Сomic-Con Russia: Три отечественных фильма на границе фансервиса

1 307

Сравнительный анализ презентаций трёх фантастических картин российского производства на Comic Con Russia 2019

Прошедший на этих выходных в столице Комик-Кон принял больше гостей, чем в предыдущие пять лет, что фестиваль проводится в России. В субботу – в день с самой насыщенной программой – очередь в павильон Крокус Экспо временами достигала километра в длину; по слухам, самые отчаянные занимали её уже в пять утра. Пока снаружи выл октябрьский вечер, внутри в тон ему радостно подвывали ошалевшие от счастья фанаты, дорвавшиеся до своих кумиров – пригласив в Москву одновременно Мадса Миккельсена, Тэда Стоунса, Эндрю Скотта и Хидео Кодзиму, организаторы Комик-Кона явно выиграли приз зрительских симпатий в этом году.

Того же хотели бы и российские продюсеры, режиссёры и актёры и, наверное, именно поэтому на субботу же были назначены сразу три презентации отечественных фантастических лент, которые должны выйти на экраны уже в ближайший год.

Циник сказал бы, что эти панели нужны были только для того, чтобы самые расчётливые успели занять место поближе к сцене, прежде чем на неё поднимется очередная зарубежная знаменитость. Более справедливый наблюдатель заметил бы, что три презентации отличались друг от друга, разнилась и обстановка в зале: пробиться в первые ряды, когда сцену заняли представители BUBBLE Studios, было едва ли легче, чем если бы там выступали Миккельсен и Кодзима разом.

Итак, предлагается сравнить увиденное в течение дня на главном гик-фестивале страны с акцентом на то, как воспринимает продукты отечественных киноделов молодой российский зритель.

«Майор Гром: Чумной Доктор»

Кинокомпания: BUBBLE Studios
При поддержке: Яндекс
Премьера:
неизвестно

Первый российский комикс-муви на Комик-Коне почти как недотёпа-студент, что раз за разом приходит сдавать курсовую научному руководителю: как подходит очередной срок, он тут как штык, но время идёт, а его работа все ещё далека от завершения. В 2019 та же ситуация: всё должно было быть готово ещё вчера (в 2018 обещали, что фильм выйдет в прокат в октябре следующего года), но новый режиссёр Олег Трофим взбегает на сцену весь в мыле, прибыв в Москву ночным поездом из Петербурга, где ещё накануне руководил съёмками, и внезапно объявляет о замене исполнителя главной роли.

Изрядно подогретый фестивальными активностями зал не принимается на месте оплакивать русского Арми Хаммера, актёра Александра Горбатова, который исполнил роль Грома в короткометражке, подготовленной в рамках рекламной компании основного фильма два года назад, но некоторая оторопь всё же заметна. Надежды по-прежнему велики, и поклонники BUBBLE настолько хотят увидеть проект наконец реализованным, что быстро оправляются от потрясения и настойчиво просят огласить весь список. Каждое новое имя из актёрского состава встречается одобрительным гулом, а иногда и аплодисментами – высшее выражение признательности, учитывая, что над залом парит лес мобильных телефонов и ручных камер.

Одно имя поклонники жаждут услышать особенно сильно, для него готовятся самые громкие крики, и чувствуется, как внутри толпы растёт напряжение по мере того, как основные персонажи были названы, а актёры выведены на сцену, захватывая даже тех, кто симпатизирует не «Майору Грому» per se, а скорее создателям фильма, поставившим довольно амбициозную задачу и пока демонстрирующим неплохие результаты (ибо невозможно поверить, что море людей, обступившее сцену, состоит из одних только преданных читателей комиксов). Миллиардер, плейбой, филантроп и злой гений по совместительству – кому может не понравиться гибрид Тони Старка и Локи, особенно когда он и выглядит соответствующее? Но только на картинках. Панель BUBBLE неожиданно просела в тот момент, который по всем признакам должен был стать её триумфальным пиком. Сергей Разумовский на фестиваль не явился. Экран за сценой показал лицо молодого человека с фамильными чертами клана Калленов и с совсем не романтической фамилией Горошко. Над головами собравшихся как будто пробежал ветерок, просочившийся с улицы, и остудил горячие головы, оставив в зале только слабый гул. Момент был потерян.

Но что такое один момент в сравнении с общим приёмом? В любом случае «Майор Гром» грянул на весь фестиваль, дал темы для разговоров и, что самое важное, чувство сопричастности к процессу. И дело не только в том, что гости Коми-Кона узнают новости из первых рук и чувствуют свою эксклюзивность как первые, кому показывают – и на ком тестируют, – любые новые материалы, будь то короткометражный фильм, тизер или видео со съёмок. Многие из тех, кто присутствовал в субботу в зале, застали рождение персонажа семь лет назад и своими глазами наблюдали, как с плоскости листа под шелест страниц в реальный мир вышел объёмный, живой человек. И догадываются: случилось это не в последнюю очередь благодаря тому, что кто-то страницами активно шелестел всё это время. Им не нужно лить сладкую патоку в уши и публично гладить по головке: «Это всё благодаря вам, преданные фанаты! Это сделали вы, дорогие читатели!» К счастью, никто этого и не делает. Тем не менее, видно, что усилия по претворению этого проекта в жизнь, двусторонние. BUBBLE, в отличие от Сарика Андреасяна, отвечают на прямой запрос аудитории, которой, видимо, важно выставить на мировую арену массового кинематографа своего бойца. Может, эта шутка и запоздала на полтора года, но ведь истинная правда: Игорь Гром – кандидат от народа. И поддерживать его – это тоже своего рода патриотизм.

«Вторжение»

Кинокомпания: Водород, Art Play Studio
При поддержке: Фонд кино, Mail.Ru Group
Премьера: 1.1.2020

Если бы Комик-Кон был не гик-фестивалем, а рок-концертом, то BUBBLE, конечно же, были бы группой на разогреве: молодые, дерзкие, знакомые только молодёжи. Стараются использовать отведённое им время по полной, но вежливо уступают сцену, как только появляется настоящая звезда. В качестве таковой на нынешнем мероприятии был король отечественной кинофантастики Фёдор Бондарчук, который на сцене Героев представлял блокбастер будущей зимы «Вторжение».

Как известно, короля играет свита, но с такой свитой, как у маэстро, и никаких врагов не надо. Вперёд себя Бондарчук зачем-то послал ведущего Сергея Стиллавина, который сходу заявил, что к фильму Фёдора никакого отношения не имеет, но всё равно пытался заигрывать с молодёжной аудиторией и вымученно шутил про то, что он тоже косплеер (ну если только Харви, причём Джорджа и Вайнштейна разом). Стиллавин продолжит играть роль придворного шута при Бондарчуке и дальше, во время пресс-конференции, где он словесно домогался до исполнительницы главной роли Ирины Старшенбаум и всеми силами старался донести, что видит её на другой панели, а отнюдь не комик-коновской. Ну а чего ещё можно было ожидать от «сексиста года», как представляется Сергей в своём Инстаграме. Похоже, это единственная его на данный момент награда, и та была выдана в 2017 году, так что ничего не остаётся, кроме как поддерживать доброе имя. Непонятно только, почему расходы на это дело взял на себя Бондарчук.

Возвращаясь к презентации в общем зале, трудно забыть непонятную десятилетнюю девочку Лиду, которую вывели на сцену вместе со Старшенбаум, Риналем Мухамметовым и Юрием Борисовым только затем, кажется, чтобы пристыдить за то, что она не знает, как правильно ответить на дурацкий вопрос Стиллавина. Есть подозрение, что это та самая девочка из первого тизера «Притяжения», которая затем не попала в сам фильм, поэтому получила роль в сиквеле. Но та девочка видела, как на неё падает инопланетный корабль, так что вряд ли сильно смутилась бы при встрече с фриковатым мужиком. Загадка, пожалуй, потруднее, чем объяснить, почему под видом страшного эксклюзива собравшимся был продемонстрирован трейлер… который два дня до этого крутили на стенде «Вторжения» в том же самом зале.

Фото by filmpro

Мягко говоря, это был странный выбор видеоряда. Как минимум потому, что всего час спустя журналистам показали интересный и отнюдь не спойлерный ролик со съёмок, который если бы и не перебил эффект от аналогичного видео со съёмочной площадки «Майора Грома», то всё равно произвёл бы впечатление захватывающими дух горными ландшафтами и компьютерной графикой in progress. Как максимум потому, что стенд с инопланетным мотоциклом, который мог оседлать любой желающий, был одним из центров притяжения на фестивале. А значит, не одна сотня прошедших мимо него людей могла лицезреть трейлер месячной давности, поставленный на бесконечный повтор, на мониторе, вделанном в одну из стен.

Фото by filmpro

Может быть, в этом отличие между простыми парнями из Питера и мэтрами. Между последними и публикой всегда незримо встаёт стеклянная стена, которая удерживает от слишком бурного проявления чувств и побуждает к почтительному молчанию в присутствии великих. Но что-то подсказывает, что в абсолютной тишине, в которой режиссёр и актёры покидали сцену после демонстрации трейлера, виновато отнюдь не чрезмерное уважение.

«Вратарь галактики»

Кинокомпания: СТВ, Бонанза Студио, Kinodanz
При поддержке:
Фонд кино
Премьера:
27.8.2020

Мало кто знает, что наряду с ежегодными отчётами Артёма Габрелянова у нашего Комик-Кона есть не менее долгоиграющая традиция, а вернее старая, как сам московский фестиваль – из года в год представлять зрителям «Вратаря галактики». В эту эпопею режиссёр Джаник Файзиев («Турецкий гамбит», «Легенда о Коловрате») ввязался аж в 2014 году, пообещав Минкульту создать фантастическую картину за 600 миллионов рублей. В настоящий момент расходы на фильм приближаются к миллиардной отметке и уже превысили бюджет того же «Вторжения» при том, что Бондарчук нанял оскароносного звукомонтажёра, а Файзиев – своих друзей. По некоторой информации, премьера ленты переносилась уже 9(!) раз, но посетители нынешнего Комик-Кона, возможно, стали свидетелями исторического события: режиссёр клятвенно заверил, что его переношенное детище выйдет в прокат в конце следующего лета. Похоже, этому «Вратарю» никак не забить без дополнительного времени.

Если вы увидите большой размер картинки, вы поблагодарите нас за то, что мы спрятали графон за шакалами

Панель «Вратаря галактики» была тем классическим случаем, когда презентеры выходят на сцену и сталкиваются с напряженными взглядами нескольких десятков человек, которые собрались тут единственно для того, чтобы забить себе место в первых рядах перед визитом западного гостя. Они в принципе готовы выслушать что и кого угодно, если это даст гарантию, что через полчаса они увидят Мадса Миккельсена во всей красе без бинокля и помощи огромного экрана. Но это отнюдь не означает, что они будут проявлять хоть малейший интерес к тому, что происходит до этого. Собственно, так и случилось: ведущий активно пытался вызвать у аудитории хоть какие-то эмоции, понукая её аплодировать и гикать, чего все активно не хотели делать даже после показа нового трейлера (а кто вообще видел старый?). То ли берегли силы, то ли кислотными цветами и шрифтом из «Стражей галактики» действительно трудно впечатлить кого-то старше шести.

Может быть, Файзиев не тот человек, которому стоило переснимать «Космофутбол» с живыми актёрами, но надо признать, что аудиторию он читает отлично. После того, как неосторожно брошенная им фраза про то, как он «своими руками мазал исполнителя главной роли кремами и мазями», была проинтерпретирована залом весьма однозначным образом – а именно послышался долгожданный одобрительный гул вперемешку, правда, с нервными смешками, – он понял, что на самом деле нужно этим фуриям в трогательных веночках, которые по примеру своего кумира готовы сожрать слишком надоедливых вещателей с потрохами. И не моргнув глазом приказал: «Женя, раздевайся!»

Фото by worldpodium

Не верится, что это был спланированный акт. Ну не рекламируют семейный фильм, на который, как ожидается, будут толпами ходить школьники в первую неделю учёбы, при помощи импровизированного стриптиза. Впрочем, такую фигуру, как у Евгения Романцова, действительно грех не показать лишний раз, что только подтвердили взметнувшиеся вверх в едином порыве руки с телефонами. Снимали, видимо, для личного пользования – и спустя неделю в соцсетях можно найти не так много свидетельств неслыханной акции. Но гораздо приятнее, чем его внешность, оказались слова Романцова: замечания о превосходной форме плавно вывели на тему его работы в Гоголь-центре (бог знает что, представляли себе девочки на словах про «физический театр»), а оттуда – на Кирилла Серебренникова, которого актёр помянул добрым словом. Это тоже не похоже на запланированную речь, во всяком случае точно не то, что ожидаешь услышать во время промо-кампании фильма, где в футбол играют ядерной бомбой, но Евгений этим, пожалуй, спас в остальном провальную презентацию.

А Файзиеву стоит ещё поучиться тому, как грамотно эпатировать потенциальных зрителей. Раздеть актёра – хорошо, торжественно заявить: «Обещаю вам: мы ничего не просрали!» – плохо. Ибо сценарий всё ещё писался дюжиной совершенно разных людей, включая студентов самого Файзиева и пару его друзей-сценаристов из Штатов, злодейка по-прежнему вылитая азари из «Mass Effect» (даже обидно ради этого мучить актрису гримом по семь часов), а общее впечатление от увиденного – что-то среднее между «Землёй будущего» и «Изломом времени». А оба фильма, даром что снимал Disney, не снискали ни любви, ни денег что за океаном, что в России. Ну а уж участие во всей этой заварушке пресловутого Kinodanz вообще не сулит ничего хорошего, кроме рекордных просмотров у небезызвестного блогера.

***

Выводы напрашиваются сами: зрители активно показывают, за что они готовы платить, а на что пришли посмотреть только потому, что в других местах ещё хуже или обстоятельства вынудили. «Майор Гром» примечателен уже тем, что в наши непростые времена заставил людей болеть не за кого-то, а за полицейского. Бондарчук слишком Мистерио и единственный, кто не смог не то что в фансервис, а даже в сколько-нибудь интересный материал. «Вратарю галактики», скорее всего, летом забьют мёртвый мяч, но выступавших хочется похвалить хотя бы за находчивость. А главное, всё вместе это всё ещё лучше, чем «Т-34» и «Только не они», которыми пытался покорить наших гиков Комик-Кон год назад.

Комментарии