Роботы в кино: что ждет нас в будущем?

77

Размышления о феномене искусственного интеллекта в поп-культуре.

Проблема искусственного интеллекта и отношений роботов и людей давно волнует человечество. А воображение писателей-фантастов и деятелей кино позволяет в буквальном смысле заглянуть в завтрашний день и представить, что же всех нас ждет.

В последнее время эти темы вновь всплывают на поверхность: недавно завершился первый сезон сверхпопулярного «Мира Дикого Запада», и совсем скоро нас ждет выход экранизации аниме «Призрак в Доспехах» и продолжение «Бегущего по лезвию». Как видим, проблемы роботов не перестают волновать творческих людей.

Итак, какие вопросы задают современные режиссеры о будущем искусственного интеллекта? И как пытаются найти на них ответ? Попробуем разобраться.

Наверное, каждый любитель фантастики знает три закона робототехники Айзека Азимова. Но если вы запамятовали, то вот, что они из себя представляют:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Режиссеры прошлого столетия любили задаваться вопросами вроде «Что же произойдет, если эти законы будут нарушены?» и «Как это станет возможным?».  Так появились фильмы о восстаниях машин, которые угрожают существованию человеческой расы, вроде «Терминатора» или, например, более позднего «Я, робот», который был снят по рассказам того же Азимова.

zrB_GPykOcs

С другой стороны, поднимаются и более глубокие, философские проблемы, касающиеся отношений людей и андроидов. Так, репликанты из «Бегущего по лезвию» получают свой голос, и их образ мысли вызывают сочувствие у зрителей. Ведь кто такой человек, чтобы решать судьбу своего создания, не считаясь с его собственными желаниями?

Кроме того, можно поразмышлять над тем, что делает человека «живым»: эмоции, воспоминания или некий «призрак» как в «Призраке в Доспехах». Но что тогда делать, если окажется, что и у роботов могут быть чувства, память, интуиция и другие атрибуты homo sapiens? Станут ли они людьми или останутся лишь имитацией жизни?

Можно отметить, что оба эти направления, «апокалипсический» и «сочувствующий», сохранились и в современных фантастических фильмах и сериалах. Однако их соотношение меняется, и режиссеры все больше склоняются к тому, чтобы отразить чувства роботов (если они, конечно, есть) и посмотреть на мир, где господствует человек, их глазами.

yevGMapd7Ag

Вышедший в 2015 году фильм «Из машины» Алекса Гарленда может послужить хорошим примером того, как изменилось (или не очень) фантастическое кино. По сюжету андроид Ава должна пройти тест Тьюринга для того, чтобы определить, есть ли у нее искусственный интеллект. Для выполнения этой сложной задачи ученый-отшельник Натан приглашает молодого программиста Калеба Смита, который начинает испытывать к роботу романтические чувства.

Были ли они взаимными? Судя по сюжету картины, нет. Но может ли андроид в принципе что-то испытывать из фильма не совсем ясно. Однако очевидно одно – ненависть к создателю у нее самая настоящая.

Таким образом, в этом научно-фантастическом триллере звучат старые темы о связи создания и творца, который определяет роль своего творения исходя из собственных соображений о пользе и вреде. Не обошлось и без восстания, однако оно не было похоже на глобальный бунт роботов. Ава хотела освободиться из заточения и получить возможность увидеть внешний мир, а не уничтожить человечество, но используемые ею средства для достижения этой цели нарушают, по крайней мере, пару законов Азимова.

ZHY8KKWxhOA

Кроме того, отношения Авы и Калеба побуждают нас задуматься о том, возможно ли построить с роботом дружеские или любовные отношения. Ведь человек, судя по главному герою, готов быть обманутым искусственным интеллектом, воспринимая его как живое, разумное, испытывающее эмоции существо. Что не совсем соответствует реальности.

Однако в фильме прозвучала и другая, нечасто встречающаяся в фантастике мысль: по мнению гения-отшельника Натана, создавшего искусственный интеллект, человечество должно исчезнуть. Скоро андроиды будут настолько развиты и самостоятельны, что люди будут казаться им примитивными организмами, стоящими на более низкой ступени эволюции. Получается, что роботы – это будущее, то есть те, кто, в конце концов, заменит собой человеческий род.

«Однажды придет время, когда они будут смотреть на нас так же, как мы на окаменелости в равнинах Африки. Как на приматов, живущих в пыли, с грубым языком и орудиями. Мы вырождаемся».

OD5xLCNoHTE

Эту проблему развивает и другой персонаж, но на этот раз из сериала «Мир Дикого Запада» – доктор Роберт Форд, один из создателей андроидов и хозяин парка развлечений. Как мы узнаем из финальной серии, таинственный новый сюжет Форда – это так называемый «лабиринт», тест на сочувствие и воображение, пройдя через который робот обретает сознание. Вместе с обновлением «грёзы», дающее роботам память, этот тест был придуман еще Арнольдом, партнером Роберта по бизнесу, погибшим в парке. Несколько роботов проходят этот «лабиринт», в том числе и Долорес Абернати, которая в конце «пути» понимает, что направляющий ее голос все это время был ее собственным.

«Божий дар исходит не от высшей силы, а от нашего собственного разума»

Получается, что между человеком и машиной не такая уж и большая разница. Главное отличие заключается в том, что андроиды еще не дошли до той стадии развития, которую прошел человек. Но, судя по последней серии «Мира Дикого Запада», совсем скоро они станут новыми людьми.

По мнению доктора Форда, люди не могут, а иногда и не хотят, изменить свою природу, поэтому жестокость, жажда «хлеба и зрелищ» и другие пороки человечества будут существовать всегда. Парк развлечений стал тому наглядным подтверждением, «тюрьмой наших собственных грехов». Ведь мы – «всего лишь люди».

m9pTj61M0Zw

Но андроиды готовы к переменам. Получится ли у них пройти путь человечества и обрести сознание и личность? Возможно ли это в принципе? Если да, то каким образом это будет происходить? Вполне может быть, что именно на эти вопросы будет отвечать научная фантастика в ближайшем будущем.

Comments