Обзор комикса «Железный Человек. Войны Брони» от Marvel

Как Железный Человек отстаивал свое технологическое моджо.

Главная фишка комиксов Marvel в определенный момент становится проблемой для каждого крупного персонажа издательства. Он слишком сильно привязан к общему контексту мира, из-за чего любой самостоятельный сюжет сразу бьется с вопросами А где Мстители? и другими подобными. Сегодня мы поговорим об одной из важнейших историй в биографии Железного Человека и вкинем очень интересную мысль.

Миллионер-промышленник Тони Старк — гений-изобретатель, который посвятил все свои интеллектуальные и финансовые ресурсы единственной цели: созданию технологий на благо человечества. Главное изобретение Старка, настоящее инженерное чудо — комплект сверхсовременной брони, в которой он становится воплощением своих идеалов — Железным Человеком! Но узнав, что те же самые технологии, столь секретные, что он боялся их даже запатентовать, попали в руки к опасным суперзлодеям, Тони чувствует ответственность за совершённые ими злодеяния, к которым он опосредованно приложил руку.

Несмотря на осуждение правительства, друзей, коллег и других супергероев, Старк клянётся во что бы то ни стало положить конец преступлениям и вернуть то, что принадлежит ему по праву. Жук, Ходульник, Контролёр, Скат, Мандроиды, Стражи и Огневая Мощь пока не подозревают о том, что у них серьёзные проблемы. Самый могущественный защитник добра больше не играет по правилам. И он идёт по их души.

Дэвид Микелайни и Боб Лейтон в этом сюжете максимально вытягивают Железного Человека из зоны комфорта, параллельно давя на болевые точки персонажа, которые делают его уникальным.

Он осознанно отказывается от помощи Мстителей и оголтело идет к своей цели — забрать все свои технологии у всех. Это ставит Старка в серую зону, потому что технологии Железного Человека используют не только злодеи B-класса, но и правительство.

Конечно, он постоянно винит себя за каждого котенка, которого мог раздавить Ходульник, но именно здесь можно зацепиться за мысль о личности Тони Старка. Да, он супергерой, спасает мир и людей. Но он же — производитель оружия, миллиардер, плейбой и филантроп, страдающий типичным нарциссизмом.

И все, что он делает — не всегда, да редко когда идет от идей чистого гуманизма. Почти все ключевые сюжеты о Железном Человеке завязаны на его эго, недостатках и грехах. За примером не пойду далеко — «Демон в бутылке». Здесь, если отбросить некоторые вещи, скелет чисто такой же — Тони Старк не сколько хочет спасти мир от злых гопников (и не гопников) в броне, сколько ревниво пытается защитить свое супергеройское «я». Вернуть свое техно-моджо, без которого он вновь станет обычным богатым мужиком, который иногда от скуки поигрывает в теннис, кидает палки знакомым женщинам и летает в вертолете со своим волшебным негром.

Волшебный негр — стандартный персонаж; черный человек с особым пониманием или мистическими способностями, приходящий на помощь белому главному герою.

С такой точки зрения сюжет изучать интереснее всего, потому что именно в теме злодеи используют технологии героя здесь ловить особо нечего. Старк просто прилетает к очередному злыдню, сжигает ему броню и улетает. Повторить N-е количество раз. Даже концовка получилась максимально усыпляющей: Старк собирает новую броню и выносит финального злодея класса БОЛЬШАЯ ТЕХНОХРЕНЬ С ПУШКАМИ с одного удара.

Это не он, если что.

Куда интереснее финальные главы переосмысливает сингл «Что, если?.. Железный Человек проиграл войны брони».

Тут Старк окончательно уходит в подполье и объединяет силы с ранее поверженными злодеями, чтобы одолеть более серьезную угрозу, а в конце несет ответственность за все свои действия. Куда более интересная кульминация, куда более яркий финал. Хорошо, что сингл выпустили вдогонку к основной истории.

Но в целом «Железный Человек. Войны Брони» заставляет произнести вслух крамольную мысль:

Старым комиксам нужны ремейки.

Пока комикс-ортодоксы зажигают факелы и достают тухлые помидоры, объясню. Да, никто не отрицает важность таких сюжетов, как «Войны Брони», «Демон в Бутылке», «Перчатка Бесконечности», «Смерть в Семье», «Рожденный Заново», «Возвращение Темного Рыцаря» и так далее. Но давайте признаемся честно, эти комиксы физически трудно читать в XXI веке без какого-либо снисхождения, скидок и прочих вещей, которые умаляют их достоинство.

Когда рождались эти истории, авторы боролись с цензурой и консервативным обществом, но важнее другое — они не боролись с концепцией этот журнальчик будет лежать на стенде в аптеке рядом с конфетами или в нижнем углу газетной будки, чтобы мальчишка смог до него дотянуться.

Поэтому крутые идеи тонут в переизбытке пустого текста, поясняющих внутренних монологов, сглаживаниях углов и других вещей, которые мешают истории вырваться за рамки детского чтива.

Да, они сегодня — икона. Но мало кто рискнет предложить прочесть любую такую икону современному человеку, далекому от мира комиксов. Этот факт говорит сам за себя. И мы еще не касаемся темы рисунка. Скажите честно, хоть кто-то в состоянии назвать арт того же «Возвращения Темного Рыцаря» хорошим? Он был мазней уже тогда, сейчас это тем более невозможно читать за исключением конкретных великих страниц.

Именно поэтому старым великим комиксам нужны ремейки. Качественное переосмысление, которое поможет раскрыть их потенциал без оков цензуры и излишнего сглаживания углов. И первый, кто рискнет такое сделать, сначала сорвет тонны хейта, а потом куш, если подойдет к делу ответственно. Хотя даже в этой ситуации хейт никуда не денется.

Обсуждайте тему в комментариях, хочу послушать ваше мнение.

Русскоязычное издание комикса «Железный Человек. Войны Брони» от «Комильфо» вышло в формате ТПБ с глянцевой обложкой, из дополнительных материалов предисловие Дэвида Микелайни. Что интересно, комикс «Железный Человек. Демон в бутылке» выходил в серии Золотая Коллекция Marvel, где увеличенный формат, хард и много допов. Готов поспорить, что «Войны Брони» такого не удостоились из-за низких продаж комиксов Marvel в России. Но у ТПБ свои плюсы — книга тупо доступнее всем.

«Железный Человек. Войны Брони» — важная история, которая позволяет глубже изучить личность Тони Старка и поймать в процессе пару любопытных мыслей. Естественно, надо читать для общего развития. Но не менее интересно то, как этот сюжет обыграют на большом экране с Роуди, ведь в Киновселенной Marvel Тони Старк давно мертв. Но это вопросы будущего, а сейчас у нас есть классика на русском языке. И круто, что она успела попасть на полки до ухода Marvel с рынка.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Comments (0)
Add Comment