Несколько слов о «киберпанк» видеоиграх

Что можно сказать о видеоиграх, вдохновением для создания которых являются книги Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и прочих основателей киберпанка?

Таких игр, на самом деле, не так уж и много, как кажется на первый взгляд. Значительная их часть вышла еще в далекие восьмидесятые и девяностые годы прошлого века, тогда же, когда и большинство каноничных книг и фильмов, которые можно смело отнести к жанру. Так что же такое киберпанк? Давайте попробуем разобраться.

Любое кибер-произведение в изобилии напичкано различного рода футуристическими компьютерными технологиями, сетями, наркоманами-хакерами, андроидами-аутистами и прочей мишурой, которой на самом деле достаточно и в других похожего рода поджанрах. В настоящем киберпанке это все тоже присутствует, но оно не на первом плане. Каноничный киберпанк всегда грязный, подлый и мрачный, но при этом более чем притягательный. Можно привести простое сравнение на примере операционных систем киберпанк — это  Linux, а все остальные фантастические жанры, поджанры и направления — это Windows. Дальше в дебри лезть не будем, в довесок стоит еще отметить присущую таким произведениям особенность, заключающуюся в том, что настоящий киберпанк никогда не был про спасение мира («Матрица» не в счет). Скорее наоборот, повествование всегда сводилось к людям и личностям, находящимся в тени, но при этом  в самой гуще событий.
Хакеры-затворники, взламывающие сети, коварные авантюристки-медиумы, которые попали в, казалось бы, безвыходную ситуацию, мрачные полицейские с серьезными душевными травмами и ведущие не очень здоровый образ жизни, почти все герои именно такие — не очень успешные, но наделенные какой-то непонятной «романтикой». За них переживаешь и привязываешься почти сразу, наверное, благодаря подаренной авторами харизме. Да, техногенный жанр, прежде всего, о персонажах, а потом уже о высоких технологиях и трансгуманизме. За все это стоит благодарить Филипа Дика, автора великолепного научно-фантастического романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Экранизация книги также стала определяющей для жанра. Уильям Гибсон, который считается основателем каноничного киберпанка, признает, что вдохновением для написания  «Нейроманта» послужил фильм «Бегущий по лезвию» (Blade Runner), который является киноверсией книги. Все вышеупомянутые фильмы и романы являются обязательными всем, кто хочет открыть для себя это направление.

Blade Runner через пятнадцать лет после дебюта на мировых экранах и всеобщего признания обзавелся игровой адаптацией в виде квеста. Квесты в то время считались жанром популярным, и в середине девяностых их выходило приличное количество, в том числе и по культовым фильмам.
Геймплейно и сюжетно игровое произведение от получилось более чем качественным. Визуально оно повторяло мрачность фильма с присущей жестокостью и бесчеловечностью. С точки зрения игрового процесса, «Blade Runner» строится на детективном расследовании главного героя, который помимо измененного внешнего вида получил и другое имя. В кино его зовут Рик Декард, а в игре протагониста именуют Рэем Маккоем. Несмотря на почти достоверно срисованные задники и идентичную визуализацию игры, главный герой не получил внешности Харрисона Форда, это, пожалуй, единственный минус игровой версии «Бегущего по лезвию».

В Японии, где киберпанк также стал очень популярным направлением, тоже выходила масса видеоигр, манги, аниме и прочего мерча, связанного с жанром. Одной из самых интересных игр, вышедших в конце восьмидесятых годов, является Snatcher, автором игры является Хидео Кодзима. В ту пору он не был настолько известен, как сейчас, но талант его уже был виден. «Snatcher»  как произведение появилось во многом благодаря киноленте «Blade Runner», которой вдохновлялся Кодзима при создании игры; многие элементы кинополотна перекочевали в его творение. Главный герой — полицейский детектив, расследующий запутанное дело, но судьба его еще более туманна, чем у Декарда: Джиллиан Сид, протагонист «Snatcher», помимо всего прочего, страдает потерей памяти. Атмосфера и art direction в «Snatcher» во многом повторяют фильм Риддли Скотта, только игра напичкана еще большей жестокостью, большим количеством крови на экране и кибер-антуражем, от которого у любого поклонника направления начинают идти мурашки. Тут стоит еще припомнить тот факт, что одним из героев «Snatcher» является робот по имени Metal Gear Mk. II. Игра издавалась и переиздавалась на многих игровых платформах, последние ревизии выпустились на Sony Playstation One. Сейчас «Snatcher» можно найти на эмуляторах в английской версии.

Многие киберпанковые произведения в изобилии описывают властные корпоративные организации, для которых человеческая жизнь – ничто; эти корпорации воюют друг с другом за владение всем миром, и  невинных жертв в этой войне более чем достаточно. Промышленный шпионаж становится настоящей битвой за владение технологиями, которые могут обеспечить мировое господство таких корпораций.

Одной из интересных игр жанра можно назвать «Syndicate», в ней как раз показана внутренняя кухня, так сказать, взаимоотношений властных организаций мира будущего. Первая игра цикла вышла все в те же далекие девяностые, а точнее, в 1993 году, разработчиком и издателем «Syndicate» является Bullfrog Productions, одним из основателей компании числится Питер Мулинье.

Первая и вторая часть сериала являются изометрической экономической стратегией с экшен-элементами. Суть игрового процесса строится на том, что игрок в лице команды из четырех агентов «cиндиката» должен  уничтожать различного рода недругов, таким образом отвоевывая территорию влияния компании, на которую отряд работает. Все это дело приправлено такими атрибутами, как кибер-импланты, улучшающие показатели агентов, взломы чипов, которые создают иллюзорную реальность у мирного населения; вообще игра составлена из необходимых для жанра вещей, создающих непередаваемый безысходный техно-антураж.

А вот всего три года назад Starbreeze Studios выпустила шутерную версию «Syndicate», которая на самом деле оказалась не такой плохой, как о ней писала игровая пресса. Syndicate 2012 года являет собой добротный коридорный шутер старой закалки с некоторыми интересными геймплейными решениями. Единственным минусом игры можно назвать не очень внятный сюжет.

Напоследок хочется вспомнить серию «System Shock», которая оказала влияние на приличное количество современных видеоигр. Уоррен Спектор, до того как сделать известный многим «Deus Ex», разработал не менее культовый «System Shock». По сути, именно «System Shock» стал счастливым билетом для разработчика в компанию IonStorm, где Джон Ромеро позволил делать творцу все, что он захочет, создавать игру мечты. Но вернемся на некоторое время назад, в начало девяностых, а точнее, в девяносто четвертый. Именно тогда вышла первая часть «System Shock», игра оказалась как визуально, так и по содержанию продуктом наивысшего качества, поклонники видеоигр и киберпанка были более чем довольны: страшная мрачная история, затягивающий геймплей, который помимо глубокой прокачки, обеспечивает геймера survival элементами.

За вторую серию цикла отвечал уже не Спектор, а Кен Левин, который на данный момент известен игровой общественности сериалом «Bioshock». Второй «System Shock» можно смело назвать отцом популярной стимпанк эпопеи. Именно «System Shock 2» стал отправной точкой для создания прекрасных приключенческих сюжетных игр от первого лица.
Оба произведения за авторством Левина  и Спектора – настоящий киберпанк, приправленный survival horror и ролевыми элементами. В мире «System Shock» есть искусственный интеллект SHODAN, желающий власти, ниндзя-киборги, гибридные человекоподобные мутанты, обезумевшие псионические обезьяны и прочая нечисть, которая очень канонична для жанра.

На данный момент есть информация о том, что игровая студия NightDive трудится над ремейком первой части франшизы. Возможно, к проекту привлекут Кена Левина, который на данный момент находится в свободном плавании. Также есть информация о работе над третьей частью игрового сериала, а точнее запущен именной тизер-сайт:www.othersidetease.com/

Видеоигр с киберпанк-элементами много, даже очень, но назвать такие произведения каноничными никак не получается. Киберпанк — это не искусственный разум и не роботизированная броня с технологическими улучшениями, это — нечто совершенно иное, забытое где-то там, на рубеже девяностых годов двадцатого века.

видеоигрыкиберпанк
Comments (21)
Add Comment
  • Тоф Бейфонг

    Вот что нравится из киберпанка, так это Shadowrun. Да, там ещё фэнтези намешано, но именно с него все началось

    • Scarab-Phoenix

      Началось с Беготени или с фэнтези?
      Если первое, то это не так, сама Беготень чуть ли не наполовину списана с Нейромансера. Если второе, то тоже не так, киберпанк начался с обычной антиутопической и альтернативно-исторической фантастики, но никак не с фэнтези.

  • виталий чухнов

    Neuro hunter забыли. Я его недавно прошёл.

    PS статья проплачена CD project.

  • Howard the Duck

    NightDive это вообще кто? Что-то я сомневаюсь, что он выпустят system shock.

  • Акира

    андройды-аутисты?

    • Скальный наездник

      Образно же. В блейдранере их в таком виде представляют.

      • Nissiku

        В «Блейдраннере», как и в оригинальной повести, репликанты были склонны к психопатии. На этом и тест Войт-Кампфа основан.

        • Скальный наездник

          > а не «модная» обзывалка с б-гомерзких имиджбордов
          Именно учитывая данный контекст я и выразился «образно»(, г-н придира).

  • hihahuhiha

    не понял насчёт минуса к Blade Runner — главный герой и не должен быть похож на Хариссона Форда — история идёт параллельно сюжету фильма.

    и Bioshock не стимпанк (ни одного парового двигателя и культура 1960-х, а не 1860-х), а скорее ретрофутуризм или атомпанк.

    • евгений А.

      я бы так не сказал, биошок возможно ближе к дизельпанку и биопанку, но никак не к ретрофутуризму

      • hihahuhiha

        по-моему, вполне себе ретрофутуризм, точнее мрачная и ужасная пародия на изображения подводных городовиз этого направления

        http://thegrue.com/wp-content/uploads/2015/11/complete.jpg
        хотя ладно, этот жанр очень спорный

        А дизельпанк, кроме бензиновых двигателей, ещё предполагает или оптимизм 1910-1920-х, либо депрессию 1930-1940-х
        В Восторге, конечно, есть признаки и то и другое, но все равно, культурно (мода, костюмы, музыкальные автоматы) и технологически (компьютеризированные камеры, охранные роботы, магнитофоны) отсылают нас к 1960-м

        ладно, не важно, главное, что это действительно «-панк» принцип High tech. Low life присутствует

        • евгений А.

          явсе же склонен к тому, что Bioshock это биопанк и стимпанк, особенно виден стим в в последней части — инфинит

          • hihahuhiha

            Ну Infinite и происходит хронологическ на полвека раньше, конечно, там другая эстетика, те же черно-белые мутоскопы.

  • Femis

    Думал увижу тут Deus Ex

    • евгений А.

      про Deus Ex написано и так слишком много) Первая часть — значимая игра, Human Revolution отличный тоже

  • Скальный наездник

    > Экранизация книги также стала определяющей для жанра.
    > романы являются обязательными всем, кто хочет открыть для себя это направление.
    Скорее значимость книги для жанра лишь в экранизации, роль же самой повести как нечто большее крайне сомнительна. Новых идей, кроме утрированной формы животного культа эрзац-моделям и «устройства эмпатии» нет. И то в фильме они были проигнорированы а их значение к киберпанку около нуля.

  • Евгений Пацинко

    «киберпанк — это Linux» Киберпанк это пиратская сборка виндоус от какого-нибудь васяна из подвала.

  • Nissiku

    «Матрица» — вообще не киберпанк. Это «киберфантастика» — сай-фай, заимствующий отдельные элементы К.

    Вообще-то у киберпанка есть два основных подвида. Классически киберпанк и постклассический. Вся эта показная чернушность и тэдэ — особенности как раз КК, и он исчерпал себя, по большому счёту, ещё в восьмидесятые, просто потому, что почти всё, что можно было написать в его рамках уже было написано отцами-основателями жанра. А вот ПК цветёт и пахнет. Сохраняя основную проблематику КК, ПК исследует эти вопросы не прибегая к откровенному гротеску, с более реалистичных позиций, а также затрагивает и исследует более широкие темы. Пример КК — трилогия Гибсона, пример ПК — «GitS». Это если очень-очень кратко.

  • Валентин Февралев

    «Каноничный киберпанк НУАР всегда грязный, подлый и мрачный, но при этом более чем притягательный.» Каноничный киберпанк это перво-наперво вопросы о сознании/разуме (иногда душе) и их эволюции по-средствам кибернетики: взбесившийся компьютер; сны об электрических овцах; андроид Декард, который не осознаёт, что он андроид, а не человек; мечта робота о свободе в «Круто Сваренном», каждая вторая тема в «Ghost in the shell» и т.д и т.п.

    • евгений А.

      этот робот из круто сваренного — существо с серьезной проблемой, оно самообманывает себя и вообще неудачник — типичный киберпанк персонаж. GiTS — киберпанк выделяющийся из массы произведений, как потому что оно очень философское. Классика жанра — Нейромант, вот в нем каждый герой типичен для киберпанк произведения.Трансгуманизм — это перво-наперво вопросы о сознании/разуме .В киберпанке эти вопросы тоже могут подниматься но они не главное.

  • Andrew Kruglov

    У данной статьи есть ровно 82 проблемы, но я упомяну только две. Первая — Линукс и Виндовс в подтексте сравнения киберпанка и всего остального — это самое плохое сравнение в истории человечества. А может и в истории целой Вселенной. Вторая — нет самой главной игры в жанре киберпанк. Как можно считать Syndicate киберпанк-игрой, а Deus Ex — нет? Написали бы, что статья о начале, о зародыше киберпанк-игр, никаких вопросов не возникло бы. А так данная статья выглядит неким издевательством. Словно хот-дог без сосиски. Словно Лига Справедливости без Бэтмена. И Супермена. И Чудо-Женщины. Ну вы поняли…