Рецензия на одиночную кампанию «Call of Duty: Modern Warfare»

2 826

Обзор самой обсуждаемой и провокационной игры этого года.

Наконец-то о Call of Duty вновь заговорили. После парочки неплохих, но все же проходных частей, серия, как в старые-добрые времена, стала предметом обширной дискуссии в России. Причина проста – в Modern Warfare есть русские. Злые русские. Они оккупируют вымышленную арабскую страну, чем-то напоминающую Сирию, вешают и расстреливают мирных жителей, причем без разбора.

Окрестить описанное «русофобией» можно без особого труда – этим уже занимались юзеры на Metacritic, занижая оценки до 2-3, и журналисты с федеральных каналов. Даже Илья Maddyson вернулся из небытия и попросил проверить игру на экстремизм. В этом он точно эксперт – у самого по такому же поводу была «условка» на полтора года. Более того, от ее физической дистрибуции отказались «Софтклаб», а Sony решила не выпускать игру в PS Store.

Но действительно ли новая Call of Duty заслуживает статуса «русофобской»? Если кратко – нет.

Давайте по порядку. Modern Warfare – полноценный перезапуск одноименной трилогии. Разработчики отменили прямой конфликт России и США, Третью мировую, гибель главных героев и злодеев. Не изменилась лишь общая концепция – у нас все еще современные боевые действия.

Завязкой сюжета становится похищение крупной партии химоружия, за которым охотятся американские военные под предводительством ЦРУ, арабские террористы из «Аль-Каталы» и российские формирования, которыми командуют выжившего из ума генерала Баркова. Нервно-паралитический газ, за которым и велась охота, достается арабам – они и начинают серию атак на мирное населения. Первая цель – Лондон.

Для разработчиков возврат к современности означал необходимость максимальной переработки формата. Дело в том, что война сегодняшняя и то, как велись боевые действия десять-пятнадцать лет назад, особо друг от друга не отличаются. Все то же оружие, все те же танки, самолеты и беспилотники. А игроков надо удивлять чем-то новым.

Именно поэтому Infinity Ward заговорили о серой морали. Для игр это действительно больная тема – кто бы как ни старался, рассказать об ужасах войны в рамках формата ни у кого не получается. Исключением можно назвать лишь Spec Ops: The Line, которая при положительных отзывах провалилась в продаже. Разработчики Call of Duty обещали, что война покажет равноправными обе стороны – их положительные и, что более интересно, отрицательные стороны.

И у них это отчасти получилось, как минимум на уровне геймплея. Например, в миссиях в Лондоне или Санкт-Петербурге Modern Warfare становится максимально неуютной, что даже руки дрожат. Разработчики достигли это через постановку сцен, ощущения от оружия (спасибо новому движку), напряженной музыки и звуков. Везде шум и гам, непонятно откуда стреляют, по улицам бежит толпа, падающая как из-за действий террористов, так и из-за твоих собственных ошибок.

Другой яркий пример: миссии по зачистке домов, походящие на хронику с боевых действий. Приборы ночного видения, винтовки с глушителем и небольшие отряды – такие же спецоперации проводят армии России или США при ликвидации особо опасных террористов. В одной из сцен нужно также пытать одно из боевиков, надавив на самое больное – на семью. Эмоции этот эпизод вызывает смешанные.

Получается, что на геймплейном уровне задумка создателей работает – ты сам на себе ощущаешь всю тяжесть военных кампаний; игра вытаскивает тебя из зоны комфорта. Добиться передать подобные эмоции через геймплей, на моей памяти, никому не удавалось возможном. В этом плане Modern Warfare заслуживает, как минимум, уважения.

С другой стороны, Infinity Ward не смогли добиться синергии между геймплеем и сюжетом. Разработчики не проработали тему, не раскрыли ее с двух сторон, как и обещали, и выдали откровенную глупость. Разумеется, доказательством этому служат плохие русские, которые уже стали определенным показателем сценарной беспомощности.

При этом разработчики понимают о современном положении дел. Поэтому у нас на экране Урзикстан, больно напоминающий Сирию, повстанческие группировки, которые то друзья, то враги. Да даже русская армия во главе с Барковым – это прямая аллюзия на знаменитый ЧВК Вагнера, которая принимала участие в Сирии, Ливии и на территории Украины.

Но хотели ли Infinity Ward как-то оскорбить Россию и ее граждан? На мой взгляд, вышло это случайно, и есть ряд оснований, чтобы так полагать.

Во-первых, в игре есть и хорошие русские. Помимо Николая, вернувшегося из прошлых частей, в эпилоге игры мы узнаем, что американское командование сотрудничало с ФСБ для координации действий. Более того, сам генерал Барков и его бойцы представляют собой отдельную боевую группу – они не сотрудничают с остальной армией, они не носят опознавательных знаков или погон.

Во-вторых, в западных странах никому не интересна Россия. Никто в западных медиа ежедневно не рассказывает, как плохо здесь живется и насколько тут кровавый режим. Стране посвящают 40-секундные репортажи, как у нас в случае какого-то несчастья в далекой африканской стране. Сужу по личному опыту – не все даже и на карте покажут наше «небольшое» государство. О какой намеренной русофобии идет речь?

В итоге выходит довольно странная ситуация. Обсуждение игры приводит лишь к размышлениям насчет оскорбления русских. На этом фоне теряется сама Modern Warfare и ее суть. Это все еще классный шутер, который заметно преобразился и стал ярче и насыщеннее. Сюжетная кампания, как ни крути, на «отлично» выполняют свою главную функцию – развлекает и предоставляет уникальные эпизоды, оставаясь при этом наивно глупой. Что еще нужно от бренда Call of Duty, представить трудно.

Комментарии