10 психических расстройств Бэтмена. Часть 1

Редакция ГикСити продолжает знакомить вас с противниками культовых героев комиксов, используя при этом не совсем привычный подход.

Культура комиксов, хотя и была изначально посвящена рисованным историям в широком понимании, достаточно быстро сосредоточилась на фантастике, посвященной героям с суперспособностями. Именно комиксы впервые заставили читателя поверить в то, что человек может быть быстрее пули и сильнее локомотива. Однако история доказала, что популярнее взлета супергероев может быть только их приземление.

Популярнейшим героем всех времен является Бэтмен, обыкновенный человек с бесконечным стремлением к совершенству. И если каждого героя делают героем фантастические инциденты, наделяющие его сверхчеловеческими силами, то в случае с Темным Рыцарем отправной точкой его геройской карьеры стала глубокая психологическая травма детства.

Пока герои-боги борются с человеческими грехами, а супергерои борются с суперзлодеями, обыкновенный человек Брюс Уэйн всю свою жизнь посвящает борьбе с собственными страхами, по пути встречая противников с самыми различными отклонениями и расстройствами. И если Метрополис — это молодое здоровое сердце Америки, обуреваемое духовными страстями, то Готэм – ее извращенное сознание, терзаемый психозами мозг.

Тема психических расстройств проходит через историю комиксов о Бэтмене яркой желтой линией. Его врагов толкают на преступление не столько злоба и жадность, сколько одержимость или трагедия. Редкий противник Величайшего Детектива заканчивает свои дни в тюрьме: большинство отправляются в Психлечебницу Аркхэм на пожизненную терапию.

В данной статье, разделенной на две части, мы ознакомим читателя с наиболее выдающимися сумасшедшими в практике Бэтмена, попутно пытаясь объяснить суть их душевных недугов.  Также будет приводиться код каждого из заболеваний, согласно Международному Классификатору Болезней.

 

1. Дэдшот – Пограничное Расстройство Личности

Наиболее ярким симптомом пограничного расстройства личности, значащегося в Международном Классификаторе Болезней под кодом F60.31, является склонность к самоубийству или самоповреждению. Если отвлечься от того факта, что Дэдшот является величайшем в мире ассассином, и вспомнить о его участии в «Отряде Самоубийц», то наш диагноз покажется более, чем правдоподобным. Флойд Лоутон действительно не беспокоится за свою жизнь и единственный его страх перед смертью заключается в боязни умереть недостаточно эффектно. Свою смерть Дэдшот воспринимает как очередное событие в жизни, которое желательно было бы обставить получше.

Помимо тяги к суициду или самоповреждению, пограничное расстройство личности характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем и высоким уровнем тревожности. Единственный фактор, который может замаскировать данные симптомы от читателя – непомерно крутой характер Дэдшота, однако даже эта маска в итоге может трактоваться как очередной диагноз: сильный уровень десоциализации.

И если описанные выше качества Флойда Лоутона так или иначе ускользнули от фаната «Отряда Самоубийц», то на следующем признаке пограничного расстройства личности авторы как будто нарочно сделали особый акцент. Больной склонен вовлекаться в интенсивные, напряженные и нестабильные отношения. Эти эпитеты как нельзя лучше характеризуют взаимоотношения Дэдшота с другой участницей отряда: Харли Куинн. Впрочем, до диагноза этой героини мы еще доберемся.

 

2. Макси Зевс – Маниакальный Синдром

Несмотря на то, что более расхожим мнением о диагнозе Макси Зевса были бы варианты о мании величия или комплексе бога, научным обозначением является именно маниакальный синдром в своем бредовом развитии, биполярное аффективное расстройство под кодом F31.2. Уверенность в своей божественной сущности и собственном всемогуществе являются  типичными симптомами маниакального синдрома, также как и повышенное настроение с импульсивностью.

Кроме того, болезнь протекает фазами, среди которых встречаются и светлые, когда больной вновь начинает адекватно воспринимать окружающий мир. За время своей криминальной карьеры у Максимиллиана Зевса были эпизоды, когда он признавал себя сумасшедшим и даже добровольно шел на лечение.

Человек, страдающий комплексом бога, пытается избавиться от условностей и законов окружающего мира, выдумывая себе собственную свободу, однако в конечном итоге становится лишь рабом собственных фантазий. Усугубляет положение и несоответствие происходящего этим фантазиям, когда человек рассчитывает на чудо, которого по определению не может произойти. Макси Зевс, ступив на путь злодеяний, не вскарабкался на криминальный Олимп, нажив себе преступное состояние, а пустил по ветру уже имеющееся, бесконечно надеясь на собственные силы и гений. Чрезмерная вера в себя сделала его одним из самых непутевых злодеев Готэма, согласно словам Джокера: «Преступником с самой глупой фишкой по эту сторону Календарника».

 

3. Безумный Шляпник – Фетишизм

Чем бы Джервис Тетч не увлекался, будь то шляпы, молодые блондинки по имени Алиса, либо даже антикварные чайники, он всегда увлекается этим с неистовой одержимостью и страстью, граничащей с сексуальным фетишизмом, код F65.0. Фетишизмом по определению является разновидность поведения, при которой источником влечения являются неодушевленные предметы, предметы одежды, особые ситуации или определенное поведение. Человек, одержимый шляпами и бесконечно собирающий похожих на Алису девушек для чаепития, крайне подходит под это описание.

Безумный Шляпник, вне зависимости от сюжета, всегда является гением в своей области, будь то электроника, химия или психиатрия. Еще одним неизменным условием становления злодея является его неуемная страсть, то к своей ассистентке Алисе, то к произведениям Льюиса Кэррола, то к рогатой маске Бэтмена.  Далее события разворачиваются согласно диагнозу: фантазии о собственном фетише заставляют человека испытывать непреодолимое желание совершать неприемлемые для него действия, являются препятствием для нормальной жизни, вынуждают испытывать постоянные страдания.

И если сексуальную природу заболевания редко удается осветить в безобидном жанре комиксов, тем более с таким комичным персонажем, то остальные симптомы всегда налицо. Джервис Тетч находится в постоянном поиске объекта фетиша, всегда невыносимо страдает и всегда предпочитает мир фантазий реальному. Возможно, в одной из следующих своих инкарнаций, фетиши и сексуальные отклонения Тетча обретут более мрачную и реалистичную форму.

 

4. Виктор Зсасз – Садомазохизм

Читатель должен простить редакции желание не копаться в больном сознании Зсасза слишком усердно, а выудить на свет лишь поверхностный диагноз: садомазохизм, код F65.5. Хотелось бы ограничиться лишь его зависимостью причинять боль себе и другим, не вникая в по-настоящему омерзительные мотивы об освобождении плоти и радости страданий. И хотя на путь преступлений Зсасза толкнуло банкротство и осознание пустоты жизни, нельзя отрицать, что боль во всех ее проявлениях доставляет ему удовольствие, заполняя в его жизни эту самую пустоту.

Сам по себе садомазохизм не является критическим отклонением и в определенной степени присущ практически всем, даже нормальным людям. Однако это явно не случай Зсасза, пытающего своих жертв и оставляющий в память о каждой из них шрам на своем теле. Садизм его действий явно проистекает от эгоцентризма, неспособности принять чужую точку зрения и полагание своей точки зрения единственной верной. Будучи с детства богатым и избалованным ребенком, череда трагедий приземлила суждения Зсасза о мире, но так и не смогла приземлить его суждение о себе самом.

Мазохизм, в свою очередь, является его желанием быть наказанным за совершенные действия, но никем иным кроме себя самого, вследствие уже упомянутого эгоцентризма и нарциссизма. Согласно психологии Зсасза, сначала он доказывает собственную неоспоримую позицию о тщетности бытия через убийства, а затем наполняет свою жизнь смыслом раскаяния с помощью боли. Вполне возможно, что вся его спутанная и извращенная идеология является лишь прикрытием и оболочкой для низменного желания предавать пыткам все вокруг, включая себя самого.

 

5. Харли Куинн – Расстройство Привычек и Влечений Неуточненное

Именно под таким запутанным названием в Международном Классификаторе Болезней проходит нежнейшее чувство любви, которому присвоен код F63.9. С 2012 года любовь официально занесена в список психических расстройств и после ознакомления с симптомами сомнений не остается: занесена она вполне справедливо. Наиболее ярким примером такого сумасшедшего влечения является, конечно же, Харли Куинн. К сожалению, во время ее практики в качестве психиатра, любовь считалась всего лишь невинным чувством.

Пожалуйста, ознакомьтесь с симптомами: навязчивые мысли о другом человеке, резкие перепады настроения, жалость к себе, необдуманные и импульсивные поступки, синдром навязчивой идеи. От списка буквально веет пудингом! Являясь одним большим клубком психических расстройств, Мистер Джей не поскупился и даже поделился их толикой со своим лечащим врачом. Зная о последствиях этих отношений, невольно соглашаешься с тем утверждением, что любовь зла.

И тут уже автору не нужны научные статьи и википедия, чтобы утверждать наверняка, что именно разожгло в сердце доктора Харлин Куинзел пожар страсти к маньяку и преступнику. Была ли это его слава? Вполне. Сыграла ли роль его уникальность и особенность? Без сомнений. Но что самое главное: это жалость Харли к Джокеру. Видеть его, еще недавно наводящего ужас на горожан своим извращенным гением, в оковах смирительной рубашки и с еще не сошедшими следами от побоев Темного Рыцаря, было выше сил молодого доктора. Жалость к человеку, который привык подавлять и доминировать, лишила девушку всякой защиты перед его напористостью. Оборона пала, сердце Харли забилось сильнее, а пантеон злодеев Готэма пополнился еще одной фигурой, в этот раз довольно привлекательной.

* * *

Но поговорим о самом Джокере. Возможно, пройдет еще немного времени, и этот архивраг Бэтмена станет общепризнанным символом психопатии и сумасшествия. Кто бы ни являлся автором комиксов с участием Джокера, основной идеей всегда является отсутствие какой-либо логики в его поведении, как можно большие непоследовательность, отчаяние и безрассудство в его действиях. Каждый трактует его психоз по-разному, что делает однозначный диагноз невозможным, но в этом и заключается высший смысл персонажа. Как разнятся его собственные истории о прошлом, так разнятся и мнения авторов о нем.

Кто-то считает, что Джокер не ненавидит Бэтмена, потому что он сумасшедший, а он сумасшедший, потому что ненавидит Бэтмена. Кто-то считает, что Джокер просто хочет видеть мир в огне.  Кто-то считает, что не поддающиеся привычной логике линчевательские действия Темного Рыцаря послужили главной основой для рождения его сверхврага. Кто-то считает, что одержимость Джокера Бэтменом вынуждает его совершать любые преступления,  лишь бы оказаться в центре его внимания. Кто-то считает, что бесконечный набор симптомов асоциальности делает для Джокера невозможным никакую иную жизнь, кроме преступной. Кто-то считает, что бесконечная игра в кошки-мышки с Бэтменом составляет всю суть существования Джокера, просто потому что ему больше некуда направить свой криминальный талант. Кто-то, как автор данной статьи, придерживается мнения, что единственным способом для Джокера возвыситься над остальными является создание хаоса. Что его умение приспосабливаться к миру в огне и является той самой суперспособностью, которая необходима суперзлодею. Однозначным ответом, конечно же, не может являться ничто из вышеперечисленного.

Согласно одному из комиксов о противостоянии Бэтмена и Джокера, психиатр из Лечебницы Аркхэм следующим образом описал мышление Клоун-Принца: «Это как пытаться решить сложнейшее математическое уравнение в мире, когда вокруг тебя, на расстоянии десяти сантиметров от лица, находится шесть телевизоров, играющих разные передачи, постоянно переключающие каналы и с выставленной на максимум громкостью».

Но, возможно, это не совсем так. Возможно, Джокер как раз лишен целей, в виде математических уравнений, и общественных норм морали, в виде играющих вокруг телевизоров. Возможно, Джокер ничем не отвлечен и видит мир вокруг себя таким, какой он есть, но, не будучи обремененным принципами и условностями, понимает всю его глупость и иронию. Возможно, его поведение является единственной возможной реакцией на происходящее, когда у тебя нет привычной опоры идеалов, чтобы за нее держаться.

Но в этом вся прелесть сумасшествия Джокера. Что он остается всего лишь персонажем и что его можно трактовать в угоду собственным представлениям о сумасшествии и несовершенствах мира и сознания. Попробуйте и вы, может быть это поможет лучше понять себя?

* * *

На этом первая часть статьи о сумасшедших злодеях Готэма закончена. В следующей части, которая выйдет через неделю, будут освещены куда более популярные диагнозы куда более известных врагов Бэтмена. Ну и, конечно же, мы не упустим возможности порассуждать о темных хитросплетениях сознания самого Темного Рыцаря. Оставайтесь с нами!

batmanТоп
Comments (19)
Add Comment
  • Tikitok

    Вы мне мозг взрываете…иногда..сейчас..очень круто!

  • Девица Джейд

    Уже жду вторую часть! Меня давно терзали подозрения, что у самого Уэйна не все дома (кхм, каламбур, однако). И то, что его противники как на подбор маньяки и психопаты, должно быть, призвано подсветить тёмные аспекты его собственной личности. Вообще, мне бы хотелось однажды увидеть, как фигуру какого-нибудь супергероя раскладывают на составляющие и рассматривают, как в анатомическом театре, с подробным поведенческим анализом. (и психиатрическим заключением)
    Понравилась ваша цитата про «приземление» супергероев. Действительно, какой кайф читать про Марти-Стью, которому всё нипочём?
    Может, вы слышали, что эксперты из Франции дерзнули и Дарту Вейдеру приписать диагноз «пограничное расстройство личности»? После вашей статьи я поняла, что в их заключениях концы с концами не сходятся: там ни слова не было сказано про тягу больного к самоповреждению (тот же мазохизм, я правильно понимаю?). Неувязочка, господа профессионалы.

    • Orto Dogge

      Большое вам спасибо за лестные отзывы!)

      Что касается пограничного расстройства личности. Самоповреждение не обязательно сопряжено с причинением себе боли, иногда к нему может относиться и чрезмерная трата денег, либо переедание, к примеру. Нарушение общественных норм и правил, которое может привести к наказанию, также может трактоваться как самоповреждение.

      Кроме того, для постановки диагноза достаточно соответствия пациента пяти критериям болезни, среди которых суицидальное поведение может не значиться.

      Что касается Дарта Вейдера, то с вашего позволения я рискну подогнать его поведение под пять критериев пограничного расстройства личности.

      1) Расстройство идентичности с неустойчивым осознанием чувства Я. Наглядным примером являются важные для сюжета моменты, где его настоящее имя, Энакин Скайуокер, упоминается при нем как третье лицо.

      2) Склонность вовлекаться в нестабильные и напряженные отношения. Наглядным примером является его внезапное желание переманить на свою сторону сына, который достаточно ярко выразил свою ненависть к нему.

      3) Аффективная неустойчивость, переменчивое настроение. Наглядным примером являются все те же отношения с Люком, где он сначала отрубает сыну руку, а затем предлагает примкнуть к своей армии. Другим примером являются его отношения с Палпатином.

      4) Неадекватные проявления сильного гнева или трудности, связанные с необходимостью контролировать чувство гнева. Наглядным примером является уничтожение Дартом Вейдером планет в качестве показательных акций, а также убийство собственных офицеров из-за неспособности исполнять свои обязанности.

      5) Постоянно испытываемое чувство опустошенности. Именно это чувство, на мой взгляд, Дарт Вейдер пытается компенсировать запоздалым воссоединением с семьей.

      Кроме того, суицидальное поведение, которое вы оспариваете, вполне может проявляться в самопожертвовании ради сына.)

      Спасибо вам еще раз за ваш интерес к теме и познавательные комментарии.)

      • Бэтс

        О спасибо, весьма занимательное описание )

      • Девица Джейд

        Вам спасибо. :-)

        Хотела ещё пищу для размышлений подкинуть, так как больше обсудить особо не с кем. Тот, кто читал оригинал «Волшебника страны Оз», которого называют первой американской сказкой, знают о сумасшедшем клоуне из фарфора по имени Джокер, который в одной сцене мимо пробегал. Мне в глаза бросилось описание его внешности: у него всё лицо было в шрамах, которые происходили от того, что в попытках встать на голову он падал бесконечное множество раз, его склеивали, но в конце концов скрывать дефекты стало невозможно. Тогда у меня родилось предположение о «вторичности» многих героев комиксов. Некоторые взяты прямиком из хрестоматийных историй. Например, Дэдпул — новый Франкенштейн, потому что как бы «сшит» из способностей других мутантов (прошу поправить меня, если я заблуждаюсь; просто я ориентируюсь на версию из фильма «Росомаха» 2007 года). Небезынтересна с этой точки зрения и история Железного Человека (Iron Man). «Оловянный человек» (Tin Man) из сказки Баума тоже испытывал проблемы с сердцем и вследствие этого мнил себя бессердечным и чёрствым человеком, не говоря о том, что влачил существование, будучи заключённым в железо.

        Поддерживаю комментарий Johnny Blurr: При ближайшем рассмотрении причины популярности комиксов заслуживают пристального изучения, и я в свою очередь рада, что ваш сайт взял на себя эту благородную миссию. Здорово, что у гиков с просторов России и СНГ есть GeekCity.

        • Dmitry.Kovalev

          Тема вторичности героев отчасти недавно поднималась в мини-серии Deadpool Killillustrated, где главный герой отправился убивать классических литературных персонажей, послуживших вдохновением для героев комиксов.

  • Lina Lemon

    Спасибо за то, что с вами приятно оставаться.
    :)

  • WeaponZ

    Блин Виктор Зсасз мне кажется даст фору и Джокеру. он меня ваще пугает больше всех у Бэтса

    • Рамирес

      да ладно. черная маска самый страшный. как он заставил сестру кэтвуман есть глазные яблоки собственного мужа. до сих пор плохо сплю после того комикса.

  • Димас

    Только в нашем сумасбродном мире любовь может считаться психическим расстройством а гомосексуализм нормой…. Мда….

  • Johnny Blurr

    Интересно с каким вниманием подходят к персонажам в комиксах, если их можно вот так расписать. Поле этого уже никто не смеет называть комиксы детским чтивом (-:

    Но мне интересно, как авторам всегда удается попасть в точку, придумать реплику персонажу так, что эта реплика действительно его. Каждый же может трактовать героя по разному, но при этом целостность образа не пропадает. Как им это удается?

    • Orto Dogge

      Зачастую, к сожалению, авторам не удается попасть в точку. Существуют критики, которые могут назвать данную интерпретацию Бэтмена, скажем, «слишком разговорчивой».
      Комиксы, как средство выразительности, очень хороши именно поверхностным описанием характеров и образов, давая читателю разностороннюю базу для того, чтобы додумать и дофантазировать необходимое.
      Именно поэтому каждый из описанных в статье образов — собирательный. Отталкиваться от какого-то одного комикса было бы неправильно, а отталкиваться от всех — невозможно.)

      • Johnny Blurr

        Ну не так же часто это непопадание, есть же редакторы, которые следят за тем, чтобы Бэтмен был именно Бэтменом, а не просто персонажем с таким же именем. Или я не прав?

        • Orto Dogge

          Конечно же вы правы.)

          Но никто, к сожалению, не может гарантировать целостности образа персонажа. Тут уже его индивидуальность идет вразрез с индивидуальностью автора.

          По соседству, к примеру, разворачивается дискуссия, в которой обсуждаются зверства Черной Маски. При этом Черная Маска в других комиксах и трактовках может оказаться менее кровожадным.)

          Возвращаясь к вашему вопросу о том, как авторам удается делать каждую реплику персонажей подходящей этим персонажам, то рискну предположить, что тут роль играет не психопортрет героев и не работа редакторов, а любовь автора к уже существующим образам и знание их истории.)

          Что, увы, не страхует их от ошибок.)

  • Рашад Гививович

    А может кто-нибудь порекомендовать книгу?
    Читал — Понимание комикса (Understanding Comics) Скотта Макклауда, лично мне понравилось) может есть книги наподобие?

    А по теме если — Великолепно!)

  • marvelous

    Браво, браво, браво. Я рукоплещу. Очень интересно.
    Автор, вы няшка)).^^

  • Den Otin

    Статья отличная. Такие статьи могут помогать режиссёрам и актёрам копаться в персонажах, и выдавать нам Тёмных рыцарей в лучшем смысле этого слова. Но позвольте придраться к предисловию, ибо не совсем верно оно написано: 1. цитирую «Именно комиксы ВПЕРВЫЕ заставили читателя поверить в то, что человек может быть быстрее пули и сильнее локомотива.» — полная чушь. И пример тому мифология. Любая. Греческая, Скандинавская. И там и там были и сверх быстрые и сверх сильные. И в них читатели когда то РЕАЛЬНО ВЕРИЛИ! ( Надеюсь, не оскорбил чувств верующих:) С другой стороны, в те времена не было пуль и локомотивов, а сравнивать со стрелами и повозками… В общем, тут я вас отмазал:)

    2. Цитирую: «Бэтмен, ….. И если КАЖДОГО героя делают героем фантастические инциденты, наделяющие его сверхчеловеческими силами, то в случае с Темным Рыцарем отправной точкой его геройской карьеры стала глубокая психологическая травма детства. » Ну друзья, ну нет же, ну. Далеко не каждый герой наделён сверх силой. Для самых непосвящённых пример из Мстителей: Чёрная вдова (Йохансон) Соколиный глаз (Реннер) и Ник Фьюри (Джексон) И тут спасу автора строчкой «Популярнейшим героем всех времен является Бэтмен» — действительно — самый популярный герой без суперсил это Бетмен. Но больше не надо так, пожалуйста, будьте не предвзяты:) Удачи

    • Orto Dogge

      Большое спасибо за пристальное внимание к статье и обратную связь. Разрешите дать несколько рекомендаций на тот случай, если вы собираетесь в дальнейшем радовать нас детальным разбором полетов.

      Во-первых, остро не рекомендуется использовать выражений, вроде «полная чушь», если вы хотите, чтобы ваша критика воспринималась адекватно. Фамильярность и категоричность, граничащие с оскорблением, не позволяют поверить в объективность собеседника.

      Во-вторых, я бы не рекомендовал указывать на неточности в предисловии, основной функцией которого является, прежде всего, краткая подготовка читателя к основной части статьи, а не отражение реального положения в мире.

      И последнее. Критика, которая позволяет выделить в тексте ОДНО слово, в народе, как правило, называется придиркой. Это редко приветствуется как аргумент даже при попытке не согласиться с одним сообщением или комментарием, и тем паче не котируется при оценке статьи.

      Еще раз большое спасибо за потраченное время.) Перефразируя вас, именно критика помогает авторам писать хорошие статьи.)

  • Мыслитель 42

    Мне думается, смысл джокера был в том, чтобы сломать бэтмена, сломать его мораль и таким образом «убить» бэтмена.