Рецензия на первый сезон сериала «Титаны»

4 161

Много мрачности и реалистичности, не забудьте подкрутить яркость.

Давайте сразу разберёмся с главным, катастрофическим недостатком «Титанов» – промо-кампанией. Одна из худших за последнее время, абсолютно блеклая, скучная и невыразительная, плохо спланированная и реализованная. Первый трейлер сериала был настолько отвратителен, что остался в памяти зрителей лишь меметичной (на тот момент) фразой Робина «f*ck Batman». Всё остальное было либо комичным, либо просто непривлекательным, вылетавшим из головы через секунду после просмотра. Ролик был настолько плох, что, право, абсолютно справедливо мог заставить большинство увидевших его людей забыть про сериал. С чем мы на GeekCity яростно боролись, рассказывая почти про каждую серию в «Сериалах Недели». Если вас интересуют более свежие и подробные впечатления – полистайте их. Здесь же давайте подведём итоги прошедшего сезона и чуть более глубоко взглянем на его общую структуру, фабулу и посыл, попутно выяснив, почему вам срочно стоит бежать навёрстывать упущенное, если трейлер вас не зацепил.

Во-первых, главное – это первый настоящий сериал по комиксам. Да, первым, в буквальном смысле этого слова, его не назовёшь. У нас уже есть определённое количество «бывших», с которыми «Титанов» хочешь-не хочешь, а сравниваешь. Но была ли та условная галочка в графе «основано на комиксах» реальным показателем соответствия исходному материалу? Отнюдь. В случае с каналом CW это было скорее нечто из разряда «лол, комиксы», когда создатели видели в оригинале какую-то неудачно пошученную шутку, с намёками на подростковую драму. Это и показывали. Ещё у нас был Netflix с его «фу, комиксы», когда лицензия, по большому счёту, была нужна лишь для привлечения внимания, а сами книжки с картинками рассматривались как нечто неполноценное, что немедленно нужно улучшить и «приземлить». О том и снимали.

Совсем другой подход у DC Universe. Ответственный за «Титанов» Джефф Джонс написал уйму отличных арок, ранов и прочих историй, в которых облачка с текстом сопровождают изображения. И он, очевидно, понимает, что к ним стоит относиться серьёзно и не нужно как-то «улучшать». В них уже и так всё есть. Просто бери и лепи из этого то, что твоей творческой душе угодно. Комиксы? «Да, комиксы». И уже на этом этапе становится понятно, что «Титаны» пробуют что-то новое.

Вопрос – что именно? И вот так вот сразу на него ответить не получается. Сериал явно «другой», однако конкретные причины его отличия от прочих сериалов на супергеройскую тематику найти не так легко. Дьявол, как обычно, кроется в деталях (и иногда в зеркалах). Для начала – «Титаны» отвергают устоявшиеся формулы и разрабатывают свой визуальный стиль с нуля. Когда ты смотришь «Флэша», то понимаешь, что это не более чем очередной продукт канала CW. Роскошный «Сорвиголова», при всех его неоспоримых достоинствах, тоже – просто очередной сезон очередного шоу Netflix. В них не было какой-то визуальной узнаваемости.

А вот кадр из «Титанов» тяжело с чем-то спутать. Хотя, казалось бы, механизмы закрепления образа в зрительской голове донельзя просты и легко перечисляются. Светофильтр, приглушающий цвета и делающий общую картинку более «подавленной». Полосы по нижнюю и верхнюю стороны экрана, которые далеко необязательно обусловлены аппаратурой, и вполне могут попросту являться авторским решением. И, наконец, грамотно расположенные в кадре источники тёплого (как правило) света, который как бы рассекает синюю мглу и подчёркивает фигуры, лица и настроения героев. Всё. Простые, казалось бы, вещи, однако как же сильно их взаимодействие сказывается на общем впечатлении! Стиль проекта настолько чёткий и продуманный, что порой начинает казаться, что смотришь не очередной сериал, а настоящее кино, которому тесно на домашнем экране. Такое важное ощущение сложно переоценить.

С другой стороны, первый сезон «Титанов» в принципе отвергает сериальную формулу с растянутым на сезон сюжетом, дословно перенося на малый экран золотое правило супергеройского онгоинга – каждый выпуск (эпизод) важен сам по себе. Разумеется, от клифхэнегров и сквозного повествования никуда не деться, однако это не мешает создателям дарить зрителю чувство максимального насыщения после каждой серии. И это совсем не формула «злодея дня», успешно запатентованная CW, а скорее «трагедия этой недели». Каждую пятницу нам, по сути, рассказывали маленький сюжетец со своими главными, второстепенными, положительными и отрицательными персонажами. Порой сериал уходил со сценарных рельс в максимально странные моменты (к этому мы ещё вернёмся), однако это не вызывало какого-то яркого дискомфорта, ведь основной сюжетный конфликт, хоть и постоянно маячит пугающим фантомом на горизонте, почти не привлекает к себе внимания. Легенда гласит, что когда-то «Титанов» создавали как одиннадцатичасовой фильм, предназначенный для залпового просмотра, как это бывает у Netflix. Слава богу, что решение не стало финальным. Таким образом, сервис на только растянул удовольствие зрителя, но и подавал новое блюдо к столу тогда, когда он успевал переварить предыдущее.

Однако всё бы это не сработало, если бы у «Титанов» не было героев, ради которых читаются супергеройские комиксы и смотрятся телевизионные сериалы. Без, собственно, Титанов. Но с ними всё сложилось настолько удачно, что лучше и представить нельзя. Смотря на промо-фото и кадры из трейлеров, хотелось гоготать с дешёвости и примитивности внешнего вида персонажей. Удивительным образом, в самом сериале над ними не просто не получается посмеяться, но частенько не удаётся сдержаться от того, чтобы плакать с ними в унисон. Героям сериала не просто веришь – с ними буквально живёшь, пока длится серия.

Нет ни одного положительного персонажа, который бы умудрился не стать родным под конец сезона. Нет среди них и ни одного похожего. Каждая маска скрывает под собой выразительное человеческое лицо, со своей историей, непростым характером, пороками и добродетелями. Каждому герою есть о чём рассказать зрителю, и эта история обязательно отзовётся эхом в вашем сердце. Особенно нужно отметить Брентона Туэйтса и его Дика Грейсона, формального протагониста сезона. Поначалу Робин теряется за раскрашенными волосами других персонажей и «огненностью» той же Старфаер, однако чем ближе к концу, чем больше времени ты видишь героя на экране, тем сильнее начинаешь его понимать и проникаться тяжестью его дилеммы. Без преувеличения – в лице Грейсона мы получили одного из самых ярких экранных супергероев современности. И речь сейчас не только о сериалах.

И именно из-за главных героев так хорошо работает основная фишка проекта, которая у многих вызывала вопросы до его выхода. Нужна ли ему вся эта мрачность и депрессивность? После просмотра ответ можно дать однозначный – нужна, твёрдо и чётко. Атмосфера сериала – это не какое-то необоснованное желание авторов сделать «по жёстче», чтобы подросткам понравилось. 90% экранного времени, «эджи» стилистика – не более чем форма, соответствующая содержанию. О насущных проблемах, которые создатели ставят перед своими героями (осознанно или нет), просто не получается рассуждать в более лёгкой манере.

«Титаны» явно нацелены на то, чтобы вызвать у зрителя чувство меланхоличной подавленности, которое сопровождают беседы о наследии, насилии и неприкаянности «странных» людей в этом суровом мире. В целом, весь сезон можно описать так – грустные люди с грустными лицами грустят на грустные темы, вызывая у загрустившего зрителя такую же грусть. В этом стремлении сделать «погрустнее» «Титаны» очень последовательны. Если в том же «Сорвиголове» радостные моменты, когда герои распивали пивко и смеялись, вызывали повествовательный диссонанс, низводя предшествующие проблемы чуть ли не до пустого места, в «Титанах» даже пиво в дружеской компании не приносит облегчения. Такой праздник жизни обязательно сопровождается тёплым, но от этого не менее тяжёлым разговором о грузе, что персонажи несут.

При этом у проекта есть один большой минус – его контрастность. Если в эстетической и повествовательной части это только усиливает впечатления, то в технической порой вводит в ступор. Иногда оператор работает с камерой так, что диву даёшься, а иногда кажется, что выбранный плоский, чисто «нетфликсовский» ракурс мог бы взять любой человек с двумя руками. Иногда боевые сцены сняты почти на уровне «Сорвиголовы», а иногда в них засовывают чуть ли не по несколько склеек в секунду. Иногда сюжет предельно прост и логичен, а иногда за действиями героев следишь с недоумением. Иногда монологи персонажей получаются до боли пронзительными, а иногда всё низводится до уровня, простите, «сидабомотивации». Порой «Титаны» натурально выглядят как большое кино, а иногда спецэффекты оказываются настолько плохи, что даже аниматоры «Флэша» краснеют. Такие явные огрехи встречаются достаточно редко, однако когда глазу удаётся за них зацепиться – иллюзия престижности сервиса моментально рушится, оставляя смотрящего недоумевать, что делать с его продуктом. При этом сериал умудряется оборваться на максимально неподходящей для этого ноте. Клифхэнгер в последней серии вызывает совсем не жажду продолжения, а немое возмущение. Ну кто вообще так заканчивает сезоны? Особенно это непонятно потому, что мы можем твёрдо утверждать – как минимум ещё один эпизод был снят. Так почему зрителя обделили достойным окончанием истории?

Всё перечисленное, однако, на первый раз можно легко простить ведь, по большому счёту, перед нами некий бенчмарк DC Universe, прощупывающий почву и прокладывающий путь для грядущих проектов сервиса. Всё это подтверждается тем, что чем дольше сериал смотришь, тем меньше таких неприятных моментов становится. Будем надеяться, что следующий сезон разгладит эти неровности. Второй раз закрыть на них глаза не удастся.

По итогу мы имеем, без малого, настоящий прорыв в сериальной супергероике. Дорогой, качественный, неглупый супергеройский сериал, который не стесняется говорить зрителю, откуда растут его ноги. Если мыслить аналогиями, то больше всего «Титаны» походят на снайдеровскую экранизацию «Хранителей». Как стилистически, так и по сути. Здесь есть нарисованные брызги крови, цветокор, красивые костюмы и многогранные персонажи, которые, по каким-то причинам, настолько же интересны без своих масок, насколько под ними. Параллели так легко провести, что сериалу впору вставлять «The Beginning Is The End Is The Beginning», из того самого трейлера, в свой оупенинг. Единственным своим сезоном они бьют по крышкам гроба сразу нескольких закрывшихся проектов – «Готэма» и сериалов Marvel/Netflix. Первых сериал уделывает чисто стилистически, а разбавленная супергероика вторых просто неспособна тягаться с напором и смелостью проекта DCU. Остаётся лишь ждать запуска Disney+, и гадать, чем же они найдут ответить. Ну и «Дум Патруля», конечно же! Благо, команда успела дебютировать, и плохая промо-кампания им не страшна. А она уже началась. И она уже плохая.

8.8
Вырвался в лидеры

Наш вердикт

Дорогой, качественный, неглупый супергеройский сериал, который не стесняется говорить зрителю, откуда растут его ноги.

  • Сценарий 7
  • Экшен 8
  • Актёры 10
  • Саундтрек 9
  • Количество "факов" в минуту 10
Комментарии