Рецензия на мультфильм «Супермен: Красный сын»

3 199

TOVARISCHI, AMERIKANCI SNYALI PRO NAS KINOFILM!

Меньше года назад состоялся релиз анимационной полнометражки «Бэтмен: Тихо», являющейся адаптацией понятно какого комикса. Ещё во время анонса мультик вызвал если не восторг, то как минимум приятное чувство заинтересованности у поклонников культового оригинала, до сих пор считающегося одним из самых качественных образцов развлекательной продукции про Тёмного Рыцаря. Мало того, что комикс пользовался популярностью у фанатов – «Hush», ко всему прочему, ещё и идеально подходил для подобной экранизации. Оригинал, будучи не самой мудрёной и замысловатой историей, подкупал в первую очередь яркостью визуального сопровождения, броскостью диалогов, богатой галереей красочных персонажей и безостановочным экшеном. Словом – всем тем, что при желании можно было безо всякого труда переложить на анимацию, сделав поистине запоминающееся зрелище для всех возрастов. Что могло пойти не так?

Что бы оно ни было – оно пошло. «Тихо» получился мусорной фантазией на тему работы Джеффа Лоеба и Джима Ли, авторы которой оказались катастрофически неспособны сравняться с мэтрами ни в изобретательности, ни в креативности. Пытаясь переложить сценарий оригинала на свою собственную анимационную вселенную, авторы запороли то немногое удивительное, что когда-то в «Hush» сумел засунуть Лоэб, при этом не сказав ничего такого, что могло бы послужить субститутом первоначального посыла. Что ещё хуже – вместо крышесносного визуала Ли, зрителя вынуждали любоваться скучнейшей анимацией среднего пошиба, которой критически не хватало для того, чтобы сделать зрелище хоть сколько-то увлекательным.

Вы спросите: «Причём здесь «Тихо» и где рецензия на «Красного сына»?». Так вот же она. Замените в нужных местах имена и названия, перечитайте два верхних абзаца с этими правками, после чего, если хотите, смело закрывайте рецензию и идите заниматься чем-нибудь полезным. «Красный сын», можно сказать, наследник творческой и интеллектуальной импотенции «Тихо», с одной важной деталью, которая делает картину в стократ хуже. «Red Son», вообще-то, действительно был неглупым комиксом.

Одна из тех причин, по которой мини-серию Марка Миллара не постигло забвение, являющееся незавидной участью большинства «What if?..» историй – «Красный сын», по факту, такой историей не являлся. Разумеется, одна из основных фишек комикса и изначальная идея автора заключалась во фразе: «А что если бы Супермен был русским коммунистом, жаждущим мировой революции?». Но вот в чём фокус – эта идея на то и была изначальной, что само по себе такое «а что если?» ничего не значит и абсолютно бесплодно. Это отправная точка для создания задумки. Для того, чтобы эта задумка стала сочной, вкусной и долговечной – произведению нужно что-то ещё.

И у Миллара это «что-то ещё» было. «Red Son» – сладкий сказочный сон ребёнка эпохи холодной войны, которому посчастливилось эту эпоху пережить. Это красочная сай-фай феерия, переложенная на жанры супергероики и альтернативной истории, в которой автор с тёплой ностальгией оглядывается на тот страшный период, когда цивилизация была на пороге катастрофы, и игриво показывает читателю, как бы мог развиваться такой конфликт, если бы в нём оказались замешаны инопланетяне, роботы, амазонки и невообразимо гениальные люди. Даже если вам претит идея «супер-коммуниста» – «Red Son» остаётся чрезвычайно качественным образцом научной фантастики XXI-го столетия, который может с удовольствием проглотить тот человек, что никогда в жизни про DC не слышал. Это попросту отличное литературное произведение.

Создатели экранизации же спотыкаются и комично падают в лужу буквально после первого шага, а вместо того, чтобы встать и вытереться – принимают решение оставаться лежать в этой самой луже. Аниматоры задают вопрос: «А что если бы Супермен был русским коммунистом, жаждущим мировой революции?» – и… И всё. Продолжения не будет – банкет окончен. Каким-то образом, до авторов не доходит, что ответ на поставленный вопрос самоочевиден из этого вопроса. Если бы Супермен был коммунистом, который бы искал мировой революции, то он бы был коммунистом, который бы пытался осуществить мировую революцию. Про это не нужно снимать фильм, тут всё и так понятно. Дайте что-то ещё.

Увы – «что-то ещё» в планы экранизаторов не входило. Полтора часа вам придётся наблюдать за типичными супергеройскими драчками, с той лишь разницей, что у протагониста на груди в этот раз серп и молот. Никакой работы с реальной историей, что была у Миллара. Никакого уникального облика альтернативной реальности, который когда-то сотворил Дэйв Джонсон. Вообще ничего, кроме приемлемой анимации и терпимых потасовок в сереньких декорациях, наложенных поверх сценария оригинала с небольшими, предсказуемо отвратительными правками.

Именно эти правки, как это было и в случае с «Тихо», убивают вообще всякое хорошее отношение к адаптации. Помните интереснейшую, насыщенную драмой и эмоциями арку несчастливой связи главного героя с Чудо-Женщиной?

Чудо-Женщина из мультяшного «Красного сына» – аналог Риддлера из мультяшного «Тихо». Вы ведь ещё не забыли, как хитрого стратега превратили в дегенерата со знаком вопроса на башке? На этот раз – молодую и романтичную девушку превратили в мужененавистницу-лесбиянку.

И это не наша попытка что-то утрировать. Вся её арка точно так же кульминирует, когда она разрывает «путы патриархата», с тем лишь отличием, что на экране её к этому не подталкивает манипулятивный и эгоистичный мерзавец-Супермен – она просто резко осознаёт, что все мужики козлы, и впадает в ярость берсерка. И это только один пример вдохновенного «ревизионизма» авторов.

В конце концов, как это обычно бывает с такими экранизациями, ребром встаёт вопрос – а для кого всё это снималось? Для детей, скажете? Даже если вынести за скобки тот факт, что темы холодной войны, ядерного геноцида и противостояния политических идеологий не совсем соответствуют общепринятому пониманию детского продукта – в «Красном сыне» встречаются сцены курения, несколько раз проливаются весомые количества крови, а Лоис Лейн одухотворенно рассуждает, как Лекс Лютор хорошо её трахает. То есть – детям тут ловить нечего. Если речь заходит о человеке взрослом – он всяко предпочтёт потратить час на ознакомление с находчивым и изобретательным оригиналом, нежели тратить полтора часа на просмотр невыразительной анимационной поделки.

Иными словами – представитель целевой аудитории «Красного сына» не может быть слишком молод, слишком умён или слишком загружен. А значит, цитируя одного известного коммуниста, остаётся лишь одна группа людей – малолетние дебилы. Кто-то, кто не умеет или не любит читать, но при этом уже распоряжается собственным временем и имеет свободные час с половиной, которые непременно хочет убить. Если кто-то из вас, ребята, читает эту рецензию – не надо, этот мультик того не стоит. Лучше соберите мозги в кучу и попробуйте открыть комикс. Ну, или в носу поковыряйтесь. Пользы всё равно будет больше. Да и удовольствия – тоже.

Комментарии