Марк Миллар о цифровых комиксах и Starlight

Ярый противник продажи комиксов в цифровом виде Марк Миллар изменил свое мнение о новой эре в сфере доставки контента.

Марк Миллар готовит новый взрыв из своей вселенной Millarworld и  издательства Image под названием Starlight, на этот раз с художником Гораном Парловым (Goran Parlov). Сорок лет назад Дюк МакКуин (Duke McQueen) был космическим героем, спасшим всю вселенную. Но затем он вернулся домой, женился, завел детей и постарел. Теперь его дети покинули дом, а жена умерла, не оставив ему ничего кроме воспоминаний… но вызов из далекого мира, умоляющий о последнем и величайшем приключении, все изменил.

Накануне премьеры новой серии Миллар рассказал сайту CBR о своих мыслях касательно цифрового формата покупки, доставки и чтения комиксов:

Нет ничего, что мне нравится больше, чем оказаться неправым. Вообще, вычеркнем это. Нет ничего, что я ненавижу больше, чем быть неправым. Но иногда это просто случается.

Так, вернемся на два с половиной года назад и посмотрим на начало цифрового взрыва в комиксах. Я был предводителем трусов, но моя логика выглядела верной. Цифра уже уничтожила продажи CD до такой степени, что огромные гиганты падали на наших глазах, и продажи альбомов были такими низкими, что музыкальным группам приходилось снова отправляться в концертный тур, наши любимые музыканты уже не могли сидеть на месте и смотреть, как их менеджеры превращают роялти в наркотики высшего сорта. Также голливудский поезд DVD наслаждался поездкой и часто удваивал прибыль фильмов на международном рынке, но и он зашел в тупик, когда люди начали искать более дешевую альтернативу – смотреть фильмы в интернете.

Я никогда не думал, что люди полностью перейдут на цифру, потому что чувство от чтения комиксов уникально. Переворачивать страницы и ставить комиксы на полку так отличается от скачивания, где музыка и фильмы выглядят почти идентично. То, что меня беспокоит больше всего, и я не могу поверить, что это не оказалось проблемой – двадцать, десять или даже пять процентов читателей традиционной печати не исчезли, когда нормой для издателей стало выпуск комиксов в цифре в один день с обычными, и очень большое число людей стало читать онлайн. Эти «цифровые» читатели должны были откуда-то взяться, и я боялся, что простая комбинация микро и макроэкономики будет означать, что все эти магазины комиксов будут висеть на ниточке (а в ноябре 2011 года вообще казалось, что большинство) и получат тот же смертельный удар, как и музыкальные магазины, внезапно потерявшие свою небольшую прибыль. Тогда это беспокоило меня по двум причинам.

Во-первых, я люблю магазины комиксов. Я вырос в прекрасном городке, но там было очень трудно быть фанатом комиксов, потому что по факту я был единственным фанатом, которого я знал на протяжении почти всего детства. Обнаружить AKA Books and Comics, когда мне было 13 лет, было сравни тому как для Робина попасть в штаб-квартиру Лигу справедливости. Это было то, чем я хотел заниматься, когда вырасту, а магазин комиксов был для меня таким же комфортным местом, как теплая ванна. И я не хотел, чтобы они пропали.

Во-вторых, мы всем обязаны продавцам. Помните бумы в 80-х, 90-х и 2000-х? Ну, кризис предшествовал каждый из них, и эти ребята держались, обычно не зарабатывая много денег, питаемые только любовью окружающих. Как сценарист, я обязан им всем, от клавиатуры, на которой печатаю, до пижамы, в которой я сейчас (еще, по-прежнему, утро). Наша главная ответственность, как создателей лежит перед читателями, но это неразрывно связано с продавцами, которые всегда могут порекомендовать ваши комиксы фанатам.

Так почему небо не обрушилось? Когда все стало правильно?

Как всегда, все дело в экономике, полный бред. Я посмотрел на цифры за два с половиной года, взяв рынок в целом, с того момента как цифровые комиксы начали появляться  в массе, и все выглядит чертовски круто. Каждый финансовый квартал показывает рост, и падение индустрии до 2011 года повернулось и превратилось в очень впечатляющий рост. Есть пара проблем (например, последний январь), но общий тренд очень здоровый, и я вспоминаю о том, что случилось, когда мы запускали онлайн линейку Ultimate не так давно. Никто не мог объяснить, но все эти бесплатные выпуски в интернете УВЕЛИЧИЛИ продажи этой линейки в печати. Я не буду делать вид, что понимаю эту логику, но поговорив с продавцами, другими профессионалами, читателями, дистрибьюторами, в интернете и проведя несколько исследований, с тех пор, как я звучал похоронным колоколом два с половиной года назад, результат таков  – цифра бесспорно положительна для комиксов в целом.

В Image мне сказали это еще до того, как я с Фрэнком Куайтли выпустили Jupiter’s Legacy в прошлом году, но я все равно настоял, что хочу окно в три месяца между печатью и продажей в цифре, чтобы дать магазинам комиксов фору. В Icon мне это сказали годом ранее, когда мы с Джонни Ромитой выпустили Hit-Girl, но тогда я настоял, что не хочу, чтобы цифровые продажи помешали печатным экземплярам и оставил такое же окно. Но все указывало на то (и я был под впечатлением многочисленных просьб читателей), что единственный эффект этой задержки – наказание для тех, у кого рядом нет магазина комиксов. Марк Уэйд, а он умный парень с 25-летним опытом во всех аспектах индустрии, объявил, что цифровые комиксы являются современной версией вращающегося стенда с журналами, и он абсолютно прав. Это идеальный способ попробовать комиксы, если вы новичок, прочитать любимые истории, если местный магазинчик закрылся в 1994 году, и так как комиксы продаются по той же цене что и обычные, когда их выпускают, они не соревнуются и не отъедают прибыли.

И когда ваши читатели, продавцы, издатели, художники и все остальные считают одновременный выпуск комиксов в печатной и цифровой форме огромным успехом, то стоит послушать их или будешь глупцом. Мне нравится, что магазины комиксов зарабатывают больше денег. Мне нравится, что люди, у которых не было доступа к нашим историям, внезапно смогут их прочитать. Мне нравится, что цифра стала еще одной тетивой в нашем луке.

Напомним, что новый комикс Starlight #1 от Миллара и Парлова поступил в продажу уже сегодня.

image
Comments (7)
Add Comment
  • MoonKinghtOftheOtherSide

    На самом деле не знаю чтобы я делал без Comixology. Пиратство тоже конечно вариант, но когда комикс реально нравится чувствуется несправедливость по отношению к авторам.

  • RedRob

    Классный мужик. Особенно он прав в том, что читать в живую гораздо приятнее.

  • Урд

    Какой затасканный сюжет…

  • 23+

    Так значит рынок не падает а увеличивается? Наверное, ежемесячные прогнозы которые публикуются здесь, не учитывают цифровых продаж?

    • Dariaj

      Не совсем так. По сравнению с кризисом 2011 года, рынок несомненно подрос, в этом Миллар прав. Прав он и в том, что цифровые комиксы не стали убийцами бумажных. На самом деле его изначальное сравнение цифровых комиксов с переходом в цифру музыки и кино — не совсем корректно. Там своя специфика и мне думается, что такое сравнение было сделано осознанно, поскольку ясно, что самым очевидным примером являются книги. И как мы видим, киндл не уничтожил все книжные магазины на планете. Но Миллару нужно было в то время как-то усилить свою позицию и он выбрал самые неудачные примеры)

      Что касается тех цифр, что мы публикуем, то да, они не включают цифровые продажи. Мы оперируем данными самого крупного дистрибьютора бумажных комиксов — Diamond. Несомненно comixology является одним из самых крупных поставщиков цифровых комиксов, но далеко не единственным, и не очень охотно делится своими данными. Цифровые продажи несомненно регулярно пополняют копилку издательств, но Миллар рисует уж слишком радужную картину. Бумажные комиксы, по-прежнему, находятся в приоритете и анализировать рынок по их продажам — можно и нужно)

  • Влад

    Ну вот если говорить о комbкс-магазинах…. Есть ли в Москве стоящие? Может кто посоветуют, я думаю здесь есть крутышки, которые знают.

    • K

      Чук и Гик не подходит?