Рецензия на третий сезон сериала «Сорвиголова»

6 387

Версия для незрячих, к сожалению, не предусмотрена.

Давайте посмотрим правде в глаза – новый сезон «Сорвиголовы» – главное комиксное событие, за пределами самих комиксов, как минимум второй половины этого года. Конкуренцию ему составляют «Веном» от Sony (и этим всё сказано), странный мультфильм про Человека-Паука, который ещё не пойми чем выйдет, «Титаны», погубленные собственными трейлерами и кроссовер Джейсона Момоа с Могучими Рейнджерами. Все эти проекты, в той или иной форме, вызывают оправданные опасения, которые очень сильно сказываются на их ожидании. Другое дело – «Сорвиголова». Шикарные трейлеры, роскошный промо-арт, великолепные актёры и отличные предыдущие сезоны – всё это, вкупе с долгим периодом ожидания, настраивало на весьма позитивный лад. Но и планка ожиданий от этого поднималась, как никогда прежде с проектами Marvel/Netflix. Создателям нужно было приложить невероятное количество сил, чтобы оправдать надежды, возложенные на проект фанатами. И, знаете, у них это, пускай и с оговорками, но получилось.

Единственная действительно серьёзная причина осуждать «Сорвиголову» заключается в самой сути «Сорвиголовы». Это сериал от Netflix, со всеми типичными больными местами, вытекающими из этого определения. Будь это мини-сериал, или даже фильм – всё сложилось бы по-другому и впечатления, почти наверняка, вышли гораздо ярче. Авторам вряд ли бы пришлось растягивать хронометраж или пытаться вписаться в какие-то рамки, устанавливаемые сервисом. Вряд ли пришлось бы заполнять очевидные пробелы в проекте чем-то, что не было присуще первоисточнику. Но имеем мы то, что имеем. А значит – пришлось выкручиваться. Условно, да и по хронометражу, сериал можно разбить на две, примерно равные части. Первая – та, источником вдохновения для которой очевидно являлись комиксы Фрэнка Миллера, в целом, и его культовый сюжет «Born Again», в частности. А вторая – та, что обусловлена сериальностью и «нетфликсовостью». Покуда на экране происходит нечто из первой – всё почти идеально. Но как только «Сорвиголова» вспоминает, что у него остаётся ещё куча пустых эпизодов, на заполнение которых контентом такого же высокого качества бюджета не хватит, а показывать всё это будут по Netflix, он натурально включает заднюю, буксуя на ровном месте и показывая то, чего от сериала не требуется совершенно.

Не соврём, если скажем, что первые пять эпизодов и некоторые моменты из второй половины сезона – лучшее, чем нас когда-либо радовали супергеройские сериалы. В них есть всё, чего только можно было ожидать, глядя на трейлеры. Это напряжённое, адреналиновое, депрессивное погружение в пучины человеческого отчаяния, показанное нам от лица нескольких абсолютно опустившихся людей и главного героя, которой представлен сумасшедшим инвалидом одетым в обноски и настолько сломленным душевно и физически, что кажется, будто жизнь в нём поддерживает исключительно ярость, направленная как на самого себя, так и на окружающий мир. Смотреть за тем, как судьбы этих персонажей пересекаются, и как каждая минута экранного времени приближает неотвратимую, казалось бы, развязку настолько интересно, что отлипнуть от экрана фактически невозможно. Если бы создатели смогли проработать на подобных оборотах весь сезон, то цены бы ему не было. Увы – с шестого эпизода начинается то, о существовании чего забываешь за первые несколько. Начинается супергеройский сериал от Netflix. Со всей его офисно-процедуральной структурой, отрицанием собственных комиксных корней, филлерными сюжетными линиями, неумением подвязать оставленные историей хвосты и нежеланием быть последовательными в своём стремлении сделать «помрачнее». Учитывая, что вас ждёт как минимум четыре часа подобного «даунгрейда», большая часть которых приходится на финальные эпизоды – по впечатлениям наносится удар чудовищной силы.

Именно во второй половине всплывают на поверхность все минусы сезона, самым главным среди которых можно назвать агента Рэя Надима, неожиданного персонажа первой величины. И дело тут даже не в самом герое, который вполне симпатичен, а в том, воплощением чего он является. Вся офисная возня и подковёрные интриги ФБР, все скучные семейные разборки, весь процедурал и тягомотина сезона так или иначе связаны с героем Джея Али, идея создания которого целиком и полностью принадлежит Netflix. Печальнее всего то, что в конце раскрывается истинная сущность персонажа, а именно – роль функции, которая необходима, чтобы хоть как-то завершить сюжет, как это было с дочерью Мэраии во втором сезоне «Люка Кейджа». То-есть – роль исключительно прикладного толка, заполняющая очевидные зияющие дыры в хронометраже и логике повествования.

Есть вопросы и к антагонистам, в лице Уилсона Фиска и Бена Пойндекстера. С Фиском всё просто – это тот же самый Фиск, что и раньше. Ни малейших изменений в характере героя Винсента Д’Онофрио не произошло. Это всё та же злодейская мэри-сью, которую победят в конце сезона просто потому, что так надо. Он всегда на шаг впереди, всегда в выигрыше, всегда самый умный и всегда очень злой. Это работало в первом сезоне, но во второй раз уже такого шокового эффекта не производит. Впрочем, когда Фиску наконец удаётся воссоединиться с тем, что он ценит в своей жизни больше всего, его характер наконец-то начинает играть новыми красками, значительно улучшая послевкусие от повторного знакомства с ним.

С Пойндекстером всё куда сложнее. Этому молодому человеку удаётся быть одновременно одним из главных плюсов и минусов сезона. Именно он является лучшей демонстрацией дуальности «Сорвиголовы». Иногда он Бенджамин Пойндекстер – тихий работник ФБР с серьёзными психическими проблемами, который неиронично может убить вас одним плевком, но легко поддаётся чужому влиянию. А иногда он Меченый – поехавший на всю крышу харизматичный маньяк, с огоньком устраивающий массовые бойни просто для того, чтобы чувствовать себя в своей тарелке. Эта противоречивость, в итоге, играет очень злую шутку – местного Меченого нельзя даже Меченым назвать. Поскольку Netflix всё ещё боится демонстрировать комиксоидность первоисточника, какого либо запоминающегося костюма мы не увидим, а сам злодей остаётся в памяти как сумасшедший подручный Фиска, делающий для него всю самую грязную работу, а не как величайший враг Сорвиголовы. Доходит до того, что зрителю, незнакомому с комиксами, может быть вовсе непонятно, что такого особенного в Дексе, что его выводят на первый план. А это, учитывая феноменальную игру Уилсона Бетела, невероятно печально. Хотя бенефис злодея в последней серии и даёт надежду на большое будущее для него, как персонажа.

Но что это мы всё о плохом? Сезон то, на самом деле, получился удачным. В первую очередь необходимо отметить постановку рукопашных поединков. Если «Кулака», как мы писали, смотреть ради них не стоило, то в случае с «Сорвиголовой» именно это является главной причиной для включения очередной серии. Бывают моменты, когда у постановщиков не хватает таланта сделать поединок при статичной камере интересным, однако когда они включают креативность – глаз от экрана оторвать невозможно. Удачно обыгрываются и локации, внутри которых проходят потасовки, и слепота главного героя, и физические особенности его противников. Мэтт не пытается побороть здорового Фиска, сокращает дистанцию в поединках с Меченым, уходит с линии огня, когда в него стреляют и не пытается драться против множества противников без использования тактических хитростей. Ну и драки в коридорах. Куда же без них? В первом сезоне мы были приятно удивлены качеством боя, а во втором казалось, что постановщики достигли потолка и придумать драку лучше просто не выйдет. Как оказалось – вышло, и аж на пол серии. Без комментариев – вероятно лучший рукопашный бой на всём телевидении. Ради него одного сезон можно рекомендовать к просмотру.

Всё остальное осталось на том же высоком уровне. Отличная актёрская игра, крепкий сюжет, достаточно бодрый темп повествования, неплохие декорации, костюмы и работа оператора – более чем достойная комплектация для супергеройского сериала. Можно было сделать лучше? Безусловно. Плохо ли то, что мы увидели? Ни в коем случае. Скорее всего справедливо будет назвать третий сезон «Сорвиголовы» лучшим, среди всех проектов Marvel/Netflix, конкурировать с которым может лишь первый сезон того же «Сорвиголовы». Это очень качественный сериал про супергероев, которому всего лишь нужно побольше этих самых супергероев и поменьше этой самой сериальности. Но вот в четвёртый раз этот трюк уже вряд ли пройдёт. Очень хочется, и даже стоит, пожурить «Сорвиголову» за отсутствие того уровня драматичности, которого от него ожидаешь, однако, учитывая то, что уже в нём есть, и тех, кто составляет ему конкуренцию, делать это было бы лицемерием, ведь сериал уже перевыполняет план. Будем надеяться, что в четвёртом сезоне у создателей хватит духу пойти ещё дальше. Если этот четвёртый сезон ещё будет, конечно. Поживём – увидим.

8.8
Отдувается за всех

Вердикт

Очень качественный сериал про супергероев, которому всего лишь нужно побольше этих самых супергероев и поменьше этой самой сериальности.

  • Сценарий 8
  • Экшен 10
  • Актёры 8
  • Саундтрек 8
  • Сколько серий оптимально на сезон? 10
Комментарии