«3 сентября 3» и прочие комиксы издательства WIZART COMIC — интервью с Владиславом Максименко

Небольшое интервью про российские комиксы.

Не так давно завершился краудфандинг на сборник «3 сентября 3» от WIZART COMICS и бессменного состава авторов: Влада Максименко, Даниила Ветлужских и Артема Аншакова. Свежая книга вновь окунет читателей в мультивселенную Шуфутинских и его многочисленных товарищей. По такому случаю мы решили пообщаться со сценаристом и идейным вдохновителем серии, а также директором издательства WIZART Владиславом Максименко.

Узнать подробнее о первых двух книгах можете из нашего тематического материала

Привет, Влад! Как настрой после сбора средств на «3 Сентября 3» и недавнего завершения работы над «Замаем»? Надеюсь, с таким количеством книг ты не застрянеш* в выгорании.

*Мы специально написали «застрянеш», чтобы осветить локальный мем из «Замая».

Привет! Настрой хороший, издательство потихоньку встает на рельсы, как же такому не радоваться? В выгорании уж точно не застряну, этого ведь еще и совсем мало — надо больше работ.

Какую реакцию сейчас отмечаешь в ответ на анонс очередного похождения Шуфутинского и Ко? Видел огромное число комментариев на тему усталости читателей от мемной линейки и исключительно комедийных сюжетов.

Ну, многие ошибочно подозревают, что мы в третий раз доим мем, но, на самом деле, даже вторая книга уже была не про мем. Она была про самого Михаила и его прошлое с отсылками к реальной жизни, которая уже сама по себе достойна отдельного комикса. 

Про комедию — это вообще странное заявление, ведь от конкретного жанра невозможно устать. Он тебе просто нравится или нет. Тем более когда направление настолько обширное и фундаментальное как комедия. Вот если бы мне сказали, что устали от комедии про мультивселенные, то я бы принял аргумент. И все равно бы поспорил, потому что в сухом остатке не так уж и много картин апеллирует к этому сеттингу. Не думаю, что люди УСТАЛИ от серии, которая состоит из двух томов, выпущенных в течение пары лет. Что-то не сильно похоже на то, что мы зачастили. 

Я лично отмечаю вполне положительную реакцию. Основная наша ламповая, пусть и пока небольшая аудитория с удовольствием поддержала третий том не хуже, чем второй. Но особенно было забавно слышать намеки и прямые обвинения в том, что мы гонимся исключительно за выжиманием денег. Такое может сказать только далекий от русских комиксов человек. Потому что тираж в три тысячи копий на 140 миллионов граждан страны не назовешь деньговыжимательством. Мы делаем проект в первую очередь потому, что нам кайфово его делать. С Даней Ветлужских и Артемом Аншаковым стараемся и прорабатываем все вплоть до мелких деталей, в этом нас также постоянно поддерживает Михаил и постоянные читатели. Так что в реальности дела идут вполне себе отлично, а недовольные будут всегда — многим невозможно угодить в принципе. 

Да и, кстати, многие, кто критикуют линейку, даже и не пытались ее читать. Так о чем же говорить? Но конструктивную критику мы всегда с радостью слушаем — это полезно.

У нас уже есть три полноценных истории, переиздание оригинальной книги с дополнениями, огромное количество мерча, локальный кроссовер с Моби Би и автограф-сессии шансонье. Однако стоит отметить, что первоначально история выросла из исконно русского мема. Так насколько линейка выросла уже сейчас? Как людям понять, что отныне комикс про Михаила — не разовый прикол, а полноценное художественное произведение?

Ну ты тоже сказал — «огромное количество мерча». Его мало, он штучный, тиражи мизерные, больше просто для своих. 

Людям в первую очередь необходимо ознакомиться со второй книгой, в которой уже будет понятно, что история ушла далеко от оригинала, который я тоже не назвал бы прям разовым приколом. Да, он легкий, комедийный и базируется на меме про 3 сентября — не спорю. Однако уже в сиквеле через персонажа можно поглубже занырнуть и в философию, и в подтекст с самоидентификацией себя в безумном быстро меняющемся мире. Третий том и вовсе местами отходит от комедии, являясь скорее произведением в жанре мультиверс-оперы. Прям как космоопера, только в мультивселенных. И что немаловажно, новая книга не отменяет предыдущие тома, а наоборот — взаимосвязана и базируется на них.

Есть ли какие-то планы на продолжение франшизы и дальнейшего расширения? Насколько помню, тематические календари все еще пользуются огромной популярностью (дай бог людям здоровья на ДБК).

Может, мультсериал в духе «Рика и Морти»? (агрессивное подмигивание)

(наигранное замешательство и якобы непонимание о чем говорит Давид) Мультсериал? Хм-м. Надо подумать, интересная затея! 

По какому принципу отбираются люди, которым будет посвящен новый комикс? Есть ли планы на сюжеты, посвященные не только музыкантам и рэперам? Думаю, как минимум несколько известных медийных личностей согласились бы на такой эксперимент.

На самом деле, нет каких-то строгих критериев. Нам важно наличие идеи — все идет исключительно от ее. Появился концепт про 3 сентября — связались с Михаилом. У нашего бывшего коллеги Димы Евдокимова была идея комикса про Замая, поэтому в итоге книга вышла, несмотря ни на что. Также, конечно, если у нас появляются какие-то задумки, мы предлагаем их медийным личностям. Зачастую идеи просто игнорируются — и это тоже нормально. Но просто так про любого случайного человека, будь то артист или рэпер, писать мы и сами не заинтересованы. 

Вот если кто-то придет и закажет наши услуги по производству комиксов — другое дело. Но это уже и правда чистая коммерция, так что ничего личного.

Какова была реакция коллег из MOLOT Hardcorp на давнишний анонс «Замая»? Кажется, в одной из вселенных мы бы могли увидеть эпическое столкновение за лицензию на комикс по мотивам очередного исполнителя. Главное не застрят* в ней.

*Эта шутка будет преследовать вас еще долго. 

Какова реакция? Думаю, парням просто пофигу, что и у кого выходит, так как они с головой в своей вселенной. Франшизу развивают, работают 24/7. Тот же Влад Погадаев многое от меня узнает, потому что следить банально некогда, и я их прекрасно понимаю. Думаю, что они уже отошли от комиксов про рэперов и прочих исполнителей. Последнее, что у них выходило, направлено на расширение вселенной оригинальными персонажами. Так что, наверное, когда-то в прошлом мы действительно могли обсудить борьбу за лицензией. 

Но, честно говоря, мы сами не гоняемся за такими вещами, поэтому вряд ли застрянем. Ведь кроме Шуфутинского и Замая у нас выходит достаточно интересных и оригинальных историй.

Какие планы на авторские серии в ближайшие месяцы? Читал исключительно положительные отзывы на «Сакрифацио», так что, думаю, в рукаве у издательства припрятана пачка анонсов.

Смотря что считать авторским. Если это все, что не про медийных личностей, то в работе много всего. Если вот прям исключительно авторские штуки — мало. Сейчас мы скорее пытаемся создать продукт под аудиторию в целом, а не под конкретных читателей. Есть любители детективов, которые читают бульварные романы, или любители фантастики, обитающие в книжных. Мы же со своей стороны пытаемся анализировать рынок и делать те штуки, которые не делает никто. 

Но и авторские работы потихоньку в процессе. У меня больше года пылится история, которую давно пора начать рисовать. В общем, в рукаве много всего. Жаль что человеческие, квалификационные и финансовые ресурсы все же ограничены, чтобы бомбить ими из всех пушек.

Как поживают «Агенты Фокsла»? Можем ли уже рассказывать читателям о том, как именно линейка появилась на свет и из чего вытекала изначально?

Да это и не было каким-то секретом. 

К нам обратились с заказом, попросили создать рекламный комикс про лиса. Мы начали работать над маленькими сюжетами, но по итогу предложили создать полноценную историю. Заказчик согласился, переквалифицировался в продюсера проекта и владельца исключительного права на него. Сначала делали комикс для запрещенной соцсети с фотографиями — по этой причине такая пропорция страниц. В выпуске их всего десять, так что каждая обложка уже с каким-то действием сюжетным. 

К слову, у нас есть обзор первой книжки.

На самом деле, комикс быстро нашел свою аудиторию. На книжных ярмарках его просто сносят с прилавков. Тираж первого тома закончился еще весной, а второй уже подходит к концу. К сожалению, мы уткнулись в то, что не можем выйти на площадки типа «Детского Мира», где комикс находил бы своего читателя быстрее. Честно говоря, «Агенты» не совсем для комикс-магазинов. Дети и родители должны в первую очередь увидеть его на полке и пощупать самостоятельно. Мы стараемся решить эту проблему, чтобы можно было порадовать людей продолжениями и переиздать предыдущие книги. Для нас важно четкое понимание, что вложения отобьются.

По случаю другого скорого релиза, хотел бы узнать, как обстоят дела с «МАКСИМОЙ»*? Есть ли уже фавориты среди сюжетов (не считая мой, конечно же)?

*«МАКСИМА» — сборник научно-фантастических историй от отечественных авторов в формате «страница комикса — страница рассказа». Арт-новеллы будут выходить при поддержке «Модели для сборки», отдельные сюжеты также представят в формате аудиокниг.

Я в «МАКСИМЕ» на данный момент в позиции технического редактора и автора одной из арт-новелл, так что читал мало. Думаю, что все офигенные, потому что так скреативить, чтобы сделать историю в формате «комикс-рассказ», надо еще уметь. О сборнике стоит спросить у генерального продюсера Артема Аншакова и главного редактора Владимира Максимушкина. Я верю в эту затею, выходит нечто новое и интересное. 

Пример одного из разворотов: сюжет «Захер: История одной посылки» от Евгения Лонина, Сергея Петрова и Алексея Коновалова. 

В целом же дела у «МАКСИМЫ» вполне себе отлично: сборник готовится, в планах издать первую книгу уже осенью. Даже я многое поставил на проект — что уж говорить об Артеме и Владимире.

Расскажи, как попасть в ваше издательство и индустрию в целом молодому автору, будь то сценарист или художник? 

Вопрос сложный, потому что никакой формулы не существует. Все всегда задают этот вопрос, а ответ на него дать практически невозможно. Можно отказать очень крепкой, красивой и хорошей работе, так как тебе ее просто некому продавать. Может, твоя аудитория просто не подходит под конкретный сюжет или жанр уже не в моде. Просто присылайте свои работы издателям и не обижайтесь отказам. Самое главное — делать что-нибудь: искать возможности, общаться, спрашивать и так далее.

Прям подобно вопросу «а как ходить?»: можешь начать с правой ноги и закончить левой, а можешь сделать наоборот. Все зависит исключительно от тебя — просто делай как хочешь. 

Напоследок: чего ожидаешь от продаж и издательства в целом? Есть ли у авторского комикса будущее без обыкновенной работы за пределами индустрии и кредитов на издание книг?

Будущее, безусловно, есть. Просто многие ожидают, что у нас по мановению руки уже должна быть индустрия под ключ и с нуля. Но такого не будет. 

Гениальный русский комикс еще не написан. Может быть, будет написан даже не в нашем поколении. Может быть, поколение моих детей получит гениальный русский комикс. Сейчас же у нас совсем другая задача: формировать фундамент культуры русского комикса и заниматься мифотворчеством. Создавать инциденты (я про хорошие), новые пути решения, искать свое, предлагать разные подходы, формировать методики производства и понимания целевой аудитории историй. Мы все вместе строим фундамент культуры в нашей стране. Притом подавляющее большинство комиксистов занимается этим больше из энтузиазма, нежели из желания заработать большие деньги. Русские комиксы уже не уничтожили события 20-х годов, так что, думаю, они все-таки устойчивы. А там и развитие будет, раз фундамент уже не хлипкий. 

Спасибо большое за беседу и интересные вопросы, Давид!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Comments (0)
Add Comment