Один из важнейших моментов в истории Брюса Уэйна теперь в каждом отечественном комиксшопе.
Начать наверно следует с того, что под Красным Колпаком на самом деле Джейсон Тодд. Ну серьёзно. Да, это главная загадка книги, однако по факту для широкой публики она была разгадана ещё пятнадцать лет назад, и с тех самых пор эта тайна личности стала таким же общественным достоянием, как и секрет Брюса Уэйна. Это всё к чему: если вы один из тех странных людей, которые по каким-то причинам боятся спойлеров в подобных вопросах – можете больше не бояться. А теперь перейдём к делу.
Как это заведено с историями, львиная доля очарования которых покоится на плечах секрета в их основании – настоящую проверку на прочность они проходят лишь тогда, когда оказываются лишены этого самого кратковременного преимущества. «Under the Red Hood» – как раз одна из таких. Ключевая тайна буквально подарила этой арке название. Однако сегодня мало кого получится удивить тем, что давным-давно погибший Робин внезапно воскрес. Соответственно – ценность истории сейчас зависит лишь от того, качественно ли было преподнесено это откровение. Так было ли? Вообще – да. Хотя в каком-то смысле и нет. Давайте-ка лучше пойдём по порядку.
Собственно – начинается всё с того, что на арену готэмского преступного мира выходит новый, особенно крупный игрок. Некто называющий себя Красным Колпаком с большой эффективностью утилизирует одновременно тактики одинокого виджиланте и холодную, безжалостную расчётливость костюмированного преступника, чтобы подмять под себя весь прочий уличный криминал. Однако в городе уже есть один человек, который считает себя королём местной подпольной империи – Роман Сионис, также известный как Чёрная Маска. И разумеется – делиться своими владениями он ни с кем не планирует. Тем более когда конкурент совсем не изъявляет желания с кем-то мириться. Естественно – расхлёбывать всю эту кашу придётся Бэтмену, при помощи его многочисленных костюмированных друзей.
Стилистически «Под Красным Колпаком» больше всего напоминает другую масштабную бэт-историю того периода – «Hush», адаптированную у нас как «Тихо!». Параллели между ними буквально очевидны – и «Тихо!», и «Колпак» завязаны на заглавном конспираторе в маске, который знает о Тёмном Рыцаре неприлично много, а для распутывания его клубка секретов Уэйн привлекает огромное количество персонажей поддержки из собственного окружения и со всех уголков вселенной DC. Более того – сюжет историй буквально связан напрямую. С другой стороны – книга весьма похожа на «Hush» по структуре.
Вся её история – одна большая нарезка из эпизодов бумажного «шоу» про Бэтмена, каждый из которых вертится вокруг конкретного героя или злодея, и практически не пересекается с другими эпизодами. Таким образом – комикс Джадда Виника, по сути, становится самым настоящим наследником культового сюжета Джеффа Лоэба.
Все основные плюсы «Красного Колпака» произрастают как раз из этого сходства. В точности как и предшественник – «Under the Red Hood» является быстрым и адреналиновым погружением в красочный мир Тёмного Рыцаря, показывая героя в его центре с множества ракурсов, глазами множества персонажей, каждый из которых имеет свою индивидуальную точку зрения на протагониста.
Однако в отличие от Лоэба – Виник уделяет загадочному новому злодею гораздо больше времени, и весьма удачно раскрывает всю глубину его персональной неприязни по отношению к Уэйну. Да и вообще, в целом – именно Джейсон Тодд является главной причиной, по которой книгу следует приобретать. Мотивация и логика большинства поступков воскресшего Робина к концу становятся достаточно ясны, чтобы его личный крестовый поход стал чем-то таким, чему читатель смог бы искренне сопереживать.
А вот практически все минусы сюжета сводятся к одной простой данности – команда, которая работала над «Колпаком», значительно уступает в своей мощи тандему Лоэба/Ли. И именно из-за этой самой разницы на поверхность всплывают многочисленные неровности, присутствовавшие ещё у мэтров супергероики в их собственном рассказе. Сериализованность, которая становится проблемой большинства супергеройских комиксов если читаешь их нахрапом, возводилась в «Тихо!» в абсолют. С «Колпаком» ситуация аналогичная, однако сам рассказ от неё страдает куда сильнее ввиду того, что тот путь, который проходит Джейсон после воссоединения с родным городом, крайне нуждается в цельности, в которой выбранный формат ему отказывает. За каруселью из красочных битв и сценок взаимодействия с разными персонажами – сага о том, как Колпак наводит порядок в охотничьих угодьях своего наставника, регулярно отходит на второй план, несмотря на её огромную важность.
Что-то похожее было и в рассказе Лоэба, однако там эта неприятность крайне удачно компенсировалась восхитительным артом его напарника. Многие склонны воспринимать «Hush» как артбук Джима Ли, и ничего зазорного в этом нет. Дуг Манки же, являясь основным художником «Колпака», на звание локомотива, тянущего вагончики комикса за собой, претендовать никак не может. Даже будучи весьма впечатляющим зрелищем – «Under the Red Hood» всё равно остаётся в первую очередь таинственной историей, теряющейся за хит-парадом из камео.
Что смущает в арке ещё больше – этот самый хит-парад вплетён в повествование совсем не так органично, как это было в «Hush». Сага Джеффа и Джима могла похвастаться очень хорошим качеством, которое обеспечило ей долголетие – обособленностью. Чтобы понимать «Тихо!» целиком и полностью нужны лишь самые базовые знания о мире Бэтмена и его обитателях.
И это то самое, чего история Джадда Виника лишена. Есть очень весомый шанс, что во время чтения вы будете регулярно чесать затылок и задаваться резонными вопросами: «А что это за персонаж такой? А почему этот герой так реагирует на действия другого героя? А куда делись все эти люди? А почему внезапно на страницах происходит вот это? А что вообще дало событиям сюжета толчок?». «Под Красным Колпаком» действительно вплетён в общую канву вселенной DC того периода очень и очень сильно. «Азбука», в привычной для них манере, услужливо пытается сгладить вызванный этим дискомфорт своими примечаниями в конце томика. Однако вы сами наверняка понимаете, что ситуацию, в которой комикс нельзя с удобством воспринимать в отрыве от пояснений на последних страницах, оптимальной назвать не получается, как ни крути.
Однако само издание у «Азбуки» вновь получилось отменным. «Под Красным Колпаком» вышел на нашем рынке в формате тяжёленького харда, с красивой лакированной обложкой, неплохим переводом и качественной бумагой. В общем, если у вас по каким-то причинам были сомнения, что это издательство умеет делать хорошо – отбросьте их в сторону.
Ни малейшего повода для них нет. Если уж книгу за что и ругать, то максимум за отсутствие какой-то щедрой подборки дополнительных материалов. Их здесь, за исключением упомянутых примечаний и пары вариантных обложек, по сути и нет.
Вопрос, как всегда, остаётся лишь один. Кому новый комикс про Бэтмена стоит прикупить?
- Фанатам Джейсона Тодда, разумеется. Тем более что их у нас в стране, кажется, довольно много.
- Тем, кто пока что с Джейсоном не знаком, но хочет получить исчерпывающее пояснение его неприязни по отношению к Бэтмену.
- Всем любителям бэт-вселенной, которые хотят своими глазами увидеть, как вершилась её история и появился на свет один из самых значимых её обитателей.
- А ещё – тем, кто в своё время был впечатлён форматом культового «Тихо!», и хотел бы почитать нечто очень на него похожее.
Словом, «Бэтмен: Под Красным Колпаком» – вне всяких сомнений важное событие во вселенной DC, которое имело огромное значение в своё время, и за которым в те далёкие годы наверняка было очень интересно следить. Сегодня же – это всё ещё вполне съедобный развлекательный комикс. Отлично нарисованный, неплохо написанный и хорошо демонстрирующий множество интереснейших взаимосвязей, образовавшихся между Бэтменом и прочими обитателями этой вселенной.
А вот насколько высока ценность этой саги для человека «со стороны», который особо в супергеройские дебри не погружался – вопрос дискуссионный. Так или иначе – скорее всего то время, которое вы потратите на ознакомление с дебютом Красного Колпака, вы потратите не зря. Однако заранее будьте готовы к тому, что ответы на множество возникающих по ходу чтения вопросов вам придётся искать самостоятельно, в совсем другом месте.