Рецензия на сериал «Тьма»

Без спойлеров.

«Вопрос о возможности путешествий во времени пока остается открытым. Но мы не советуем вам держать по этому вопросу пари: вдруг ваш противник жульничает, зная будущее наперед?»

из книги «Кратчайшая история времени»

Мечты о путешествиях во времени появились в культуре задолго до общей теории относительности. Уже в конце XVIII века Йохан Вессель отправлял своих героев в далекое будущее, правда, с помощью волшебной феи. Герберт Уэллс подарил миру идею о машине времени, пока ещё далёкую по своей форме от джакузи, телефонной будки или DMC-12. Когда же ученые ввели четвертую координату, изучили влияние гравитации и разработали квантовую теорию поля, писатели-фантасты, а позже кинодеятели разгулялись на славу. Смогли ли немецкие авторы сказать новое слово в уже застоявшемся жанре? Или это очередной «контент» от Netflix, о котором и вспоминать не будут? Три сезона подошли к финалу, так что теперь перед нами весь таймлайн (если этот термин в данном случае вообще применим).

Началось всё в далёком 2017-м: европейская версия «Очень странных дел» с мрачным тоном вышла относительно незаметно. Первые пару эпизодов действительно сложно не замечать призрачные сходства: группа детей, загадочное исчезновение, «зло» в лице атомной станции на горизонте, даже атмосфера 80-х. К счастью, любое сходство рушится, когда сюжет начинает разворачиваться, словно гигантская карта лабиринта, на которой пока не указана точка выхода. На протяжении трёх сезонов авторы будто играют в слабо со зрителем. А может быть это партия в шахматы. Мат можно поставить только разгадав сюжет. Однако стоит поймать нить Ариадны, сезон подходит к концу, вводя новую переменную.

Стоит отдать дополнительные аплодисменты сценаристам за то, что они почти до самого конца держались относительной реалистичности и правдоподобности (с поправкой на сеттинг, разумеется). Взваливая себе на плечи второй сезон, они выстояли, построив прочную конструкцию из нескольких временных линий. Третий сезон никаким образом не мог не скатиться в область фантазий на тему. Но фантазий всё ещё логичных и очень убедительных.

Человек не способен даже мысленно представить четырехмерное пространство – таковы наши физические ограничения, как житель двумерного мира не может представить глубину. Именно поэтому всё, что начинает твориться в заключительном эпизоде перестает быть научной, и становится уже просто фантастикой. Каким бы не было видение автора, мы всё ещё трехмерные существа, и это слегка расшатывает погружение в атмосферу. Любая концепция пространственно-временных манипуляций обречена стать сказкой, потому что реалистичную модель мы пока что не в состоянии изобразить.

Хочется только посочувствовать фанатам, которые от сезона к сезону обновляют схемы, генеалогические древа персонажей. Ведь если первые два сезона выглядят запутанной историей четырех семейств, третий с разбега пробивает все стены с таймлайнами, добавляя сразу несколько дополнительных уровней. Здесь же появляется главное разочарование от финала. Сериал цепляет не только проработкой концепции, но и отлично сыгранной и поставленной личной историей группы героев. Можно сказать, что это лишенная романтики версия Твин-Пикса, только без Виг-Вамов и злых духов. Речь конечно же о классике – скелетах в шкафу. Каждый персонаж имеет за пазухой парочку темных тайн и сюрпризов и действует исключительно ради собственной выгоды. Абсолютный релятивизм размывает добро и зло, зритель не сможет до самого конца выбрать сторону, поскольку правильного просто не существует. Авторы скрупулёзно расставляют все детали в нужные позиции, чтобы позже закручивать сюжет, сжимая пространство истории, словно горизонт событий. Проблема же заключается в том, что мы неизбежно переходим из микрокосмоса в макро-, то есть чем ближе к финалу, тем дальше нас уводят от личной драмы и конфликтов, выводя на орбиту для полного видения картины. Поэтому сериал лучше всего смотреть в один заход целиком, потому что восстанавливать в памяти события предыдущих сезонов перед заключительным – то ещё испытание.

Если рассматривать Тьму через призму трилогии, то заключение пало жертвой правила третьей части. После великолепного сиквела авторы вынуждены были перейти ко всё большему количеству экспозиции, объяснения и закадрового голоса. Особенно начинает раздражать «символизм» имён, от которого где-то оргазмирует один Снайдер. Нужно просто запретить использовать определенные имена в качестве сюжетных метафор, они не просто очевидны, а стали пошлостью. И да, это уже второй сюжет, где Марта имеет решающее значение. Эти вещи просто раздражают, но не становятся недостатком, так как иначе сериал стал бы ещё тяжелее для восприятия. Необходимые жертвы. Также появляется ощущение, что к третьему сезону исчезла атмосфера загадки, таинственности и тягучести, от которых захватывало дух раньше. Тёмный лес, затянутый туманом, градирни АЭС, изрыгающие клубы пара по непонятной причине перестают зачаровывать. Скорее всего виной всё тот же масштаб событий, притягивающий к себе всё больше внимания.

Так получилось ли у авторов новое слово в жанре? Сложно сказать, потому что каждый их шаг определял следующий. Сам сценарий постепенно подбирался к своему хвосту, открывая пасть. И, как известно, замкнутая система становится цикличной, пока не вмешается сторонний наблюдатель. Разрубить узел, остановить змея можно только резким и прямым вмешательством. А это неизбежно ведёт к роялю из кустов. Причем некоторых этот рояль разочарует. Однако весь сериал говорит о неизбежности судьбы, о начале и конце. Удовлетворился бы зритель очередному циклу? Тьма – один из лучших образцов в жанре, обыгрывающий все известные научные концепции пространства-времени от парадокса дедушки до квантовой запутанности. Более детального, глубокого и в тоже время завораживающего атмосферой и персонажами сюжета просто не существовало.

You might also like
Comments