Рецензия на мультфильм «Бэтмен: Готэм в газовом свете»

313

Мнение о новом мультфильме про Бэтмена.

«Gotham by Gaslight», опубликованный в 1989 году, считается первой историей DC из категории, которую теперь принято называть Elseworlds. В основном, эта линейка показывает альтернативные вселенные или таймлайны, в которых привычные нам герои предстают в непривычном сеттинге и/или образе. В случае с данной работой – в Викторианском Готэме.

Визуальная эстетика, кропотливо созданная гением Майка Миньолы, являлась главным и, к сожалению, чуть ли не единственным достоинством сей короткой работы. Тем не менее – практически любую историю, в теории, можно пересобрать и заставить работать «как надо», не ломая фундамент произведения. Именно с этой целью к проекту и подошёл небезызвестный Брюс Тимм, а также, известный по адаптации Killing Joke (и не только), режиссёр Сэм Лью.

Предыдущий такой опыт с дополнением и расширением уже имеющейся короткой истории – «The Killing Joke» – был встречен весьма прохладно. Warner Bros. по отношению к продуктам DC имеет весьма вредную привычку наступать на грабли, поэтому отдел мультипликации (WB Animation), кажется, решил не отставать от сей «корпоративной политики». Иначе и не объяснить тот факт, что для адаптации снова была выбрана весьма непродолжительная история, которой необходима доработка до полнометражного формата. Впрочем, нельзя исключать желание исправить предыдущие ошибки и это – весьма похвальное начинание.

Самое очевидное изменение, пришедшее с расширением истории – уйма новых, ранее не появлявшихся в этом сюжете, персонажей, и наиболее ярким представителем среди всей этой когорты является Селина Кайл. Озвучившая её Дженнифер Карпентер прекрасно вошла в роль роковой красотки, а учитывая то количество химии, что присутствует между Селиной и Брюсом – сразу появляется забавная мысль о том, что Брюс Тимм время от времени перечитывает ран Тома Кинга на Бэтмене. Жаль, что эту «химию» не получается назвать обоюдной – слишком уж монотонным и одинаковым получился Брюс Уэйн в исполнении Брюса Гринвуда. Можно было подумать, что уже к третьему своему появлению в роли Бэтмена он лучше вникнет в роль или как-то разнообразит свою игру, но, к сожалению, этого не произошло. И тем не менее этот дуэт – едва ли не лучшее, что есть в данном анимационном фильме. Сложно однозначно сказать по какой причине данный элемент так хорошо работает, зато провести вивисекцию и сказать, почему картина проваливается во многом другом – вполне посильно.

По сути своей, «Gotham by Gaslight», это детективная история, а у таких произведений, как и у любых других — есть свои правила, по которым они работают. Эти правила не абсолютны, добрую их часть можно и нужно нарушать, однако в таком случае необходимо очень чётко понимать «зачем?» и для какой цели. В противном случае это скорее всего послужит показателем некомпетентности сценариста или отсутствия у него опыта в жанре. Джеймса Крейга, с его послужным списком, сложно обвинять в некомпетентности, просто именно детективных историй у него было крайне мало. Или «Скуби-Ду» нынче считается достаточно компетентной франшизой, посвящённой решению подобного рода проблем?

  • «Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчётной, но верной интуицией»;
  • «Необходимо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах»;
  • «К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания»;
  • «Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной».

Именно эти пункты списка, практически одновременно сформированного Агатой Кристи, Гилбертом Честертоном и Уиллардом Хэттингтоном, нарушаются в ходе данного произведения. Как уже было сказано выше – эти правила можно игнорировать, но это решение должно иметь под собой веские обоснования. К сожалению, «Gotham by Gaslight», пренебрегая этими правилами, ровным счётом ничего не предоставляет взамен, кроме достаточно необычного прочтения одного из знаковых персонажей бэт-мифологии. И тем не менее – оно совершенно не оправдано с нарративной точки зрения. История выстроена так, что личность антагониста не читается практически до самого раскрытия, а при повторном просмотре становится заметно – никаких «подсказок для внимательного зрителя» здесь совершенно нет. Есть лишь их видимость – общие и пространные фразы, которые могут быть интерпретированы весьма многозначно, что безусловно ведёт к притягиванию за уши. А раз нет подсказок, то и детектива не получается – герою, как и зрителю, просто не за что цепляться.

Если вы думаете, что на слабом, неубедительном сценарии проблемы заканчиваются, то знатно ошибаетесь! WB Animation, впрочем, как и большую часть западной анимации, со времён анимационной экранизации «Flashpoint» преследует злой рок в лице проблемного визуала. Совершенно очевидно, что нет никакого смысла предполагать будто эти адаптации достигнут уровня визуального пиршества стиля Миньолы и Болланда. Однако, имея на руках столь культовые и графически богатые работы, можно было и постараться над переносом их для более широкой аудитории.

Обратите внимание на цветовую гамму. Можно сказать, что засилье коричневого здесь нужно, дабы ярче очертить монолитный стиль произведения, но возможно всё гораздо прозаичнее – нужно же как-то замаскировать проблемы анимации. Полный джентельменский набор: даже самые простые движения, такие как перемещение героев в пространстве, сопровождаются низким количеством кадров, а неактивные персонажи в диалогах и вовсе порой застывают без единого движения. Бои здесь приземлённые, что хорошо, но динамики в них нет от слова «совсем» — камера любит брать не самые интересные ракурсы, а какая-то «выдумка» и креатив в рукопашных поединках появляются лишь под самый конец. Образы можно было бы назвать стильными, но общий минимализм в отношении персонажей не позволяет с уверенностью заявить, что и здесь обошлось без проблем. Тому же Бэтмену, например, отчаянно не хватает ярких деталей, закрепляющих образ и привязывающих его к временному промежутку периода Викторианской Англии. Применение CG минимально, но отнюдь не менее беспощадно: лошади, словно прибежавшие из отечественного «Дети против Волшебников» выглядят совершенно отвратно, но к счастью надолго в кадре не остаются.

Непримечательный сценарий, пытающийся «выстрелить» скорее за счёт твистов, нежели стройной детективной истории. Скучный и крайне пресный визуальный ряд с излишне простой анимацией, которую тяготит низкая частота кадров. История, сама по себе не представляющая из себя ничего интересного и держащаяся лишь на сеттинге. Похоже на описание чего-то посредственного, не так ли? Однако, как бы это странно ни звучало, «Gotham by Gaslight» это чуть ли не лучшее, что случалось с полнометражными анимационными картинами DC со времён, наверное, «Under the Red Hood». А лучшее – потому что хоть немного отличающееся. Наверное, стоит задуматься о том, в каком же ужасном положении находится «анимационная вселенная» DC, раз даже настолько нескладный продукт воспринимается лучше всего того, чем студия занималась на протяжении восьми лет подряд.

Комментарии