Адвокат Дьявола: Был Ли Так Плох Фильм «Сорвиголова»?

52 348

Вспоминаем фильм «Сорвиголова» с Беном Аффлеком в главной роли.

⠠⠺⠁⠅⠑ ⠍⠑ ⠥⠏⠂ ⠺⠁⠅⠑ ⠍⠑ ⠥⠏ ⠊⠝⠎⠊⠙⠑
⠠⠊ ⠉⠁⠝⠄⠞ ⠺⠁⠅⠑ ⠥⠏⠂ ⠺⠁⠅⠑ ⠍⠑ ⠥⠏ ⠊⠝⠎⠊⠙⠑
⠠⠎⠁⠧⠑ ⠍⠑⠂ ⠉⠁⠇⠇ ⠍⠽ ⠝⠁⠍⠑ ⠁⠝⠙ ⠎⠁⠧⠑ ⠍⠑ ⠋⠗⠕⠍ ⠞⠓⠑ ⠙⠁⠗⠅
⠠⠺⠁⠅⠑ ⠍⠑ ⠥⠏⠂ ⠼⠃⠊⠙ ⠍⠽ ⠃⠇⠕⠕⠙ ⠞⠕ ⠗⠥⠝
⠠⠊ ⠉⠁⠝⠄⠞ ⠺⠁⠅⠑ ⠥⠏⠂ ⠃⠑⠋⠕⠗⠑ ⠠⠊ ⠉⠕⠍⠑ ⠥⠝⠙⠕⠝⠑
⠠⠎⠁⠧⠑ ⠍⠑⠂ ⠎⠁⠧⠑ ⠍⠑ ⠋⠗⠕⠍ ⠞⠓⠑ ⠝⠕⠞⠓⠊⠝⠛ ⠠⠊⠄⠧⠑ ⠃⠑⠉⠕⠍⠑

Следуя зову внутреннего постмодерниста, хочется озвучить очевидную мысль: в рубрике “Адвокат дьявола” без самого знаменитого комиксного дьявола-адвоката не обойтись. И не обошлись. 

Дьяволёнок на плече прокурора — Антон Бордуков

Давайте отбросим в сторону все ссылки на “ламповость” и на “ну, год выхода 2003  — можно и скидку на возраст сделать”. Очевидный трюизм, который тем не менее надо озвучить — то, что было хорошим кинематографическим/повествовательным элементом в 2003, останется им и в году нынешнем, какая бы цифра ни имелась в виду.  

Думаю вы и сами прекрасно догадываетесь, к чему ведут все эти подготовительные разговорчики.

А к тому, что ценность у «Сорвиголовы» 2003 года сохранилась разве что археологическая: по слепкам истории переноса книжек с картинками на большие экраны отследить эволюцию этого блокбастерного рукава киноиндустрии. Фильм неплохой, но выше уровня “проходное супергеройское кино из 2000-х” не поднимается даже в режиссёрской версии. 

В которой, всё-таки стоит признать, повествование на 100% стало работать гораздо удачнее за счёт добавления целого получаса хронометража (загибаем пальцы); целой детективной линии, приводящей к поимке антагониста-мастермайнда (ага) и столь необходимого фильму про “мрачность и реалистичность” рейтинга R (ну прямо как в другом супергеройском фильме с Аффлеком, хм-м-м).

И как-то так получается, что выделить что-то примечательное в «Сорвиголове» довольно сложно. Я насчитал два пункта:

раз
два

И оба “примечательны” не без изрядной доли иронии.

Впрочем, ладно, нельзя не упомянуть также о том, что фильм очень не любит (или наоборот — любит изощрённой любовью) авторов комиксов про Сорвиголову.

Вот так закончил Фрэнк Миллер:

А Кесаду располовинило поездом:

Когда Ник Спенсер пришёл писать онгоинг про Человека-Паука.

А прозябающий в морге персонаж Кевина Смита отчего-то стал… Джеком Керби:

Впрочем, “ядро” фильма и его “сердце” — это пара Мэтта Мёрдока и Электры Начиос. Они не то, чтобы работают. Всё потому что Электра и её отношения с Мэттом оставляют после себя весьма приторный сахаристый привкус: в интерпретации фильма они больше не два человека с принципиально несовместимыми жизненными ориентирами, что и создавало столько драматического напряжения между ними при сохранении, простите за пошлость в формулировках, “химии”, а просто две приятно выглядящих рядом селебы. 

Контекст вы знаете, про бракоразводный процесс сможете пошутить лучше, чем я.

Режиссёр — он же и сценарист — довольно чётко ухватил главенствующий на тот, да и на нынешний тоже, ключевой аспект Сорвиголовы. Мёрдок — персонаж-страдалец. Из Аффлека вышел потрясающий мрачный и задумчивый (простите, не нашёл доступного аналога слову brooding) Брюс Уэйн, на лице которого написаны одновременно хроническая усталость от всех жизненных проблем и отчаянная решимость с ними покончить. В общих чертах, Сорвиголова — персонаж похожего типажа, так что, мысля ретроактивно, наверняка можно как-то всё свести к общему знаменателю и предположить, что Бен справился на ура?

Проблема заключается в том, что экранный образ Мёрдока чаще излучает какую-то очень сдержанную апатию. И даже настолько драматически накалённые сцены вроде культовой смерти Электры от рук Меченого не в состоянии положение дел как-то заметно поменять.

И это, на мой взгляд, не вина Аффлека — как показывает его фильмография, играть-то он умеет. Вину хочется сбросить на отсутствие достойного материала, но эти мысли тоже стоит откинуть: существует порядочно много фильмов с хорошей актёрской игрой при довольно посредственном всём остальном. Простой ответ тут скорее всего кроется в том, что режиссёр “недорежиссировал” актёра. Не слишком чётко передал какую эмоцию хочет получить или просто “недожал” нужный дубль. 

Или Аффлек на тот момент был не настолько опытным актёром. Если резать бритвой Оккама, так по живому!

Поэтому при просмотре “Сорвиголовы”, как говорится, “стекла” особо не пожуёшь, хоть его и стараются почаще накрошить в зрительские миски.

Точно! Я потерял целый кусок текста, где мне приходится восхвалять Колина Фаррелла за его охренительный перформанс в образе Меченого!

А если серьёзно и без юродства — именно как “персонаж истории” Меченый чрезвычайно пуст. Персонажа просто нет, есть стихийное бедствие, которое приходит помахать плащём под звуки гремучей змеи и кого-нибудь убить. Это очень функциональный антагонист, который и вполовину не был бы настолько обаятельным, если бы не очаровательно кривляющийся Колин Фаррелл. 

С какой-то стороны ощущается даже свежо — антагонист без лихо закрученной мотивации и предыстории, просто чокнутый псих, в руках которого любой предмет это смертельное оружие. Практически каждое его появление — это китч, рушащий довольно неспешный и “мрачный” тон фильма своей чертовски весёлой клоунадой. Считать ли это плюсом картины или нет — каждый решит сам за себя, но по личным наблюдениям складывается довольно удручающая картина: сериальный Меченый выкручивал свою психованность в более органичной повествованию манере, отчего у неё хотя бы грани были. 

Ошибаетесь! Повествование этого фильма движимо персоналиями, причём довольно одномерными. Из-за чего происходящее становится и скучнее, и предсказуемее, и не такое содержательное/насыщенное. И вроде можно привести хаотичность Меченого как контр-пример, но проблема в том, что его в целом мало.

Как бы это ни было очевидно, такой проблемы у сериала не наблюдается. В режиссёрской же версии фильма вернули пару вырезанных сцен, которые общей картины не меняют и накидывают от силы ещё 2 минуты.

Да, Майкл Кларк Дункан, но и ты, при всём безмерном уважении, не Винсент Д’Онофрио! Сказать, что “персонажу не дали раскрыться” — значит вновь начать сравнивать сериальную и полнометражную интерпретации на довольно бесчестной почве. Как хорошо, что качество “раскрытия” не так уж и коррелирует с количеством этого самого “раскрытия”, да?

Да. Да. «Сорвиголова» попался в ту же “ловушку”, в которую угодил и «Бэтмен» Бёртона — сделал архиврага героя тем, кто убил его родителей. Ну, родителЯ — в данном случае. Отчего путь героя к врагу скорее похож на “свершение судьбы”, чем на правдоподобную историю с действиями и последствиями.

Есть ещё такой неудобный пункт относительно Кингпина: повествование находится в довольно неудачном положении, когда антагонист вроде бы довольно рано даёт о себе знать, но в то же время сцен с его участием преступно мало. Весь бэкграунд вмешательства Сорвиголовы в дела Кингпина подаётся в основном на словах (и в режиссёрской версии тоже), что само по себе просто признак слабого повествования. 

Признак, но не показатель! И в этом отношении «Сорвиголову» режиссёра и сценариста Марка Стивена Джонсона сложно назвать совсем уж плохим фильмом. Он глуповат? Местами. Китчевый? За счёт Меченого — да, но недостаточно чтобы всю дорогу дарить глупое веселье. Занудный? Чаще, чем хотелось бы — “мрак” тут очень наносной и на удивление неорганичный, хоть и не без удачных сцен. Однако и тут очередной раз стоит упомянуть — режиссёрская версия сглаживает довольно много повествовательных углов, но не самые важные по отношению к главным действующим лицам.

Однако уж что годы точно не пощадили, так это CG, засилье которого способно лишить зрения ввиду своей искусственности: в довольно немалом количестве экшен-сцен задействованы не каскадёры, а нарисованные на компьютере модели. Проблем бы не возникло, не выходи качество этих самых анимированных моделей на уровень CW, в который кинули чуть-чуть больше денег, чем обычно. 

Если бы у кинолент было кладбище, то на могиле «Сорвиголовы» было бы выгравировано следующее:

Зрелище ни для глаз, ни для ума, ни для сердца.

Если только ваше сердце не соскучилось по Evanescence. В таком случае я вас не виню, но возможно слегка осуждаю ваш вкус. 

Луч света в сердце адвоката — Сергей Афонин

По идее, сейчас я должен взять позицию противоположную и начать приводить доводы о том, почему тут все с фильмом нереально круто.

Я этого делать не буду. Даже больше, Антон объективно прав в большинстве своих тезисов. И вместо того, чтобы пытаться вступать в палемику, я напишу мини-признание в любви этому фильму.

«Сорвиголова» — важнейший для меня фильм. Ведь это первый фильм, который я увидел в кинотеатре. Как сейчас помню, как ко мне маленькому подошел отец и сказал: “Одевайся, мы поедем в кинотеатр, там твоих супергероев показывают, будем смотреть кино.” Я не знал, что это за кинотеатр такой, где он, что там делают и что именно за супергерой меня там ждет. 

Прибыв на место, я увидел огромный постер на стене здания, который гласил “Сорвиголова”. Картинка показывает, как волевой мужчина в красном стоит на крыше, смотря на меня (ха) сверху вниз, а позади него боевая красавица, харизматичный мужик с мишенью на лбу и статный чернокожий мужчина в дорогом костюме.

А дальше сами понимаете: запах и вкус попкорна, прикольные билеты, плакаты, флаеры и все это завершается огромным залом с большим экраном. Здоровенные колонки били по ушам мощным звуком, я вжался в кресло.

А затем я посмотрел «Сорвиголову». И влюбился в это кино всем сердцем. Герой, которого я увидел в одной из серий мультика про Человека-Паука, проживает свою историю, дерется с классным Меченым, мешает Кингпину (“А почему он выглядит не так?” — вопрошаю еще до эпохи адаптаций Netflix. И да, Майкл Кларк Дункан офигенный), влюбляется, теряет свою любовь и превозмогает под саундтрек Evanescence.

Это был просто взрыв мозга для маленького уральского ребенка. Уходя домой, я утащил с десяток флаеров с фильмом и высматривал все детали в трех кадрах на обратной стороне и уменьшенном постере спереди. Этот день навсегда сохранился в моей памяти. 

Поэтому я не могу не любить это кино. Даже пересмотрев его в режиссерской версии, видя все косяки, потешный CGI и адский китч, я буду любить его всем сердцем. В нем есть магия. Едва уловимая, но магия. Для меня «Сорвиголова» — концентрированные двухтысячные. Когда трава была зеленее, на крышках Миринды были голограммки с покемонами, а моей главной заботой было убрать игрушки вечером.

 Я люблю «Сорвиголову». И надеюсь, что у каждого есть такое дорогое сердцу кино, которое с первых же кадров отправляет вас туда, где нет ни ковида, ни любых других бед и забот взрослой жизни.

А что вы думаете про это кино? Пишите в комментариях.

Комментарии