Листаем комикс про Юлию Пчелкину.
Все чаще Bubble стали обращаться к экспериментальным форматам в надежде зацепиться за новую аудиторию. Среди актуальных новинок издательства можно отметить законченные истории без явного деления на выпуски вроде «Ловца Бабочек», антологии спин-оффов в одной книге с общим сквозным сюжетом, игровые комиксы типа «Теперь ты Вор Теней» и периодические издания со статьями. Кроме этого, не стоит забывать и о полноценных художественных романах, и о комиксах по лицензии коллег из анимационных студий, и о сериях вроде «Школа BUBBLE». Найти историю на свой вкус теперь, как может показаться на первый взгляд, не составит особого труда. Тем не менее серьезные графические романы без референсов в сторону основной вселенной у «Пузырей» практически не выходили — до недавнего времени взрослым фанатам комиксов оставалось довольствоваться закрытыми линейками вроде «Союзников» и вникать в хитросплетения конфликтов героев для понимания актуальной арки с Рубинштейном.
Так я попал в тот же капкан (не ЧД), что и многие другие читатели комиксов вне темы: чтобы влиться в новые истории, необходимо ознакомиться с предыдущими сюжетами, коих за десятилетие накопилось приличное количество. Получить банальное удовольствие от приключений рандомных героев, чьи линии не вызывают особого интереса и вынуждают листать сомнительные книжки, в таком случае не представляется возможным. Спасение появилось откуда не ждали — к премьере «Майор Гром: Игра» в издательстве вспомнили про классических персонажей, с которыми зрители уже знакомы благодаря фильмам. Так на полках магазинов оказался графический роман «Юлия» — один из лучших комиксов современного Bubble и весьма пикантный эксперимент, который вызывает уйму логичных вопросов.
Сюжет стартует с Игоря Грома, разбирающего вещи ныне покойной возлюбленной. Среди фотографий и старых газетных вырезок майор находит информацию о так и не раскрытом деле с серией убийств и нападений с особо тяжкими. Далее читателям раскрывают предысторию Юлии Пчелкиной от детского увлечения детективами и криминалистикой до злосчастной статьи о бесчеловечных экспериментах в сиротском приюте, после которой карьера журналистки резко оборвалась на несколько лет. Покажут и студенческие годы героини, и конфликты с учителями из-за несправедливого отношения к ученикам, и период, в котором девушка выживала исключительно за счет собственного писательского кружка для старшеклассников. Впоследствии Юлия предпринимает попытки вернуться к серьезной работе после жестокого нападения на одного из ее подопечных. А далее, уже за кадром — знакомство девушки с полицейским, совместные расследования и злосчастный день рождения, закончившейся смертью в шахматной партии Разумовского.
И несмотря на сюжетную линию с освещением действий убийцы в газете, «Юлия» не задумывалась как история про поиск маньяка и детектив. Более того: в один момент героиня четко выделяет мысль, что журналисты не занимаются расследованием, как это зачастую показывают в эталонных сериалах. Главная задача автора при подобных ужасающих инцидентах сводится к тому, чтобы донести нужную информацию до аудитории, зацепить внимание читателя и запустить механизм разбирательства со стороны полиции. Внезапно, в комиксе нет ни слова о «геройствовании» в ущерб собственной жизни: Юлия идет путем наименьшего сопротивления, докапываясь до истины через стандартные словесные манипуляции, собственную харизму и базовые хитрости вроде «на светском вечере нужно играть так, чтобы подозреваемые в преступлениях сами рассказали все необходимое».
Забавно, как эта деталь коррелирует с показанными страданиями юной Ники Чайкиной в «Фурии» Надежды Коноваловой — в книге девочка-подросток была вынуждена учиться искусству воровства и манипуляций против своей воли.
Одной из главных причин покупки комикса стал удивительно богатый авторский состав: сценаристом «Юлии» выступил Кирилл Кутузов (еще актуальные «Вор Теней» и «Читеры»), художницами — Юлия VARASABI Казанина («Киберпанк, который мы заслужили» 2021-го), Юлия Журавлева («Экслибриум», «Пиджаки и Револьверы») и Евгения Чащина («Бычий Цепень», «Гигантские муравьи Новосибирска»). За цвет, помимо девушек выше, отвечала Даша Одуванчик («Испытательный срок», «Северный Паук», «Сокол»). Проще говоря, под большой релиз в новом формате позвали полдесятка сильных авторов, чьи работы аудитория искренне ценит и любит как в рамках вселенной Bubble, так и за ее пределами.
Другой причиной покупки лично для меня стали точечные ретконы характера Пчелкиной, которая до недавнего момента, будем откровенны, не выделялась чем-либо кроме груди из «Игры» в исполнении Анастасии Ким и каламбуров про потерянную голову. Об этом в предисловии говорит и сама Любовь Аксенова, исполняющая роль Юлии в киновселенной. В течение всего оригинального «Майора Грома» журналистка ощущалась не столько самостоятельной героиней с предысторией и личной мотивацией, сколько нарративной функцией — ее задача в глобальном сюжете сводилась к минимальной помощи Игорю и трагической смерти в финале столкновения с Чумным Доктором.
Забавно, что судьба другой возлюбленной героя Bubble, Ксении из открывающих томов «Инока», почти идентична: правда, в первый раз причиной смерти героини послужил сам Радов. Вероятно, авторы первой волны Bubble попросту не знали, как прописывать женских персонажей за рамками архетипа Гвен Стейси и Наташи Романовой (если вспоминать ту же Нику Чайкину и ее команду).
Спустя годы от образа милой, но пробивной около-репортерши не осталось и следа — после смерти о девушке вспоминали лишь несколько раз, низводя без того скудный образ до наивного стремления к справедливости и ангельской внешности. Потому особенно интересно наблюдать за Пчелкиной в ее собственном приключении: вместо набора клише авторы пересобрали героиню с нуля, наделив сразу несколькими нетипичными для damsel in distress качествами. Юля не просто выступает за честность в отношении окружающих — девочка регулярно набивает себе шишки, доводя до исключения из школы, но продолжая отстаивать собственную правду. В студенчестве Пчелкина вела себя как бесстрашная и высокомерная эгоистка, жадная до сенсаций и звездной карьеры. Уже после увольнения и закрытия газеты Юлия приобрела качества, свойственные многим профильным журналистам, — надменность и цинизм, за которыми зачастую скрывается усталость и разочарование от отсутствия изменений. С появлением в жизни героини убийцы Юля все больше отдается собственной маниакальной страсти к писательству, что в очередной раз выделяет ее на фоне большинства персонажей Bubble. Пчелкина в своем комиксе — не набор стереотипов, калька с Гвен Стейси или «красивое дополнение к герою» на обложку. Юля — живой, насколько это вообще возможно в рамках комикса, человек, которая не всегда ведет себя правильно даже в осознанном возрасте. И именно за таким формирующемся персонажем, который растет и меняется в течение всей истории (и, следовательно, какой-то «жизни»), наблюдать интереснее всего.
Из всего этого вытекает лишь одна серьезная проблема: Пчелкина в «Юлии» и в «Майоре Громе» — две абсолютно разные героини, которых будто бы связывает лишь жужжащее имя и яркая внешность. А учитывая сквозную линию с поимкой маньяка майором, выходит, что книга все-таки является частью основной вселенной Bubble. Совет для дотошных до лора читателей вроде меня: воспринимайте этот комикс в качестве обособленного произведения, в котором сохранены лишь некоторые константы.
Отдельной строкой хотелось бы выделить посыл, который герои проговаривают вслух несколько раз в течение всего комикса: «не стоит связывать память о человеке с чудовищами, которые его отняли». На мой дотошный вкус, эпилог «Юлии» с монологом Игоря кажется лишним именно из-за повторения слов героини, но даже в таком случае комикс оставляет исключительно теплые впечатления — будто бы последние несколько лет Игорю не хватало окончательного закрытия гештальта. Вышло хоть и в лоб (особенно после дополнительного повторения), но красиво и по-своему трогательно.
И в двух словах про визуал: художницы «Юлии» прекрасны. Рассматривая часть с флэшбеками, лишь больше задумываюсь о том, как хорошо у Евгении Чащиной получается передавать повседневность и приятную рутину через простые образы. Само собой, стоит напомнить правило, которое должно быть высечено на входной двери в офис Bubble: «девушек в около-ню-стилистике должны рисовать только девушки».
А читатели, подписанные на наш VK Donut, могли оценить обзор на «Муравьев» с артом Евгении еще зимой. Это, если что, прямой намек.
Несмотря на все вышеперечисленные особенности и однозначные достоинства романа, больше всего вопросов у фанатов вселенной было именно к ценнику. Коротко: «Юлия» вышла в твердом переплете и «престижном» увеличенном формате 227×298. Книга насчитывает 112 страниц и, помимо основной истории, может похвастаться упомянутым выше предисловием Любови Аксеновой и послесловием от Романа Коткова — главного редактора издательства и участника авторского состава «Игры», который в 2014-м поддержал идею убийства Пчелкиной.
На этот раз без дополнительных материалов с комментариями авторов и концептами. Но можно порадоваться наличию ляссе! Нужен ли он графическому роману на 112 страниц и несколько глав — вопрос открытый. Зато у комикса целых три обложки на выбор: основная от Юлии Журавлевой, кинообложка с Любовью Аксеновой и эксклюзив «Двадцать Восьмого»/«Чук и Гика» от Юлии Varasabi тиражом в 100 экземпляров. Последняя, само собой, закончилась в первые пять минут предзаказа.
Цена «Юлии» в официальном магазине Bubble — 1300 рублей, что, как считают поклонники, попадает под «налог на любовь к “Майору Грому”» (это, если что, не моя шутка) и откровенный грабеж. И в этот раз я, внезапно, абсолютно не согласен с аудиторией. Не вдаваясь в подробности текущей ситуации с бумагой, типографиями и книжной продукцией в РФ, молча приведу примеры «премиальных» изданий комиксов за последние пару лет:
- Третий том «Конана» от Topcreator Publishing (184 страницы, 225×300) — 2590 рублей;
- «Небесная Механика» от тех же Topcreator Publishing (200 страниц, 221×295) — 2590 рублей;
- «Перевозчик» от издательства «Питер» (112 страниц, 241×318) — 1492 рубля;
- «Полет ворона» от «МИФ» (128 страниц, 222×290) — 1646 рублей (со скидкой);
- Четвертый том «Блэксэда» от «Азбуки» (64 страницы, 230х305) — 1000-1300 рублей.
Все ценники, кроме «Блэксэда», взяты с официальных магазинов издательств.
К сожалению, мы живем в мире, где стандартная ТПБ-шка Marvel стоит от 500 до 1000 рублей ввиду очевидных экономических причин и банального дефицита. Потому обвинять издательство в попытке «нажиться на бедных фанатах» при таком формате, тираже в шесть тысяч экземпляров (это не очень много для книги с уникальными размерами) и текущих ценах на бумагу откровенно глупо. Дорого, но, как уже и сказал, вполне оправданно.
Спустя три прочтения все еще искренне считаю «Юлию» одним из лучших релизов Bubble последних лет. Абсолютно неожиданно для меня комикс о безликой возлюбленной Игоря Грома сумел рассказать непохожую на что-либо еще в издательстве историю о реальном мире с реальными проблемами. Речь не о наивно «приземленных» приключениях бесстрашного майора-супергероя, который справляется с человеком-акулой, но о простых людях и их попытках изменить мир к лучшему в ущерб собственной карьере и жизни. Пока еще юный Игорь лежал на крыше поезда, думая о покупке шарфа, у Пчелкиной получилось вдохновить общество и остановить маньяка — пускай и без применения грубой силы, как это обычно делают бравые патрульные.
Однозначный мастхэв для всех и каждого. Для чтения этой книги даже не нужны знания «Майора Грома» — достаточно лишь пары фактов из фанатского справочника или просмотра фильма. Поэтому даже не думайте пропускать релиз — лишь от продаж «Юлии» зависит дальнейшая судьба серьезных графических романов по вселенной Bubble.
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!