Рецензия на фильм «Люди-Икс: Темный Феникс»

5 905

Завершаем историю Людей-Икс.

Так получилось, что новый фильм франшизы о мутантах оказался последней картиной о Людях-Икс в рамках вселенной, которую выстраивали Fox на протяжении 19 лет. Вне зависимости от того, был изначально ли фильм задуман как финал истории команды Людей-Икс, либо тут сыграла свою роль сделка между Disney и Fox (аргументы есть у обеих версий), «Люди-Икс: Темный Феникс» — завершающая глава истории мутантов из Школы для Одаренных Подростков Чарльза Ксавье. Так каким же получился последний аккорд этой истории?

Естественно, невозможно смотреть фильм без оглядки на картину «Люди-Икс: Последняя Битва», чью сюжетную линию вновь взяли за основу Саймон Кинберг и ко. Глупо отрицать факт важности сюжета о Фениксе для Людей-Икс, но может ли предложить переложение этой истории нечто новое зрителю? В определенной степени, да. Сценаристы обрубили рудиментарные хвосты иных сюжетных линий, решив полностью сконцентрироваться на внутреннем конфликте команды Людей-Икс. С одной стороны, это правильное решение, но с другой стороны, фильм не отказал в соблазне даже тут внедрить внешнего врага в лице персонажа Джессики Честейн.

И это ошибка. Обособленный, непрописанный новый инопланетный враг, с которым команда по сути сталкивается ТОЛЬКО в третьем акте картины, мешает концентрировать свое внимание основном личностном конфликте Джин Грей. Даже сами персонажи ничего не знают о внезапных инопланетянах, а зритель уж и подавно. Т.е. убрав парочку старых рудиментарных отростков, сценаристы внедрили один новый. Который, аналогично линии какого-нибудь Ангела из фильма Бретта Ретнера, развивается отдельно от основной сюжетной линии, имеет минимальные точки соприкосновения с другими персонажами и вызывает нулевой эмоциональный отклик. Проще было вообще не лесть в дебри и не добавлять пустого внешнего врага, когда можно уделить больше внимания внутренним противоречиям в команде.

Но если отвернуться от этого факта, можно увидеть то, как фильм балансирует между интересными задумками и топтанием на месте. С одной стороны мы имеем крайне интересную линию, затрагивающую тщеславность Профессора Икс, прикрываемую благими идеями, а с другой опять вынуждены смотреть, как бедного Магнито заставляют быть плохим в бесконечном сериале «Эрик,нет, Эрик,да!«. Тот факт, что проблема конфликта Чарльза и Эрика окончательно себя исчерпала в финале прошлой картины, делает еще сомнительнее потуги сценария вновь проводить черту между героями. Пускай это и длилось недолго. В это же время вновь стагнирует абсолютно весь молодняк команды, за исключением Джин Грей.

Когда ты опять должен антагонировать

Удивительно то, насколько скучна была в образе Джин Софи Тёрнер в прошлом фильме и насколько хороша она в этот раз. Если Феникс Фамке Янссен обладал холодной отстранённостью, то Тёрнер воплотила персонажа, который испытывает непреодолимое наслаждение от разрушительности своей силы. В других сценах мы видим напуганную, запутавшуюся девушку в поисках ответа на вопрос «Кто я теперь?». Этот контраст наполняет титульную героиню интересными слоями, поэтому еще больнее смотреть на то, как (опять) болтающийся в проруби Циклоп не может даже примерно поспеть за развитием героини.

А можно мне хоть раз побыть лидером?

Но главная проблема фильма заключается в том, что он абсолютно вторичен. Вторичен как к кинокомиксам в целом, так и даже к своей киносерии, Как ни крути, картина не способна рассказать ничего нового фанатам Людей-Икс, ибо структурно она все же повторяет фильм тринадцатилетней давности. Пускай более стройно и ровно, но это не меняет дела. Общий сюжет ультимативно банален и ни на миг не отступает от классического паттерна каждой истории о Фениксе. Настолько, что в определенный момент ты действительно начинаешь жалеть об отсутствии какого-нибудь Винни Джонса с криками «I’m Juggernaut, bitch!» или иной вишенки, добавлявшей очарования набившему оскомину сюжету. Окончательно отказавшись от всей дичи комиксов, фильм не оставляет ничего такого, за что можно зацепиться.

Сцены не будет

Тем не менее, третий акт картины выкручивается на полную мощность, выдавая щедрую дозу крайне динамичного экшена, где смог проявить себя каждый из действующих лиц. Зрелищно, местами изобретательно и очень красиво. При этом в два этапа: сначала блистает команда, а потом титульная героиня. Для дебютанта, коим является Кинберг, это очень даже хорошо. Сюда же стоит записать отсутствие каких-либо серьезных проблем с монтажом и неплохой саундтрек Ханса Циммера, хотя тут нет ничего того, чего не сделал бы любой другой деятель музыки.

Является ли «Люди-Икс: Темный Феникс» плохим, провальным фильмом? Определенно, нет. Но он не способен предложить зрителю никаких новых эмоций, запоминающихся находок, даже сюжета. Это — ровное, даже можно сказать, стерильное кино, где абсолютно не за что зацепиться, когда ты идешь смотреть финал саги о мутантах. Очевидно, что нынешняя итерация мутантов окончательно исчерпала себя еще фильм назад, поэтому новая попытка пересказать историю Феникса в руках режиссёра-дебютанта не способна подарить мощного отклика. Это простой, проходной кинокомикс, на который мы не обратили бы такого внимания, не будь он завершающей главой истории Людей-Икс. Если вы хотите увидеть эмоционально насыщенный финал Людей-Икс, то просто пересмотрите «Люди-Икс: Дни Минувшего Будущего». Там эмоциональные инвестиции отобьются с лихвой. Здесь же вы получите ровный, сдержанный, но ничем не выдающийся и местами откровенно скучный фильм, который, к сожалению, очень быстро забудется.

6.5
Не восстал из пепла

Наш вердикт

Эти Люди-Икс исчерпали себя. Банальный, вторичный, скучный фильм, который вы забудете быстрее, чем хотелось бы.

  • Сценарий 5
  • Экшен и спецэффекты 7
  • Актеры 6
  • Саундтрек 5
  • Режиссура 6
  • Сколько еще раз Джин пройдет "цикл Феникса"? 10
Комментарии