«Shaman King»: трудности адаптации

9 419

Такой разный Король Шаманов.

Весь мир страдает от очередных сюрпризов 2020 года, фильмы откладывают, игры переносят, актёры набирают политические баллы, а сериалы теряют целые эпизоды. Во всём этом хаосе аниме-индустрия держится молодцом. Вирус задел и её, но обошлось всё переносом некоторых крупных аниме, да остановкой регулярных сериалов. Зато год был богат на неожиданные анонсы, поразившие сердца особенно закоренелых анимешников, ведь в следующем году возвращается сразу 2 шоу нашего детства – «Блич» и «Шаман Кинг». Сегодня поговорим о втором.

«Шаман Кинг» — манга за авторством Хироюки Такей. Ещё будучи школьником, Такей заинтересовался сёнэн мангой, а в индустрию попал уже после того, как ему исполнилось 20 лет. Свой путь мангаки он начинал в качестве ассистента Сакуры Тамакичи. Сам Тамакичи на мировом рынке манги каким-либо большим хитом не запомнился (зато рисовал Super Mario Adventures). Чуть позже Хироюки попал в ассистенты к Нобухиро Ватсуки, где они вместе работали над популярной мангой «Rurouni Kenshin». Также, одним из молодых ассистентов там работал некий Эйичиро Ода. Спустя несколько лет он выпустит мангу под названием «One Piece».

Такей проводил много времени на рабочем месте (которое находилось в минуте ходьбы от его дома) и постоянно оставался после рабочих часов, чтобы вместе с коллегами обсуждать мангу и рисовать персонажей. Все они хотели создать нечто такое, чего никто не делал. Для Оды это были пираты, Такей сначала выбрал тематики буддистских статуй, что вылилось в его первую крупную работу – Butsu Zone.

Манга выдалась короткой и содержит всего 19 глав. Первая работа Такея содержит восточные религиозные темы, и стала своеобразной пробой пера для главного творения его жизни – манги «Шаман Кинг». Идея создать мангу про шаманов, использующих духов в качестве оружия, пришла к нему внезапно, и стала некой натуральной трансформацией его первой работы. Такей неоднократно говорил, что вдохновлялся такими произведениями, как «JoJo’s Bizzare Adventure» и «Baoh», что явно прослеживается в этой манге.

Кстати, прототип персонажа Анны изначально появился именно в Butsu Zone:

«Шаман Кинг» рассказывает о нашем мире, населённом шаманами, могучими проводниками умерших, исполняющих разнообразные роли по всему миру: целители, религиозные служители, медиумы, предсказатели. Шаманы появились давным-давно и управляют нашим миром за его кулисами, главную роль исполняет Король Шаманов. Именно за этот титул сражаются главные герои.

Протагонист – Йо Асакура, потомок древнего рода шаманов, судьбу которого стать Королем Шаманов определили в глубоком детстве. Сам он от этого не в восторге. Как говорил Такей, создавать Йо было очень сложно, потому что необходимо было следовать определённым требованиям журнала Shonen Jump, тогда как персонаж не вливался в рамки стандартного сёнэн-протагониста. Йо не является избранным, он не находил никаких древних артефактов, не встречался с какими-нибудь божественными сущностями, Йо это просто Йо, что и делает персонажа таким выдающимся. Его позитивный взгляд на мир не отдаёт оптимистичным слабоумием большинства протагонистов, он только кажется незрелым и ленивым, на самом деле персонаж Йо невероятно зрел для своих лет и в своё время был крайне приятной передышкой от однообразных главных героев. Вступив в Турнир Шаманов, Йо находит много друзей и врагов, границы между которыми периодически стирает, объединяясь с недругами и сражаясь с бывшими друзьями. Главной его целью становится не заработать титул Короля, а спасти своего брата-близнеца, вставшего на путь ненависти – Хао Асакуру, ключевого антагониста манги.

Отношения Хао и Йо – одно из ключевых отличий манги от аниме, полностью меняющее стиль и исход повествования. Тогда как в манге Хао – трагический, можно сказать шекспировский злодей, в аниме его свели до злодея уровня плохой бондианы. Вся его мотивация, черты характера и цели были полностью перечеркнуты в угоду создания банального аниме-антагониста. Хао практически никак не взаимодействует с Йо на ранних страницах манги, он для него всего лишь очередная безликая пешка на пути к становлению Королем (на что у него есть свои, совершенно отличающиеся от аниме причины). В аниме же Хао внимательно следит за прогрессом Йо, периодически ему угрожает, бесчувственно убивает своих подчиненных и демонстрирует здоровый уровень садизма. А цель его банальнее некуда – стать Королём и поработить мир. Отсюда мы и начнём сравнение двух совершенно разных понятий – манга «Шаман Кинг» и её аниме-адаптация.

ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ К МАНГЕ И АНИМЕ «ШАМАН КИНГ».

Публикация манги стартовала в 1998 году, аниме за производством студии Xebec началось в 2001. Режиссёром адаптации выступил Сейджи Мизушима, до этого работавший над гандэм-сериалами (включая великий Neon Genesis: Evangelion). Собственно, поздние серии очень чётко демонстрируют эту черту режиссёра. Абсолютно все ключевые персонажи к финалу сериала превращают своих духов в огромных меха-подобных существ. В манге таким образом сражались единицы.

Финальные формы наших героев в аниме
И в манге

Почему же это произошло? Почему из глубоко религиозной, затрагивающей экологические темы, духовной тематики повествование перескочило в сражения больших «роботов»? Аниме «Шаман Кинг» выходило в одно время с мангой, Такей банально не успевал писать историю и был сосредоточен на создании манги, так что не принимал участия в дальнейшем производстве аниме. Студия решила не ждать работы автора, и пошла своим путём. Если не учитывать огромное количество мелких изменений, аниме следует сюжету манги примерно до 24 эпизода. После этого история принимает совершенно другой оборот, и возвращается к сюжетным элементам из манги совсем уж редко. Тогда как в манге история принимает все более и более мрачные обороты, аниме становится на один уровень с американскими мультфильмами.

Проникновенная история Хорохоро о единении с природой в аниме превращается в странный сюжет про индейцев, а про предысторию Короро забывают вовсе

Больше других основных персонажей (хотя там все отметились) пострадал, пожалуй, Чоколав. Его трагическую историю забыли вовсе (слишком мрачная для детского мультика, наверное), а его трансформация из клоуна в самого сильного члена команды в аниме так и не произошла.

Из сложной истории конфликтных персонажей, каждый из которых имеет свои цели и мотивацию, «Шаман Кинг» превратился в мультфильм о дружбе и большом плохом парне, которого надо победить. Возможно, авторы аниме пытались работать на более широкую аудиторию, может они просто не осознавали, в каком направлении двинется история. Каждый персонаж Такея должен был олицетворять свой регион, свои идеалы, свою философию. Финальный посыл в итоге и вовсе стал таковым – сражения не ответ. В любом случае, изменения в основной сюжет были внесены еще тогда, когда материала в первоисточнике хватало, так что можно предположить, что план на аниме всегда был таков. Ну а финал аниме-сериала совсем уж противоречит самой идее оригинального произведения.

Для более наглядного сравнения, вот как выглядит манга в более поздних этапах основной истории:

А вот так, аниме:

Но это все ладно. Подойдем к главному, каким «Шаман Кинг» запомнился российскому зрителю. Это ведь было одним из немногих аниме, ставших среди детей по-настоящему популярным. Все благодаря телеканалу Jetix, транслирующему «Шаман Кинг» на ровне с «Наруто». Хотя я лично застал когда-то на «СТС».

Российская версия — это немного другой зверь. До нас аниме дошло в том виде, каким его сделали американцы. 4Kids Entertainment приобрели права на показ аниме, но показывать его в оригинале с субтитрами для детей никто, конечно же, не стал. Компания не только переозвучивал сериал, но и внесла определенные изменения. Их можно понять сразу же, как только включаешь первую серию. Диалоги приобрели совершенно иной вид, от прежнего юмора там мало чего осталось, японские шутки посчитали для западных детей слишком своеобразными, поэтому заменили их на собственные приколы. Также были изменены имена персонажей, Манта стал Мортимером, Рен почему-то Леном, Хорохоро – Треем, а Хао – Зиком. Все японские надписи были стёрты, что даже создало комичную ситуацию в 6 серии, когда Тао Джун меняет одну пустую печать на другую пустую печать, что почему-то производит какой-то эффект. А вот в оригинале видно, что надписи на талисманах разные.

Помимо измененных диалогов, имён и надписей (не говоря уж о таких мелочах, как голоса персонажей, которые в нашей версии многим совсем не подходят), версия 4Kids отличается ещё большим уровнем цензуры. Если манга у нас 18+, а аниме имеет PG-13, то американскую версию явно делали с прицелом на 6+ рейтинг. Примеров крайне много, вот некоторые из них:

Ну и просто для проформы, вот так Фауст обошёлся с Мантой в манге, по сравнению с аниме:

Как видите, цензура наполняет аниме-адаптацию «Шаман Кинг» уже с первых серий, ну а то, что произошло с сериалом дальше – просто трагедия. И если рассматривать это аниме, как обособленный мультсериал для детей, про дружбу, крутых шаманов и плохих дядек, то он просто замечательный. Но рядом с глубиной и жестокостью оригинала, аниме не стоит даже близко.

Хотя все же был у американской версии один жирный плюс. Оригинальный опенинг аниме ничем не выделяется, это вполне себе стандартный опенинг для аниме ранних 00-х. А вот открывающая композиция версии 4Kids вызывает мурашки до сих пор:

А русская версия уделывает даже оригинал:

Нельзя называть мангу «Шаман Кинг» шедевром, в ней есть свои огрехи. Такей в один момент загоняет себя в популярный для авторов сёнэн угол, откуда ему приходится банальным образом выбираться. Потолки силы, уровни силы, финальные формы, совсем уж финальные формы. Автор никак не мог выбрать между оригинальностью своего произведения, и необходимыми для выживания штампами боевых сёнэнов. Ни к чему хорошему это, конечно, не привело.

Манга была грубо прервана в 2004 году, что не дало автору даже закончить историю подобающим образом. Сам Такей говорил о том, что падение популярности его манги стало для него хорошей новостью, так как он никогда не был готов стать мейнстрим автором сёнэн-манги, наподобие своего друга и его «One Piece». В 2008 году «Шаман Кинг» был переиздан с дополнительными главами, и долгожданной концовкой истории. Позже было запущено продолжение «Shaman King: Flowers», главным героем в котором выступал сын Йо и Анны – Асакура Хана. С 2018 года выходит продолжение Flowers под названием «Shaman King: Super Star». На протяжении многих лет фанаты ждали новой адаптации манги, которая была бы верна первоисточнику. Много лет Такей не мог договориться со студиями о перезапуске. И все же это случилось.

Ждём адаптацию 2021 года и надеемся, что они смогут перенести мангу на экраны подобающим образом.

Комментарии