Величественная история о власти, семейных узах и людоедах.
Словами не передать как я был рад наконец прочитать этот комикс – перед вами «Огры-Боги» от сценариста Юбера и художника Бертрана Гатиньоля! И сейчас расскажем, почему вам нужно присмотреться к этому необычному комиксу.
Первый том. «Малыш»
В некой далекой стране людьми правят гигантские огры-людоеды. Восседая в грандиозном замке, они ведут роскошную жизнь в окружении тысяч крохотных слуг. Однажды великанша Эмиона, супруга жестокого короля Габаала, прямо посреди пира рожает ребенка. Такого крохотного, что она даже не замечала беременность – младенец совсем не напоминал своих огромных сородичей. Габаал пришел в ярость и уже собирался сожрать мелкого сына, однако королева вовремя проглотила его первой. Вскоре огры забыли об инциденте, но оказалось, что Эмиона сохранила жизнь Малышу (так она назвала кроху). Ребенка тайно отдали на воспитание старой тетушке Дездее, ставшей затворницей из-за своего человеколюбия. Но может ли ее воспитание избавить Малыша от кровожадной натуры огра?
Прежде чем перейти к истории, нужно рассказать о том, что в первую очередь бросается в глаза – монструозные размеры. С первых же страниц габариты огров внушают ужас, а их замок подсознательно вызывает неуютное чувства. Несмотря на шикарное убранство, все выглядит неестественно большим, как будто ты сам уменьшился до размеров лилипута.
Пока Юбер не принялся нас увлекать сюжетными изгибами, повествование остается во власти художника, и пользуется он ей с размахом. По королю Габаалу мы сразу понимаем, что огры – мерзкие чудовища. Даже если бы Габаал оставался обычным человеком, его обезьянье лицо все равно вызывало бы отвращение. Но вслед за отторжением художник сразу же добавляет «противовес» – королева напротив выглядит могучей отважной женщиной. В чем-то даже прекрасной. Впечатления перемешиваются между собой, и вот мы уже не можем думать об ограх так однозначно.
А затем мы видим старуху Дездею – и только сейчас понимаем, насколько БОЛЬШИМИ могут быть великаны.
Это лишь пролог, и он уже успевают взбудоражить столько чувств. Далее нашим протагонистом станет Малыш и смотреть на его гигантских родственников мы сбудем сверху вниз (чаще всего). Его история – это борьба сердца и разума: Дездея успела заложить в Малыше зерна добродушия, но все остальное подталкивает маленького наследника стать таким же монстром, как его отец. Беспощадность Габаала и других огров заставляет Малыша отвечать злом на зло – в нем клокочет злоба, которую он сдерживать не в силах.
Не меньше Малыша ломает и мать: она хочет, чтобы сын зачал наследников. Огры так велики, что могут спариваться только с родственниками – кровосмесительство и стало причиной их повального уродства. Но от крохотного Малыша человеческая девушка может забеременеть, хоть рождение ребенка-увальня и будет стоить ей жизни. Ведь Малыш мал только по меркам великана – любого человека ростом он превосходит на голову.
Малыш чувствует себя чужим и среди огров, и среди простых смертных. Родная кровь все сильнее завладевает им, хотя очень старается не поддаться. Но мы-то хорошо понимаем, что «пол наклонен под углом», а Малыш скользит в бездну. Он не желает убивать возлюбленную беременностью, но и подавленное желание не дает ему сохранять рассудок в здравии.
Я несколько раз встречал мнение, что герои комикса похожи на персонажей мультфильмов. Сходство действительно есть: округлые силуэты, большие глаза, чистые плавные линии. Однако мне они больше напоминают античные мраморные статуи. Огры так велики, и почти невозможно поверить, что они состоят из плоти – мне все время казалось будто это каменные изваяния, проработанные до мелочей. Во многом иллюзия создается благодаря белоснежной коже на контрасте с мрачными черными залами. Возможно, поэтому авторы и решили оставить комикс черно-белым, чтобы еще сильнее выделить исполинов на бесцветных страницах.
Кстати, об авторах. Даже если бы их национальность оставалась в секрете, догадаться о стране происхождения было бы проще простого. Роскошь дворцов и блеск аристократии возвышаются над несчастными простолюдинами, а движущая интрига сюжета – секс и страсть. Конечно же, это Франция.
В чудовищных гигантах легко угадываются монархи тех времен, когда страну можно было затопить шампанским только ради королевской прихоти отправиться в плавание по волнам игристого. Самые заметные аналогии можно провести с французскими королями эпохи абсолютизма, но вообще это образ вне времени и пространства – богоподобные чудовища, пожирающие подданных, потому что… А есть какое-то разумное объяснение, почему великаны стали ограми-людоедами?
Еще до начала прочтения, когда я почти ничего не знал о книге, этот вопрос меня интересовал больше всего. Своей главной гипотезой я выдвинул религиозное объяснение: скорее всего, вокруг великанов сложился какой-то культ, и люди приносятся в жертву ради хорошего урожая, допустим. Но на самом деле все оказалось куда проще.
Почему великаны едят человечину? Просто так.
Однажды Король-Бог (самый одиозный правитель из рода огров) решил, что животная пища – удел смертных. А боги же должны питаться низшими существами на ступень выше – людьми. Мимолетная отвратительная мысль великана превратилась в традицию – вседозволенность позволила королям сделать людей скотом на убой.
Одна такая крохотная «историческая сноска» уже будоражит сознание. Если людоедство было лишь самым мелким из капризов Короля-бога, то что же еще ужасного сотворил? А его наследники и предшественники? И как только наш интерес разогрет добела, Юбер услужливо преподносит нам Книгу предков – вставки с жизнеописанием семейного древа от первопроходца Основателя до нынешнего тирана Габаала.
Комикс начинается как сказка про великанов, то есть поначалу кажется, что нам вообще не нужно знать подробности мироустройства этого жуткого мира. Есть злой король, есть его несчастный сын, есть любящая мать – привычные сказочные образы, написанные широкими мазками. Но чем дальше углубляемся, тем сильнее видно, что это не просто сказка, а часть необъятного исторического полотна. И продуман этот гобелен до мелочей, что подтверждает Книга предков.
Честно говоря, меня эпос о воцарении исполинов поразил куда больше, чем история Малыша. Страницы Книги намеренно стилизованы под… книгу (вот это сюрприз): место комикса занимают страницы с текстом, портретом и емкой иллюстрацией. Каждая глава посвящена одному из великанов – это миниатюрный рассказ, чаще всего напоминающий трагедию, ведь история огра-монарха не может быть иной. В любом случае, должен кто-то страдать: либо огр заставит мучаться простолюдинов, либо попробует восстать против предначертанного и станет мучеником сам. Страдание неизбежно.
Также Книга помогает читателям заглянуть за стены Замка. Как и Малыш, мы заперты в стенах дворца, и наше единственное окно за его пределы – это страницы Книги. Есть ли другие Великаны? Как работает экономика государства? Как соседние страны относятся к варварским обычаям великанов?
Художник же ограничен одним только сопровождающим рисунком. Передать всю жизнь персонажа одним только эпизодом – непростая задача, но Гатиньоль с ней замечательно справляется.
С каждой перевернутой страницей Книги растет ненависть к худшим представителям огрского рода и сожаление о тщетных попытках благородных великаном нечто изменить. Не все гиганты были чудовищами – встречались в их роду бунтари, отрекшиеся от пожирания людей. Но великаны слишком велики, чтобы ценить благородство и сострадание. Одного только храбреца недостаточно, чтобы изменить судьбу: когда ты взмахом руки можешь смять сотни жизни сотни, отказаться от соблазна власти почти невозможно.
Удивительно, что Книга описывает столетия жестокости и в то же время делает семейство огров более «маленьким». Хотя гиганты желают выглядеть богами, через строки летописи проступает послание – в конце концов, это такая же семья со своими ссорами и обидами. Только пороки их увеличены до абсурдных размеров. Дети ненавидят отцов, братья соперничают за наследство, «заботливые» родственники хотят вернуть сбежавшую девушку в оковы семьи. А если человеческое людоедам не чуждо, то они так же смертны и уязвимы, как обычные люди.
Увы, вместе с робкой надеждой на справедливость приходит и осознание, что нашего Малыша ждет тяжелая судьба. Из всех огров ему выпал самый ощутимый шанс разорвать круг насилия. Однако все сильнее убеждаешься, что это невозможно. Одной только любви мало, когда в твоих жилах течет кровь огров.
Финал первого тома оставляет странное послевкусие. Такое же чувство появляется, когда видишь грандиозный пожар: сковывающий ужас смешивается со скрытым восхищением от мощи стихии. Только тут в роли природной силы выступает история. Раздавив естественный порядок вещей, людоеды построили замок из костей. Но оказалось, что кости – материал хрупкий, особенно для многотонных развращенных маньяков.
Но кто может быть еще хуже огров? Только их ближайшие слуги.
Второй том. «Полукровка»
Самый удивительный сюрприз – второй том не продолжает историю первого, а возвращается назад! Теперь наш герой – юный бастард Йори, желающий заполучить власть при дворе.
В первом томе мы смотрели на мир глазами великанов. Да, я проникся сочувствием к людям, но они все равно оставались безликими муравьями, а внимание все равно перетягивали злоключения Малыша. Людям отрывали руки и ломали черепа – сначала это вызывало ужас, но уже к середине первой части казалось чем-то обыденным. Поэтому было так легко упустить из внимания одного третьестепенного персонажа: королева Эмиона приказывала камергеру Йори разыскать пропавшего малыша, а чтобы он старался лучше, великанша потрясла его в ручищах, словно игрушку. Она и не заметила, что покалечила поданного. Йори действительно сумел отыскать Малыша, но в отместку доложил о нем Габаалу. Вот и все участие Йори в сюжете.
Во второй части Юбер же неожиданно заставляет нас задуматься о Йори. А как этому красавчику досталась должность? Как на него повлияла травма? Что думает правая рука великанов о своих господах? Боится ли он их, восхищается ими?
История Йори слегка более привычна. Это классический путь амбиций: сначала они возвышают персонажа, любая цель оправдывает любые средства, но вместе с тем наш герой стремительно теряет человечность. Об ограх вообще можно забыть на какое-то время – все внимание приковано к человеческим страстям.
Йори искренне ненавидит своего отца. Желание стереть его из своей жизни приводит к тому, что любовь к матери превращается в ненормальную ревность. И это лишь один из многочисленных штрихов на его портрете. На контрасте с отупевшими ограми Йори выглядит вдвойне энергичным протагонистом. Людоедам все достается просто так, даже изгой Малыш получил невероятную силу просто по праву рождения – Йори же нужно выгрызать зубами шанс на лучшую жизнь. Полукровка добивается всего тремя путями:
- Умением видеть людей насквозь
- Изворотливостью
- Сексом (комикс никогда не дает забыть о стране происхождения)
И даже сложно сказать, что Йори в душе страдает из-за своих низких поступков. Государство великанов эхом отражается на всех людях, и пусть Йори этого не осознает, его беспринципность – это отдаленное наследие королей-людоедов. Огры поставили себя в центр мира – приближение к их величию остается единственным шансом добиться успеха – дворцовая свита пользуется неограниченными полномочиями (среди людей) – Йори вынужден стать таким же хладнокровным хищником ради выживания.
Его цель – стать камергером, правой рукой короля и посланником его воли. Фактически камергер управляет государством от лица огров. Все, что интересует великанов – еда и развлечения, и если камергер сможет их обеспечить, то все стальные дела останутся в его свободном распоряжении.
По аналогии с хроникой семейства огров мы заглядываем в Книгу камергеров. Из нее можно узнать, откуда у огров появилась идея спихивать свои хлопоты на человеческие плечи, как пять семейств аристократов узурпировали лакомое местечко и почему головы камергеров так часто слетает с плеч.
Повисает вопрос: было ли это зло необходимым? Если бы великаны не отстранились бы от управления страной, стало бы людям еще сложнее выживать? Сложно представить, сколько бы жертв появилось, если бы Габаал решил бы «оптимизировать» ферму по выращиванию человечины. Великаны столетиями оставались сытыми внутри дворца. А если бы огр заинтересовался картой мира и пожелал бы расширить свои владения? Повел бы армию завоевывать мир? Роскошь и безделье подточили род великанов, но случилось бы это без камергеров? Получается, что непотизм и коррупция оказались опаснее для власти огров, чем любое народное сопротивление.
Огры так заплыли жиром, что перестали осознавать свою власть. Рано или поздно должны были появиться слуги, услужливо забирающие бразды правления в свои руки. И таким человеком стал Йори.
В конце нам наконец раскрывают новое лицо Йори, и эффект очень напоминает преображение Дориана Грея. Прекрасный юноша пожертвовал всем ради власти – и теперь все его чудовищные поступки отпечатались на идеальном лице.
Кажется, что он добился своего. Но потом два тома комикса сходятся в одной точке.
Увы, конец истории печален.
Далее Юбер и Гатиньоль создали еще два тома. Раскрывать события третьего было бы спойлером, а четвертый стал приквелом, посвященным Перворожденному, сыну Основателя. Однако сага о великанах так и осталась незавершенной, так как Юбер умер в феврале 2020 года.
Но я абсолютно точно уверен, что даже два тома складываются в самодостаточное произведение. Пускай заканчиваются они оба на высокой ноте, Юбер и Гатиньоль вдохнули в комикс достаточно жизни, чтобы продолжить о нем размышлять спустя много дней после прочтения. В своем жестком очаровании «Боги-Огры» въедаются в память надолго – не упускайте шанс прикоснуться к этому шедевру.
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!