Рецензия на фильм «РобоКоп» (2014)

23

Мнение о римейке культового фильма «РобоКоп».

Нынешнее поколение зрителей выросло в благодатную эпоху кинематографа восьмидесятых и девяностых. В это золотое время киностудии уже вывели для себя беспроигрышные формулы успеха, с апелляцией в сторону вечного потребительского желания хлеба и зрелищ, однако развитие технологий позволяло простить многие недочеты в визуальном ряде. Современный синефил, получивший свою порцию ярких впечатлений от наивных фильмов, просмотренных в детстве, сейчас вырос, возмужал и его вкус диктует режиссерам и сценаристам высочайшие требования. Ребенок, который, раскрыв рот, восхищенно смотрел на кукольных динозавров Спилберга, сейчас лишь зевает при виде разрушающих город 3D-трансформеров. Мы привыкли бесконечно прощать старые фильмы и бесконечно критиковать новые.

Простые и шокирующие идеи, появившиеся в восьмидесятые и девяностые как оправдание разрывающему шаблоны экшену, сейчас пользуются большим спросом у киностудий. И дело не только в том, что любимые франшизы во все времена найдут свою аудиторию. Многие фантастические наработки, в свое время подарившие детям повод для восторга, сейчас стали ближе и реалистичнее, стали способны подарить взрослым повод задуматься. «РобоКоп» — именно тот тип фантастики, который в наше время способен показать зрителю нечто большее, чем только экшн.

Само собой, без экшена фильм о роботе-полицейском смотрелся бы глупо. Если вы идете на добротный боевик, чтобы вспомнить настоящий кинематограф девяностых, то «РобоКоп» — ваш выбор. Фильм прогоняет зрителя по всем типичным для боевиков локациям и жанрам. Вы окажетесь и в антиутопической горячей точке с террористами, и в коррумпированном управлении полиции со сделками под прикрытием и процедуралом, и на высокотехнологичном военном полигоне, и, конечно же, в здании OmniCorp, где разворачивается схватка между роботами разных моделей. Само собой, не будет недостатка и в криминальной урбанистической фантастике, где РобоКоп, с огромными пистолетами и на мотоцикле, будет вычислять и арестовывать опасных преступников, не забывая о зрелищности, жестких фразах, высоких технологиях и легком намеке на жестокость. Да, фильм имеет детский рейтинг и не изобилует красочной расчлененкой, как его предшественник, но давайте помнить, что широта аудитории не всегда отрицательно сказывается на глубине фильма. Современному зрителю не обязательно совать под нос чужие кишки, чтобы он в полной мере осознал трагизм ситуации.

Однако, несмотря на обилие боевых сцен, с первых же кадров видно, что перед нами кино с претензией если не на интеллектуальность, то на остроумие. Жозе Падилья тонко чувствует последние веяния кинематографа. Фильм не обременяет зрителя грузом тяжеловесных диалогов и размышлений о высоком, однако четко дает понять, что сценаристам они не чужды. Фильм созвучен эпохе, политически грамотен и, что самое главное, способен показать нам не столько морально-этическую, сколько чисто человеческую сторону вопроса о превращении личности в машину. Конфликт человеческого разума с машиной на протяжении всего фильма остается личным, глубоко индивидуальным для персонажа, не навязывая зрителю проблемную философию, которая потеряет всю свою значимость и смысл после выхода из кинотеатра. Мы смотрим на попавшего в сложные обстоятельства Алекса Мерфи, который не является метафорой для обозначения вечных вопросов мироздания. Он является достойным человеком в очень непростой ситуации.

Визуальные эффекты в фильме, что редкость, работают не только на боевые сцены, но и на драматические. Актерская игра и хорошие диалоги не передали бы всей безнадежности положения Мерфи, если бы не красивые спецэффекты и постановка кадра. Мы смотрим на человека, который потерял себя, лишился всего. И современные технологии помогают нам увидеть, что это не просто фигура речи.

Музыка в фильме, согласно последним тенденциям, иногда подобрана весьма смело. Для старых фанатов франшизы оставлен приятный сюрприз в виде заглавной темы оригинального фильма. Создатели вообще без страха обращаются к работе своих предшественников, обыгрывая не только тему старой музыки, но и старого дизайна костюма. Фанаты, которые возмущались новым черным облачением РобоКопа, как выяснилось, все это время не противоречили, а были на одной волне с создателями.

И конечно невозможно не упомянуть актерский состав, который никак не ожидаешь увидеть в римейке боевика. Майкл Китон, которого мы привыкли видеть совсем в другое время и совсем в других образах, наглядно продемонстрировал нам, что как актер он развивался и приспосабливался к новым временам так же, как и само человечество. Его Реймонд Селларс — выходец из совсем другой эпохи, который, не потеряв своих преимуществ и достоинств, с легкостью приспособился к современности. Он так привык смотреть в будущее, что для оценки настоящего ему достаточно лишь беглого взгляда. Единственное, что заслуживает его внимания кроме будущего — это он сам. Самовлюбленный, но достаточно умный, чтобы это скрыть, уверенно и модно одетый, слегка ироничный — вот антагонист Майкла Китона, достойный современного зрителя. Гари Олдман вновь примеряет на себя образ, который так хорошо ему дается: мягкий и добрый человек, который получает слишком большую ответственность в рамках жесткой и злой системы. Мы видели таким его комиссара Гордона, и в том же виде нам предстает его доктор Нортон. Джеки Эрл Хейли, знакомый любому гику по роли Роршаха, здесь предстает столь же бескомпромиссным, но значительно менее сознательным бойцом. Юэль Киннаман, сыгравший главную роль, прекрасно играет как Алекса Мерфи, близкого в своей преданности системе к машине, так и РобоКопа, борющегося за свою человечность.  Праведный гнев, страдание и беспомощность, холодное служение закону, а затем внутренняя борьба — все это поочередно сменяется на лице Киннамана, не оставляя у зрителя сомнений в правдивости происходящего. И Эбби Корниш, играющая его жену, проходит все этапы схватки вместе с ним, поддерживая его своей игрой, работая с ним в паре. В их отношения мужа и жены веришь, даже когда между ними встает мегакорпорация и механический костюм.

И конечно же особняком от остального актерского состава стоит Сэмюэль Л. Джексон, сама соль фильма, его дань эпохе, воплощение остроумия и иронии создателей. Джексон является антагонистом не для главного героя, он является антагонистом для нас с вами, символизируя главного врага зрителя: пропаганду и манипуляцию мнением. При этом, как и положено грамотному манипулятору, Сэмюэль Л. Джексон обволакивает нас химерой собственного красноречия, создает иллюзию адекватности. Его характер пронизывает всю сюжетную линию фильма, не вступая в конфронтацию с героем, но вступая в диалог со зрителем. В конце концов, современный зритель заслуживает себе равного собеседника.

Каждый из героев фильма обладает своей дугой характера. Несмотря на шаблонность некоторых образов, каждый из персонажей если не меняется в процессе, то уж точно раскрывается с новых сторон. И если концовка даже не пытается удивить зрителя, то некоторые сюжетные повороты приятно увидеть только из-за того, что они не являются само собой разумеющимися, не следуют как данность из созданных образов.

«РобоКоп» — это прекрасное современное кино, насыщенное действием, эмоциями и здравым смыслом. Это прекрасный и актуальный ориджин, который может показаться вам банальным только до тех пор, пока вы не вспомните о героях, которые привели вас на сайт GeekCity. Согласитесь, что эту смесь Железного Человека, Бэтмена и Судьи Дредда приятно было бы увидеть в одной из полюбившихся вселенных?

Можно любить старую версию, можно любить старый кинематограф, но невозможно спорить, что новый «РобоКоп» — это идеальный для нашего времени «РобоКоп». Социальная сатира, основанная на технологиях трагедия, запросто вписанные в визуальный ряд спецэффекты и легкая смелость и нахальство — вот составляющие, необходимые для создания хорошего кино в 2014 году.

8/10

Комментарии