Сериалы Недели. #162: 13-ый сезон сериала «Доктор Кто»

3 072

Чертова дюжина для Доктора Кто. Осторожно, спойлеры!

«Поток» собирался стать самым масштабным сезоном Криса Чибнелла. И самым концептуальным после его дебютного сезона, перед выходом которого с помпой было оглашено “у нас на этот раз будут только новые монстры, мы не станем выезжать на переработанном материале”. А также после сезона, идущего вслед за дебютным, в котором шоураннер дал резкие 180 градусов и использовал преимущественно тот самый переработанный материал и до кучи залез в прошлое Доктора. Тем самым буквально наплодив тонну невиданных ранее сущностей, которые отягощают и без того не самую компактную мифологию франшизы. В общем, с самого начала шоураннерство Чибнелла описывалось одним аккуратным словом — “амбициозное”

В этом отношении «Поток» — не только самый масштабный сезон Чибнелла, но и самый амбициозный. Задачу он перед собой поставил непростую, ту, с которой едва-едва справился старый «Доктор Кто» во времена трансляции «Суда над Повелителем Времени» с Шестым Доктором — рассказать одну большую историю, последовательно проходящую сквозь все эпизоды сезона. При этом в довольно бодром темпе нужно было не только снабдить все 6 эпизодов сквозной сюжетной линией, объединяющей вроде бы разрозненные приключения, но и не забыть о возведённых ранее тайнах. Что такое «Дивизия»? Откуда на самом деле Доктор и кто она вообще такая? Чего ещё мы (и протагонист) не знаем?

Но слово “амбициозное” само по себе — плохой дескриптор. Оно лишь оценивает замах, но не описывает насколько удачным получился удар. Более того, амбициозность — это дополнительный слой, усиливающий получившийся эффект от успеха/провала. Или, если проще: “чем больше шкаф, тем громче он падает”. «Поток» — это уже третий такой шкаф Чибнелла. И если от падения второго аж уши закладывало насколько звонко он побил всё самое ценное, что в нём теоретически могло находиться, то падение третьего шкафа — зрелище абсолютно жалкое с какой стороны ни посмотри.

Помните «Остаться в живых»? Главной движущей силой, которая подсаживала зрителя на хайп и побуждала смотреть сериал до упора, был сценарный приём “коробка с секретом”. Джей Джей Абрамс с его помощью объяснял, как он видит пример хорошего повествования завязанного на тайнах: надо просто оставить людей посередине непонятной истории и подкидывать всё новые загадки, чтобы было интересно. «Поток» — это сезон, целиком построенный вокруг коробки с секретом. 

Что вообще это за Поток такой, разрушающий законы вселенной? Наверняка важная штука, раз она была вынесена в подзаголовок всего сезона. А кто такие Лазурь и Рой? Выглядят как важные антагонисты, вроде даже сражались против Доктора буквально с незапамятных времён. Что там, в конце концов, с Дивизией и Вечным Дитя? Почему нам постоянно показывают какого-то мужика из 19 века, который вечно появляется там, где его быть не должно? И что, чёрт побери, такое происходит с ТАРДИС? Она вся в какой-то чёрной слизи, даёт сбой за сбоем и отказывается нормально функционировать. Все эти большие тайны, вдобавок к миллиарду вопросов поменьше, Чибнелл продолжает класть в коробку, и к концу сезона она ломится под весом помещённых в неё загадок. А должной разрядки просто не находится, все ответы оказываются либо пустышкой, либо вызывают запредельное возмущение тем, что зрителя целых шесть недель водили за нос ради глупой банальности.

Слово главреду

Крису Чибнеллу в каком-то смысле удалось повторить одну из фишек Стивена Моффата: пространственно-временную закрученность сюжета. Поток цепляется за антагонистов сезона, имеет отношение к Дивизии, к Дивизии также имеют отношение внезапно появившиеся старые друзья и враги Доктора, а та в свою очередь уже долгое время разыскивает любую ниточку, которая может привести её к тайне потерянных жизней. Вроде звучит складно, однако там, где Стивен Моффат закручивал историю и связывал одно с другим, а другое с третьим, а третье со всем предыдущим — подача истории всё ещё оставалась чёткой и внятной. Для того, чтобы въехать в завязку «Потока» желательно посмотреть первую серию хотя бы дважды: первый раз чтобы получить сенсорную перегрузку от сумбурного монтажа сцен и невнятной презентации сюжетных линий, а второй раз чтобы это всё осмыслить. И эти проблемы преследуют практически весь сезон от начала и до конца: монтаж — чудовищно рваный и по-плохому “клиповый”, а подачу сцен можно без излишнего юродства описать как “происходит событие А, потом происходит событие Б, потом происходит событие В, и так повторять до формального завершения эпизода/сюжета”. 

Молодой Чибнелл в своей критике сериала преуспел настолько, что она пронзает время — все эти слова актуальны и для его последнего сезона.

Совсем беспомощным «Поток» становится в своём завершающем эпизоде: 

  • Спутники окончательно отъехали на задний план и исполняют роль мебели;
  • Главная проблема сезона побеждена при помощи предельно ленивой deus ex machina;
  • Вообще все антагонисты оказались лишь простыми шалопаями, которым весело наблюдать как раз за разом сгорает мир;
  • Дивизия — типичная всемогущая организация, тайно направляющая развитие вселенной и внезапно решившая от неё (вселенной) избавиться при помощи Потока; а ещё, судя по всему, эту всемогущую организацию умудрились слить в утиль два мимопроходимца;

Однако самая главная жертва здесь — сама Доктор. Характеризация персонажа у Чибнелла и раньше хромала на обе ноги, но здесь, например вполне спокойно можно пронаблюдать сцену, в которой Доктор в пределах пары минут понтуется своей “Докторскостью” и тут же истерит на тему “ах какая у меня могла бы быть жизнь, если бы не ваша Дивизия!”. Добавьте к этому чуть ли не буквальное цитирование супергеройских сериалов с The CW, ведь “она могла бы быть кем-то другим/чем-то другим”, если бы не злые-презлые повелители времени — и получите эпизод, способный вогнать в прединсультное состояние. 

Диалог сразу после просмотра того эпизода

Более того, в финале сезона Доктор допускает аж три геноцида подряд. Доктор, будучи в курсе планов сонтаранцев (распылить в Потоке последний флот киберлюдей и далеков), позволяет им их осуществить, а затем сама же полирует это ещё одним геноцидом сверху. В этот раз — под раздачу попадают сами картофелеголовые. Вопрос “пацифизма” самого Доктора остро стоит ребром ещё с олдскула, и ньюскульные сезоны привнесли в него новые грани, но вот уже долгое время частью этоса персонажа является показушное жизнелюбие и раскаяние за Войну Времени во время которой Доктору пришлось уничтожить как свой народ, так и далеков, чтобы остальные могли выжить. Угрызения совести преследовали что Доктора Экклстона, что Теннанта, что Смитта и даже Капальди всё это так или иначе затронуло. Доктор Джоди Уиттакер уже который сезон к ряду с лёгкой руки совершает или пособствует совершению геноцида, а главное — это не выглядит как “фишка” или очевидно противоречивая черта персонажа (как манипуляции Седьмого), которую шоураннер как-то готов адресовывать. 

Что самое смешное — любая мнимая ценность подобных финтов (мы полностью вычистили сонтаранцев/киберлюдей/далеков из сериала) списывается в ноль тем, что уже следующий новогодний эпизод традиционно будет посвящён… далекам. Не говоря уже о том, что франшиза и раньше успешно выкручивалась из подобных ситуаций.

После такого уже даже неловко вспоминать, что сюжетная линия с поисками знаний о прошлых жизнях Доктора никуда не приводит: она получает часы с памятью, в любой момент может ими воспользоваться и ей ничто не помешает, но просто решает выкинуть их в недра ТАРДИС. Да и с самой ТАРДИС неожиданно всё оказывается хорошо: весь сезон она задыхалась от чёрной слизи и регулярно давала сбой? Забудьте словно этого и не было. И так можно описать весь сезон: его история полна шума, ярости и громогласных слов, а смысла и значимости она лишена.

***

Вселенная «Доктора Кто» после Потока выглядит как руины, выжженная земля. Пустошь, скукожившаяся до смехотворных размеров. И это на каком-то причудливом мета-уровне идеально отражает всё то, что в данный момент происходит с самим сериалом. В «Потоке» нет ни одной рабочей или хотя бы компетентной сюжетной линии (кроме неплохого эпизода про Плачущих Ангелов), нет внятных персонажей, нет вообще ничего, за что можно было бы зацепиться. Даже кажущееся поначалу приятным камео относительно старого персонажа оказалось настолько же мимолётным, как и присутствие Джека Харкнесса в предыдущем сезоне. Всё, что могло пойти не так — пошло не так. Единственная причина по которой этот сезон не вызывает ещё большего разочарования — изначальное отсутствие любых позитивных ожиданий от него. 

Однажды Крис Чибнелл пожаловался на то, что «Доктор Кто» не испытывает зрителя, что шоу застряло в самоповторах и пустопорожней беготне по коридорам. И ведь нельзя не отдать Крису должное: он справился как минимум с тем, чтобы сделать просмотр сериала тем ещё испытанием.

P.S. Посмотрите видео, в котором шоураннер и актеры объясняют свой же сюжет:

Комментарии