25 лет мультсериалу «Спаун» Тодда Макфарлейна. Как родился и умер анимационный Спаун?
Гасите свет!
Четверть века назад на HBO вышел мультсериал «Спаун Тодда Макфарлейна». Ни комиксам, ни фильму, ни видеоиграм не удалось создать такой же героя, каким предстал воин Ада в мультсериале, – в чем же был секрет его успеха? И почему он рухнул в бездну невыполненных обещаний?
Начало игры
Итак, 16 мая 1997 года выходит первая серия «Todd McFarlane’s Spawn», а 1 августа – фильм про дьявольского супергероя. В те времена кино могло совершенно внезапно получить спин-офф в виде мультсериала: например, герои Джима Керри нашли анимационное воплощение в «Маске» и «Эйсе Вентуре», однажды у них даже случился кроссовер!
Наверное, дальше нишу «приложения» к билету в кино заняла обязательная видеоигра по мотивам блокбастера, а сейчас это место принадлежит америме вроде «Ведьмака» или «Тихоокеанского рубежа».
Зачастую подобные мультсериалы либо игнорировали события фильма, либо происходили в альтернативной вселенной – анимационный «Спаун» никак не был связан с фильмом, но должен был стать неплохой рекламой для него. Однако с лайв-экшеном у Отродья не сложилось.
Антигерой Спаун был настоящей звездой мира комиксов девяностых, поэтому неудивительно, что его экранизацией заинтересовались в Голливуде. Еще в 1992 году, когда Тодд Макфарлейн начал свою адскую эпопею, Columbia Pictures попытались купить права на адаптацию комикса, но получили отказ – сам Макфарлейн потом будет рассказывать в интервью, что не хотел терять контроль над своим детищем.
Я мог бы продать права на «Спауна» в самом начале игры, у него был бы известный режиссер и звезды из высшей лиги. Возможно, было бы гораздо больше ажиотажа, но в то же время были моменты, с которыми я не мог бы смириться. Мне бы очень не хотелось сидеть рядом с родителями на премьере и слышать, как они говорят: «Вау, это был отличный фильм, что вы для него сделали?» И все, что я бы мог ответить: «Я обналичил чек».
Вместо невыносимого груза голливудской популярности Тодд заключил соглашение с New Line: уступив права на адаптацию за 1 доллар, Майкфарлейн получил возможность участвовать в создании фильма, а также оставил за собой право на мерч – именно благодаря игрушкам популярность инфернального бродяги стремительно росла.
Под моим контролем вы никогда не получите зубную пасту с лого Спауна.
Участие «отца» Спауна не спасло фильм от провала. Хотя над спецэффектами работали люди, занимавшиеся «Парком Юрского периода» и «Маской», графика выглядела сомнительно, да и сюжет «хоррора» зрителей не впечатлил. Так отродье отправилось на свалку кассовых провалов к «Судье Дредду» и «Танкистке»: при бюджете в 40 миллионов долларов «Спаун» заработал лишь 87.
Впрочем, сейчас он смотрится как неплохая «guilty pleasure»-комедия, а за кривляниями Джона Легуизамо в роли Осквернителя даже весело наблюдать. Еще «Спаун» успел заполучить титул первого комиксного фильма с афроамериканцем в главной роли, опередив ужасную «Сталь» с Шакилом О’Нилом на две недели.
Возможно, фильмы просто не предназначены для стиля Макфарлейна, потому мультсериал многократно превзошел странное кино-зрелище.
По словам Тодда, когда он пришел на встречу с представителями HBO по поводу мультсериала, то был решительно настроен создать взрослое шоу с насилием, сексом и руганью.
Я хотел задать один вопрос… Можно ли говорить слово на F?
HBO ответили «да», и анимационный Спаун начал свой путь к вершине.
И сейчас, и тогда Макфарлейн любит себя позиционировать как независимый творец, который не дает жадным корпорациям превратить своего воина Ада в «героя раскрасок». Тодд Макфарлейн никогда не страдал скромностью или робкостью: заработав имя на комиксах про Человека-Паука, Халка и Бэтмена, он громко хлопнул дверью и ушел из Большой Двойки, чтобы основать свое издательство с другими звездными художниками.
Свой фирменный размашистый стиль с острыми плащами и броскими позами он довел до максимума и слепил из него «Спауна» – один из самых успешных независимых комиксов в истории.
Сейчас читать его трезвым совершенно невыносимо, но вы можете рискнуть: тем более XL Media выпускает новые тома ровно с таким темпом, чтобы успеть к Армагеддону.
Согласно статье CBR (из нее я почерпнул много нового о создании шоу, обязательно почитайте), какое-то время Макфарлейн собирался перенести на экран Отродье постранично, то есть используя аниме-подход к экранизациям. Но в конце концов Тодд принял правильное решение отказаться от абсурдного китча, вроде киборгов-обезьян (и оставить просто киборгов), а также переработать настрой комикса, сделав экранизацию более мрачной. Упорство Макфарлейна пригодилось и при создании мультсериала, но оно было уравновешено другими талантливыми людьми – именно так родился уникальный взгляд на «Спауна».
Пылающие видения
Спецназовец Эл Симмонс оказался убит своим товарищем во время задания и попал в Ад. Там он заключил сделку с демоном Мэлболгией: взамен на право встретиться с женой Вандой он станет воином Ада. Спустя 5 лет Симмонс возвращается в мир живых, в обличье обожженного урода, чье лицо скрыто под маской. Он не помнит своего прошлого, обладает невероятной силой и ловкостью, а еще рядом постоянно крутится демонический клоун-извращенец. Симмонсу предстоит решить: сможет ли он снова стать человеком после превращения в Исчадье?…
HBO транслировали мультсериал ночью – и это было довольно рискованным экспериментом, ведь рынок взрослой анимации в США тогда был весьма скромным. Дети во все времена любят фигурки и яркие комиксы, но разрешат ли им родители включать телевизор в полночь, чтобы посмотреть, как Спаун противостоит маньякам и жадным политикам? И может ли заинтересовать «Спаун» этих самых родителей?
Поэтому шоу старалось как можно сильнее впечатлить зрителя, чтобы он не мог оторваться от экрана. Перед каждой серией Тодд Макфарлейн лично обращался к зрителям в атмосферном интро – и заодно задавал тему предстоящей серии.
Можно ли искупить вину за преступления? Почему люди совершают зло? Заслуживает ли Эл Симмонс прощения? Но все это была философская чепуха – прислушиваться нужно было к одному и тому же совету Тодда в конце вступлений.
Гасите свет!
Ведь другой приманкой сериала была тьма.
Дизайн костюма от Грега Капулло был близок к оригиналу… вот только он почти никогда не показывался на экране! Большую часть времени Спаун скрывался в тени, края его плаща мимолетно мелькали над головами перепуганных врагов, пока их не настигал удар безразмерной цепью. Темнота комнаты телезрителя должна была сливаться с мраком шоу, создавая идеальную иллюзию.
Хотя бы поэтому мульт-Спаун был в разы круче комиксного собрата: его не окружали назойливые плашки с авторской болтовней, ведь антигерой чаще драматично щурился под готичный саундтрек, чем вел диалоги. Каждую минуту хотелось всматриваться в экран, вылавливая редкие минуты, когда Симмонс вновь покажет черное-белую маску – и снова пропадет до финальной драки.
Но ключевой фишкой была, конечно же, жестокость. Представьте себе школьника, смотревшего «Человека-Паука», где Питеру Паркеру цензура запрещала лишний раз ударить злодея. А затем вообразите, что он переключил канал на «Спауна» – в первой же сцене людей жестоко расстреливают из настоящего оружия, а не розовых бластеров, да еще и заживо сжигают! Точно не то, что ожидаешь от мультфильма про героя в красном плаще.
Но успех возник не на пустом месте, а решающий вклад внес далеко не Макфарлейн. Например, саундтреком занималась Ширли Уокер, сочинявшая музыку для культового мультсериала «Бэтмен». Спауну для создания драматичного образа необходимо было угрожающе молчать, и без атмосферной музыки сцены бы никогда не чувствовались такими напряженными.
Также из анимационного Готэма «переехал» продюсер Эрик Радомски, принеся с собой эксперименты с тьмой. Но черный цвет – ничто без ярких красок, и это заслуга Стива Олиффа, художника комиксов и колориста ранних выпусков «Спауна». Олифф стал консультантом по цвету: угрюмые серые переулки сменялись пастельной гаммой, а алый плащ и кислотно-зеленые глаза Спауна мощно подчеркивали внезапные появления героя из темноты. Забавно, что цвет глаз Спауна пытались сделать еще более яркими с помощью цифровой обработки, из-за чего их свет может гаснуть на несколько секунд. И даже этот небольшой просчет работает на жутковатую атмосферу!
Но что насчет сюжета? Трэшовые сюжеты Макфарлейна для телевидения адаптировал Алан МакЭлрой, написавший сценарий к фильму про Спауна, «Хэллоуин 4» и уже затем запустивший серию «Поворот не туда». В общем, шоу для HBO до сих пор кажется пиком его карьеры.
Именно МакЭлрой придумал использовать загадочного старика Коглиостро как наставника для Спауна. Также его находкой было использовать Спауна в качестве рефлексирующего наблюдателя.
В безнадежном мире мультсериала вся власть находится в руках гротескно отвратительных политиков и бандитов: один покрывает своего сына-педофила, другой ради власти выкашивает людей пачками. Спауна не сильно волнует нарушенный баланс добра и зла, но раз за разом сталкиваясь с чудовищными выходками плохих людей, он со временем принимает роль защитника невинных. Смотреть за драками неуязвимого Спауна против глупых бандитов было бы намного скучнее, если бы на кону не стояла жизнь беззащитных бродяг, детей или семьи Симмонса.
К слову, о семье: вдова Эла, Ванда, снова вышла замуж – и дополнительным испытанием для Спауна стало видеть ее нового мужа Терри, а также дочку от него, Сайен. Как раз эта линия мне показалась достаточно слабой – Спаун раз за разом спасает их, в то время как его бездомных «друзей» сюжетная броня не защищает от превращения фарш.
Бомжи по сравнению с этой идеальной семьей выглядят намного более живыми людьми: только среди таких же обездоленных, как он сам, Спаун может найти приют.
Как правило, если ты сам не посмеешься над собой, то это сделают другие. Поэтому, чтобы не превратить шоу абсурдно угрюмый фарс, пафос Спауна разбавлялся черным юмором подонка Джейсона Винна (миллионера, виновного в гибели Эла) или ехидными шуточками «за триста» от Осквернителя.
Вряд ли детективов-напарников, ворчливого толстяка Сэма и рассудительного немногословного Твича, можно было назвать комик-релифами, но их совместная харизма тоже здорово оживляла сериал.
Каким бы вызывающим ни был «Спаун», первый сезон из шести серий завершался классической дилеммой героя: уничтожить злодея или пощадить его, сохранив человечность? Отродье предсказуемо выбрал второе, к ярости своих демонических хозяев.
Оттенки крови
Возможно, на невысокую популярность «Спауна» повлияла плохая слава фильма, но шоу не стало громким хитом. Критики встретили Отродье очень благосклонно, и среди зрителей мультсериал также приобрел надежных фанатов, оценивших хардкорный настрой «Спауна». Второй сезон вышел спустя год после первого, в мае 1998-го.
Сам Тодд Макфарлейн был не очень доволен анимацией (интересно, он вообще видел кино?), поэтому для второго привлекли японскую студию Madhouse. Подход к сюжету тоже изменился – теперь больше внимания стало уделяться коротким сюжетам, превращая сериал в смесь в нуарного триллера и мелодрамы. Мистика же отошла на второй план.
Среди новых сценаристов был и Ларри Броуди, параллельно работавший над великолепным «Серебряным Серфером».
Во втором сезоне Джейсон Винн отправил разобраться с загадочной тварью из трущоб своего головореза Чепела – того самого товарища Симмонса, который сжег его из огнемета (кстати, Чепел изначально дебютировал в другом экстремальном комиксе от Image – «Youngblood»). И по удивительному совпадению на злодея работает также новый муж Ванды – его Винн тоже хочет убить за излишнюю порядочность. Как тесен мир.
Лично меня второй сезон сильно разочаровал. Первые серии хорошо справлялись и с ролью цельного произведения, и задела для будущего эпика – на их фоне продолжение чувствуется ненужным филером.
Анимация работает по другим законам, нежели обычная съемка: в мультсериалах нельзя просто так давать людям разговаривать десять минут на статичную камеру. Это будет попросту скучно и неестественно. Во втором же сезоне герои очень много говорят, словно ворвалась графомания Тодда из комиксов с такими же пространными размышлениями о природе добра и зла.
Сюжет же стал более бессвязным, а долгое отсутствие Спауна на экране из авторского приема превратилось в раздражающее растягивание хронометража.
В первом сезоне Макфарлейн, одетый в деловой костюм, выступал перед зрителями в месте, похожем на склеп, – во втором же Тодд с серьезной миной перебирал театральный реквизит. Порой казалось, что при написании сценария отталкивались именно от этих побрякушек.
О, что это у нас, фашистские фуражки? Отлично, вставим в следующую серию Ку-клукс-клан!
И это не так далеко от правды, на самом деле. HBO были недовольны сценариями для второго сезона, потому его пришлось переписывать. Вот только анимация уже была готова! Пришлось снова применять тени, чтобы невозможно было распознать первоначальные диалоги.
Зато к плюсам можно отнести углубление в прошлое Симмонса: отсюда начинается развитие линии, что Эл стал жестоким чудовищем еще во время боевых вылазок (чем-то напоминает взгляд Джейсона Аарона на «Карателя»).
Несбывшееся пророчество
Третий год для «Спауна» не сулил ничего хорошего. В 1999 году HBO отказался от своего анимационного подразделения, оставив «Спауна» в качестве единственного мультсериала. Хотя в этом году шоу получило премию «Эмми», многих зрителей отпугнул неровный второй сезон, а еще сериал покинул Эрик Радомски. На его место пришел Фрэнк Паур, продюсер… «Гаргулий»! Этот мир действительно слишком тесен. Кто-нибудь на HBO просто обязан сделать сериал про внутреннюю анимационную кухню 90-х…
В переиздании для DVD третий сезон имел гиковский подзаголовок «The Ultimate Battle», что хорошо отражает его суть. Во многом он казался ответом на ошибки второго: мистические элементы снова вернулись, у Спауна наконец появились достойные соперники. Эл узнавал от Коглиостро об истинной роли Хеллспаунов: воинов Ада отправляли на Землю множество раз, и за Исчадиями охотятся Небеса, дабы предотвратить Конец света. Также Спаун учился контролировать свой плащ, с помощью которого теперь можно менять облик (прямо как Веном!).
Третий сезон на русский дублировал Андрей Гаврилов, что должно добавить вайба 90-х.
Итак, «Суперкрутая Битва» – самый супергеройский сезон из трех.
Для начала внезапная тема многовекового наследия, вписанная задним числом: Чингисхан и Коглиостро тоже были слугами Мэлболгии! А еще экскурсия в прошлое поможет герою открыть новые абилки! Подождите, это же сюжет первой арки «Венома» от Донни Кейтса…
Далее кринжовая любовная линия, в которой герой творит лютую дичь: приняв вид Терри, Эл переспал с Вандой, теперь она беременна, и это приведет к Армагеддону (так говорит пророчество). Кажется, я узнаю похожие нотки, когда Голиаф принимал вид человека и мог быть рядом с Элизой… Ладно, неважно.
Интересно, как быстро Твиттер бы испепелил Спауна после этой серии?
Охотницы опомнились, что они ничего не делают уже 12 серий, и начинают отправлять своих убийц к Спауну. Ангелу как главную угрозу для Отродья тизерили еще в первом сезоне, но Нил Гейман захотел восстановить справедливость и отсудить рыжую бестию себе.
Гейман был одним из создателей воительницы, поэтому захотел получить часть прав Макфарлейна. И это не самый странный иск: хоккеист Тони Твист был недоволен тем, что его имя дали злодею из первого сезона, и тоже подал в суд.
В конце концов Ангелу забросило к Стражам Галактики, а Спауну пришлось разбираться с какой-то вампиршей и охотницей Джейд, которая поддалась очарованию обгорелого красавчика и пожертвовала собой ради него.
…И на этом моменте мультсериал оборвался.
Разумеется, у авторов была масса идей для четвертого сезона, но от продолжения пришлось отказаться из-за крайне высокой цены анимации: каждый сезон обходился каналу в 6 миллионов долларов. Может, Спаун собрал из шестерок Число Зверя и просто ушел на покой?
Было очень обидно обрывать историю на таком клиффхэнгере. Фактически все 18 серий нам обещали эпичную битву добра и зла и подводили к тому, что Спаун должен бросить вызов Мэлболгии, но в итоге демона даже не показали.
И счетчик Спауна, указывающий остаток сил, также не сыграл никакой роли – а ведь достигни он нуля — Спаун умрет.
Что же планировалось в четвертом сезоне?
Отмененный Армагеддон
В несостоявшемся продолжении противницей Спауна должна была стать все-таки Ангела. Охотница на Хеллспаунов хотела отомстить Элу за смерть ее бывшей любовницы Джейд.
Еще город бы захлестнула масштабная война между бандами, а Спаун бы подружился с девочкой Кристен, сбежавшей из дома и страдающей пирофобией.
Мультсериал продолжил бы уделять много времени второстепенным героям: изуродованный Джейсон Винн пытался искупить свои грехи, Чепел выбрался бы из психушки и стал пешкой Ангелы.
Идею продолжить шоу периодически поднимают вот уже двадцать лет. В 2004 началась разработка продолжения под названием «Spawn: The Animation» с предварительной датой релиза в 2007 году. Увы, этот проект отправился в производственный Ад, где и сгинул. Макфарлейн рассказывал журналистам, что на 85% закончил с выбором студии, в 2010 заверял, что осталось только определиться с анимацией, а в 2014 даже показал некоторые концепт-арты.
В 2019 году Тодд запустил новый виток слухов про анимационный ребут: якобы в работе находятся сразу два шоу, одно будет предзначено для взрослых, второе – для детской аудитории.
Как говорится, обещать — не значит жениться. Но, может, неожиданный конец анимационного «Спауна» был необходимым?
Онгоинг Макфарлейна постигла кара, отдаленно напоминающая проклятие «Сверхъестественного» – из приземленного фэнтзези про городские легенды «Спаун» превратился в запредельно пафосную сагу, посвященную сражению за судьбу Вселенной. Если в первых выпусках/первых эпизодах Эл расправлялся с киллерами в грязных переулках, то в кульминации комикса он отращивает ангельские крылья и спасает человечество, останавливая войну между Богом и Сатаной.
Но даже сохранение приземленности не выглядит интересным вариантом. Уже в мультсериале 90-х зацикленность на одних и тех же трущобах порой раздражала – стали бы зрители терпеть новый виток приключений с бомжами? Спауну как герою не помешал бы новый взгляд, желательно более свежий и ироничный, чем у 61-летнего Макфарлейна.
«Спаун» от HBO во многом получил культовый статус из-за того, что быстро вспыхнул и скрылся во тьме. Его любят до сих пор и часто вспоминают в разных топах, посвященных лучшим взрослым мультсериалам, но чувство загадочной недосказанности украшает его в памяти намного сильнее, чем это смогла бы сделать раздутая до галактических масштабов война с армией демонов или углубление в чернуху.
Что касается нового фильма, то с ним чуть больше определенности, чем с мультсериалами. Еще в 2015 году Тодд анонсировал работу над ребутом: на роль Эла Симмонса собирались позвать Джейми Фокса, сыграть Твича должен был Джереми Реннер, а режиссерское кресло предназначалось самому Макфарлейну.
Создатель Отродья хочет снять не боевик, а триллер с элементами хоррора: Спаун редко будет появляться в кадре, что будет нагнетать атмосферу.
С тех пор мелькают разные новости и слухи: то о желании Джейми Фокса покинуть проект, то о смене сценариста (пока им значится Брайан Такер, последний раз писавший сценарий к «Городу порока» 2012 года).
К слову, о неразлучной парочке детективов Сэме и Твиче также анонсировали спин-офф в виде сериала…. И о нем тоже давно ничего не слышно.
Может быть, хоть в играх Отродью нашлось место?
Увы, нет. В 90-х вышло несколько проходных игрушек, а последним сольным проектом стала Spawn: Armageddon в жанре hack and slash.
Ни геймплей, ни сюжет, ни графика публику не впечатлили – видеоигра про сражение Спауна против Мэлболгии заслужила оценки «ниже среднего» по всем фронтам.
На данный момент последним появлением Исчадья за пределами Image стало участие в Mortal Kombat 11 в 2019 году.
А вот если что-то по Спауну и выходит регулярно, так это комиксы и фигурки!
Пусть из Тодда получился так себе сценарист, его компания McFarlane Toys все еще процветает и выпускает разнообразных Отродий.
Полюбуйтесь на Ниндзя Спауна!
Или на Стрелка Спауна с Дикого Запада!
Больше Спаунов богу Спаунов – встречайте Мандарина Спауна!
А это Женщина-Спаун с очень богатым арсеналом!
Может, Спаунам стоит бросить гримдарк с цепями и просто устроить свой Спонверс?
Подождите-ка…
В комиксах Image идеям Макфарлйена все еще рады: на данный момент выходит целых четыре серии из «Spawn’s Universe».
«King Spawn», «Gunslinger Spawn», «The Scorched» «Scorched» и сам «Spawn», достигший уже 329 номера, – читайте о них в моем мини-путеводителе из Комиксов Недели!
Если все это добро продолжает выходить, значит, люди до сих пор любят цепи – и надежда на достойный мультсериал все еще есть.
Первой частью моей импровизированной «трилогии» про мультсериалы 90-х стали «Гаргульи», второй – «Серебряный Серфер», а третье же место занял «Спаун Тодда Макфарлейна». Нетрудно заметить, что между ними общего – это яркие анимационные шоу, которые не получили достойной концовки: если «Гаргульи» опередили свое время, «Серфер» будто бы ушел в свою реальность, то «Спаун» просто отжил свою эпоху. И хотя у всей троицы нет достойной последней серии, мы все еще их любим и пересматриваем, обсуждаем их и строим догадки – по-моему, отличное наследие для любого мультсериала.
P.S. Кстати, правильная транскрипция слова «spawn» – «спон». Вот так мы и живем в иллюзии…
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!