Рецензия на мультфильм «Ведьмак: Кошмар волка»

8 145

Удачной ли вышла предыстория к сериалу «Ведьмак»?

«Сага о Ведьмаке» Анджея Сапковского вобрала в себя мотивы западноевропейских мифов, элементы славянского фольклора и здоровую долю иронии. Так почему бы тогда не сделать по ее мотивам америме – детище японского аниме и американского маркетинга? Так у Netflix и получился «Ведьмак: Кошмар волка», полнометражный приквел о Весемире и последних днях Каэр Морхена.

Подход к повествованию здесь схож с сериальным параллельным монтажом, где в одной серии могли перемешиваться события, разделяемые годами. Только в «Кошмаре волка» место главного героя занимает один лишь Весемир, пусть и в двух разных ипостасях: мальчик-слуга, мечтающий стать сильным ведьмаком, и умелый охотник на монстров, думающий только о себе.

Время в «Кошмаре» вообще становится ключевым элементом и играет очень важную роль. Эпоха ведьмаков проходит, как бы они ни старались оттянуть неизбежное. Весемира от его старых знакомых отделяет целая жизнь, хотя внешне он почти не постарел. Как тут не полюбить чеканные монеты, когда золото – единственное вечное, на что ты всегда сможешь рассчитывать? Наконец, главный мотив тайного врага Каэр Морхена лежит в глубинах прошлого, и отложенное возмездие настигает ведьмаков спустя года.

Вокруг Весемира строится вся история, и это несет за собой ожидаемые плюсы и минусы. С одной стороны, мы погружаемся в его жизнь максимально глубоко. Почему он решил стать ведьмаком, как он попал в Каэр Морхен, каким образом стал наставником Геральта, Ламберта и Эскеля – на все эти вопросы мы получим развернутые ответы.

Логично было предположить, что мудрый Весемир в молодости имел совершенно другой характер, более дерзкий, наглый и эгоистичный. Приятно видеть, что его неприятный нрав не взят сценаристами с потолка: причины трансформации и в худшую, и в лучшую сторону прописаны досконально. Жестокое обучение, где из будущих ведьмаков выбивают все человеческое, вряд ли поспособствует душевной доброте, а испытание, где детей оставляют наедине драться с монстрами, может сломать любую психику. Хорошо хоть, что ведьмакам не пришло в голову устроить королевскую битву среди своих учеников…

Но у подробного раскрытия Весемира есть и обратная сторона. Остальные персонажи выглядят лишь частью его истории, хотя за ними было бы также интересно следить. Чародейка Трета ненавидит ведьмаков и упорно следует своим убеждениям, но с «ведьмачьей» линии она никуда не сворачивает. Союзники Весемира из Каэр Морхена, Лука и Свен, представлены ровно настолько, сколько нам нужно, чтобы не забыть их имена. Свен суров, а Лука шутит и отвешивает рыцарям сомнительной остроты комплименты – вот и все, что он них можно вспомнить.

Тут не нужно глубокое раскрытие с душещипательной драмой, иногда достаточно буквально одной сцены или диалога, чтобы персонаж заиграл новыми красками. Возможно, будь «Кошмар волка» мини-сериалом, как изначально планировалось, второстепенный состав бы и заиграл новыми красками, но в полнометражном варианте к нему подошли без фантазии.

Фильм часто заходит на неизведанную для канона территорию, поэтому, как я подозреваю, многие моменты для ярых фанатов мира «Ведьмака» могут показаться спорными. Все же не стоит забывать, что это именно спин-офф сериала с Генри Кавиллом, потому с книгами/играми имеет очень условную связь.

Значительной сценарной вольностью выглядит то, как лихо ведьмаки обращаются с магией. Например, «расенганы», которыми они разбрасываются направо и налево, явно были введены, чтобы сделать сражения более динамичными.

Сам главный конфликт, который стал причиной падения Каэр Морхена, мне показался слишком однозначным. Люди ненавидят ведьмаков, потому что презирают тех, кто отличается от простых смертных, а нечеловеческая сила и пугающие способности не сильно добавляют любви народа. И все же люди вынуждены доверяться ведьмакам, так как никто другой с монстрами справиться не может. В «Кошмаре волка» же эта дилемма не особо работает: виновные здесь очевидно должны быть наказаны, поэтому про серую мораль и «меньшее зло» можно забыть.

Анимация тоже вызывает вопросы. Постановка боев зрелищна и изо всех сил старается быть изобретательной, и особенно хороша она в совместных сценах Весемира и Тетры. Кровавые стычки с монстрами – лучшее украшение мультфильма, как и жесточайшая осада ведьмачьей крепости, где «монстрами» выступают обе стороны. Наверное, самым впечатляющим моментом должен был стать заглавный кошмар-иллюзия, куда проваливается Весемир, но в нем как раз ничего пугающего не нашлось.

Увы, если у аниматоров появлялась возможность схалтурить, они ей пользовались без малейших угрызений совести. Толпы абсолютно одинаковых монстров? Разумеется, куда же без них. Превратить нарезку похождений Весемира в слайд-шоу для скриншотов? Это же мелочи, кто вообще заметит. Повторить пару раз «неожиданный» момент, когда персонажу пробивают сзади череп? Само собой.

Но самыми провисающими моментами в анимации стали не драки, а ужасно исполненные сцены разговоров, на которых явно ощутимо сэкономили. Банальная анимация ходьбы – это вообще нечто за гранью добра и зла: больно смотреть на зацикленные движения, как будто взятые из дешевой квестовой игры.

Самым крупным минусом «Кошмара волка» я бы назвал безликость. Фильм настолько сильно похож на «DOTA: Кровь дракона» (другое америме от южнокорейской студии «Мир») что их запросто можно перепутать. Дженерик-локации, вроде таверны или заснеженного леса, диалоги персонажей, даже одержимость неведомой тварью – количество пересечений зашкаливает.

Вот только «Кровь дракона» выглядела круче в десятки раз. При всей своей схематичности окружения сериал по Доте обретал свое лицо к финалу и из стандартных шаблонов собирал драматичную историю. У «Кошмара волка» с уникальностью дела обстоят намного хуже. Возможно, в руках «Мира» оказалось слишком много аутосорсного материала, на который крупные студии пожалели средств: упомянутая уже «Кровь дракона», и «Мортал Комбат: Месть Скорпиона», и «Бэтмен: Душа дракона». В аниме по вселенной «Ведьмака» их стиль уже окончательно приедается.

Итог: развязка «Кошмара волка» подводит нас к событиям «Ведьмака» и отвечает на многие вопросы. Даже демонстрирует нам путь Весемира от корыстолюбивого наемника до будущего наставника Геральта. Но эти ответы очень предсказуемы и вряд ли кого-то смогут поразить.

К слову, если вам хочется разобраться, как события «Кошмара волка» встраиваются в хронологию вселенной сериального «Ведьмака», обратите внимание на инфографику Netflix.

Однако аниме очень бодро смотрится в качестве пролога ко второму сезону сериала – а большего от него и не требуется.

Комментарии