Мы побеседовали с одним из самых ярких представителей современной российской комикс-индустрии — художником Николаем Писаревым.
Расскажи немного о себе. Все-таки в интернете совсем мало информации, и люди, очарованные, скажем «Предметами», после непродолжительных поисков могли задаться вопросом «Насколько хорошо ты играешь в футбол?»
*смеется* В футбол вообще играть не умею, но о футболисте с такой же фамилией слышал. Ну, меня зовут Николай, родился в городе Тамбове, рисую иллюстрации, делаю дизайн, анимирую его и так далее. Сейчас живу в Москве.
Ты получал какое-то специальное образование? Когда вообще понял, что тебе интересно изобразительное искусство?
Рисовал все время, учился в художественной школе, потом работал бутафором-декоратором в театре, дизайнером и все это время учился. Нельзя сказать, что я как-то пришел к этому, это была среда в которой я рос. Как-то и не было мысли интересоваться чем то другим
У тебя достаточно необычный стиль, такое нечасто можно увидеть в комиксах. Как бы ты его сам охарактеризовал? Как вообще появилась идея начать делать комиксы?
Ох… не знаю. Скорее это можно охарактеризовать как компромисс. То есть это должно хорошо выглядеть и при этом не занимать много времени на рисование. В том смысле, что один кадр нельзя рисовать неделю. И сама идея рисовать комиксы оттуда же. Анимация заняла бы очень много сил и времени.
Ты сам пишешь сценарий для комиксов «Предметы» и «Не один», я правильно понимаю? И сразу о наболевшем: с чем связаны такие большие паузы между выходами новых номеров?
Нет. Сценарий для «Не Один» сочинил Слава Фёдоров и прислал мне его потому что не знал, что делать с ним дальше. Некоторое время я показывал своим друзьям имеющими отношение к кино, думал это будет неплохая дипломная работа для выпускника ВГИКа. Но что-то не сложилось. Зато сложилось с комиксом.
Ну вкупе с рисунком получилась очень психоделическая история.
Причем Слава Фёдоров, как я понял тоже не единственный автор, просто ник в интернете был FEDOROFF и мы договорились, что автором сценария будет «Вячеслав Фёдоров». Настоящей фамилии я не знаю, я даже никогда не видел этого человека. Мы общаемся онлайн.
А «Предметы» пишет Егор Ветлугин. Вернее он занят структурированием этой психоделии, не дает мне за визуальным рядом забыть о сюжете. Который там есть, надо сказать.
Первые две книжки уже вышли, третья, заключительная должна выйти в начале 2015 года. Большие паузы связаны с тем, что рисованию не получается уделить все свое время. Есть еще и работа.
Но сюжет в «Предметах» все-таки принадлежит тебе?
Нет, у меня была серия картинок, которые легли в основу. Скажем так.
Мой коллега Дмитрий отметил, что в твоих работах присутствует некая меланхоличность и местами они кажутся даже слишком мрачными. Я полагаю, что во многом это связано с сюжетом. Но тебе самому какие истории ближе? В плане тона и настроения. Смог бы ты к примеру нарисовать Майора Грома для Баббл или тебе все-таки интересны истории, затрагивающие какие-то более глубокие темы?
Очень люблю нуар и всякие мрачные истории тоже. Что бы была загадка, детектив. Истории про загадочные мистические убийства и так далее. В духе Эдгара По, или Нила Геймана. А Майор Гром недостаточно готичен , как мне кажется *улыбается* А почему вы считаете, что «Майор Гром» не может затрагивать глубокие темы?
Не в укор Майору Грому, но я вижу его как неплохой развлекательный продукт. Хотя вполне допускаю, что он может что-то затронуть, при определенном желании.
Нет же какой то четкой границы между так называемыми мейнстримом и артхаусом.
Полагаю все упирается в цифры. Число продаж, число читателей, тираж. Собственно только по этим критериям, как правило, и происходит деление на мэйнстрим и артхаус. Хотя мне наверное больше привычен термин «инди».
Ну да. «Инди» мне тоже нравится больше. Вопрос независимости. В комиксах вопрос бюджета ограничен только фантазией автора, так что независимости тут больше, чем в кино, например.
Если сравнивать с кино, то здесь суммы безусловно иные, как и риски. Но в издательском бизнесе тоже свои тонкости. Если речь не идет о самиздате, то тут тоже как повезет.
Мы поговорили о двух твоих комиксах. А над какими еще проектами ты сейчас работаешь?
Рисую обложки для русского издания «Босоногий Гэн», которые издает тот же АльтГраф, заканчиваю «Предметы», на днях сдал титры для кино и есть еще пара интересных сценариев, но это уже весной.
Теперь наверное парочка стандартных вопросов. У тебя наверняка есть любимый художник или кто-то, кто оказал на тебя влияние. Имена, явки, пароли?
Про влияние не скажу, а любимых много. Импрессионистов люблю, все это течение. Модильяни, Эндрю Уайет, Брейгель… Из ныне живущих Ансельм Кифер большое впечатление производит. Сразу все и не вспомню.
На самом деле чувствуется, что импрессионизм тебе близок. А если вернуться в плоскость более привычную нашим читателям. Есть какой-то современный художник комиксов, который тебе импонирует?
Нравится Джеф Дэрроу, он почти как Босх, Алекс Росс, в разумных дозах, Нихей Цутому, особенно ранние вещи Blame! и NOiSE. Из европейцев Энки Билал и Жан Жиро. Шон Тан, хотя его трудно назвать исключительно художником комиксов.
Считаешь ли ты, что в крупных издательствах, в первую очередь речь идет о Большой Двойке Marvel и DC, роль художника сводится к минимуму? Если посмотреть на большинство супергеройских тайтлов, то можно увидеть достаточно стандартный рисунок. С другой стороны, когда за такие комиксы берутся художники со своим ярким стилем, то зачастую они превращаются в артбуки и это наверняка обижает сценаристов. Вот совсем недавно подобное произошло с онгоингом Elektra, где Дель Мундо вывел сценариста за скобки. Вообще имеет место некая незримая конкуренция внутри креативной команды или это все-таки пустые домыслы?
Не знаком с внутренней жизнью крупных издательств, но думаю там речь идет о каком-то потоке, о конвейере. В таком случае всегда предпочтут художника среднего, но трудоспособного. Да и художников там обычно три: один делает рисунок карандашом, второй делает контур, детали, третий красит, это коллективный труд. Опять же надо соблюдать канон персонажа, не очень много простора для фантазии. Это вопрос ремесла.
С другой стороны мы видим массу других примеров у того же Марвел. Например «Чудеса» Курта Бьюсика и Алекса Росса. У DC есть «Лечебница Аркхэм» где Дейва МакКина никто не сдерживал. Хотя, да. Ты отчасти права, «лечебница Аркхэм» смахивает на артбук. Да и «Предметы», чего уж там *улыбается*
На самом деле «Предметы» получились в этом плане универсальными, их всегда можно показать зарубежным друзьям и коллегам, не разбившись о языковой барьер. Я слышала комикс дошел до Дэвида Ллойда, это правда?
Да, это удобно. Дэвид Ллойд приезжал на русский КомикКон в октябре и ему показывали изданные в России комиксы. Мэтр высказался очень благосклонно.
А ты сам был на Комик Коне?
Да, я там был, но крайне мало. Увидел знакомых, сделал пару кругов, посмотрел косплееров, съел жутко дорогой гречки с сосиской на втором этаже и уехал.
Ну теперь гречка вообще непозволительная роскошь. Тебе хоть не придется выбирать: купить третий выпуск «Предметов» или тарелку гречки?
Гречка конечно важнее, а третий том «Предметов» я и так уже читал *смеется*. Возможно гречка будет главным событием КомиКона 2015!
Ну только если издательство Баббл запустит серию про СуперГречу! Так, раз уж мы опять вернулись к «Предметам». Планируется ли выход сборника или будет просто три сингла?
Не знаю, это решает издательство. Пока только три сингла. Потом можно будет их самостоятельно сшить и сделать из картона твердую обложку. Лично я так и планирую сделать.
Лайфхак для всех собирателей синглов от Николая Писарева!
Это древняя советская практика. В СССР были журналы, которые публиковали фантастику частями в нескольких номерах. Например, «Юный Техник» или «Наука и Религия». Их вырывали, собирали в одну книгу и переплетали в домашних условиях. У меня где то «Возвращение к Звездам» Гамильтона и Артур Кларк такие есть.
Вот это да! Так тебе близка тема научной фантастики? Тогда сразу два вопроса: Звездные войны или Звездный Путь? Ну и грех не спросить про главный космический эпос года — «Интерстеллар».
Star Wars, конечно. Стартрек я увидел уже взрослым, а Люк, Лея, Дарт Вейдер и Йода, конечно, одно из главных потрясений детства.
Про Интерселлар. Ну, я присоединюсь к людям, которые считают Нолана переоцененным феноменом. Это, конечно все интересно: черные дыры, искривление пространства-времени, но попытка натянуть Хоккинга на глобус не удалась. Пытаясь разобраться в космологии зрители забыли, что историю им так и не рассказали.
Шикарная аллегория, но я бы наверное не хотела, чтобы ты ее когда-нибудь нарисовал *смеется*
Например «Predestination» братьев Спириг намного интереснее, хотя снят за меньший бюджет. [имеет ввиду фильм «Патруль времени» 2013 года — прим. GeekCity]. Если речь о перемещениях во времени.
Ну его больше сравнивали с Кубриком и Одиссеей, хотя мне кажется опрометчиво. Впрочем может это «одиссея» нашего поколения. Судя по количеству восторженных отзывов начинает так казаться.
Цитат из Одиссеи там много, Нолан этого не скрывает. А восторженные возгласы больше связаны с новой темой для зрителей. Мало кто задумывается о черных дырах в повседневной жизни.
Все так. Но сейчас тема космоса все чаще мелькает в СМИ и это не может не радовать.
Ну да. «Гравитация», еще раньше была «Луна». Тема набирает популярность.
На самом деле можно очень долго обсуждать космос, но к сожалению, если мы хотим, чтобы это интервью дочитали до конца — придется заканчивать. Так что напоследок вопрос, который мы задаем всем нашим гостям: любимый супергерой и любимый комикс?
Не скажу, что есть какие-то любимые. Мне очень нравится Халк. У Баннера не самая удобная суперспособность. Хотя история доктора Джеккила и мистера Хайда очень старая.
В комиксах тоже выделить что-то трудно. Уоррен Эллис, частично Аллан Мур, The Arrival Шона Тана, Недавно «Civil War» перечитал на волне анонсов Марвел. Крутая вещь! И очень жду пятый «Пантеон».
Немного ломаем структуру, но я совсем забыла, что еще хотела про Траханова спросить. Теперь точно последний вопрос. Знаком ли ты с Артемом Трахановым и как относишься к его творчеству? В этом году он был на слуху благодаря серии Undertow. Ты бы хотел поработать с крупным американским издательством вроде Image или тебе больше интересна свобода и гибкий график?
С Артемом лично не знаком. Мне очень нравится его рисунок, слежу за ним давно, с Mad Blade. Undertow круто нарисован, то что на превью, все что видел, очень здорово сделано и необычно покрашено.
Поработать было бы здорово, на тот же Image. Насколько мне известно их интересует только то, как комикс продается и они не лезут в дела авторов. Не знаю, но я как то больше думал о маленьком издательстве где нибудь в Бельгии, а не о Марвел.
Будем надеяться, что тебя найдет и Image и маленькое бельгийское издательство. Спасибо за интересную и познавательную беседу, с наступающим Новым Годом! Может что-то хочешь сказать напоследок нашим читателям?
И тебе спасибо. Всем желаю мира, любви и спокойствия!
На сегодняшний день ознакомиться с работами Николая Писарева можно в комиксах «Предметы» и «Не один», а также следите за обновлениями на его личной страничке в VK.
Прочитал целиком, было интересно, несмотря на то, что я только DC читаю из комиксов. Правильно про художников крупных издательств сказано — главное продуктивность там. Не так уж много рукастых художников способны поддерживать ежемесячные серии, отсюда много рукожопов для рубрики с кривыми лицами. Надеюсь будут еще интервью, даже я сам готов его дать)). Спасибо.
Даже я иногда читаю DC, иди Марвел иногда читай!
Уговорил. Дочитаю Лигу от Моррисона, и заценю что-нибудь про человека паука.
Вот, только не Слота, что-нибудь до «Еще одного дня».
Я собираюсь прочитать Kraven’s last hunt.
Ооо вот это говорят Вещь!!! Вспомнил что тоже хотел…
хороший выбор, приобрел себе из выходящей коллекции
Спасибо за интересное интервью, художник действительно отличный и с необычным стилем. Его комиксы единственные российские, которые я пока покупают. Так что жду новых работ.
Кстати, хороший фильм о космосе, но с интересным сюжетом и персонажами — «Европа», про миссию на одноименный спутник Юпитера
Только не это…… нет…… НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ………….. в этих картинах, моя главная слабость. https://geekcity.ru/wp-content/uploads/2014/12/objects-2-pisarev.jpg
Ваша слабость в картинках, на которых люди спускаются по ступенькам?
Нет. Здесь много ступенек. И они везде. Сверху, снизу, справа, слева!!!
Дай угадаю
http://img1.wikia.nocookie.net/__cb20140926155901/anime-characters-fight/ru/images/8/82/Youloveit_ru_kung_fu_panda_kartink22i21.jpg
Не в чёрно-белом дело, друг мой.
В шортах?
http://youtu.be/EdaMwMUsKXM
Узнаю ступени моего учебного заведения. Устаю подниматься каждый раз, ноги скоро накачаю.
Сам увлекаюсь созданием иллюстрации.. Поэтому было интересно почитать.. Необычный стиль! Талантливый художник!
Николай, так держать! Привет из Тамбова ;)
Радует, что рисует красками, а не яйца к асфальту прибивает ))