Black Panther Ив Юинг vs Wonder Woman Тома Кинга!
Продолжаем противостояние века и сравниваем комиксы Большой Двойки.
Для второго раунда я выбрал два политически заряженных комикса про героев-изгоев. Также меня интересовал гендерный вопрос. Получилось, что мужчина пишет комикс про главную женскую героиню, а Пантера достался сценаристке.
WONDER WOMAN #1-10…
- Сценарий: Том Кинг
- Рисунок: Дэниел Сэмпер, Белен Ортега
Не очень далекое будущее. Дочь Дианы по имени Тринити, воспитанная Джоном Кентом и Дэмиеном Уэйном, слушает историю о своей матери. Рассказчиком стал плененный Суверен – некогда тайный король США, отдававший приказы Президенту.
Он рассказывает о темном времени для амазонок, когда одну из них обвинили в массовом убийстве американцев. По приказу Суверена Президент и Конгресс продвинули закон о депортации всех амазонок из США. Но Чудо-Женщина отказалась уходить и бросила вызов лжи…
BLACK PANTHER #1-10
- Сценарий: Ив Л. Юинг
- Рисунок: Крис Аллен, Мэк Чэтер
Т’Чалла лишился трона и был изгнан. Но он все еще не может оставить Ваканду без защитника. Король без короны отправляется тайно нести правосудие на улицах города, названного в честь его отца – Бирнин Т’Чака. Даже в развитой Ваканде есть темные уголки, и это один из них. Война преступных группировок и исчезновение людей – сможет ли Пантера спасти свой народ?
Увы, как и в первом раунде, битва даже близко не похожа на равный бой. Слишком высока разница между уровнями. Черная Пантера – король, спустившийся до уровня пешки, ну а Чудо-Женщина – все еще богиня.
(Не)Бэтмен
Для начала онгоинги вообще слабо связаны с рассуждениями о настоящей политике. Хотя синопсисы вроде бы намекали.
В политически заряженных комиксах может существовать абсолютное зло, но не может быть абсолютного добра. Иначе любой стороне становится слишком легко увидеть себя в идеальном герое, а комикс превращается в сказку о добре и зле. И в этом две серии похожи. Вся политическая повестка ложится на плечи антагонистов, но абсолютно положительные герои развить с ними дискуссию никак не могут – так как злодей однозначно неправ, всё слишком быстро скатывается в противостояние черного и белого.
Забавно, что в «Пантере» у Марвел получилось сделать Абсолютного Бэтмена раньше самого Абсолютного Бэтмена. Формально идея такая же, как у Absolute Universe. Черная Пантера, только без трона, без вибраниума и без вакандийской гвардии. Но какой толк, если Пантера не страдает от этих лишений?
Ив Юинг очень сильно вдохновлялась комиксами про Бэтмена, и вместе со всеми бэт-артибутами прихватила для «Пантеры» то, из-за чего часто не работают комиксы про Бэтмена «с дебаффами». Бэтмен все равно остается гениальным Бэтменом, и без денег, и без Бэт-мобиля, и без Робинов.
К тому же очень сложно воспринимать Т’Чаллу как изгнанника, когда почти каждый встречный в восторге от встречи со своим бывшим королем. Чуть ли не автограф просят. Поэтому вся его миссия не выглядит как переосмысление себя – скорее как прогулка аристократа, спустившегося в трущобы к черни.
Да, Пантера притворяется мойщиком посуды, чтобы лучше понять жизнь обычных людей, но ни к каким интересным выводам он не приходит. Отказ от монархии тоже срабатывает слабо, потому что Т’Чалла ни секунды не колеблется из-за своего решения. Как будто бы избивать преступников пантера-щитом так и остается для него единственным путем вершить справедливость после лишения всех регалий. Позирует на крышах он действительно эффектно – ну что поделать, какая еще может быть конкуренция у работы быть Бэтменом.
К слову, Пантера не в первый раз становится уличным супергероем (например, он подменял Сорвиголову в Black Panther: The Man Without Fear). И стрит-левел Т’Чалла мне кажется очень даже органичным. Но вот конкретно в этой серии я хотел увидеть от него больше рефлексии. А место ли ему на улицах? Заслуживает ли он изгнания? Как еще можно сделать город лучше? Все эти вопросы повисают в воздухе и растворяются из-за угрозы, с которой очевидно по-другому не справиться, кроме как когтями.
Еще от Бэтмена сюда перекочевала детективная линия и распри меду мафиозными группировками, а также своя Женщина-Кошка.
Бейса должна была стать аналогом Селины, только с выкрученным социальным комментарием на максимум. Это беженец из Моханды, совершивший транс-переход из-за отказа участвовать в войне – после пропажи подруги она стала уличной мстительницей. С Бейсой та же проблема, как и со всеми новыми персонажами Ив Юинг: плюс за старание внести в лор нечто новое, минус за то, что ее герои не запоминаются.
Вроде бы история главного злодея как раз должна была раскрыть, что прошлые Пантеры были слишком оторваны от народа.
Вакандийский капитан хотел наказать преступника за отравление воды, но король не дал убить его – тогда страж сам отравил нарушителя в тюрьме, а затем бежал и обратился к темным силам. Он стал Киву’Ма – дымчатым духом, вершащим самосуд в Ваканде.
Его ориджин слабо стыкуется с настоящим, когда Киву’Ма становится обычным безумным злодеем, поехавшим на мотиве линчевания. Вся полемика вокруг связи правителя и народа стирается, потому что Пантера уж слишком очевидно нужен для спасения людей. Да и детектив ломается с появлением сверхъестественного.
И «Пантера», и «Чудо-Женщина» очень плохо справляются с созданием атмосферы безнадежности. В изгнание Пантеры не получается поверить, так как он все равно остается народным героем Ваканды №1 – Диана же… У Том Кинга Диана настолько великолепна, что страх из-за гонений ей просто чужд.
По синопсису первого номера можно было подумать: Чудо-Женщина лишится всего, отправится в бега, будет собирать сопротивление… На деле же Диана настолько крута, что вся армия США не способна ее сломить. Глупые американцы удерживали Чудо-Женщину в плену целых три выпуска – и все равно не смогли заставить ее сдаться.
Это все такая же сказка о добре и зле, только вращается она вокруг совершенства Дианы. Хотя для Чудо-Женщины комикс справедливее было бы назвать легендой, конечно.
В сканлейте комикс очень круто переведен на русский – за перевод и подробные комментарии большое спасибо BATCOM.
Комикс как бы разделен на два потока. В одном сосредоточена вся грязь от Суверена – охота на амазонок, освобождение злейших врагов Дианы, бряцание оружием, шантаж и так далее. А потом весь этот мрак буквально рассыпается об уверенную улыбку Дианы – это оптимистичная светлая половина, где нам предлагают любоваться Чудо-Женщиной.
Кульминация такого контраста – девятый номер про Диану и Стива (если не спойлерить). Вокруг творится полный кошмар, но Кинг и Сэмпер упорно продолжают восхищаться Чудо-Женщиной и ее перевоплощением. Почти что артбук, где Диана на каждой странице предстает в новом образе.
Хмм, выпуск-«альбом» с супергеройской парой, где на каждой странице они в новом сеттинге… Ничего не напоминает?
Правильно, все это Том Кинг уже делал в своем ране на «Бэтмене». И злодейский заговор с альянсом врагов уже был. И арка про заточение в снах, и прием с флэшворвардом про ребенка из Batman/Catwoman, и милый филлер про двойное свидание зеркалится с нынешним походом Дианы и Супермена в космический торговый центр.
Когда я читал «Бэтмена» Кинга, меня поражали две вещи:
- Насколько же этот комикс похож на фанфик, где можно выворачивать персонажей вообще как захочется
- Как же много там филлеров
И в «Чудо-Женщине», мне кажется, Том Кинг удачно соединил два этих подхода. Вся история – это рассказ Суверена, то есть достоверность всегда под вопросом. Пока Кинг не использовал карту «ненадежного рассказчика», и я сомневаюсь, что он к этому приему прибегнет в сценарии, но дело тут в форме.
Суверен – напыщенный старик, тайно управлявший страной черт знает сколько. Воплощение прогнившей власти, теорий заговора, геронтократии и всего такого. Явная критика всего самого плохого в политике США. И потому в его изложении комикс становится крайне пафосным эссе о величии Чудо-Женщины – благодаря Суверену Кинг может позволить себе каждый выпуск делать рассуждением, одой и фанфиком, не заботясь о мелочах континьюти.
«Бэтмена» подводил гигантcкий объем в сотню номеров, где количество филлеров достигали критической массы. А тут филлер как будто вплетен в каждый выпуск. В «Чудо-Женщине» очень много вещей, которые сделаны только для эстетической красоты, но выкинуть их невозможно из сюжета.
«Поединки» Дианы с тремя Чудо-Девочками (Яра Флор, Кэсси Сэндсмарк, Донна Трой) по сути никак на исход на влияет – это забавные приятные сцены, в которых Кинг доказывает свою любовь к комиксам про Чудо-Женщину. Три испытания Суверена можно было свести к одному номеру – но зачем, если можно в три раза больше времени провести за рисунком Сэмпера?
Вся серия держится на обожании Дианы, и любое событие в ней – повод это обожание продлить.
В общем, как всегда: ждешь от комиксов политических дебатов, а находишь только выглядывающие уши Бэтмена.
(Не)мрак
Пожалуй, единственное в чем мне эти серии нравится сравнивать, так это в рисунке. Дэниел Сэмпер творит нечто невероятное. Даже любимый всеми Дэн Мора не может вдохнуть в рисунок столько оптимизма – здесь хочется жить в каждой странице. Да, онгоинг про депортацию и плен можно сделать прекрасным благодаря такому крутому арту.
А рисунок «Пантеры» же наоборот «шумный»: темный, перегруженный деталями и тенями, как и полагается киберпанку. Но это 2077 на мощных минималках, только low life – импланты больше намекают на искалеченость владельцев, чем на апгрейд.
Частично «приглаженность» «Чудо-Женщины» объясняется тем, что Кинг выстраивает свой комикс вокруг классических комиксов. Появление старых врагов и подруг, ретро-оммажи, Невидимый самолет и трансформация Дианы через кружение со звездочками – все это располагает Сэмпера отсылаться к Золотому веку и прочей классике.
Образ Дианы также предельно классический – никаких мечей и штанов. Из классики происходят и довольно странные идеи Кинга. Например, Лассо лжи, которым Суверен заставляет поверить в любое его вранье. Чем вдохновлялся Кинг? Старыми комиксами, когда главной слабостью Дианы считалось связывание мужчиной.
Ив Юинг же напротив старалась внести в лор «Пантеры» как можно больше нового. Показать, что находится «за МКАДом» привычных золотых городов. И это освежает взгляд на Ваканду.
«Изгнанный король спускается в киберпанковый город грехов» – круто же звучит! Но я сомневаюсь, что у Юинг получилось оставить в «Пантере» значимый след. Ее новые герои даже в самой серии сливаются в толпу массовки. Возможно, их слишком много, возможно, обычные жители слишком обычные, а бандиты слишком стереотипные. Даже о злом духе-похитителе вряд ли кто-то вспомнит их следующих авторов. В нем не чувствуется уникальности африканского фольклора, слишком уж он дефолтный.
То же самое можно сказать и про вакандийский киберпанк. В отдалении он выглядит интересно, но в приближении тут нет ничего, что могло бы отложиться в памяти. Стандартные металлические порбрякушки и машины со странным дизайном.
Если я и хотел бы что-то сохранить на будущее, так это костюм Пантеры. Вот в нем отлично переплетены мотивы современности и прошлого. И выглядит идея более проработанной, чем просто откатить Т’Чаллу к оригинальному костюму Кирби (как сделали в новом Алтимэйт).
С «Чудо-Женщиной» же все кристально ясно. Сэмпер выдает арт божественного уровня в любых сценах. И когда Диана играет в приставку с Донной Трой, и когда на Диану падает обелиск (давайте без трактовок), и когда Диана разносит армию США в щепки. Стиль Сэмпера – это идеальный стиль для супергероики, когда под супергероикой имеется в виду современный миф о богах.
(Не)домохозяйка
Разница полов тоже не сыграла.
У Ив Юинг много разнообразных персонажей, и мужских, и женских. Увы, текста у нее тоже через край. Переизбыток букв быстро убивает интерес к новым героям. Уже становится все равно кто сказал, потому что все жители города сливаются в одну цветную толпу.
Кстати, смешной момент. В ежегодном декабрьском ван-шоте Timeless Марвел тизерит разные события из следующего года. Так вот, в выпуске 2023 года среди «предсказаний» мелькала и драка Пантеры с Моне из Людей Икс… Затравка для противостояния Т’Чаллы и Кракоа? Конечно, нет. Это банальный филлерный выпуск с приглашенной звездой! И зачем его было тизерить как нечто важное…
В «Чудо-Женщине» Кинг специально выбрал рассказчиком Суверена, так как не осмелился сам прописывать мысли Чудо-Женщину. Потому весь комикс мы смотрим на Диану как бы от третьего лица в постоянном отдалении.
Но дело в том, что Том Кинг прописывает Диану не как женщину, а как ангела. Как абсолютно совершенное чистое создание, которое выше все земного и чьи мысли нам недоступны. А ангелы бесполы, как известно.
Когда нужно вспомнить о женском поле своей героини, Кинг тут же включает нарочито наивный феминизм. И то, его хватает только на вывод в духе «Диана сильная, Диана смелая, ДИАНА, ВПЕРЕД!».
Например, Суверен погружает Диану в иллюзии, где она стала женой Стива Тревора и образцовой домохозяйкой из 60-х. Том Кинг опять считает тихую жизнь в пригороде кошмаром, как было в его Vision, но дело даже не в этом. У него Диана может вырваться из сна, только если бросит своего иллюзорного мужа вместе с готовкой/глажкой/стиркой и так далее.
Но это решение как будто бы не очень… конструктивное? Ведь иллюзия – это именно счастливый спокойный брак, а не тяжелые ссоры. И как будто Кингу нужно было историю закончить не уходом Дианы, а событиями после него. Очень сильно напрашивалось, что иллюзия должна была бы продолжиться жизнью «после развода». Как Диана бы искала себя в патриархальном мире? Смогла бы она найти новую работу? Что бы сказали ее новые соседи? Для Кинга достаточно бросить историю на том, что женщине достаточно уйти, а дальше все будет хорошо. Но как будто протяжное многоточие он игнорирует.
Еще одна забавная параллель между «Пантерой» и «Чудо-Женщиной»: первый намеренно отправляется мыть посуду для своего перерождения, вторая отказывается от мытья посуды ради свободы.
Также и в выпуске про сражение Дианы с Гепардой. Через закадровый голос Кинг размышляет. Вот у Бэтмена есть Джокер, потому что порядок сражается с хаосом. Люкс Лютор против Супермена – это милосердие против ненависти и амбиций. А что символизирует Гепарда для Чудо-Женщины? Кинг тянет с выводом до последней страницы, чтобы высокопарно отметить: женщины слишком сложные, чтобы сводить их к символам. Ну точно не к этому все велось.
Кинг буквально останавливается в шаге от правильных ответов, потому что формальности для него важнее человечности в персонажах. Лично я бы сказал, что связь Дианы с Гепардой – это конфликт хищности и цивилизованности. Охотники против сборщиком урожаев. Желания подчиниться инстинктам и решение переступить через соблазн силы.
Но не потому что женщин можно свести к символам. Вообще никого нельзя сводить к символам. И у Джокера, и у Лекса больше граней, чем только хаос или ненависть. Все зависит от точки зрения.
Опять же, все потому что это сказка. Сказку можно закончить на «и жили они долго и счастливо», давая пинок читателю на своем опыте узнать, что будет дальше. В сказках можно обрисовать героев одной краской.
Кстати, с раскрытием Тринити у Кинга проблем не возникло в отличие от Чудо-Женщины. Наверное, потому что он сам отец трех детей.
Даже если вам не нравится пафос Кинга, все равно нужно обязательно прочитать дополнительные истории про Джона, Дэмиена и Тринити (кстати, на самом деле девочку зовут Лиззи Марстон Принс как дань уважения создателю Дианы и его жене). Пока в основном континьюти Кинг из каждого выпуска стремится сделать высказывание, здесь же он беззаботно валяет дурака.
Где-то в вероятном будущем Супер-сыновья безуспешно пытаются справиться с гиперактивной девочкой. Они запускают воздушного змея и устраивают гонки на кенгуру, пытаются уложить Лиззи спать и отучить ее повторять маты за Дэмиеном.
Такой Кинг мне нравится гораздо больше душного Кинга со смыслом. То, что доктор прописал. Очень похоже на мой любимый веб-тун Batman Wayne Family Adventures. В общем, обязательно нужен мультсериал про новую Троицу.
Хотя я не собирался выбирать в этой рубрики победителей, тут он очевиден. Вернее, она.
Читайте «Пантеру», если вы очень любите киберпанк и настолько обожаете Бэтмена, что хотите видеть его повсюду. Читайте «Чудо-Женщину», если вас привлекает образный закадровый монолог, прекрасный рисунок, сильные женские героини и неукротимый детский хаос.
Что ждет Т’Чаллу и Диану дальше? Онгоинг Пантеры закрыли, дальше его затянуло в Blood Hunt, ивент про сражения с вампирами. Т’Чалле не повезло: в BLACK PANTHER: BLOOD HUNT он трансформировался в Кровавую Пантеру. Вне основной Всленной Марвел Пантера получил кроссовер PREDATOR VS. BLACK PANTHER, а еще продолжается онгоинг ULTIMATE BLACK PANTHER.
Кинг же продолжит писать «Чудо-Женщину». Сейчас там тай-ины к глобалке Absolute Power, осенью раскроется правда о рождении Тринити и продолжится противостояние с Сувереном. Затянется эта арка как минимум до #20. Пока у Кинга расписан план на первые 25 номеров – посмотрим, сможет ли он их реализовать или серия повторит судьбу «Бэтмена». Также можно заглянуть в спин-офф Amazons Attack от Джози Кэмпбелл, комикс подробнее раскрывает судьбу других амазонок.
И конечно же, главная новинка – грядущий Absolute Wonder Woman от Келли Томпсон и Хейдена Шермана. Новая Абсолютная Вселенная представит с новой Дианой, но без райского острова, сестринства и миссии бороться за мир.
Следующий раунд: Драка до крови!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!