В бой идут одни старики. От Логана до Мстителей — разбор мира Пустоши Marvel

6 607

Гайд по комиксам про пост-апокалиптический мир Marvel и Росомаху в частности.

Как сильно вы любите Росомаху? Уверен, что очень – даже несмотря на то, что уровень качества комиксов про низкорослого канадца и по сей день скачет от снисходительного «удовлетворительно» до вымораживающего «посредственно». Дело, само собой, не только в историях про Джеймса, но и в самом образе мутанта, который сочетает в себе бунтарские качества и крайне драматичное происхождение с междоусобицами, предательствами и неразделенной любовью. Да и как можно не любить черта, который с сигарой в зубах крошит врагов направо и налево?

Разумеется, и про главного героя сегодняшнего разбора есть уйма культовых произведений – взять те же «Wolverine: Origins» или онгоинг авторства Джейсона Аарона. О детище одного из таких произведений мы сегодня и поговорим, проследив путь Старика Логана по мультивселенскому таймлайну Marvel. В первую очередь данный текст будет интересен тем, кто хочет узнать больше о мире Пустоши, ключевых событиях и коренных изменениях в структуре произведений, посвященных престарелому Росомахе. Впереди много средних и еще больше неудачных комиксов, через которые, однако, необходимо пройти, дабы увидеть общую картину. А она, скажу я вам, не так проста, как кажется на первый взгляд.

Приготовьтесь к постоянным сноскам и уточнениями: как минимум несколько раз за гайд вам придется поморщиться от недоумения, пережив локальный культурный шок.

  • Fantastic Four vol. 1 #558-562
  • Сценарий: Марк Миллар
  • Рисунок: Брайан Хитч
  • Годы выпуска: 2008-2009
  • В РФ был выпущен издательством ИДК

Начинается наша история несколько неожиданно: с «Фантастической Четверки» Марка Миллара. Сюжет арки «Смерть Невидимой Леди» рассказывает о появлении на Земле-616 команды «Новые Защитники», состоящей из супергероев из альтернативного пост-апокалиптического будущего. Целью внезапно появления команды в привычном для нас мире становится необходимость срочного переселения – команда суперов под предводительством Брюса Баннера-младшего пытается найти способ переместить еще живых людей со своей умирающей Земли в более живую и мирную реальность. И где же будет лучше поселиться еле уцелевшему обществу будущего, если не в прошлом? Которое, к слову, люди 26-го века искренне ненавидят за повсеместную разруху и оставленные потомкам глобальные проблемы.

Спустя пару высосанных из пальца конфликтов, Ф4 и Новые Защитники расходятся, решив проблему самым безопасным и менее кровопролитным способом. И хоронят Сью Шторм. Но не ту, о которой вы подумали, а другую. Можете не вникать – оно того не стоит.

Да, я уже представляю ваше лицо с вопрошающей миной. «А где, собственно, Старик Логан?» – спросите вы меня. Ну, он здесь есть.

В местной истории Старик старается не выделяться на фоне других героев будущего, называя себя «Человек в Капюшоне». Единственная подсказка, намекающая нам на истинную личность Росомахи до его полноценного представления – упоминание Баннером-младшим Капюшона как «приемного отца». Это же, к слову, раскрывает события финала первого «Old Man Logan», который на тот момент выходил параллельно «Смерти Невидимки» – в общем, мозг читателей загружен до предела уже на старте пути.

Необходимо также упомянуть один занятный факт: Новые Защитники пришли в актуальный мир нулевых из 2509 года, когда как события «Логана» происходят ориентировочно в середине 21 века – то бишь в 2050-х. Судя по всему, здоровый образ жизни и правильное питание могут превратить любого деда с металлоломом в подкаченного парня в худи – проверено.

  • «Old Man Logan»: Wolverine vol. 3 #66-72, Wolverine Giant-Size Old Man Logan #1
  • Сценарий: Марк Миллар
  • Рисунок: Стивен Макнивен
  • Годы выпуска: 2008-2009
  • В РФ был выпущен издательствами ИДК и «Комильфо»

Не будем долго останавливаться на основной истории – уверен, вы и без лишних пояснений вдоль и поперек осведомлены о данном произведении. Приятно и то, что один из лучших комиксов о Росомахе был к тому же адекватно адаптирован под формат кино в относительно недавнем «Логане» Джеймса Мэнголда (вот бы и «Началу» так повезло). Также стоит напомнить, что именно с сюжета Миллара началась история Эшли Бартон, также известной как «Пауко-Сука» (да, это правда ее прозвище): спустя несколько лет героиня появится в двух крупных паучьих кроссоверах от Дэна Слотта и Кристоса Гейджа.

Кратко резюмируя: Марк Миллар сделал максимально простую историю про отошедшего от дел героя, движимого местью, закрепив свой образ Росомахи в мифологии мультивселенной Marvel. Да так прочно, что отделаться от него в издательстве уже не смогли (и не захотели), но об этом далее. Лаконичный и качественный пример спагетти-вестернов в комиксах.

  • Fantastic Force vol. 2 #1-5
  • Сценарий: Джо Ахерн
  • Рисунок: Стив Курт
  • Год выпуска: 2009
  • В РФ издан не был

Фактическое продолжение сюжета «Смерть Невидимой Леди», повествующее о приключениях Новых Защитников (ну или «Фантастической Силы», как они теперь себя называют) в созданном с нуля nu-мире. Помимо основных событий серия примечательна лишь автором сюжета: Джо Ахерн – по большей части телевизионный сценарист, о котором знают преимущественно благодаря его работе над «Демонами Да’Винчи» Дэвида С. Гойера. В остальном – перед нами наитипичнейшая лимитированная серия Marvel нулевых-десятых, коих тогда было хоть отбавляй.

Стоит отметить, что именно в данном сюжете Человек в Капюшоне нашел свой «дзен» – Ахерн логично и с долей драмы (пускай и несколько фальшивой) завершил историю Логана, который отныне вновь просит называть его Росомахой. Пускай и скомканный, но адекватный финал для персонажа, который в кои-то веке заслужил покой. Да, это конец.

  • Old Man Hawkeye #1-12
  • Сценарий: Итан Сакс
  • Рисунок: Марко Кеккетто, Франческо Мобили
  • Год выпуска: 2018
  • В РФ был выпущен издательством «Комильфо»

Приквел оригинального «Старика», рассказывающий о событиях, произошедших за пять лет до судьбоносного предложения Клинта Логану. Говорить о нем подробно, если честно, смысла нет – всего пару месяцев назад комикс вышел на русском силами издательства «Комильфо» аж в двух форматах, а мы (я) по такому случаю сделали развернутый обзор на отечественное издание.

Опять же, говоря кратко: неплохой боевик на один раз, в основном подкупающий визуальным исполнением и местными персонажами, источающими харизму в каких-то абсолютно неадекватных дозировках.

_____

На этом первая часть разбора окончена: мы проследили историю оригинального Старика Логана целиком. А ведь мы пока что узнали только историю канадца с Земли-807128 – именно под таким номером существовал мир Пустоши изначально, в последствии разрушенный и переехавший в другую реальность с Новыми Защитниками. На немой вопрос «а как это стыкуется с основной частью гайда и новыми комиксами про Логана?» ответ, как не странно, удалось найти достаточно быстро: просто все события, происходящие уже после «Secret Wars» Джонатана Хикмана, стали частью Пустоши Земли-21923.

Таким образом, выходит, что оригинальный «Old Man Logan» действительно закончился на кроссовере с Ф4 и втором томе «Fantastic Force». Современные же комиксы о Старике Логане и Пустоше происходят на другой Земле, которая по факту является зеркальной копией мира серии Марка Миллара с откинутым в угоду новых серий финалом. Сделано это, как вы уже могли догадаться, ради продаж: Marvel нужен был новый Росомаха, которого можно продавать без привязки к Людям-Икс, тогда еще принадлежавших студии 20th Century Fox.

Решение всплыло само собой: в «Secret Wars» Рид Ричардс c помощью своего сына самолично переписывает хронологии и структуры вселенных (к примеру, переселив Майлза Моралеса с семьей и друзьями на основную Землю к оригинальному Питеру Паркеру), посему и изменение номера Земли Логана никто бы не заметил без должного скепсиса к издательству. Обновленный дед, как и оригинальный, переживает смерть семьи и сражение с Халками, но лишается неудачного по меркам Marvel продолжения с последующей пускай и не идеальной, но логичной концовкой. В итоге читатели получили возможность наблюдать за приключениями любимого героя и дальше, а Marvel Comics – шанс заработать на культовом образе, новой франшизе и последующему подгону сюжетов к громкой кинопремьере.

Посему далее стоит абстрагироваться от причинно-следственной связи последних комиксов с сериями Миллара, сконцентрировавшись на новом Логане и его приключениях в рамках основной Земли и All-New All-Different Marvel. В таком случае хронологическая последовательность Старика Логана с Земли-807128 выглядит примерно так: сначала «Old Man Hawkeye» Сакса, следом «Old Man Logan» Миллара, а затем уже кроссовер в «Fantastic Four» и второй том «Fantastic Force». При этом стоит учесть, что события серии Клинта и оригинальный сюжет Миллара также тождественны и для Земли-21923, о которой речь пойдет далее. И так как далее рассказ, благодаря уже имеющимся знаниям, становится чуточку последовательней, рассмотрим события с точки зрения адекватной хронологии.

А подробнее о нестыковках мира Пустоши вы можете узнать из отдельного материала.

  • Old Man Logan vol. 2 Annual #1
  • Сценарий: Эд Бриссон
  • Рисунок: Симон Ди Мио
  • Год выпуска: 2018
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Рассматривая историю Пустоши с точки зрения адекватной последовательности, данный выпуск идет сразу после концовки оригинального «Старика» и продолжает развивать конфликт вернувшегося из пятидесятилетнего отпуска Росомахи и наполняющих мир Пустоши сброда престарелых злодеев с дешевыми подражателями.

Здесь же мы в первый и последний раз видим настоящего постаревшего Фрэнка Касла, который, хвала иронии пост-апокалиптического мира, сражается с бандой Карателей: бывший солдат и антигерой, видите ли, считает оскорбительным то, что какие-то нестабильные подростки объединяются в группировки и терроризируют Новую Америку, называясь его старинным прозвищем. Удивительно, не находите?

Филлерный и крайне бестолковый одиночный выпуск, по большей части созданный для заполнения хронологически пустующего пространства между сюжетами. Ну и ради очередного престарелого супергероя – куда уж без этого? Спасибо, конечно, Эду Бриссону за то, что он высмеял сцену с «новыми» Сорвиголовой, Карателем и Кингпином из первоисточника, но легче от этого как-то не становится. В дополнительную историю за авторством Райана Кади и вовсе советую не лезть – только время потеряете, да зрение, пока будете пытаться разобраться в рисунке Хайдена Шермана.

  • Old Man Logan vol. 1 #1-5
  • Сценарий: Брайан Майкл Бендис
  • Рисунок: Андреа Соррентино
  • Год выпуска: 2015
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Лимитированная серия, выпущенная в качестве одного из многочисленных тай-инов к «Secret Wars» Джонатана Хикмана. Именно здесь Пустошь, исходя из логики и всевозможных гайдбуков, обновляет номер вселенной, становясь одним из королевств Мира Битв – здесь же Логан и попадает на Землю-616.

Опять-таки необязательный пролог к серии Джеффа Лемира, который стоит оценить лишь ради рисунка Соррентино – хотя, на мой взгляд, конкретно в этой серии Андреа по большей части халтурит.

  • Old Man Logan vol. 2 #1-24
  • Сценарий: Джефф Лемир
  • Рисунок: Андреа Соррентино
  • Годы выпуска: 2016-2017
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Старт полноценной сольной серии Логана в рамках основной вселенной: знакомство с реалиями Земли-616 и современным положением дел мутантов, преодоление собственных страхов и частичное лечение от преследующего героя ПТСР. Неплохой, относительно работы Брайана Майкла, онгоинг, посвященный в львиной части личным переживаниям Росомахи и не самому профессиональному, но подробному психоанализу протагониста.

Динамики в комиксе, сравнивая с оригиналом, значительно меньше, однако и это достойно нивелируется за счет ярких флэшбэков и немногословных сцен баталий, за которыми благодаря рисунку здешнего Соррентино наблюдать одно удовольствие. Конец рана Лемира знаменуется сюжетом, посвященном прошлым жизням Логана и его принятием своего «второго шанса» в новом и пока еще счастливом мире мутантов и супергероев. В общем, прочтения комикс определенно стоит – он, в отличии от следующего подопытного, старается привнести нововведения в характер и окружение героя.

  • Extraordinary X-Men vol. 1 #1-20
  • Сценарий: Джефф Лемир
  • Рисунок: Умберто Рамос и др.
  • Годы выпуска: 2015-2017
  • В РФ издан не был

И вот первая ложка дегтя в бочку конвейерного подсластителя: командный онгоинг Людей-Икс с Логаном в качестве постоянного участника. «Экстраординарные», как и большинство проектов про мутантов середины десятых, посвящены терригенному туману – газообразной субстанции, превращающей людей с определенным наборов генов (читай как «потомков искусственно созданной инопланетянами расы») в нелюдей. Казалось бы, ну нелюди и нелюди – что с того? Проблема в том, что терриген смертелен для мутантов.

Взяв за основу данный концепт, героев объединяют в несколько команд и разбрасывают по миру – дабы смотрелось побогаче, да покрасивее. Само собой, подобное разрушительное событие на Земле-616 взялось не просто так: на тот момент в Disney лишь жадно потирали руки, оглядываясь на давно утерянные права на мутантов.

Что до самой серии: комикс представляет собой максимально халтурную историю на тему очередных гонений «не таких существ» с попутным решением проблемы тотального вымирания. Само собой, учитывая накал страстей и количество событий, образ Старика в «Экстраординарных» напоминает блеклую кальку с самого себя – Лемир не стал «изобретать велосипед», возложив все развитие Логана на основную серию. Вам же, как читателям, необходимо знать лишь то, что Росомаха когда-то был в такой вот интересной серии – и этого более чем достаточно. Читать настоятельно не рекомендую.

  • X-Men Gold vol. 2 #1-21 (Логан покидает команду в 21-ом номере)
  • Сценарий: Марк Гуггенхайм
  • Рисунок: Эдриан Сайаф, Р.Б. Сильва и др.
  • Годы выпуска: 2017-2018
  • В РФ издан не был

Наступил 2017 год – мутанты получили тотальный ребрендинг с обновленными авторскими составами и новой концепцией. Точнее, как «новой» – просто переделанной под современный формат классикой со «школами для одаренных» и уймой второсортных команд на закуску. За сценарий «Золотых» ответственен Марк Гуггенхайм, знакомый вам по многочисленным супергеройским сериалам от The CW, «Зеленому Фонарю» с Райаном Рейнольдсом и «The Amazing Spider-Man» нулевых. Думаю, этих знаний более чем достаточно для понимания местной глубины раскрытия: Логана Марк использует либо в качестве командного «танка», строго необходимого в каждом супергеройском сборище, либо в качестве ворчащего «наставника», советы которого в контексте событий ощущаются как издевка.

Чем действительно запомнился «X-Men: Gold», так это скандалом с художником первого сюжета – Эдрианом Сайафом. Автор индонезийского происхождения, работая на одно из крупнейших издательств комиксов в мире, решил отметится не только качеством своего рисунка, но и «уникальным посылом». Все это вылилось в то, что первый номер «Золотых» забраковали и отозвали из всех американских магазинов комиксов за найденные в виде граффити и небольших зарисовок антисемитские и антихристианские вставки. Само собой, Marvel, прознав о «террористе» в своих рядах, впопыхах расторгнули контракт с художником – более крупные издательства с Сайафом не связывались. В настоящий момент Эдриан работает исключительно с нишевыми компаниями на своей родине, регулярно рисуя коммишены с героями некогда любимого Marvel Comics. Вот такая странная, но поучительная история о том, как не стоит навязывать свои излишне радикальные взгляды обществу.

Что до комикса – настоятельно советую не тратить свое время на 20 с лишним выпусков однозначно слабой и незаинтересованной в собственном существовании серии: отношения между мутантами и умирающим Логаном прекрасно раскрываются в основной серии и в «Dead Man Logan» Бриссона, а помимо этого старый Росомаха здесь вовсе не нужен.

  • Weapon X vol. 3 #1-21 (перезапускается на 22-ом номере)
  • Сценарий: Грэг Пак
  • Рисунок: Грэг Лэнд
  • Годы выпуска: 2017-2018
  • В РФ издан не был

Говоря про «уйму второсортных команд», – я отнюдь не преувеличивал. Именно так можно обозначить, к примеру, третий том «Оружия Икс» Грэгов, представляющий собой типичный боевик категории «B» родом из девяностых. Из этой же серии вышел новый «герой», ныне нещадно игнорируемый издательством – оружие «H», известный также как «Халкомаха». На самом деле, единственная причина, почему вам может быть не плевать на данную серию.

Повторяясь, в здешнем сценарии Логан вновь играет роль «танка», которого спокойно мог бы заменить оригинальный Росомаха – в контексте химии между героями так было бы даже лучше. В очередной раз предупреждаю: читать лишь на свой страх и риск – не каждый способен осмыслить подобное количество трэша, не говоря уже о наслаждении процессом чтения.  

  • Astonishing X-Men vol. 4 #1-12 (перезапускается на 13-ом номере)
  • Сценарий: Чарльз Соул
  • Рисунок: Джим Ченг и др.
  • Годы выпуска: 2017-2018
  • В РФ издан не был

Собственно, очередная хэдлайнер-серия про Людей-Икс за авторством Чарльза Соула – главного контрактника Marvel десятых, на чьи могучие плечи ныне взвалилось курирование книжной и комиксной вселенных «Звездных Войн».

Очередной несочетающийся между собой состав участников, очередные последствия одного ивента и подводки к другому, очередная простыня экспозиции. Может, будет занятен в контексте актуальных мутантский серий Хикмана, но сильно сомневаюсь. Опять же, пропускаем с чистой совестью.

  • Deadpool vs. Old Man Logan #1-5
  • Сценарий: Деклан Шелви
  • Рисунок: Майк Хендерсон
  • Годы выпуска: 2017-2018
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Не совсем понимаю причины существования данного сюжета, но да черт с ним. Комикс необязателен, уныл и нелеп, а единственная достойная шутка за весь скрипт располагается на первых трех страницах открывающего номера.

Говоря откровенно, читая противостояние с Дэдпулом, так и ждал, что по итогу данная история станет хоть сколько-нибудь значимой частью финала «Старика», но, видимо, не судьба – Уэйд даже с Логаном попрощаться не пришел.

  • Old Man Logan vol. 2 #25-50
  • Сценарий: Эд Бриссон
  • Рисунок: Майк Деодато Мл. и др.
  • Годы выпуска: 2017-2018
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Вторая половина онгоинга деда, сценаристом которого выступил Эд Бриссон – один из постоянных авторов Marvel, отличившийся неплохим «Iron Fist» и не так давно закрытым «Ghost Rider» с Блейзом и Кетчем. Само собой, смена авторского состава повлияла и на центральный конфликт комикса: отныне вместо занудной борьбы с ПТСР и «синдромом выжившего» Росомаха разбирается с осязаемыми угрозами вроде Маэстро и Меченого, ставшими на время истории для него личными антагонистами.

Весомая часть сюжета серии завязана, как не удивительно, на противостоянии Маэстро и Логана: так уж получилось, что в ходе «Secret Wars» свихнувшийся Баннер из 90-х сбежал в мир Пустоши, заручился поддержкой тамошнего потомства Халка (коих после событий оригинального «Old Man Logan» осталось не так уж и много) и отправился покорять мультивселенную в поисках пристанища для зеленокожих. Все это вытекает в конфликт интересов двух классических героев из альтернативных вселенных, наблюдать за которым – одно сплошное удовольствие.

Как не странно, данная часть серии – лучшая со времен работы Миллара. Строго рекомендую прочесть вам, даже если вы не являетесь фанатом «Стариков».

  • Dead Man Logan #1-12
  • Сценарий: Эд Бриссон
  • Рисунок: Майк Хендерсон
  • Годы выпуска: 2018-2019
  • В РФ выпущен издательством «Комильфо»

Финальная глава в истории престарелого Росомахи. Первая половина серии посвящена закрытию сюжетных веток из основного онгоинга, прощанию героя с коллегами по супергеройскому цеху и встрече Логана с оригинальным Росомахой.

Вторая же подводит итог под почти пятилетним развитием мира Пустоши Бендисом, Лемиром, Саксом и Бриссоном – всплывут как новые персонажи, так и повзрослевшие со времен сюжета Миллара герои второго плана.

Достойное окончание многолетнего приключения Логана, ставшее одновременно прологом к будущим сериям Бриссона и ко. Обязательна к прочтению как часть рана Эда на «Старике».

  • Old Man Quill #1-12
  • Сценарий: Итан Сакс
  • Рисунок: Роберт Гилл
  • Год выпуска: 2019
  • В РФ издан не был

Очередная серия про поехавшего головой деда – на этот раз Питера Квилла, он же Звездный Лорд. За сценарий, как и в случае с «Old Man Hawkeye», ответственен Итан Сакс. Формат макси-серии, к слову, со времен прошлого сюжета также не претерпел изменений, посему в конечном счете мы получили структурный и нарративный двойник комикса, выпущено всего годом ранее. Важен «Old Man Quill» для мира Пустоши лишь за счет раскрытия космических событий вселенной – как оказалось, пока суперзлодеи делили США, в галактике бушевала невероятных масштабов война с Церковью Галактуса. Вот теперь и до Земли добралась.

Читать исключительно на свой страх и риск: если вы испытали какие-либо положительные эмоции от сольных побегушек Клинта, то и от истории Питера получите определенную дозу фана. Для остальных же серия покажется блеклой, излишне затянутой и банально ненужной – что уж говорить о реакции на здешний финал с deus ex machine, взявшейся из ниоткуда в самом конце 12-го номера. Зато здесь впервые появляется Вив, ставшая ключевым персонажем в «Мстителях Пустоши».

  • Avengers of Wasteland #1-5
  • Сценарий: Эд Бриссон
  • Рисунок: Йонас Шарф
  • Год выпуска: 2020
  • В РФ издан не был

Первый и последний тайтл про Пустошь без супергероев-стариков. Как ни странно, события последней пары-тройки лет («Old Man Quill» и «Dead Man Logan») знатно повлияли на мировоззрение людей: отныне общество ждет летящих на крыльях правды и справедливости супергероев, которые спасут всех от гнета многочисленных самопровозглашенных баронов США. Само собой, супергерои появляются – но по несколько другой причине. Таким образом, Земля получает «Мстителей Пустоши», состав которых порадует фанатов как оригинального комикса Миллара, так и спин-оффов Сакса.

Приятная, но проходная серия, служащая в первую очередь логическим завершением сюжетных линий местных Мстителей и Дума, которого мы не видели со времен сольных похождений Звездного Лорда.

_____

Более комиксов, посвященных вселенной выжженной Пустоши, не появлялось: ближайшие солициты издательства надежды не внушают (не считая анонса аудио-подкаста «Wastelanders», информации о котором не было с ноября 2020 года), не говоря уже о разбушевавшейся пандемии и мировом кризисе, чересчур ярко отразившихся на всей индустрии развлечений. Само собой, это вовсе не значит, что «Стариков» больше не будет: сейчас появление очередной громкой новинки – лишь вопрос времени.

Подытоживая текст, на вашем месте я бы с превеликим удовольствием наплевал на многочисленные списки и просто читал хорошие комиксы про любимых персонажей, не пытаясь разобраться в мнимой структуре и хронологии. Выясненный в процессе составления гайда «ход» Marvel с обнулением концепта Марка Миллара для дальнейшего заработка на популярном персонаже идеально демонстрирует простую, но часто забываемую истину – если в издательстве сделали так раз, что им мешает сделать это вновь? Посему советую вам наслаждаться тем, что вы читаете, не зацикливаясь на конкретных элементах комикса.

Всем же, кто хочет разобраться в хронологии Пустоши и «Стариков», отследить становление и развитие второстепенных персонажей в центровых героев, выловить все пасхальные яйца и отсылки на поп-культуру прошлого века, а также насладиться нетипичной для Marvel историей в сеттинге грязной и выжженной Земли пост-апокалипсиса – удачи и приятного чтения!

Бонус — график хронологии миров Пустоши:

Комментарии