Рецензия на фильм «Синонимы»

0

Рассказываем про победителя Берлинского кинофестиваля – фильм «Синонимы».

Молодой Йоав только демобилизовался из израильской армии и, снарядившись небольшим рюкзаком, впопыхах направился в Париж. Там, по его мнению, свобода, возможности и никакой агрессии, от которой старался убежать; там он может стать французом. Его не останавливают никакие трудности – даже воровство абсолютно всех вещей, вплоть до трусов, из-за чего он чуть не замерзает в первый же день.

https://youtu.be/iuMECHNlEXI

Тоже самое (только без воровства) произошло и с Надавом Лапидом. Его работы уже оценили в Локарно и Америке (в прошлом году вышел ремейк его «Воспитательницы» с Мегги Джилленхол). Теперь он получил награду куда крупнее – Золотого медведя в Берлине – за фильм, где показал свой опыт иммиграции и интеграции в чужое общество.

Отправившись во Францию, герой стал чужаком для всех. Йоав чужак для французов, например, для молодой пары буржуа. Эмиль – начинающий писатель, пытающийся рассказать свою историю. Но не может, из-за чего обращается к Йоаву – уж у него экзотичных историй полно. Каролина – бывшая нимфоманка, играющая на гобое, интересуется исключительно телом героя. Израильтянин своей экзотичностью привлекает и модного порно-фотографа. Главное, чтобы тот во время фото-сета стонал на своем языке.

Йоав чужак для своего народа. Его не понимает ни родной отец, ни радикально настроенный еврей Йарон, специально пристающий к обычным жителям, напевая гимн Израиля. Если кому-то что-то не нравится, сразу получит в морду – он готов (зачем-то) отстоять свою веру и свой народ.

Чужаком Йоав стал и для самого себя. Одетый в модное пальто Kenzo, со словарем под мышкой, он учит французский (на идише он больше не заговорит) и называет свою родину как «гадкое, непотребное, невежественное …» государство. Но чем больше он интегрируется в общество, тем больше герой теряется и не понимает, кто он. Вместо отличий в культурах, которые, по идее, должны привлекать любого, он вылавливает синонимичные качества, причем негативные. Фальшь, злоба, агрессия, да и даже война с Палестиной – то, отчего он бежал из Израиля, настигло его и во Франции. Вскоре проявляется и агрессивная сущность Йоава, которую он хотел скрыть: сначала расстрел Нотр-Дама из невидимого автомата, а потом стычка с безобидными музыкантами оркестра.

Тема «Синонимов» — поиск своей идентичности – по сути, уникальна, и своей историей Лапид предоставляет зрителям уникальный опыт. Возможно ли навсегда отказаться от своей культуры и принять новую? А примет ли эта культура тебя? Как будет проходить иммигрантская жизнь?

На вопросы Лапид дает примеры исключительно своим опытом, общие вещи его не интересует. Поэтому деталей там мало, хоть постановщик и помнит про рацион в 1,28 евро в день. Однако выходит все равно эффектно. Фильм, где невероятная скачущая камера и потрясающий дебют Тома Мерсье в роли Йоава, тяжело описать – он вызывает массу эмоций: от удивления и восторга до раздражения и непринятия.

Помимо этого, Лапид дает краткую характеристику двух важных для него стран – Израиля и Франции. Йоав стал олицетворением первой – грубый, маскулинный, довольно агрессивный, но готовый на камеру засунуть себе в задницу палец ради лишних денег. Франция же, хоть в это все и влюбляется, никогда Йоава не поймет и не примет, а вся идея с мультикультурализмом — фальшивка.

Где-то в середине фильма Йоав, работая в посольстве Израиля охранников, в сильный дождь запускает всех ждущих в очереди и кричит «Границы открыты! Границ больше нет!» В конце же он ломится, но ничего не происходит. Все же, по мнению Лапида, несмотря на иррациональность, культурные барьеры существуют. Они держат человека, и жить без них, как бы мы не хотели, никак не удастся

Комментарии