Обзор комикса «Секретная Империя»

Изучаем глобальное событие Marvel «Секретная Империя».

«Секретная Империя» 2016 года по праву может считаться окончанием череды натянутых сюжетов и блеклых глобальных событий 00-х и 10-х. Во-первых, из-за того, что именно в нем наконец подводят черту под идеологической борьбой Старка, Роджерса и Дэнверс (которая вообще некстати, но ладно), начатую в рамках Civil War Миллара и злосчастного Civil War II Бендиса. Во-вторых, потому что это последний ивент, в котором нелюди оказали серьезное влияние на развитие истории: уже в 2018-м сверхлюдей истребит Кейтс в рамках мини-серии Death of The Inhumans. В-третьих, через несколько месяцев после финала «Империи» Аксель Алонсо покинул пост главного редактора издательства — его, как вы можете знать, заменил Честер Б. Себульски. В общем, как не посмотри — Secret Empire от Спенсера и Ко вышла в ключевое для современной истории Marvel время. 

Становится ли комикс от этого хорошим? Тяжело сказать. 

А если вы не понимаете, что за секреты и причем тут какие-то империи, — советую полистать обзор пролога. Именно там, к слову, есть рассказ о завирусившемся в сети Гидро-Кэпе и рефлексии на тему громкого сюжетного поворота. 

Стартует ивент с гениального плана Роджерса, появившегося из карманной вселенной Кобик: заранее подготовив будущую ловушку, Стив разом избавляется от толпы ключевых героев. Часть персонажей вроде Капитана Марвел заперта в космосе с бесконечными волнами Читаури, часть — заточены в темном измерении силами Даркхолда и злодея Блэкаута. Так Гидро-Кэп*, на тот момент исполняющий обязанности директора Щ.И.Т.а, получает приказ о наступлении военного времени и титул президента Соединенных Штатов. С оставшимися супергероями Кэп разбирается сам, вооружившись Мьельниром — так всего за один день «Гидра» захватила Белый Дом, установив новый тоталитарный режим.

Важное уточнение, необходимое после прошлого текста: нет, Гидро-Кэп взялся именно из НОВОЙ вселенной, которую создала Кобик под влиянием Красного Черепа. Несмотря на попытки автора заигрывать с аудиторией на тему каноничности событий, все предельно просто: Стив Роджерс по-прежнему хороший парень, которого просто подменили злым Капитаном из другой реальности. Нет, Щ.И.Т., как и союзники во Второй Мировой, не накосячили с таймлайном. 

Проходит некоторое время: США под властью «Гидры» активно развивается, пока ополчение кое-как выживает и обдумывает планы по спасению оригинального Стива. Несмотря на случившееся, ребята вроде оставшихся Мстителей по-прежнему верят, что Верховный Лидер — лишь загипнотизированный Кэп. Вдова и Ко срываются, решаясь идти на бывшего товарища с мечом, другие — находят надежду в присланной Риком Джонсом информации про осколки Космического Куба. Так сюжет разделяется на две основные ветки: Наташу Романову с Чемпионами, которые намереваются убить Кэпа, и Тони-ИИ с командой, путешествующих по миру в поисках осколков. Последние в своем локальном приключении успеют посетить и утопию Альтрона, и Ваканду, и отдаленные государства вроде Мадрипура. 

Звучит, казалось бы, насыщенно: событий и локаций много, герои сплошь знакомые и харизматичные, да и основа конфликта со временем стала восприниматься не так критично. Однако, как уже отмечали многие авторы рецензий, Ник Спенсер с его тогдашним опытом (напомню, что Ник в первую очередь известен комедийными линейками вроде Ant-Man, The Superior Foes of Spider-Man и The Fix) банально не потянул масштабный ивент. Для примера стоит выделить несколько ключевых проблем, которые то и дело мешают наслаждаться потенциально интересным комиксом.

1. Персонажи — краеугольный камень любой глобальной истории. Проблема лишь в том, что каждый из основных действующих лиц реагирует слишком резко и неожиданно. Основную часть серии Бартон по-прежнему отпускает шутки, надеясь на лучший исход, однако на старте сюжета Клинт представляет собой заправского солдата, который готов перегрызть глотку любому незнакомцу. Старк, будучи на тот момент бэкапом оригинала с ИИ, плевать хотел на какие-то подвиги: с самого же начала Тони и вовсе не заинтересован в попытке спасти Штаты. В то же время Роджерс, движимый желанием спасти мир и восстановить власть «Гидры», практически мгновенно переходит из положения «они мои друзья» в «я хочу спустить на них неуправляемого Халка». То же можно переложить и на недостойного Одинсона, и на Уилсона — последний так устал от геройства, что послал всех своих друзей и сбежал с вверенной должности Капитана Америка. Конечно, здесь можно добавить «герои же тоже люди» — стандартный аргумент, который имеет место. С другой стороны, империя «Гидры» — далеко не первое родео уймы культовых персонажей. Каждый из них уже переживал подобное и в рамках «Эры Альтрона», и ранее в течение Темного Правления Осборна, и в «Гражданской Войне», и в десятках других историй. 

Отдельного упоминания заслуживает и разошедшееся на мемы застолье Альтрона-Пима. Дело в том, что Тони абсолютно внезапно вспоминает события далекого Avengers #213, говоря Хэнку о его вине в последующем расколе команды и натянутых отношениях в семье героев. Не разбирающийся в сериях и сюжетах человек явно отметит это, как приятный референс на культовый номер, однако все было не совсем так. Впоследствии, уже в рамках Avengers #227-228 авторства Роджера Стерна, Тони пытается помочь Хэнку и всячески поддерживает бывшего товарища, предлагая реабилитироваться после того самого нервного срыва и последующих стычек с Яйцеголовым. Более того: сама Джен помогала Пиму адаптироваться к новой жизни. Потому что лишь после схватки с товарищем Мстители осознали, что в течение долгого времени не замечали (или обесценивали) переживания бывшего Человека-Муравья. Теперь же команда сосредоточилась на психологической поддержке Хэнка. Говоря простым языком, истерика Тони-ИИ на тему «неловкости в общении» — отсылка ради отсылки, никак не подкрепленная лором. Либо бэкап Старка окончательно «пропил» память, либо Ник Спенсер засунул это просто ради самого факта упоминания. На этом стоит подробнее углубиться в следующую проблему. 

2. Отсылки — то, чем злоупотребляет каждый супергеройский комикс, будь то обособленная лимитка или громкий ивент. Однако и злоупотреблять надо с умом, не сосредотачивая все внимание на сериях прошлого и их «важности» для текущих историй. И спустя десяток лет стоит признать: Ник Спенсер не умеет работать с референсами вне комедийного сеттинга. Речь идет и про диалоговые маркеры вроде неуместного вопроса Рика Джонса на тему переодеваний в мертвого Баки, и про визуальные приемы вроде оммажа в сторону Джима Старлина и кульминации Infinity Gauntlet #4, и про сбивающие с толку появления потенциально важных героев ради одного лишь появления.

Значительным триггером для меня стали не шутки про алкогольную зависимость Тони-ИИ (хотя откуда им вообще взяться, учитывая длительную завязку оригинального Старка) или случайные камео вроде Шан-Чи, будто бы откопанного Спенсером из пятого тома Avengers. Проблемой стал Исаак Ньютон — персонаж, которого Джонатан Хикман развивал в течение в двух мини-серий S.H.I.E.L.D. Вне сюжетов бывшего «икс»-редактора великий ученый появлялся лишь у Робби Томпсона в Doctor Strange and the Sorcerers Supreme, однако и там участие Ньютона было обусловлено глобальной угрозой.

А здесь, ну, Ник вспомнил про связь «Гидры», Щ.И.Т.а и Бессмертного Города, чтобы вставить мужика со смешной шляпой. Ньютона представляют исключительно как «Отца», не обозначают роль ученого в сообществе «Гидры», не говорят о связях с прочими представителями идеологии. Более того: целая сцена из начала нулевого выпуска представляет собой огромную ширму, которая призвана расширить лор вселенной Кобик и создать хоть какой-то «объем». По факту же ничего из этого не получилось: на нас, как читателей, просто молча свалили кучу важной информации, не потрудившись объяснить хоть что-нибудь. 

Уверен, что и половина из читающих комикс впервые слышат о том, что в событии был Ньютон. Я сам узнал только во время третьего чтения серии и после марафона серий Джонатана. Но, хотя бы, это не шутка про неловкие переодевания Джонса в Барнса. 

3. Юмор, которого много. Не поймите неправильно — я безумно люблю тех же «Совершенных Врагов» и «Муравья». Проблема в том, что шутки в конкретном ивенте зачастую банально неуместны и сильно влияют на общую атмосферу истории. Вряд ли спустя четыре прочитывания я смогу сходу вспомнить хоть одну фразу Марии Хилл, кроме «хочу поставить труп Капитана себе на заставку смартфона». 

Пара простых примеров: 

  • Первый выпуск серии, руководители «Гидры» во главе с Роджерсом проводят подробный брифинг по ключевым направлениям развития Америки. В обсуждении проблемы с оппозицией и оставшимися героями резко вклинивается Гадюка, проговаривая «я говорила, что нужно отключить интернет». Нет, эта шутка — не локальный прикол наших сканлейтеров или отсебятина переводчиков. Да, она такая и в оригинальном тексте. 
  • Все тот же номер. Разговор второстепенных героев, идущих к Тони-ИИ, прерывает истерика Старка и выбегающий из лаборатории Скотт Лэнг. На вопрос в духе «он ведет себя как обычно?» Муравей ни с чего выкидывает «мне тут тяжело, а я ведь дважды в тюрьме сидел!» и «по крайней мере, в этот раз я не заплакал». Понимаю, что Лэнг, как и Бумеранг, уже давным-давно стал тотемным героем Ника, но эта неловкая юмореска все равно не к месту. 
  • Второй выпуск. Роджерс стер с лица планеты Лас-Вегас, убив тысячи людей. И за страшной сценой поиска людей под завалами с закадровым монологом героя идет шутливый диалог между Железным Кулаком и Люком Кейджем. Самое смешное, что он даже вписывается в ситуацию и взаимоотношения героев (хотя вопрос Кейджа на тему Чи по факту просто очередной кусок экспозиции), но выбивает из колеи после изображения настоящего теракта. Можно было бы выдержать паузу чуть больше, правда. 

И таких примеров хоть на целую книгу собрать можно — не хватает только блюющего нелюдя. К слову, об этом. 

4. Рояли из кустов — то, на что я решительно не обращал внимание вплоть до прочтения глобального события в сборнике. Потому что раньше мне не доводилось читать тай-ины, среди которых особенно выделяется юбилейный Captain America #25. Примечательны в нем сразу два момента. Первый: Тони, будучи крутым искусственным интеллектом, анализирует влияние осколков космического куба на мир вокруг. Внезапно Старк-ИИ ссылается на вторую «Гражданскую Войну», указывая на то, что Улисс (тот самый нелюдь-предсказатель, из-за которого началась битва) ранее никогда не ошибался. Потому что его способности и правда «показывают будущее», а не завязаны на теоретической проекции, которая может и не сработать в реальной ситуации из-за банальной случайности и игры с вероятностями.

Второе: как оказалось, нелюди настолько крутые, что Сблев (парень, способный выблевывать все, что увидит, за которым числится всего четыре появления) буквально выплевывает осколок космического куба. Почти что в самый последний момент, когда надежды на спасение уже нет. Просто появляется парень, как-то воздействующий на реальность и изрыгающий предметы разной степени редкости. 

А еще в этот же момент, когда надежды все также нет, Сэм Уилсон внезапно плюет на свою сюжетную линию и вновь возвращается к посту Капитана Америка. Герой не доходит до «я нужен людям» сам, не получает дополнительный пинок от коллег или друзей или проходит кризис веры, принимая свою версию «силы и ответственности». Просто по сюжету необходим эпичный камбэк персонажа, которого Ник также развивал на протяжении нескольких лет. Вполне вероятно, что рассуждения Сэма спрятаны где-то в тай-инах, но, говоря откровенно, их нет в оригинальном издании. Значит, они и не нужны. 

Аналогичная ситуация происходит и в финале ивента, когда сценарист вставляет неловкий флэшбек к событиям двухстраничной давности. Хотя, казалось бы, посвятить читателя в план героев сразу было бы куда разумнее — нет смысла делать оммаж на серию «Рика и Морти» про ограбления. Все тот же десятый номер вместе с тем может похвастаться и обнулением битвы из выпуска ДБК. Сначала Стив может поднять Мьелнир, а потом, внезапно, нет — и вся сцена была иллюзией «Гидры», необходимая для того, чтобы закрепить идеологию Роджерса в массы.

К роялям можно закинуть и мелкие вопросы в духе «что вообще нахрен происходит?». Мои любимые: состав Мстителей Роджерса, который частично состоит из незнакомых героев вроде Черного Муравья и Совершенного Октавиуса (когда-то выходили тай-ины к событию, но прошло уже достаточно лет с их выхода в тираж) и появление Морриса Сакетта — Мозаика. Вы ведь помните Мозаика? Лично я его помню лишь потому, что именно в момент анонса его сольной линейки начал следить за актуальным состоянием Marvel Comics на Западе. Сейчас же Моррис — буквально персонаж из эшелона Руслана Хубиева, чью серию читали от силы пять человек. Один из которых, судя по всему, сам Спенсер.

Предвосхищая вопрос от людей, уже читавших «Империю»: нет, я не знаю, когда Мозаик пересел в тело старика из ивента. Нет, его сольная серия заканчивается не этим. Нет, в тай-инах его не было. Его следующее появление было в период Marvel Legacy и серии Secret Warriors Розенберга.

Как на это реагировать? Без понятия. С одной стороны, я искренне верю, что Ник Спенсер старался и хотел сделать достойное завершение своего периода на «Капитане». С другой, редактура и идиотский тренд «каждая громкая серия должна заканчиваться большим кроссовером» вновь доказали свою нерелевантность в контексте реальных возможностей авторов. Напомню, что по тем же лекалам были созданы и AXIS, и Infinity Wars, и Inhumans vs. X-Men. Само собой, существуют War of the Realms, King in Black и Devil’s Reign, однако факт на лицо: не все авторы морально готовы к написанию объемной и громкой истории по завершению периода. Особенно когда над их затылком пыхтят люди вроде Акселя Алонсо и Ко, приговаривающих «нужны большие ивенты к релизу киношек». 

Завершается событие выпуском «Омега», привычно анонсирующим новые серии: похождения Фрэнка Касла и его охота за Бароном Земо, возвращение погибшей Вдовы и скорый побег злого Роджерса из вселенной Кобик с восхождением новой «Гидры».  

Интересный факт: кроме появления в «Дэдпуле» Даггана и «Карателе» Розенберга злой Роджерс полноценно засветился только в Captain America #8 Та-Нахаси Коатса, где был заживо расплавлен. Не очень-то план побега сработал, короче говоря. 

Здесь же хотелось бы поговорить о лучшей части комикса — одном из основных художников события в лице Андреа Соррентино («Старик Логан», «Зеленая Стрела», «Гидеон Фолз»). В этот раз, судя по личным ощущениям, Андреа решил полноценно отыграться за кучу стандартных одностраничников от коллег. Каждый выпуск с участием Соррентино радует кинематографичными сценами и удивительно насыщенными разворотами, частенько выполненными в формате коллажей с огромным количеством панелей. Отдельные кадры с Наташей, размышления Гидро-Кэпа, штурм Горы героев и смерть Вдовы полностью оправдывают покупку книги — именно ради таких визуальных образов хочется углубляться в комиксы и читать громкие кроссоверы.

В остальном: несколько черствый рисунок Стива Макнивена, приятный глазу Лейнил Ю, косплеющий Рода Рейса (вспомнил «Доктор Стрэндж: Проклятие») Дэниэл Акунья и привычный Джошуа Кассара. Каждый из художников «Секретной Империи» так или иначе справляется со своей задачей, выдавая максимум для ежемесячного ивента, который в довесок успел разрастись до десяти номеров уже в процессе выхода.

По изданию от «Комильфо» все, как обычно, без нареканий: твердый переплет, превосходная обложка Марка Брукса, формат 163х245 и 480 страниц. Внутри, помимо основной линейки (Secret Empire #0-10), также можно найти мини-историю к Free Comic Book Day ‘17, юбилейный Captain America #25 и выпуск-последствие Secret Empire: Omega #1. Само собой, не обошлось без богатой галереи вариантных обложек, среди которых особенно выделяются «фигурко-обложки» авторства Джона Тайлера Кристофера. Галактус из «Гидры» навсегда останется в моем сердце — жаль, что такому красавцу не дали камео в финале.

Кроме того, «Секретная Империя» получила эксклюзивные каверы для CFC, «Двадцать Восьмого» и «Чук и Гика» — каждая тиражом в 50 копий. Разумеется, закончились они еще на старте продаж.

И специально для любителей корешков:

Резюмируя, «Секретную Империю» Спенсера и Ко нельзя назвать худшим ивентов тех лет: вспоминая вторую «Гражданскую Войну», столкновения мутантов и нелюдей, а также многочисленные -версы про Пауков и Веномов, хочется лишь похвалить Ника. Откровенно плохим этот сюжет также не получается охарактеризовать — как и сольная серия Уилсона, местная история завязана на теме разочарования: в людях, политике, собственных взглядах и мнимой надежде. С другой стороны, местный пафос (чаще всего размазанный по экшену пространными монологами) зачастую выглядит неуместно или попросту наивно, когда как наиболее интересные герои представляют собой лишь шаблоны любимых образов. Удели сценарист куда больше времени злому Роджерсу (говорю я именно про ивент, а не его серию) или разочарованному в людях Сэму — вышла бы отличная и по-настоящему интересная социальная супергероика в духе того, чем обычно занимается Ремендер. Как минимум, мысль о том, что поначалу граждане Штатов добровольно поддерживали «Гидру» из-за Роджерса и ощущения безопасности, мне показалась занятной.

Однако у нас есть Стив, ранее предстающий в событии чуть ли не мессией, которому больно убивать людей. И который резко звереет спустя всего несколько номеров и смерть Мадам Гидры, хотя до этого в серии были лишь небольшие предпосылки к неконтролируемой ярости Роджерса. Есть Сэм, который до последнего момента плюет на геройство, личную «силу и ответственность», после чего резко трансформируется в оратора и главного вдохновителя ополчения. Есть Старк-ИИ, который проявляет себя в основном как глупую и дешевую кальку с настоящего Тони. Видимо, бэкап памяти был еще со времен Civil War Миллара. На Одинсона после ивента и вовсе не могу нормально смотреть: в течение всей истории бог (пускай и недостойный) игнорирует массовые убийства мирных жителей и смерти дорогих ему друзей по команде, аргументируя все «ну это же Стив, а Стив всегда был молодцом». 

Из приятного: когда Спенсер отбрасывает стандартные супергеройские мотивы, получается занятное размышление на тему «действительно ли все плохо?». Гидро-Кэп, несмотря на окружение, в течение первых выпусков смог выделиться как интересный злодей, искренне верующий в свои убеждения. В качестве примера хорошей сцены можно отметить хотя бы диалог с Риком Джонсом, в котором Стив почти умоляет бывшего товарища разыграть раскаяние, лишь бы не доводить до публичной казни. Да, этот Роджерс — урод, но хотя бы не плоский. Оставайся новый Капитан таким до последнего момента — я бы настоятельно рекомендовал комикс хотя бы из-за антагониста.

По итогу же каждое глобальное событие 10-х просто повторяло блеклые события 00-х, делая из уже спорных сюжетов еще более спорные и странные сюжеты.

Кому и зачем читать «Империю»? Во-первых, людям, которые хотят отследить эволюцию вселенной и глобальные изменения в лоре 616-й. Во-вторых, поклонникам героев, которым интересны необычные перемены в характерах знакомых персонажей и их «вариантах». В-третьих, «искателям» вроде меня, желающим подробнее разобраться в динамике развития издательства и его истории. 

Шутки шутками, но Secret Empire каким-то образом умудрился наступить на грабли тех же Civil War II и Secret Wars, внезапно увеличившись в хронометраже уже после релиза нескольких номеров.

Ник [Спенсер] построил каждый выпуск таким образом, что он заканчивается кульминационным поворотом, большим разоблачением или шокирующим событием, и девятый номер не станет исключением. В финале, десятом выпуске, герои всей вселенной Marvel будут на пределе, поскольку мы мчимся к захватывающей кульминации, которую планировали уже несколько месяцев. И еще раз повторю: мы не собираемся использовать Космический Куб, чтобы просто отменить события — ставки имеют значение, возможно, большее, чем когда-либо ранее.

Вырезка из старого интервью Тома Бревурта для Marvel.com к анонсу десятого номера.

Интересно, а Том Бревурт читал «Доктор Стрэндж: Проклятие» от Спенсера и Кейтса? Потому что, ну, насколько я помню, Лас-Вегас там вернулся в норму: людей Стивен воскресил, души вернул новый король Ада Джонни Блейз, а сам город начали планомерно восстанавливать за счет притока туристов. Видимо, раз это не «использование Космического Куба», то можно. Ставки высоки, ага.

Несмотря на то, что возвращение оригинального Капитана тизерили еще с первого выпуска, казалось, что появление Роджерса в финале было придумано в последний момент. Как и, собственно, сюжетная линия с Гидро-Кэпом и его последующими попытками побега из тюрьмы. С другой стороны, возможно, уже в этом году мы увидим злого Стива вновь: в настоящий момент Джерри Дагган активно намекает на возвращение персонажа в Uncanny Avengers в роли нового Капитана Кракоа. Смерть смертью, но и злодейство по расписанию.

Хотя, вполне вероятно, десятый выпуск появился из-за безбожно растянутой и надоедливой «драмы» восьмого-девятого номеров с Кэпом-Соколом и Квазар, а мне просто кажется. 

«Секретная Империя» — крайне спорный ивент, который завершает целый период спорных ивентов и неоднозначных историй в духе «этот комикс навсегда изменит вселенную Marvel» десятых. Вместе с тем он может похвастаться отличным списком художников, потрясающим визуалом Соррентино, кучей занятных сцен вроде диалога двух Роджерсов из «Омега» и, в кои-то веке, неплохим злодеем. Вместо очередного «серого» противостояния супергероев, мы получили полноправного антагониста, которого, как мне кажется, стоило развивать и дальше. В любом случае, надеемся на лучшее. 

Безумно благодарен Нику Спенсеру за эту сцену. Наверное, одна из самых сильных в его сериях «Капитанов».

А комикс я все-таки порекомендую: не каждый день на отечественном рынке появляются глобальные события такого уровня и значения. Тем более — глобальные события с Капитаном Америка.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Comments (0)
Add Comment