Разговор с британским художником Брайаном Болландом о российских комиксах, Джокере и его собственном прошлом.
Фестиваль КомМиссия в Москве, центр-дизайна Artplay. По коридорам выставки курсируют косплееры – сегодня день аниме и манги. Вдали от этого, практически в уголке, стараясь изолироваться от цветастого маскарада с помощью треугольной офисной перегородки, раздает автографы и интервью Брайан Болланд.
Мы усаживаемся за стол, готовясь начать разговор, как тут же, пользуясь минутной заминкой, к Брайану подлетает один из посетителей и просит его расписаться на очередном экземпляре Killing Joke. С британской вежливостью, и ради приличия спрашивая у нас одобрения, Брайан подписывает экземпляр фанату. «А нарисуйте скетч!» — возбужденно просят его. Болланд, и это видно по лицу, становится слегка серьезнее и настойчиво говорит – простите, но нет. Скетчи я больше не рисую. Фанат уступает, и оба соглашаются на простой росписи.
Ответ Брайана меня немного удивил. Он учтиво извиняется перед нами за ожидание, и мы начинаем.
Мистер Болланд, а почему вы больше не рисуете скетчи?
О, по нескольким причинам. Я работаю за компьютером где-то с 97 года, и моя техника рисования уже не так, какой была. И к тому же, у меня, из-за возраста, теперь дрожат руки. Вот, посмотрите.
Он вытягивает перед собой трясущуюся правую руку. Только сейчас я вспоминаю, что Брайану Болланду уже за шестьдесят, а его легендарная «Убийственная шутка» вышла в 1988 году, двадцать семь лет назад.
Поэтому за компьютером мне работать удобнее. Последствия своих «дрожащих рук» и все неровности я могу исправить в фотошопе. Ну а когда меня просят что-то нарисовать вручную, то результатом становится вот такая пляшущая линия.
Он с немалым усердием прочерчивает на бумаге линию. Вместо прямой, линия получается волнистой и скачущей.
О, у меня тут есть кое-что!
Брайан начинает искать что-то в своем портфеле, спустя пару секунд он вынимает оттуда скетч бук, где на каждой странице нарисован сделавший его известным Джокер. Скетчи выглядят отлично, местами проскакивает та корявость, о которой и говорил Болланд. Лишь на последней странице, которую он нам показывает, изображен Бэтмен.
Это же недавние скетчи, да?
Да, я нарисовал их в гостинице, в своем номере.
Один из рисунков сильно напоминает Джареда Лето в образе Джокера из грядущего фильма. Я спрашиваю Болланда, случайно ли так получилось, на что тот лишь улыбнулся и пожал плечами. Брайан убирает скетч бук обратно в сумку.
Как вам фестиваль?
Он очень хорош. Я, знаете, относительно недавно прибыл и меня посадили за стол, я не особо успел осмотреться. Но я уже впечатлен тем, как много тут всякой всячины, о которой я даже не слышал (смеется).
Про вас говорят, что вы были в авангарде британского вторжения в американские комиксы. Как вы думаете, может ли такое вторжение произойти и с российскими комиксами?
Нет, нет, я так не думаю. У нас тогда не было интернета, не было коммуникации, и было трудно представить работу с двух сторон океана, и само вторжение получилось почти случайным. Но сейчас, когда я читаю комиксы DC или Marvel, я думаю – кто этот парень? Ого, он живет в Италии, или Бразилии, или Малайзии. Во всем мире нет границ для хорошего художника, и если он захочет, он может работать где угодно, будучи действительно талантливым.
Но я еще и вижу, что у вас тут достаточно развита собственная индустрия комиксов. По стенам развешаны рисунки и комиксы, которых я раньше нигде не видел. И они очень специфичны для вашей страны. Я даже думаю, что они не будут так популярны в других частях света. Но вряд ли есть какая-то причина, почему русские художники не могут работать в американской или иной индустрии комиксов. Вот у англичан очень маленькая индустрия для такого жанра, она локальна. У выходцев из других стран мало шансов поработать в британском сегменте, хотя некоторым испанским и итальянским художникам это удалось.
Если бы вы могли написать историю о русском супергерое, каким бы он был?
(смеется) Ох, а это интересный вопрос! Знаете, в британских комиксах у нас нет супергероев, идея о суперспособностях не вкладывается нам в головы с детства, как в Америке. Исключение, наверное, судья Дредд, но он не герой, он просто офицер полиции, носящий особый костюм. А супергерои – это чисто американское изобретение. Я даже не знаю, сработает ли эта концепция у вас. Вот V (герой комикса V значит Вендетта) не супергерой, он борется с политическим режимом. И есть множество иных персонажей, которых можно создать, не обязательно им быть супергероями. Может и не супергерой, а герой, с какими-то иными мотивами, может с политическими, как V.
Окей. Вопрос касательно вашей самой известной работы, «Убийственной Шутки», написанной в соавторстве с Аланом Муром. Проясните, раз и навсегда – изнасиловал ли Джокер Барбару по сюжету комикса, или нет?
Подождите секунду. Я отвечу вам вот так.
Брайан просит своего помощника дать ему один из экземпляров “Шутки”. Он открывается новеллу на странице, где Гордон попадает в плен и с него снимают одежду.
— Вот что примечательно в комиксе. Все, что происходит на этой панели, вы видите, да? – он показывает на крайний левый кадр сверху – и на этой тоже; — показывает на соседнюю. А все те, что происходит между ними, не показано – он скользит пальцем по белой границе между кадрами.
Поэтому все, что происходит в промежутке между этими двумя кадрами, додумываете уже вы и ваше воображение. Лично я считаю, что Джокер сексуально нейтрален, даже асексуален. Их сексуальная жизнь с Харли – я ее попросту не вижу. То что он сделал с Барбарой, было лишь способом насолить Бэтмену и Джиму. Но это только мое мнение.
Что с вами произошло после выхода «Убийственной Шутки»? После того, как она стала популярной?
Я отправился в поездку в Таиланд (смеется). На самом деле после нее я был действительно популярен, люди хотели, чтобы я работал на них. Но я очень медленный художник, и не могу делать большой объем работы в сжатые сроки. Так я и стал художником обложек, и мне это нравится – ежемесячно, у меня есть некий обязательный объем работы, который надо нарисовать. Таким образом я сделал около пятидесяти, может больше, обложек для Animal Man, а также несколько для серии Wonder Woman. Меня многие просили в то время рисовать обложки, поэтому я старался делать любую работу, которую предлагали.
Вопрос от нашей читательницы. Что легче – создать собственного героя, работать с малоизвестной серией или с комиксом, имеющим популярность во всем мире?
Лично мне? Множество персонажей были рядом с нами очень долгое время. Так что если у вас уже сложилось какое-то представление о том, что они делают, что им нравится, какие они и как выглядят… К примеру, мне очень нравится Болотная Тварь, вот эту обложку я нарисовал пару месяцев назад. Мне нравится работать с персонажем, которого я видел и знаю на протяжении 20-30 лет. А вот произвести на свет что-то абсолютно новое и успешное сейчас очень трудно.
Если говорить о своем авторстве, то когда-то я придумал персонажа Мистера Мамулиана (Mr. Mamoulian). Для меня тогда он был экспериментом, я рисовал все, что придет в голову, весь поток сознания.
Еще я пишу автобиографический комикс, Mixed Messages. Он сделан из фотографий моего детства и моей семьи. Я совмещаю фото, как в комиксовом формате сетки, и делаю какие-то приписки.
Я использую старые отсканированные снимки, почтовые открытки и фотографии из семейного архива и стараюсь не прибегать к рисованию. Уж не знаю, кому это будет интересно.
Вы слышали об обложке Рафаэля Альбукерке к комиксу “Batgirl”, своеобразный оммаж на вашу работу?
Конечно, я помню всю эту историю. Насколько я знаю, он сам отозвал обложку, это так?
Да, сам.
Тогда я не понимаю зачем он это сделал. Ты знаешь, зачем он это сделал?
Брайан обращается к своему агенту. Тот объясняет ему, что Альбукерке решил не усугублять сложившееся положение и попросил DC убрать арт, дабы не раззадоривать публику и не вызывать на себя гнев феменисток, посчитавших эту обложку оскорбительной. Болланд говорит, что они слишком чувствительны.
То есть вы считаете, что в этой отсылке нет ничего экстраординарного?
Разумеется, разумеется, нет!
В этот момент к столу подходят слегка разгоряченные и уставшие российские художники, авторы одного из представленных в помещении комиксов, – по их виду понятно, что фестивали не всем даются легко – и начинают просить автограф у Брайана.
Он сердечно просит у нас прощения за прерывание интервью, и расписывается на двух экземплярах. Один из художников просит Брайана нарисовать скетч, и после недолгих упрашиваний тот сдается и берет в руки фломастер. Через минуту из-под его пера выходит Джокер, пусть и слегка узловатый, но все тот же клоун, что был на страницах новеллы.
Мы снова остаемся наедине.
Мистер Болланд, что самое ценное можно унести из офиса DC?
Нууу… (смеется) У них на стене висит гигантская картина с кучей персонажей издательства, все в полный рост и нарисованы разными художниками. А, кажется, на третьем этаже у них стоит Бэтмобиль. Но на данный момент вы ничего не унесете из офиса DC, потому что они все перевезли из своего офиса в Нью-Йорке в Калифорнию. И мне кажется это странным, они начали здесь свое дело. Для меня, супергерои пришли из Нью-Йорка. Думаю, это как-то связано с киноиндустрией.
Последний вопрос. Ваш любимый герой, тот, с кем вы себя ассоциируете – кто он?
В Англии выходил стрип о персонаже Джеффе Хоуке (Jeff Hawke), астронавте, который попадал в различные космические приключения и сталкивался с инопланетянами. И там был забавный персонаж, Колворок (Kolvorok), одноглазый пришелец с щупальцами, который всегда много болтал. Не могу сказать, что я вижу в нем себя, но мне он когда-то очень нравился и был близок. Ну и конечно Джокер. Удивительный персонаж. Один из бриллиантов DC и один из лучших злодеев, когда-либо созданных.
P.S. Несколько недель назад мы объявляли конкурс на лучший вопрос Брайну Болланду. Его победителем, а точнее победительницей, стала Анна Раткина. Анна, ваш подписанный мистером Болландом экземпляр «Убийственной Шутки» уже в пути, и скоро будет у вас. Поздравляем!
Америка придумывает супергероев, а у нас есть реальный супергерой Владимир Владимирович.
Маяковский? Познер?
А злодея все равно у них украли)
Я лично считаю очевидным,что образ молодого Комедианта был списан с Владимира Владимировича в годы его службы в КГБ.
Да и постаревший тоже напоминает Путина…
KGBeast’а тогда уж сразу
КГБист и так косплеет ВВП в Конце Будущего, причем черпал образ он из западной массмедиа.
В то время как самому Путину и путинской России, чуть ли не дифирамбы поют.
А Т’Чалле просто надоела Ваканда и он сменил имя и стал президентом США.
Ребят дико извиняюсь за оффтоп,но все же. Стоит ли смотреть первый сезон Агентов Щита или же сразу начать со второго? Неужели первый сезон настолько плох что не стоит?
имхо смотреть можно, кроме пары первых серий ,хотя, и они не вызывают уж такого сильного отторжения
Определенно стоит. Там все продумано.
Стоит. Там важная сюжетная линия, которая тянется весь сезон. (в хорошем смысле)
Также развитие некоторых персонажей.
Может начало покажется скучным, но ближе к середине сюжет раскрутится.
Удачного просмотра!!! )
Спасибо теперь наверное посмотрю.
Я бы сказал, нужно, во втором тебе никто ничего уже объяснять не станет, сразу кидают в сюжет. А первый, в основном, только тем и плох, что слишком долго все объясняют.
А еще в первом сезоне есть Стэн Ли.
Если ты его не посмотришь, то чего-то прям жизненно важного не упустишь. Собственно говоря, ты вообще ничего не потеряешь, в отличие от Сорвиголовы — последний поднял планку.
Но, тем не менее, атмосфера у Агентов ЩИТ отличная, актеры хорошие и играют неплохо, сюжет, пусть часто и хромающий в плане логики, закручен и добротен, спецэффекты на высоте, есть туча отсылок к фильмам, и, наконец, этот сериал меня поразил уникальным умением максимально контрастно менять обстановку и среду происходящего в сериале в течение одного сезона. Серьезно.
Надеюсь, поможет
Самое плохое в первом сезоне — они с самого начала знали, что к концу года ЩИТу придет конец и до «дня Х» не особо заморачиваясь делали простенький процедурал, в основном для знакомства с персонажами. Если есть сомнения по поводу смотреть/не смотреть, то можно пойти на компромисс и посмотреть только финальные «послекэповские» серии, начиная где-то с 16.
а можно узнать, как звучал вопрос для конкурса, который в итоге задали Болланду?
«Вопрос от читательницы».
Да, это «вопрос от читательницы».
Лол, один из вопросов Thug Strange таки взяли.
Ну прям как по заказу! Как будто Комменты из Фэшн новости услышали! Порадовали )
>Мистер Болланд, что самое ценное можно унести из офиса DC?
ГДЕ МОЙ ПРИЗ?
Серьёзно, это нифига не честно, не могли упомянуть что вопрос хотя бы от читателя?
Я присылал его на почту.
Там были хорошие вопросы, но 80% были смишнявки.
Смешнявки лучше вот этого.
Оффтоп. Тут пилот Супергёрл слили https://vk.com/dccomicsdc?z=video-46450911_171065202%2Fcf02c3c1920b64d765
Подожду немного сабов.
посмотрел, гамно…
>> и не вызывать на себя гнев феменисток, посчитавших эту обложку оскорбительной.
пздц, при чем тут вообще феминистки? на костре сжечь этих шалав, ей богу
И тут я понимаю, что у нас в регионе такого не будет еще долгое время.
Я вот тоже не видел ничего криминального в той обложке. Уже и психопата-Джокера хотят под рамки обидчивых феминисток подогнать.
Вообще Болланд молодец большой. Я ему уже благодарен за то, что не стал придумывать русского супергероя-Мишку с балалайкой-автоматом.
Про Барбару так и не сказал, видимо он придерживается концепции, подобной Нолану, давая зрителя возможность додумать финал самому.
Надеюсь, что на период затишья у ивентов, Никитой будут разыскиваться иные способы интервьюирования, уж больно рубрика хороша! Даёшь больше авторских рубрик! (Эх, жаль Дон нас покинул, тоже был год на авторство)
а с Родни Рамосом и Дэмианом Скотом не пересеклись чтоли?
Мы еле до Болланда добрались, успев помотаться по Москве, от его гостиницы и до Артплэя. До Рамоса и Скота уже просто не дошли.
жаль, с Рамосом забавное было бы интервью
Я тоже жалею, но что поделать(
просто оставлю это здесь (кликабельно)
Боян дикий.
Забавно, даже он не видит проблем с той обложкой. Это о чем-то, да говорит.
Спасибо за интервью, было интересно прочитать. Болланд отличный художник.