Рецензия на фильм «Звездные Войны: Скайуокер. Восход»

Подводим итоги новейшей трилогии «Звездных войн».

Для Джей Джей Абрамса детские воспоминания — один из главных источников его творчества. В «Остаться в живых» и практически всех других его фильмах он прибегнул к методу Mystery Box, идею которого начал разрабатывать после подарка деда — Таинственной коробки магии. Его суть заключалась в том, чтобы предоставлять зрителю лишь какие-то крупицы общей информации, вовлекать их в происходящее, заставляя задаваться вопросами и не получать на них ответы. Школьные приключения, 8-миллиметровая камера «Супер 8» и любовь к Спилбергу заложили основу для одноименного фильма, в котором Абрамс передал дух своего времени (и, по сути, заложив целый тренд). В двух «Стартреках» он пытался перенести на экран свои впечатления и эмоции от просмотра когда-то по телевизору приключений о капитане Кирке и коммандере Споке.

Со «Звездными войнами» совершенно аналогичная ситуация, с той лишь разницей, что влияния на Абрамса-ребенка они оказали куда больше. Поэтому к их продолжению, начатому Disney после покупки LucasArts, режиссер-гик подошел очень бережно. «Я хочу, чтобы «Пробуждение силы» заставило вас снова почувствовать себя детьми,» — заявил он в одном из интервью.

Что ж, в VII эпизоде саги Абрамсу это действительно удалось. Наполненное референсами к предыдущим частям и старыми-добрыми героями, «Пробуждение силы» стало своеобразным аттракционном по детским воспоминаниям для миллионов людей. Абрамсу вместе с Disney удалось нащупать нерв целого поколения и дать ему возможность вновь окунуться в беззаботное детство.

Но затем пришел Райан Джонсон и все переделал (точнее, добавил чуть больше разнообразия в устоявшуюся за полвека вселенную). У него Лея летает, Люк отступает от идеалов, родители Рей и таинственный Сноук — по сути никто, а Сила позволяет героям без проблем устраивать телепатические сеансы. Этого никогда не было в каноне, заложенного Джорджем Лукасом в двух трилогиях. Значит, Райан Джонсон все испортил и сделал фанфик. Он надругался над детскими воспоминаниями и переосмыслил каноничные идеи. Именно поэтому фанаты на Джонсона в обиде.

Ситуацию усугубили и падающие кассовые сборы. «Последние джедаи» собрали на $730 млн. меньше VII эпизода, а спин-офф про Хана Соло и вовсе провалился, собрав меньше $400 млн. и не отбив бюджет. Поэтому компания Disney (напомню, что ее главная цель — получение прибыли) делает вполне логичное решение: спин-оффы отменить, с новыми фильмами подождать, а IX эпизод доверить человеку проверенному – в режиссерское кресло вернулся Абрамс.

Перед ним стояли три колоссальные задачи. Во-первых, нужно вернуть доверие фанатов, оставшихся недовольными «Последними джедаями». Во-вторых, попытаться вывести историю в духе «каноничных» (чтобы под этим не подразумевалось фанатам) «Звездных войн». И в-третьих, хотелось бы получить нормальное завершение трилогии.

Примерно вот так и пытается.

Однако, желая понравиться фанатам, Абрамс допускает ряд серьезных ошибок и делает историю IX эпизода только хуже. Он пытается логически объяснить все те идеи, которые напридумывал в прошлой части Джонсон. Да, благодаря этому мы узнаем, откуда у Леи Сила, почему оступился Люк и кто вообще такой Сноук. Но так ли это важно для конкретной истории? Фанаты, хоть и ненавидят Джонса, но все же уже смирились с сложившейся ситуацией. Да и глупо отрицать, что постановщик «Последних Джедаев» сделал то, что Лукасу и Абрамсу не удалось – он пересмотрел франшизу и обновил ее.  

Вывести сагу в каноничное русло у Абрамса тоже не получается. Палпатин, Лэндо, остатки Звезды смерти, даже Эндор — появление этих элементов из прошлых фильмов, которые зрителям когда-то запомнились, уже не трогает так, как это было в VII эпизоде. Однако все «приветы из прошлого» не оказывают никакой роли на сюжет, а твист с Палпатином выглядит как притянутый за уши. Кажется, что Императора вернули чтобы только вновь показать его на экране.

Да и завершить на хорошей ноте у режиссера IX эпизода не удается. Дело даже не в сценарии – обсуждать количество никуда не приводящих сюжетных линий даже не имеет смысла. «Скайуокер. Восход» ощущается как большой шаг назад в развитии вселенной. Вместо того, чтобы углубить историю, Абрамс ведет себя как оскорбленный фанат и выбрасывает в урну все наработки своего предшественника (справедливости ради, Джонсон сделал тоже самое, но не тая на Джей Джея обиды). Чем это закончилось – можете увидеть сами.

Убегает от сценарной беспомощности

«Скайуокер. Восход» — нормальное завершение трилогии. Но от того, что оно «нормальное», становится немного обидно. У франшизы был огромный потенциал, развить который не получилось из-за творческих разногласий, обид, жадности и ненависти почти что религиозных фанатиков, не готовых принять реформацию своих канонов. Все это привело к максимальной деградации саги, которую спасают локальные, ни на что не влияющие истории как «Мандалорец». Но наконец-то кинофраншиза сможет на пару лет отойти на покой – а дальше глядишь, да и появятся новые и смелые идеи. Тем более, что Райан Джонсон все еще готовит свою трилогию.  

Возможно Вам понравится
Комментарии