Сериалы Недели #147: Игра Престолов. Финал

2 180

Вестерос пришел в норму. А мы?

Игра Престолов, Сезон 8, Эпизод 6. Финал Сериала

Евгений Клещ

Удивительно, как стремительно упал сериал в глаза даже самых преданных фанатов. Многие, кто пытались оправдать косяки сценаристов, держались до четвертого эпизода. Поворотная точка пробила все фанатские щиты, обнажив полную творческую импотенцию и пофигизм создателей. Теперь можно с уверенностью сказать, что товарищам D&D нужно было поскорее сбросить проект со своих плеч. Но, простите, кто мешал просто найти себе достойную замену.

К финальным точкам истории вопросов нет, они вполне достойны существовать. Только путь, через который мы к ним пришли, оставляет желать лучшего. Слишком банальная фраза, но потом в книгах, наверняка, все причины адекватно и полноценно приведут к уже известным следствиям. Хотя это еще не значит, что нельзя задавать вопросы к сценаристам сейчас: зачем отправлять Джона в черту на рога, если достаточно отправить евнухов к себе на остров, почему никто, кроме Сансы, не пожелал независимости, чего это Серый Червь не прикончил Джона прям у лужи крови, какой из Брона Мастер Над Монетами и другие, десятки вопросов без ответа.

Однако HBО получил свою порцию рейтингов, славы и шума. Жаль только, что теперь Игра Престолов стала обычным сериалом, который не очень и хочется кому-либо порекомендовать.

Евгений Степин

Ну, вот мы и подошли к концу. Разумеется, с самого начала было ясно, что крайне много людей останется разочаровано финалом. И дело здесь далеко не только в вечной проблеме зрительских ожиданий, бестолковой по своей сути. Проблема, в том числе, была в том, что уровень драматического накала и сценарно обговариваемого масштаба событий был такой, что чисто из-за бюджетных ограничений даже такого телевизионного проекта было тяжело показать что-то, что соответствовало бы требуемому уровню эпичности. Вне всяких сомнений – для идеального финала последней серии «Престолов» требовался бы бюджет первоклассного студийного блокбастера. Который она, разумеется, никогда бы не получила. Учитывая все эти ограничения и тот, в какой-то степени, сюжетный тупик, в который нас завели сценаристы, финальный эпизод справился с задачей поставить точку в истории настолько хорошо, насколько это вообще было возможно.

И давайте отбросим возможные претензии к «сливу» персонажей и обрубленности сюжетных линий. Всё это уже три сезона как является верным спутником сериала, где таких перспективных героев, как Петир Бейлиш и Маргери Тирелл по щелчку пальца выписывали из истории просто по незнанию возможных вариантов дальнейших их приключений. Да – «Игра Престолов» с самого шестого сезона перестала быть условно реалистичным фэнтези. И, да – к этому можно, а возможно даже стоит относиться негативно. Но раз вы оставались здесь последние четыре года, то, пожалуй, должны были успеть принять этот факт как данность, и свыкнуться с мыслью, что смотрите чуть более мрачное классическое фэнтези. Самое влиятельное, красивое, интригующее, увлекательное и необычное классическое фэнтези современности. И если смотреть на финал сериала в этом разрезе, отбросив в сторону детские претензии о том, что в вашей голове вы придумали всё намного лучше (а кто из нас не придумал?), то у меня возникают весьма серьёзные трудности с пониманием того, как после такого завершения можно остаться недовольным.

За час с лишним сценаристы, насколько смогли, подвели к логическому завершению историю каждого из героев, при этом сумев подвязать каждую из них к общей, глобальной, достаточно мудрой, в рамках мира сериала, мысли. С самого первого эпизода все проблемы всех участников конфликта возникали из-за одного простого принципа, от которого было так необходимо, но, вместе с тем, настолько невозможно отказаться. Каждая смерть, каждая произошедшая трагедия берёт начало из его моральной и практической устарелости. В каком-то смысле – на предложенное на финальном совете решение можно смотреть не только как на деконструкцию мира сериала, но и как на деконструкцию жанра фэнтези, в целом, который точно также основывается на принципах и клише, серьёзно ограничивающих его гибкость и релевантность в современных условиях. В последнем эпизоде создатели достаточно умело разрубают этот Гордиев узел, делая сериал намного более злободневным и заметно более осмысленным, чем среднестатистическая история о драконах и королях. Разумеется, у принятого решения, как и у любого решения, есть свои недостатки, которые можно долго критиковать. Но важно здесь не столько это, сколько сам факт первого, широкого шага в верном направлении, и того, как этот шаг контрастирует с остальной историей, подводя под ней финальную черту и выводя основную мысль всего рассказа. Что он делает просто замечательно.

Про героев и их расположение на доске на момент конца партии можно говорить особенно долго. Не каждая из итоговых позиций сценарно обоснована (Бран, Санса, я сморю на вас), но это, по большому счёту, можно было предугадать уже во время просмотра шестого сезона, где этих персонажей старательно гробили, давая зрителю критически мало поводов верить в логичность их быстрого взлёта. При этом – общую картину это портит не так сильно. Какими бы окольными путями эти люди не оказались на конкретных клетках доски – на них им, в итоге, и суждено было оказаться. Вопросов к их историям от этого меньше не становится, но удовлетворение и приятное, тёплое чувство внутри тоже никуда не исчезнет. Особенно на этом фоне выделяется фактический главный герой сериала. Последние пару сезонов Джон лез туда, куда не надо, делал то, что не стоит, вёл себя как круглый дурачок и откровенно бесил. Но когда ты видишь, какой путь этот человек прошёл, какие поступки он совершил, к чему стремился, чего добился и какие мотивы им всё это время руководили – у тебя просто не остаётся другого выхода, кроме как искренне ему сопереживать, заново прокручивая в памяти всё прожитое с ним время, наблюдая за тем, как его история подходит к концу. Никакой он не Эйгон Таргариен, а всё такой же наш Джон Сноу, который может и ничего не знает, но человек просто замечательный. GG, Джон. Это была чертовски потная катка.

Сергей Афонин

Вся боль и баттхерт остались вместе с огнем в прошлой серии. Теперь у меня лично есть только обида и пустота. Ладно там я потратил на шоу не 9 лет своей жизни, а всего лишь 6, тем не менее, обида все равно остается.

По сути весь эпизод персонажи бьются как глина в проруби, ожидая своего одного единственного действа (и то не все). Сценаристы потеряли полимеры еще эпизод назад, поэтому здесь они просто выуживают из помойной кучи сценария пару нитей и связывают их в финальное полотно. Очевидно, что все эти ходы могут спокойно идти и из вечно готовящейся книги, но конкретно в сериале они не работают, вызывают вопросы или разочарование.

Конечно, есть отдельные красивые сцены, отдельные моменты для персонажей, но в общей сумме это не дает того эффекта, который ожидается от такого феномена, как Игра Престолов. Уже становится просто плевать настолько, что ты принимаешь хромой на обе ноги финал, где 75% финальных точек для персонажей нелогичны, банальны, попусту тупы. Даже вопросов задавать особо не хочется, хочется просто отпустить это шоу и пойти страдать в свой уголок. События просто происходят, сериал просто закончился. Все лениво, блекло, посредственно.

Лично я чувствую пустоту. Никаких эмоций. Просто обида и пустота. Похоже, у каждого поколения должен быть свой Lost. Ну, вот наш Lost. Прощай, Игра Престолов…Хотелось бы скучать, да не буду.

Комментарии