Сериалы Недели. #158: «ВандаВижн»

2 902

Обсуждаем первый сериал Marvel для Disney+.

Евгений Китляев

Ну что ж, Marvel снова в наших жизнях. Весь 2020 год титан индустрии сидел на запасной скамейке, и вот наконец вернулся в игру. Громко. С размахом. Но не без проблем.

«ВандаВижн» — очень любопытный сериал. И пока впечатления от просмотра свежи, очень сложно сказать, подвел ли он сам себя, либо просто не справился с огромными фанатскими ожиданиями. Потому что Киновселенная Мarvel уже достигла своего апогея, «Мститеи: Финал» был самым масштабным событием в кино 2019 года, грандиозная Сага Бесконечности подошла к концу, но что же дальше? Сейчас это будет ключевой проблемой любого грядущего фильма или теперь уж сериала Marvel Studios — высокая планка. Честно говоря, фильмы Marvel вряд ли когда-нибудь уже смогут достигнуть тех высот фанатского восторга, которые вызвали «Война Бесконечности» и «Финал». И эту мысль должны четко понимать все фанаты студии. Потому что именно наши собственные ожидания могут разрушить впечатление от сериала.

Потому что «ВандаВижн» совсем не об этом. Это не промежуточный шаг между «Финалом» и вторым «Доктором Стрэнджем», это обособленная глава в масштабной вселенной. Это личное путешествие Ванды, её испытание и её история. И к этому аспекту сериала не возникает никаких вопросов, Элизабет Олсен не только прекрасно выглядит в образе, но и наконец получает достаточно экранного времени для полного раскрытия своего персонажа.

Это настолько прекрасно, что у меня просто слов нет.

Мы узнаем, как Ванда справляется с потерей Вижна, видим зачатки их отношений, её расширенную предысторию. Наконец получаем весь потенциал её возможностей на экране, более не ограничивающийся красными огоньками и телекинезом. И смотрим на первую, полноценную историю о любви в производстве Marvel Studios. Потому что студия почему-то никогда не придаёт этому аспекту нужного внимания, все романтические отношения героев остаются за кадром, или становятся инструментом для юмора. Даже Стив и Пегги за все 23 фильма получили может быть 10 минут сцен, сосредоточенных на их отношениях. Здесь же Олсен дают побыть на экране с Беттани и просто показать нам, как хорошо работают их отношения на экране. И какую боль испытывает Ванда, на что в основных фильмах времени, по понятным причинам, не было. И да, из-за этого её персонажу приходится делать кувырок от «я смирилась с его уходом» до «я сошла с ума», но видимо и Marvel не могут продумать все наперёд.

Несмотря на это, именно Олсен и Беттани – главное преимущество «ВандаВижн». Актёры с радостью отыгрывают счастливую семейную парочку, убедительно показывают трещину в отношениях и трепетно прощаются на экране. А Вижн в очередной раз получает лучшие цитаты. Но несмотря на старания двух актёров, у сериала прослеживаются проблемы в самой концепции. Мы давно знали, что каждая серия будет отдавать дань одной эпохе американских ситкомов. Но несмотря на забавную идею, создатели редко доводят дело до ума. Единственная ситком-серия, по-настоящему грамотно использующая приёмы своей эпохи – седьмой эпизод, вдохновлённый «Офисом» и «Американской семейкой». Здесь действительно есть над чем посмеяться и сериал наконец напоминает настоящую комедию, а не пародию на таковую. В остальном же…

Есть, правда, персонаж, хорошо работающий в каждой эпохе. Это, конечно, Агата. Кэтрин Ханн – ветеран комедийного жанра, и при каждом появлении на экране забирает всё внимание. Ну и как можно забыть Agatha All Along. По большему счёту, второстепенные персонажи хорошо вписываются в историю. И Дарси (получившая за 8 лет отсутствия в MCU докторскую), и агент Джимми Ву отлично подходят сериалу, вдохновлённому ситкомами, ведь в предыдущих фильмах они выполняли роль комедийной отдышки. Хотелось бы, чтобы по итогу их роль в истории свелась к чему-то большему, но получили что получили. Зато ключевую роль получила Моника Рэмбо, но у меня этот персонаж никаких эмоций не вызвал. Может, получше покажет себя в грядущих фильмах. У «ВандаВижн» вообще сильная проблема с второстепенными персонажами и историями. Главная сюжетная линия эмоциональной травмы Ванды и её связи с Вижном выполнена прекрасно, но всё остальное оставляет желать лучшего. На сцене «суда ведьм» хотелось пробить себе лоб, вся сюжетная линия Хэйворда просто бесполезна, а его последующее превращение в мультяшного злодея, стреляющего в детей и соратников, просто до смешного безвкусно.

Ну и финальный эпизод. «ВандаВижн» не справилась с ожиданиями фанатов и теоретиков, но это их проблемы. К нему и без этого есть претензии. Множество сюжетных линий необходимо было закрыть за один эпизод, и справились, как обычно, только с центральной. Бой двух Вижнов визуально впечатляет, а итоговая победа ФАКТАМИ и ЛОГИКОЙ весьма хороша, но вот столкновение Алой Ведьмы и Агаты Харкнес крайне разочаровало. Marvel вернулись к худшим своим традициям, запустив огромный луч энергии в небо, и полностью забыв о новых способах применения сил Ванды. В итоге новоявленная Алая Ведьма просто летает и стреляет красной энергией в противника. Честно, ждал чего-то ближе к битве Стрэнджа и Таноса. Бюджета у Marvel хватает, у них желания нет. Визуально сериал просто безупречен, но финальная битва до боли безыдейна. А затем «ВандаВижн» просто заканчивается. Да, опять же, эмоциональное прощание семьи не вызывает упрёков. И дети, получившие свой «не смотри на цветы» момент, и Вижн, обволакивающим голосом Беттани простившийся с Вандой и зрителем. Но оставшиеся сюжетные линии просто оборвались. Хэйвард был злой, потому что злой. Пьетро – просто мужик, потому что просто мужик. Белый Вижн просто свалил. Линия со злодеяниями Ванды, красной нитью провисевшая все 8 серий, просто завершилась хмурыми взглядами жертв и понимающей улыбкой Моники. «Да, ты совершила преступления против населения целого городка, но ты ж переживаешь, тебе можно. Пока, подруга». Чего?..

В общем и целом, история ощущается местами недосказанной. «ВандаВижн» — хорошая история про Ванду и Вижна, но все оставшиеся аспекты могли быть куда лучше. А в завершение мини заметки:

  • Постоянная игра с соотношением сторон картинки очень порадовала.
  • Рекламы посреди эпизодов, как правило, очень хороши.
  • Дайте мне сериал про Джимми и Дарси в стиле «Секретных Материалов».
  • Общий уровень производства сериала крайне радует. 4 и 8 серия запросто могли быть просто отрывками фильма Marvel Studios.
  • Создатели буквально поводили «Боунером» по губам всех теоретиков.

Антон Бордуков

«ВандаВижн», в общем-то, это нормальный эпизод большого глобального MCU’шного сериала. Ни добавить, ни убавить: совершенно “средний по палате” киноаттракцион, в кульминации которого две ведьмы кидаются друг в друга цветными энергетическими шариками, а Вижн бьёт своего оппонента о землю и летает.

Пик креативности сериала пришёлся на воссоздание старых (и не только) ситкомов и игру с форматом экрана — это всё, наверное, лучшая часть марвеловского дебюта на Disney+. Причём воссоздание настолько дотошное, что производственный процесс пытался честно имитировать аналогичный из 50-х/60-х. Понты, конечно, но прикольные и в рамках большого Марвеловского сериала — оригинальные.

А вот всё остальное, что происходит вне зачарованного городка выглядит так, будто им занимались не просыпаясь: есть хорошие по типажу актёры, которые занимаются настолько неизобретательной унылой “канцелярщиной” и “полевыми делами”, что какие-нибудь «Агенты Щ.И.Та» постеснялись бы такое демонстрировать. Ориджин Моники Рамбо — неиронично приятный, но ей будто бы совсем нечего делать в рамках повествования. Расколдовать “Пьетро” (кто-то правда думал, что это не просто “остроумное” камео?) могли бы и без неё, но она хотя бы убрала лишнюю враждебную фигуру с доски, а спасение детей Ванды, которые не только “ненастоящие”, но и умеют быстро бегать и останавливать пули силой мысли — слишком мелочно для необходимости её участия во всей этой ситуации. 

Вообще есть претензии и к тому, на что сериал старается обратить повышенное внимание: травме и скорби Ванды. Олсен и Беттани просто превосходно выглядят в кадре и замечательно друг от друга играют, этого не отнять и их дуэт — вообще главное, что тут есть из позитивного. Беда в том, что вся любовь Ванды к Вижну, вся её скорбь от утраты — не оправдывает её действий, не оправдывает то, сколько боли она причинила окружающим во время своей крайне специфичной “семейной терапии”. И финал вроде бы выводит на позицию “она преодолела проблемы и ей стало лучше”, но это выглядит чрезмерно неубедительно. Особенно на фоне того, что она несколько раз за сериал показывала осведомлённость о своих действиях. В те моменты, когда шоу не решало внезапно сорваться на заигрывания с “ненадёжным рассказчиком” и заявлять обратное. 

А самое главное здесь то, что, в общем-то, сериал получился каким-то необязательным. Уж сколько было сказано прессе слов о важности «ВандаВижн», о том как этот сериал станет кирпичиком и связующим звеном с сиквелом “Доктора Стрэнджа” — а в итоге разброс между произведениями настолько большой, что прямой важности одного для другого как-то и вроде бы не наблюдается. Каст наперебой твердил “ой, вот вы увидите ТУ САМУЮ СЦЕНУ и офигеете”, “а вот когда вы узнаете, кто был тем самым инженером, которого мы постоянно тизерили”, но в общем-то из этого сработал только шутливый байт Беттани об актёре, с которым ему давно хотелось поработать.

Нормальный сериал, нормальное MCU, типичные проблемы, типичные достоинства. Если хотите хорошего сериального майндфака, основанного на комиксах — посмотрите «Легион», он в сто раз изобретательнее, концептуальнее и закрученнее. А главное — самостоятелен и не пытается быть “ещё одной серией сериала”, которую в принципе можно было бы и пропустить.

Евгений Клещ

«Есть ли жизнь после Третьей Фазы?» — вопрос, который задавали себе все, кто хоть как-то следил на проектом мечты Кевина Файги. 

Хватит ли у них яичек сделать сериалы полноценной частью таймлайна — второй вопрос, который задавали себе все, кто смотрел презентацию с десятком анонсов. Всё-таки до нынешнего года MCU оставалась замкнутой системой, в которую мог влиться любой, кто отсмотрел внушительный уже список фильмов. 

И ответ очень простой. Вспомните инициативу Marvel One-shots, в которой было несколько короткометражек для самых фанатов, которые можно запросто пропустить. Поздравляем! Теперь у нас есть такие же короткометражки в формате полноценных сериалов. 

«ВандаВижн» выглядел слишком идеально, чтобы оправдать ожидания. По факту первые три эпизода вообще не нужны ни сюжету, ни повествованию, а лишь тратят время на пустые отсылки. Четвёртый вообще пересказывает первые три. Появление одного актера выглядит прямым плевком во влажные мечты всех фанатов, а главный злодей сериала — очередное отражение героя, безумно интересно. Даже от изначальной концепции мира внутри сериалов не остаётся ничего, это никак не обыгрывается в решающей схватке. Сделайте вы интересный бой, протащите Ванду по разным сеттингам, как было в, прости Господи, «Торе 2». 

Диснею нужен контент для сервиса — мы его получили. Точка. Самое интересное, креативное и необычное по-прежнему пойдёт в кинотеатры.

Лилия Морошкина

Сериал оставил у меня странное впечатление.
С одной стороны, задумка «1 серия — 1 ситком» достаточно интересная. Первые серии полны своего шарма и очарования, они медленно нагнетают загадку — но, она, увы, оказывается ружьём с холостыми патронами.
И так мы приходим ко второй стороне — огромное количество намёков, ставших несбывшимися теориями. Хотелось бы большего масштаба магии Ванды, а так мы получили лишь милую подводку ко второму «Доктору Стрэнджу». Жаль, ведь потенциал у сериала был намного больше.

Из хорошего — Олсен и Беттани настоящие очаровашки (а последний ещё и первостатейный тролль). Песенка Агаты — огонь, запоминается и её хочется напевать круглыми сутками. В общем, сериал вышел на крепкую середину.

P.S. Новый костюм Алой Ведьмы — просто огонь и восторг.

Сергей Афонин

Для меня «ВандаВижн» — в первую очередь проект, где на первом месте стоят центральные персонажи с огромным и практически нереализованным потенциалом. В кино они были задвинуты на второй план ввиду масштаба основного конфликта. Тем не менее, уже тогда, пускай и на заднем плане, мы видели растущую любовь двух героев, которая разрушается Таносом.

И вот тут мы приходим к первому эксперименту Marvel над своим форматом вещания. Как концептуально, так и платформенно. Как и бывает, первый эксперимент не получился идеальным.

В первую очередь, Пол Беттани и Элизабет Олсен еще никогда не выглядели так блестяще, как в этих 8 сериях шоу. Оба актера выкладываются на полную, пробуют себя в новых амплуа, попусту развлекаются и получают неподдельное удовольствие. А вместе с ними и зрители. Как в моменты драмы, так и в романтические сцены. Олсен и Беттани просто золотые.

В целом, лично мне очень понравился формат. Я вижу, как это легко можно смонтировать в один фильм. Тогда бы ситком-эпизоды улетели в формат «дополнительных материалов». А на сайте мы бы рассказывали о том, что чисто по приколу Marvel снимали такие сцены, которые на экранах смотрели персонажи реального мира. А формат сериала дает возможность на это посмотреть в рамках хронометража. Это прикольно позволяет ощущать историю с разных сторон и соотносить ее элементы. Плюс подарило пару-тройку прикольных фишек с переходами соотношений сторон или вставок рекламы.

И новый фетиш.

Однако у этого подхода есть проблемы: вся интрига для людей реального мира не работает для зрителя, который и так все понимает. А сами ситком-эпизоды тупо несмешные за исключением пары-тройки конкретных шуток, которые лично мне понравились.

Еще хуже то, что теоретический рак интернета наполнил каждый угол в каждой серии таким количеством надуманных подсмыслов, что исходный материал многих из аудитории этих прекрасных людей попусту разочаровал. И даже не объективными проблемами (а они есть), а тем, что их фантазии и хотелки разбились о Ральфа Стояка.

Моя школа

В целом, обидно, что Эвана Питерса использовали для такого рофла. Пускай я и рад, что теоретикам провели Стояком по губам. Еще есть точечные тупости (никто не обыскивает Джимми Ву, сцена с ориджином Агаты и т.д.), а финальная битва двух магичек сделана ну слишком безыдейно при живом то Докторе Стрэндже и возможностях противоборствующих сторон. Пиу-пиу, переиграла и уничтожила. И наказания за свои игрища Ванда не получила.

Но как же круто Вижн разложил по фактам Вижна. Как круто, что тут есть белый Вижн. КАК ЖЕ КРУТА ВАНДА В КОСТЮМЕ БОГИ СПАСИБО

Я буду за нее драться

По итогу, получился ли шедевр? Вообще нет. Ни разу. Это — самый обыкновенный проект Marvel, в котором есть чуть больше прикольных фишек, но столько же глупостей и условностей. Но лично для меня именно центральные персонажи своими неподдельными эмоциями и чувствами перекрыли все недостатки шоу. Я верю в Ванду и Вижна. И это главное.

P.S. Кэтрин Хан — о*уенная.

Комментарии