MARVEL VS DC! Раунд шестой: Капитан Америка против Шазама

Shazam! Марка Уэйда и Джози Кэмпбелл vs Captain America Дж. М. Стражински!

Дуэль двух капитанов! Я поставил персонажей в пару не из-за похожих имен – мне было интересно сравнить творческие подходы двух заслуженных сценаристов-ветеранов комиксов. Марк Уэйд уже три десятилетия исправно поставляет Большой Двойке классный взгляд на супергероев – Стражински же вернулся в Марвел спустя много лет после скандального ухода и долго периода в альтернативе. И если от комиксов Уэйда я ожидал стабильный уровень качества, то «Капитан Америка»… Я не был готов к этой бездне.

SHAZAM! #1-15…

  • Сценарий: Марк Уэйд, Джози Кэмпбелл
  • Рисунок: Дэн Мора, Горан Судзука, Эмануэла Лупачино, Майк Нортон

Приготовьтесь к удивительным приключениям! Вас ждут Билли Бэтсон, его красное альтер эго Шазам, большая семья, говорящий тигр Токи Тони и динозавр в цилиндре!

CAPTAIN AMERICA #1-13 …

  • Сценарий: Дж. Майкл Стражински (ДМС для краткости)
  • Рисунок: Хесус Сайз, Лан Медина, Карлос Магно

Капитан Америка возвращается в дом своего детства, чтобы защитить жильцов от сноса здания. Это подталкивает его к воспоминаниям о тридцатых годах, когда он еще был обычным 14-летним парнем Стивом Роджерсом. Но уже тогда он противостоял американской партии фашистов, активно ведущих пропаганду на улицах Нью-Йорка. Капитан и не подозревал, что за его врагами стояло древнее демоническое зло – и сейчас оно готово нанести новый удар.

Классика

Итак, «Шазам» – еще один отличный комикс от Марка Уэйда и Дэна Моры. Все, что я писал об их Batman / Superman: World’s Finest, справедливо и здесь. Если вам нужен оптимистичный светлый супергеройский комикс, то вам улыбнулась удача. Уэйд идеально попадает в характер и Билли, и Шазама, а Мора великолепно рисует – как будто это для кого-то сюрприз?

Чтобы Шазам не превращался в ребенка после произнесения своего имени, он находчиво называет себя Капитаном.

«Бэтмен/Супермен» еще служили и отличной экскурсией по Вселенной ДиСи. Мора успел нарисовать как всех значимых героев, так и малоизвестных аутсайдеров – с таким потрясающим стилем было невозможно не влюбиться в пестрые эпичные развороты. Я даже рекомендовал их комикс как идеальную точку входа для знакомства с DC.

Но за гигантским количеством персонажей скрывался и минус. Мора великолепно рисует и супергероев, и супергероинь, и даже монстры у него получаются красавчиками. Только в этом и проблема, что у него ВСЕ слишком красивые. И чем больше ты читаешь его комиксы, тем больше приедается такая одинаковая привлекательность.

Кажется, в «Шазаме» художник наконец смог порисовать нечто новое, а не очередных супермоделей в трико – динозавров!

Я уверен, что пока это самая веселая репрезентация динозавров в комиксах. У нас уже были дино-герои Марвел в «Фантастической Четверке», и целая Лига Справедливости юрского периода… А как насчет космических динозавров-бюрократов на летающей тарелке?

Шазам помог рептилиям починить их корабль, но затем в дом Билли нагрянул динозавр-инспектор (Аудитозавр?) и потребовал заполнить кипу бумаг! Уэйд превратил бумажную волокиту ящеров из одного гэга в постоянную комедийную линию для всех возрастов, а Дэну Море выпал шанс поупражняться на динозавре в цилиндре. И ведь есть еще и антропоморфный тигр Токи Тони в смешном пиджаке. Ах да, и гориллы-астронавты – какой же комикс ДиСи без горилл.

Звери у Моры выходят такими же классными, как супергерои. Пожалуй, даже повеселее: как ни крути, у людей мимика похожа, а вот насупленные гориллы или смеющийся тигр – совсем другое дело.

Также «Шазам» всегда подкидывает еще одно испытание – отрисовка детей. Они и для многих художников как криптонит: очень часто в комиксах дети выглядят как криповые уменьшенные взрослые. Дэн Мора же нисколько не проседает. Хотя казалось бы, что уж подростков точно можно изображать неказистыми, но нет, Билли с братьями все такой совершенный, как с рождественской открытки.

В общем, «Шазам» держится на двух беспроигрышных способах прилечь внимание: дети и смешные животные. Кстати, возвращаясь к рекомендациям. Пожалуй, в рубрике Marvel vs DC «Шазам» еще и первый кандидат, которого я посоветовал бы дать почитать детям (или хотя бы посмотреть картинки). Ребенку будет весело от смешного чаепития динозавров, а взрослые будут радоваться, что это не им приходится заполнять формы Аудитозавра.

Также это комикс с ненавязчивой моралью про ответственность за свои силы. Билли часто вспоминает, что с мудростью Соломона он не получил автоматом опыт – на своих шишках ему приходится учиться становиться лучше в обоих обличьях.

Как я понимаю, у Шазама не то чтобы много известных врагов (иначе зачем бы пришлось для второго фильма выдумывать каких-то греческих ведьм). Поэтому Уэйд последовал излюбленному правилу супергероики: не хочешь писать про сражения с новыми злодеями – возвращайся к ориджину и пиши про борьбу с собой.

Шазам понимает, что его силы вышли из-под контроля, а виной всему покровители из Скалы Вечности. Те самые легендарные герои, формирующие его имя: Соломон, Геркулес, Ахиллес, Зевс, Атлас, Меркурий. Они решили, что ребенок слишком вольно распоряжается их мощью, и начали по очереди манипулировать сознанием Шазама.

Классно, что Уэйд не скатился в нравоучения для школьников, как важно им отвечать за свои поступки. Тут укор больше направлен в сторону взрослых, вечно уверенных в своей правоте, как надутые индюки. Опять же, древний не значит умнейший: Уэйд очень круто показывает, как сплоченностью и остроумием можно победить даже греческих богов (ладно, хотя бы отвлечь). Или занудных динозавров-бюрократов (Бумагозавров?), или Черного Адама, слушающего только свое эго. Билли сам себя подталкивает взрослеть, но кажется, что вокруг него почти нет адекватных взрослых.

Когда Зевса превратили в утку, я мысленно похлопал в ладоши.

Мора покинул онгоинг спустя шесть выпусков. Прекрасно понятно почему: боюсь представить, какая у него нагрузка с таким количеством постоянных серий. На смену ему пришел Горан Судзука с более мультяшным стилем.

Вы ни за что не угадаете, какой смешной повод придумали для сражения с Черным Адамом.

Вскоре и Уэйд позакрывал свои сюжеты, а затем покинул комикс на девятом выпуске. Завершился ран тим-апом Шазама с Крипером – еще одним взрослым, ведущим себя как подросток на пике пубертата.

Мне «Шазам» Уэйда понравился даже больше «Бэтмена/Супермена» за счет веселого настроя и очень цепляющих героев. Современные комиксы Уэйда работают по принципу шоколадного печенья: вкусно и в 90-x, и в 2024 году, потому и рецепт нет смысла менять. Но что поделать, держать такого крупного автора на нишевой серии было бы безумием – далее Марк и Уэйд отправились заниматься ивентом Absolute Power.

Со Стражински все не настолько прозрачно. В нулевых ему не удалось нормально закончить ни ран на «Человеке-Пауке», ни на «Торе». В первом ему навязали One More Day, во втором ДМС не захотел подстраиваться под ивент Siege. C тех пор к комиксам Марвел он почти не прикасался, потому его возвращение воспринималось как мощный заряд ностальгии для старых фанатов.

Судьба предыдущей серии про Кэпа также намекала на откат к заводским настройкам. Келли и Лэнзинг активно развивали направление шпионских интриг и теорий заговора: Стив противостоял тайной организации влиятельных фигур, якобы манипулировавших мировой истории. Мне этот комикс напоминал супергеройского «Джеймса Бонда», перемешанного с «Миссией невыполнима» (подробнее можно почитать в этом обзоре).

Но идея читателей не заинтересовала, с новыми злодеями быстро расправились и онгоинг свернули – в синопсисе Стражински никаких намеков на нововведения уже не было, только до боли классические сражения с фашистами.

И первый арк действительно служит убаюкивающей приманкой для консервативных фанатов. Идеальный прекрасный Стив Роджерс всегда поступает правильно, как образцовый бойскаут. А в прошлом его героизм еще более непоколебим, когда он без суперсыворотки, чуть ли не в одиночку пытается сорвать собрания фашистов.

Рисунок Хесуса Сайза – это такой своеобразный Дэн Мора, сошедший с ума на перфекционизме и превративший героев в безжизненные пластмассовые манекены. Ужасная покраска тут выступает пластическим хирургом: у героев пропадают морщины и хоть какие-нибудь неровности на лице.

Но для Капитана Америка такая безупречность работает. Как и Сайз, Стражински даже не собирается искать в Стиве никаких недостатков. Он и для обычных людей икона, и для других супергероев прекрасный товарищ. А чтобы еще Кэп казался еще более идеальным, главного врага ему подобрали самых стереотипно плохих. Даже не просто фашистов, а фашистов-сатанистов и маньяка, одержимого демонов Асмодеем.

С приходом Лана Медины на место художника рисунок становится получше.

Ностальгия тоже раскручивается по максимуму. ДМС постоянно кивает на свои старые комиксы через камео персонажей: Фантастическая Четверка и Стрэндж в роли магического консультанта. Питер Паркер появляется уже во втором номере, чтобы в комментариях, конечно, написали про того-самого-правильно-прописанного-Паука-не-то-что-в-ране-Уэллса.

ДМС не ограничивается одними только приглашенными звездами. Весь первый арк похож на микс его лучших идей из «Паука» и «Тора». От бога грома Стражински взял идею героя по соседству. Когда-то у ДМС асгардцы стали жить рядом с простым американским городком – тут точно так же, Капитан Америка выглядит как улыбчивый небожитель, помогающий решать бытовые проблемы. Из «Паука» пришел древний враг, крайне похожий на серийного убийцу. Как и Морлан, Асмодей преследует сверхъестественные цели, и идет он к ним с напором Джейсона Вурхиза. Если правильно помню, и в Supreme Power ДМС была линия с маньяком, за которым скрывался заговор.

Из плюсов: Стражински не растерял таланта писать ироничные диалоги – его «визиты» к старым знакомым не выглядят как how do you do, fellow kids. Из минусов: это самый дефолтный комикс про Капитана Америка. Я изначально не представлял, что нового можно сказать о борьбе с фашистами, и вплетение темных сил ничуть не помогает разнообразить привычную борьбу.

Мне было интереснее наблюдать за хилым Стивом из прошлого, но, честно говоря, только из-за сеттинга Америки 30-х. Разница между настоящим и прошлым Роджерсом минимальная. Подросток Стив вообще ни разу не усомнился в своем выборе, и это правильно – только развития не видно никакого. Капитан выглядит скучной глыбой, особенно в сравнении с очень живым и эмоциональным Билли Бэтсоном.

Безумие

Далее «Шазам!» попал в женские руки. Джози Кэмпбелл уже работала над неплохой мини-серией про Мэри Марвел The New Champion Of Shazam!. Куда известнее другая строчка ее резюме – сценарий для мультсериала «Мои приключения с Суперменом». А художницей стала прекрасная Эмануэла Лупачино, легко узнаваемая по приятному «мягкому» рисунку.

К счастью, комикс не сдал позиции. Был уверен, что Джози решит сместить акцент на Мэри, но она поступила намного умнее – стала уделять больше времени всей семье Билли. Теперь мы часто стали переключаться на POV его братьев и сестер, да и сам комикс стал поприземленнее.

И это классный ход. За ураганом веселья Уэйда и Моры все равно не погнаться – почему бы не притормозить, чтобы полюбоваться видом за окном? Во второй половине онгоинга Билли приходится справляться и с бытовыми проблемами, и с монстрами. Например, Зевс помог перестроить дом – а вместе с ремонтом он добавил и двери в другие измерения, что привлекло внимание фиолетовых межпространственных змей. Или возвращение родной мамы Билли – его нервный срыв повлек за собой серьезные последствия для магии.

Главным второстепенным героев оказалась не Мэри, а Фредди, больше всех жалеющий о потере шазамных сил из-за своей хромоты. Еще одно пересечение с «Капитаном Америка»: там нам тоже показывали слабого Стива, только его правильность мозолила глаза. А здесь же Фредди вообще ни разу не идеален. Он завидует Билли, не черной завистью, но все-таки он хочет летать над облаками. Силой ему пещерных людоедов не победить, потому он вынужден хитрить и обманывать.

Его желание в конце исполняется… Но к каким последствиям это приведет? Узнаем дальше.

После смены авторского состава «Шазам» остается незаметным золотом. Чаще всего похвалы удостаиваются, например, «Супермен» или «Зеленый Фонарь», а «Шазама» обходят стороной. Не упускайте его, он того стоит.

Но давайте уже перейдем к главной новости – Стражински сошел с ума. Кажется, первый сюжет намертво усыпил редакторов, и они перестали заглядывать в тихую капитанскую гавань. Их роковая ошибка: никто не подозревал, что Стражински начинил свое судно динамитом.

Капитана просит о помощи воплощение Жизни – девушка по имени Лира. Стив приглашен в Кабаре Парадных Дверей с разнообразными фэнтезийными гостями. Заведение ведет в разрушенный Бледный Город: некогда его уничтожил Смерть (брат Лиры), когда разочаровался в человечестве после мировых войн, красного террора и прочих бедствий. Капитан Америка оказывается один из агентов перемен, способных повлиять на мировую историю – он должен помочь Лире защитить других таких агентов от Смерти.

Эмммм, предположим, Стражински окончательно решил увести Кэпа в сторону городского фэнтези. Стив рядом с фэйри выглядит ужасно странно, но допустим. Но происходящее дальше похоже на что угодно, только не на комикс здравомыслящего человека.

Я просто перескажу девятый выпуск, выводы можете сделать сами.

Капитан Америка приехал в Чили на мотоцикле. В пустыне Стив встречает пингвина и подсаживает к себе.

Флэшбэк. Ранее Капитану составили натальную карту по знаку зодиака (Весы). По ней мы еще раз убедились, какой он хороший человек. В кабаре краснокожий ведущий на примере двух девушек рассказывал, что в жизни нельзя выбрать сразу все: блондинка символизирует добро и принятие ответственности, а рыжая поощряет нашу тьму и дает свободу. Потом они берутся за руки, потому что гости Кабаре Парадных Дверях могут позволить себе сразу все.

Мэри Джейн и Гвен Стейси? 

За кулисами Стив обсуждает с шипастым артистом, что без мутации люди бы не научились разговаривать. Также Стив узнал, где искать остальных агентов перемен.

Возвращаемся в настоящее. Стив находит первого агента в заброшенном городе – это мутант, способный испускать яд и контролировать свою кожу отдельно от тела. В детстве он случайно отравил собаку и мать. Вдруг из всех щелей вылазит армия наемников – оказывается, у президента умирает сын, за его спасение он пообещал Смерти убить агента перемен.

Мутант и Капитан отбиваются. Кожаный клон тоже участвует в перестрелке.

Пока идет чилийская драка, параллельно в кабаре выступает певица, будто выпрыгнувшая из клипа эмо-рок группы. Она поет, что родители не должны контролировать своих детей.

Песня о нуклеарной семье заканчивается ядерным взрывом.

Наемников побеждают. Капитан понимает, что как-то раскрыл солдатам укрытие мутанта. Тогда Капитан говорит пингвину, что раскрыл его обман: через птицу за ними шпионил Смерть.

Стив и мутант уплывают, к пингвину возвращается сознание, а потом его съедает акула.

Этот комикс филигранно вписывается в компанию к «Матрице 4» или «Мегалополису» – безумная творческая выходка существует вопреки законам вероятности. Стражински глубоко наплевать, что во Вселенной Марвел до него уже сто раз показывали Смерть совершенно не так. Ему нужны люди со сверхспобностями, и он небрежно называет их мутантами – конечно, ему абсолютно фиолетово, что там творится с мутантами в актуальных комиксах. В этом квесте вообще не нужен Капитан. Он левый пассажир в псевдофилософской бредовой графомании, которую ДМС решил продать Марвел под звездно-полосатым соусом.

Кстати, о «Матрице». После премьеры стала настолько мощным культурным феноменом, что проникла в клипы, пародии, комиксы и игры. Но это было 25 лет назад. «Капитан Америка» написан так, будто «Матрица» вышла вчера. И дело даже не в каких-то прямых заимствованиях – на уровне референсов все буквально пропитано просмотром «Матрицы». От визита к «оракулу» и до пространства, которое подчиняется воображению.

Возможно, ДМС хотел написать сценарий для странного абсурдного сериала в духе «Миссис Дэвис», но его производство было бы финансовым самоубийством – в итоге, умереть пришлось только смыслу в «Капитане Америка».

Я наивно думал, что ДМС подведет к идее, что агенты перемен на самом деле не важны – историю творит все человечество, один избранный не способен изменить мир и так далее. Ха-ха, Стражински просто забил на агентов в конце.

Путешествие схлопывается в окончательно издевательский финал. Вы ждали, что агенты перемен зачем-то понадобятся? Нет, они пропадают еще до начала последнего боя. Почему Смерть выглядит как патлатый качок из комикса Darkness? Просто так. Как Капитан собрался одолеть саму Смерть? Он тупо избил его кулаками. Зачем все это было? Не знаю, кабаре растворилось в воздухе вместе со всеми новыми персонажами.

Этот комикс оставляет так много вопросов, что не выходит из головы. Невообразимый хаос, случайно просочившийся в заурядную марвеловскую серию. Я до сих пор до конца не уверен, что мне все это не приснилось.

Пока это самый удачный раунд. Я получил и прекрасные добрые приключения, и совершенно отъехавший трэш. Старость можно встречать по-разному.

В следующем арке Стражински объединит Капитан Америка с Тором и Человеком-Пауком в новую Троицу воинов: пока выглядит как возвращение к ностальгическому настрою без экспериментов. Или это еще одна приманка? К сожалению, нет: ран завершится на 16 номере. Никому не интересны комиксы про Капитана.

Ран Джози Кэмпбелл на «Шазаме» продолжается. Судя по синопсисам, стоит ждать возвращение культовых злодеев, а также разногласия между Билли и Фредди.

Следующий раунд: Испытание меткости!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Comments (0)
Add Comment