«The Green Lantern» Гранта Моррисона: почему ждали и чего дождались?

1 331

Напоминаем, почему вы обязаны включить комикс Моррисона и Шарпа в свой пул-лист.

Седьмого ноября 2018-го года на прилавках комикс-шопов оказался первый выпуск одного из главных комиксов последних лет – «Зелёного Фонаря» Гранта Моррисона и Лиама Шарпа. Незадолго до его релиза, мы, как вы возможно помните, сделали специальный материал, в котором подробно разбирали все те множественные причины, по которым вам стоило с этим комиксом ознакомиться. С того момента прошло немало времени. Успело выйти двенадцать номеров первой серии, один ежегодник, три части промежуточной лимитки «Blackstars» и три выпуска второго сезона. Сейчас, когда вы читаете эти строки, в магазинах уже появился, или вот-вот появится четвёртый выпуск из запланированной дюжины, отсроченный пандемией. Однако кое-что оставалось константой практически с самого анонса – ран Гранта и Лиама определённо запомнится читателям как один из самых примечательных периодов в истории Хэла Джордана.

Прямо сейчас у издательства «Азбука» проходит событие «Месяц Супергероев», в котором мы ответственны за то, чтобы рассказать вам побольше про Зелёных Фонарей и их приключения. С другой стороны – Корпус отмечает своё восьмидесятилетие на западе, а 23-го июня в США выйдет толстый 100-страничный сборник, посвящённый этому празднику. А это значит, что упустить живую историю этой вселенной, что творится прямо у нас под носом, было бы непростительной ошибкой. В связи с этим, мы решили выпустить «ремейк» того самого материала, опубликованного перед стартом, в котором мы не только напомним, чего ждали, но и оглянемся на наши ожидания, чтобы узнать, сколь многие из них оправдались. Всё это, чтобы ещё раз намекнуть вам – этот комикс ни в коем случае не стоит пропускать. Отрывки оригинального текста представлены в нетронутом виде. Полетели.

Почему ждали #1: Грант Моррисон

Вероятно, настолько же важная причина, насколько логичная. Очень может быть, что с уходом Дарвина Кука, Грант Моррисон остался последним живущим гением жанра, который всё ещё активно работает, создавая великолепные сюжеты. И слово «гений» здесь использовано совсем не ради красного словца и подчёркивания важности Гранта. Этот человек действительно может сойти за гения в том смысле этого термина, в котором его используют по отношению к какому-нибудь Альберту Эйнштейну.

Каждая новая работа для Моррисона – не просто очередной способ навариться и сочинить сносный сценарий развлекательного комикса. Этот парень относится к своей работе очень серьёзно. Возможно, что слишком. Моррисон на полном серьёзе считает себя самого и, в каком-то роде, читателей живыми богами, играющимися с жизнями придуманных героев ради собственного развлечения. Сценарист верит, что когда он пишет комикс, он создаёт вполне себе реальную вселенную, населённую такими же живыми существами, как мы с вами. Просто, согласно теории Моррисона, мы населяем разные планы мироздания, и имеем очень различную степень доступа к окружающей нас реальности. Звучит интересно? А теперь представьте, что человек с подобным складом ума и идеями наложил свои животворящие руки на ручку и лист бумаги, чтобы написать комикс про Зелёного Фонаря, со всей его необъятной вселенной и умопомрачительными концептами. Ну разве не интригует?

Чего дождались?

Пожалуй, с этим ожиданием промахнуться было практически невозможно. Всё оказалось именно так, как мы и предполагали – Грант Моррисон создаёт абсолютно потрясающее литературное произведение с каждым новым выпуском. Причём – хорошей литературой, а не просто отличным комиксом, «Зелёного Фонаря» можно называть абсолютно честно. В отличие от абсолютного большинства современных супергеройских серий, выпуск «Фонаря» ни за что не удастся проглотить за пять-десять минут. В самом лучшем случае, если не останавливаться, чтобы поразмыслить над написанным, а просто идти вперёд, бегло поглощая диалоговые пузыри – на прочтение вы потратите полчаса, и закроете выпуск с чётким осознанием того, что только что познакомились с превосходным фантастическим рассказом, вроде тех, что писал Рэй Брэдбери.

Моррисон не просто так выражал недовольство тем, что комиксы принято называть «визуальной формой искусства». Потому, что он уж точно не в носу ковыряется, и выполняет свою часть работы не только со старанием, рвением и умом, но ещё и с искренней любовью.

Почему ждали #2: Лиам Шарп

С Лиамом ситуация чуть менее очевидная. Наиболее просто важность его участия можно описать так – он мастер по созданию миров. Последние две его работы про Чудо-Женщину были так или иначе связаны с важностью проработки и продуманности внешнего вида тех или иных локаций, которые посещали персонажи. Было важно уметь придать уникальность их  внешнему виду и сделать его как можно более запоминающимся для читателя. В то же время, все его недавние комиксы обладали каким-то внеземным чувством противоестественной красоты. Будь то архитектура Фемискиры, или план реальности, населённый существами из кельтского фольклора – всё в них поражало воображение, но постоянно заставляло задуматься: «Как нечто подобное может быть придумано обычным человеком?».

Что-то схожее мелькает в голове, когда смотришь на работы Руди Гигера, к стилю которого тяготеют работы Шарпа. А подобное впечатление очень важно, когда речь идёт о комиксе про бескрайние космические просторы, населённые чуждыми человеку существами. К тому же – мало кто пробовал взглянуть на уютный космос вселенной DC в таком разрезе, так что свежие ощущения гарантированы. А ведь Моррисон утверждает, что в этот раз он заставит Шарпа прыгнуть выше головы…

Чего дождались?

Здесь даже самые смелые наши ожидания были разбиты в пух и прах. Лиам Шарп не только прыгнул выше головы, но и перепрыгнул через головы практически всех современных иллюстраторов комиксов. Чуть ли не каждый выпуск серии представляет из себя абсолютный визуальный шедевр, каждую панельку которого хочется распечатать и повесить себе на стену, чтобы как следует полюбоваться. Существа, строения, планеты, декорации – любая  деталька на странице рассказывает маленькую историю, заставляя искренне поверить в «особенность» как самого комикса, так и его иллюстратора.

Что ещё интереснее – во втором сезоне Лиам обещал провести несколько экспериментов со своим стилем, которыми он надеется удивить читателей. Будет хуже? Будет лучше? В конце концов – это не так важно. Важно то, что определённо будет иначе. И именно это «иначе» – вся суть нынешнего «Зелёного Фонаря».

Почему ждали #3: Это не очередной «кризис»

Твёрдо и чётко. Никаких событий, грозящих уничтожить вселенную, никаких разборок внутри корпуса, в которых выяснятся грязные секреты Хранителей, никаких «вселенная больше никогда не будет прежней». Моррисон не для того вернулся к работе над ежемесячным онгоингом, не смотря на данное обещание этого никогда не делать, чтобы его работа померкла на фоне эпической саги Джеффа Джонса, сделавшего подобные клише верным спутником всего своего рана. Грант целиком и полностью понимает, в чём признаётся сам, что тягаться с Джонсом не по силам даже ему. Вместо этого он попробует иной подход, который гениален в своей простоте. «Фонарь» Моррисона и Шарпа будет о повседневной рутине межгалактического полицейского, решающего типичные для своей работы проблемы. Этакий процедурал с цветными спецэффектами, вместо табельного оружия, и инопланетянками в роли роковых красавиц. Отличный подход, учитывая структуру истории, основной постулат которой таков…

Чего дождались?

А вот здесь всё совсем не так однозначно. С одной стороны – будничного полицейского процедурала (насколько Грант Моррисон способен такой писать) в комиксе хватает. С другой стороны – уже как минимум два события, произошедших в рамках рана, тянут на статус «кризисных». Достаточно сказать, что лимитку «Blackstars» в сообществе окрестили «фонарским Флэшпойнтом». Оглядываясь назад – это название было не вполне справедливо, и в финале серии Моррисон провернул превосходный трюк с читательскими ожиданиями, какие ему присущи. Однако уже сам факт такой реакции от коммьюнити говорит о многом.

Впрочем, важно тут вот что – похождения Хэла Джордана от этого дуо на данный момент являются единственной серией про мир Корпуса, а все события, что в ней происходят, никак не отражаются на остальной линейке издательства. Не только потому, что другим авторам тяжело угнаться за Грантом, но и по той банальной  причине, что других комиксов про настолько дальний космос у DC сейчас нет. Короче говоря – даже самые большие изменения, что происходят в ране, пока так и остаются в рамках рана. А значит – хоть сколько-то проблемными их назвать не удаётся.

Почему ждали #4: Каждый выпуск ценен сам по себе

Создатели не скрывают, что при работе над комиксом ориентируются на телевизионные сериалы. У Моррисона в голове составлен план на годы вперёд: первые двенадцать номеров станут этаким «первым сезоном» с разбивкой на «серии-выпуски», каждый из которых будет содержать в себе обособленную историю, которая, однако, будет связана с остальными главами едва заметным сквозным сюжетом, а он, в свою очередь, может перетечь в следующий «сезон», если всё пойдёт хорошо. То-есть – вы можете как скупать все комиксы подряд, так и изредка почитывать какой-то из последних выпусков. В любом случае вы останетесь довольны рассказанной историей, продолжения которой не придётся ждать через месяц. Идеальный вариант для ежемесячной серии.

Чего дождались?

Этот тезис – скорее правда. Каждый выпуск переносит Хэла и читателя в новую локацию, с новыми персонажами, новой обстановкой, новой атмосферой и новым головокружительным приключением. Мы не просто так сравнили выпуски с фантастическими рассказами – эта аналогия отражает суть серии как можно более точно. Однако нюансы присутствуют. Цитируем нашу рецензию: «В какой-то момент ты оказываешься настолько увлечён знакомством с новыми концепциями и красочными приключениями, что совершенно забываешь про главную сюжетную линию, встречая её возвращение удивлением, а затем отрицанием».

Что характерно – если сквозной сюжет даёт о себе знать, то вымещает из комикса абсолютно всё прочее. В этом, вероятно, единственная существенная проблема рана. Если читать его по одному выпуску – теряешь важную связующую нить «сквозняка». А если пытаться читать его залпом – теряешь рассудок от количества информации. Что с этим делать и как с этим быть – мы пока не придумали. Если вы вдруг отыскали решение – смело делитесь им в комментариях.

Почему ждали #5: Это не ваш типичный американский комикс про супергероя

Особенно интересно то, где авторы ищут вдохновение для работы над онгоингом. Моррисон и Шарп охотно делились своими источниками, и не все из них так уж очевидны. Во-первых – Грант очень настаивает на том, чтобы сделать «Фонаря» похожим на европейские космические комиксы, вроде «Валериана», или на ранние американские палп-истории, на обложках которых постоянно красовались иллюстрации, похожие на облегчённую версию хентая с тентаклями, где прекрасная девушка лежала в смертоносных объятиях космического чуда-юда. Заодно он вспоминает британскую антологию «2000 AD», известную своими уникальными концептами.

Во-вторых – создатели хотят вернуть Хэлу его образ вольного скитальца, беззаботно путешествующего по вселенной налегке в поисках приключений, опираясь для достижения подобного эффекта на «буддистскую философию Керуака». Самого же Джордана стремятся сделать похожим на одного из его прототипов – Пола Ньюмана, с невозмутимостью, присущей экранным героям Пола, а также шармом неотразимого повесы. Подобный микс из чисто американских штампов и диковинности европейских комиксов либо взорвётся, если его взболтать, либо окажется одним из самых уникальных коктейлей современной индустрии. В любом случае – за этим будет интересно наблюдать.

Чего дождались?

Именно этого и дождались. Хэл Джордан путешествует по Америке пешком, носит все свои пожитки в рюкзаке, дерётся с инопланетными бомжами и пропагандирует свободную любовь. Более того, если пытаться мысленно читать реплики протагониста голосом Пола Ньюмана – картинка складывается просто идеально.

Что касается уникальных концептов – достаточно сказать, что действие одного из выпусков целиком разворачивается внутри кольца силы Джордана, и уникальность места действия полностью отражена в визуальной структуре выпуска, которая помещает самого читателя внутрь этого кольца. Мы уже говорили, что почти вся глава написана в стихотворной форме?

Почему ждали #6: Это погружение в историю персонажа

Но, разумеется – о корнях героя Грант Моррисон точно не забудет. Практически каждый комикс, написанный Моррисоном для DC, был гигантской солянкой из кучи элементов, надерганных из самых разных эпох существования героя, про которого автор писал. «All-Star Superman» является одним большим оммажем на золотой и серебряный век в комиксах про Супермена. «Wonder Woman: Earth One» – возвращение к идеям Уильяма Моултона Марстона, их переизобретение и критика. Во время написания своего эпика о Бэтмене Грант вообще прямо заявил, что относится ко всей истории существования персонажа как к удивительной и безумной жизни одного невероятного человека. Что же будет, когда он доберётся до Фонаря? Даже представить тяжело. Сценарист уже рассказал, что перелопатил кучу комиксов о герое, начиная аж с пятидесятых годов, и планирует возродить старые, забытые, но весьма любопытные концепции из его богатого прошлого.

Чего дождались?

Опять же – все наши ожидания полностью подтвердились. Персонажи из комиксов времён царя Гороха появляются на каждой второй странице, доводя ценителей и знатоков вселенной до полного экстаза. Временами доходит до абсурда – по какой-то причине, важную роль в сюжете может получить персонаж, который десятки лет назад засветился в комиксе про Фонарей на одной панельке. Что ещё интереснее – Моррисон считает уместным ссылаться на это появление в своём рассказе. Ну а кто ему запретит, правильно?

Если вам действительно интересна эта тема, обратите внимание на этот зарубежный материал, в котором ярый фанат Зелёных Фонарей и Гранта Моррисона подробно разбирает каждое такое камео.

В целом, поклонники мифов про Фонаря вполне обоснованно считают, что называть нынешний ран «All-Star Green Lantern» – не просто уместно, а наиболее правильно.

Почему ждали #7: Это первый раз за долгое время, когда вселенная Фонарей может измениться до неузнаваемости

Как ни крути, а не смотря на все заявления Гранта о том, что никаких ивентов галактических масштабов ждать не стоит, верится ему с трудом. На обложке к третьему выпуску Хэл тычет указательным пальцем в лицо мужику, странно напоминающему то ли классическое стереотипное изображение христианского Яхве, то ли классическое стереотипное изображение Алана Мура, если вы видите между ними разницу. А уже в синопсисе к первому выпуску нам обещают, что нечто произошедшее в нём «потрясёт Корпус и мультивселенную».

Но даже если писатель сдержит данное им слово, то всё равно мы окажемся лицом к лицу с одним простым фактом – современных Фонарей практически не существует, за пределами работ Джеффа Джонса. Кто бы ни пытался изменить основополагающие идеи историй про Корпус, все терялись на фоне построенной Джеффом вселенной. Не хватало то ли таланта, то ли писатели были не того калибра. Грант Моррисон точно ни в чём из этого Джонсу не уступает. Его талант доказан, а величина его влияния на индустрию такова, что его работа точно не останется незамеченной. Очень может быть, что на наших с вами глазах будет твориться история Корпуса и всего космоса DC.

Чего дождались?

Действительно – именно это сейчас и происходит. Нынешний «The Green Lantern» не просто меняет Корпус и космос, но и впервые за долгое время демонстрирует читателям весь невероятный потенциал, заложенный в этих мифах. Этого эффекта Моррисону и Шарпу удалось достичь самым простым образом – не делать так, как делал Джонс. Все различные цветовые спектры, все привычные герои второго плана, все галактические потрясения и войны «стенка света на стенку света» были убраны из уравнения, вместе с практически всей типично-супергеройской составляющей. На смену им пришёл сочный сай-фай, философский подтекст, одинокий протагонист-скиталец, приглашённые звёзды в каждом «эпизоде» и злодеи, вроде космических вампиров, живого неба (не поймёте, пока не прочтёте) и упомянутой персонификации «бога».

В какой-то мере, это не только прорыв для Зелёного Фонаря и глоток свежего воздуха в современной комикс-индустрии, но и пинок под зад вообще всем авторам и читателям. Мол – вон, как можно делать, вон, что можно читать, коли желание есть. Впрочем – Моррисон, по собственному признанию, пытается отвесить подобный пинок практически с каждой своей работой.

Почему ждали #8: По своей сути – это графический роман в двенадцати частях

Это, наверно, самый важный пункт из всех. Практически все лучшие комиксы создаются в тандеме художник-писатель, участники которого остаются неизменными на протяжении всей работы над историей. «Хранители» ли, или «Возвращение Тёмного Рыцаря» – все они созданы в слаженном партнёрстве двух творцов. К сожалению, эта практика не так часто встречается в современной индустрии. Однако, как заявляют Шарп и Моррисон, они оба считают, что «The Green Lantern» не окажется тем, что они хотят увидеть, если у серии сменится художник или сценарист в процессе работы. Особенно на этом пункте настаивает Лиам, открыто говоря, что он ненавидит, когда в созданный им мир вторгается другой иллюстратор. То-есть – вся работа над, как минимум, первым сезоном будет выполнена одной командой, без всяких «художников на выпуск» или «кроссоверов внутри линейки», что очень нетипично для онгоинга про персонажа первой величины. Эта обособленность от остальной вселенной DC, по сути, делает «The Green Lantern» чем-то вроде графического романа в двенадцати главах. А это явный показатель серьёзности намерений редакции и творцов.

Чего дождались?

И снова – ожидания попали прямо в яблочко. Не смотря на то, что официального конца рана пока на горизонте не маячит – мы уже получили максимально внятный промежуточный финал. После лимитки «Blackstars» действительно формируется чувство, будто ты только что прочёл законченную историю про невероятное, крышесносное путешествие Хэла Джордана по самой границе реальности, мифологичности, самоопределения и здравомыслия.

Дуэт Гранта с Лиамом работает настолько слаженно и впечатляюще, как он, вероятно, не работал со времён последней коллаборации сценариста с Фрэнком Куайтли. Это настолько удачное сочетание двух мастеров, насколько вообще может быть, занятое работой над тем самым комиксом, который их партнёрству идеально подходит. Учитывая многочисленные параллели с «All-Star Superman», «The Green Lantern» действительно можно назвать точно таким же сериализованным графическим романом.

В общем и целом…

Спустя полтора года с момента публикации оригинальной статьи и старта серии, наш вердикт остаётся неизменным – «The Green Lantern» Гранта Моррисона и Лиама Шарпа представляет собой абсолютный мастрид, который не следует пропускать никому. Если называть одну единственную причину, по которой американской комикс-индустрии нужно немедленно возвращаться с карантина – ей будет этот ран, равных которому в супергеройском отделе на сегодняшний день просто нет. Фонарям стукнул восьмидесятчик, и лучшего партнёра, под ручку с которым они будут встречать этот важнейший праздник, придумать просто не получается.

Обложка Юбилейника

Так что с юбилеем!

А в подарок предлагаем совершенно бесплатно прочесть комикс «Зеленый Фонарь: Тайное Происхождение» от издательства «Азбука» по вот этой ссылке!

Приятного чтения!

Комментарии