчёркивающая потрясающую пластичность Бэтмена и окружающих его мифологию элементов. Перенос событий в 1949 год нисколько не убавил в аутентичности, как относительно комиксов – Брубейкер даже Джокера перенёс достаточно бережно, хотя казалось бы, какое ему может быть здесь место – так и относительно жанра нуар. Строгая рекомендация к прочтению.

В этот раз про перевод и редактуру говорить придётся ещё меньше – здесь всё хорошо и без нареканий, даже удалось сохранить бандитский выговор и особенности речи рабочего класса.

Если вас случайно занесёт в комикс-шоп и вам вдруг захочется купить какой-нибудь из представленных в рецензии бэт-синглов, то обратите внимание на «Бэтмен. Готэм Нуар». Пол Дини – хороший автор, написавший немало замечательных историй про Бэтмена и его окружение, но комикс про Мистера Фриза ему не удался. «Бэтмен. Готэм Нуар» Брубейкера и Филлипса наборот – очень крепкая работа, интересно жонглирующая как тропами жанра «нуар», так и бэт-мифологией. Но выбор, как всегда, остается за вами.

batmandc
Comments (0)
Add Comment