Рецензия на фильм «Лига справедливости Зака Снайдера»

11 150

АЛЛИЛУЙЯ!

Единственный способ оценивать «Лигу справедливости Зака Снайдера» по (хех) справедливости – всячески абстрагироваться от того зрелища, которое по какой-то чудовищной ошибке попало на экраны четыре года назад. Потому что если качественно сравнивать четырёхчасовой авторский эпик с ним – новой «Лиге» хочется стоя рукоплескать, размахивая над головой табличкой с двенадцатью баллами из возможных десяти. А толку в подобном обсуждении будет – сами понимаете – чертовски мало. Поэтому давайте поставим в этом разговоре точку прямо сейчас, на берегу. Так вот – «режиссёрская» версия превосходит «театральную» абсолютно во всём. По всем фронтам. Включая качество юмора. Это не что-то над чем имеет смысл дискутировать. Это просто объективная данность. А теперь давайте перейдём к действительно важным вещам.

Так вот, о «Лиге справедливости Зака Снайдера». Чего, резонно спросят многие, вообще стоило ожидать от режиссёрской версии того же самого кино, пускай и с такой богатой предысторией? Каким образом личная (уход дочери) и творческая (фильм 2017-го) трагедии одного, пускай и крайне заметного режиссёра связаны с качеством и «нужностью» этого отдельного, широко разрекламированного проекта? Так ли уж обязательно человеку со стороны смотреть, ни много ни мало, четыре часа супергеройского фильма, который уже однажды ему не понравился? Ведь это действительно интересный вопрос!

И на самом деле – простого ответа на него нет. Точнее – он есть, но его невозможно дать, не вдаваясь в спойлеры апокалиптической величины (если вы нас понимаете). Собственно, сам факт, что удовольствие от просмотра новой версии фильма можно испортить раскрытием её сюжетных особенностей – уже рассказывает вам всё, что требуется. Если говорить прямо – настоящая «Лига» похожа на свою откровенно убогую предшественницу исключительно самыми базовыми сюжетными костями. Это фильм про то, как некий внеземной захватчик подготовил на нашу планету нашествие, которое Брюс Уэйн и Диана Принс успешно встретили, позвав за компанию Барри Аллена, Артура Карри и Виктора Стоуна, попутно оживив Кларка Кента. Та базовая сюжетная ветка четырёхлетней давности всё ещё присутствует в фильме, вместе с плюс-минус часом его хронометража. Что касается остальных трёх часов… Боже правый, откуда же начать?

Наверно с минусов. Во-первых – будем честны, четыре часа здесь действительно можно ощутить. К чести автора – не именно как четыре, а скорее как среднестатистические два с половиной. То есть – это действительно длинное кино, погружение в которое требует времени. При этом – в очень многих моментах как минимум первой половины проглядывает некое излишество, которое Зак явно себе позволил. Почувствовав за собой силу, видя сервисные перспективы HBO Max и окончательно освободив руки от студийных пут – Снайдер, очевидно, засунул в «Лигу» всё, что только имело смысл в неё совать. При желании – из фильма можно вырезать около часа, не нанося при этом особого ущерба его смысловой составляющей (к этому мы вернёмся). Стоило ли его вырезать? Строго с точки зрения удобства разового просмотра. «Лига справедливости» злоупотребляет преимуществами той платформы, на которой состоялся её релиз, чтобы добавить себе дополнительного жиру. Это делает её более вкусной и насыщенной, если рассматривать её как некий опыт. Однако если брать её именно как цельное произведение… Что ж – даже «Лоуренса Аравийского» смотреть было трудновато. А уж супергеройское кино, которое ты уже однажды «видел» – и подавно.

А во-вторых, даже при наличии 70 миллионов в кармане и лишнего года на доработку – далеко не всё в этом фильме создатель и его команда сумели довести до ума. Совсем не секрет, что очень многие сцены, не вошедшие в первую версию, оставались в крайне схематичном, зачаточном состоянии. В особенности когда речь идёт о музыке и спецэффектах. И к сожалению – всю поспешность в их доработке периодически можно заметить невооружённым глазом (или ухом). То, как часто повторяются одни и те же назойливые музыкальные темы для одних и тех же персонажей, а также «видеоигровой» облик заметной части графики – всё это доставляет значительный дискомфорт во время просмотра. Довольно часто «Лига» не выглядит так, как следует выглядеть фильму её размаха и значения, тем более если иметь ввиду достижения конкурентов. Положа руку на сердце – кое-какие модельки наверняка вызвали бы у вас смех, увидь вы их на большом экране. Однако стоит заметить, что там, где это критически необходимо – «Лига справедливости» делает всё возможное, чтобы маскировать свои визуальные шероховатости. Должен ли фильм выглядеть лучше? Определённо. Но если принять во внимание сложности производственного процесса – что есть, то есть.

И на этом все основные недостатки фильма заканчиваются, уступая дорогу его очевидным достоинствам. Главное среди них следующее – спустя девять лет, мы наконец-то получили фильм, поп-культурное и комиксоидное значение которого можно напрямую сравнить с теми самыми «Мстителями». Шум, который усилиями фан-базы был разведён вокруг «снайдерката» – действительно не был напрасен. «Лига справедливости Зака Снайдера» – мощное, эпическое кино, которое убедительно собирает в одну команду нескольких самых известных выдуманных героев. С одним важным нюансом, обозначенным прямо в заголовке. В отличие от «Мстителей», которые прекрасно закладывали фундамент для работы множества разных режиссёров внутри единой кинематографической вселенной – «Лига справедливости Зака Снайдера» является определяющей главой в саге одного конкретного режиссёра, в его конкретной режиссёрской вселенной.

И такой подход (от которого студия видимо и старалась избавиться при помощи архитектора со стороны) играет «Лиге справедливости» строго на руку. Кино не только обладает ярко выраженным стилем и визуальной эстетикой, но и чётко понимает, куда движется глобальная сюжетная арка этого длинного рассказа, и о чём в нём велась речь до этого. «Лига» успешно продолжает раскрывать темы «Человека из Стали» и «Бэтмена против Супермена: на Заре Справедливости», регулярно напоминая зрителю какие-то ключевые моменты, но при этом возводит на их основании крайне массивный и чертовски впечатляющий замок, в помещениях которого по идее должны происходить события следующих глав. У этой киновселенной есть не просто план – у неё есть самое настоящее видение будущего, за которое и ответственен заглавный режиссёр. И это видение своим масштабом и ясностью легко может свести вас с ума.

Где-то на две трети – «Лига справедливости» всё ещё остаётся той же самой историей, просто прибавившей в качестве и количестве. На этот раз персонажи ведут себя как умные и адекватные люди, каждый из которых имеет свою собственную арку развития, совершает обдуманные и значимые поступки, проходит определённый путь и заметно меняется в его конце. Однако есть и третья, особенно любопытная часть, целиком составленная из абсолютно новых сцен и сюжетных граней, которые меняют вес, значение, ценность и вообще саму суть рассказа практически целиком. Эта часть довольно гармонично сосуществует с остальными где-то до середины фильма, после чего вклинивается в его неспешное течение настолько бесцеремонно и сногсшибательно, что на какое-то время перестаёшь дышать. Как и у других фильмов снайдеровской трилогии – у «Лиги» есть ярко выраженная кульминация. И именно эту драгоценную мякотку каким-то немыслимым образом студия приняла решение вырезать.

И не только этот колоссальный пласт пошёл под нож монтажёра. По каким-то безумным причинам – из супергеройского блокбастера изъяли все лучшие экшен-сцены, всю историю Киборга (который чуть ли не главный герой фильма), весь мощнейший потенциал для сольного приключения Флэша, все самые крутые выходы Бэтмена, всю демонстрацию титанической мощи Чудо-Женщины и Аквамена, весь контекст возвращения Супермена… Список можно продолжать очень долго, но основная суть «снайдерката» довольно проста – это кино не просто притворяется, что любит своих персонажей и не боится столкнуть их с угрозой, сопоставимой их крутости. Оно действительно это делает. Если вы питаете симпатию хоть к кому-то из перечисленных (или, скажем, к таким ребятам как Дэфстроук, Марсианский Охотник, Джокер и Дарксайд, которые возможно здесь появятся), то услышьте одну простую истину – это кино действительно снималось для вас. Здесь нет вторых ролей или супергероев «на подхвате». Кто бы ни был вашим личным костюмированным фаворитом – Зак Снайдер позаботился о том, чтобы лично ваши фанбойские чувства были удовлетворены.

По итогу, Снайдер закрепляет свой очевидный триумф с помощью одной простой мысли, которая промелькнёт в голове любого здравомыслящего зрителя, когда по экрану побегут финальные титры. После четырёх часов, проведённых за блокбастером, вы уже не будете спрашивать себя: «Как так получилось, что этот фильм вообще увидел свет?». Вы будете задаваться вопросом, почему этого не произошло раньше. При всём своём чудовищно-раздутом хронометраже, «Лига справедливости» легко могла быть ужата до размеров какого-нибудь «Бегущего по лезвию 2049» и спокойно показана в кинотеатрах. Материал Зака по содержательной (и банальной фансервисной!) ценности настолько превосходит то, что Warner Bros. решили показать людям после его ухода, что существование театральной версии становится просто тяжело осмыслить. Какое коллективное помешательство привело к тому гигантскому кинематографическому преступлению, с которым мы были вынуждены жить последние несколько лет?

И наконец – новый вопрос, от которого ни нам, ни студии деваться некуда. Как теперь быть дальше? Совершенно очевидно, что показав нам, чем должна была быть «Лига справедливости» этого режиссёра, и какие грандиозные вещи он планировал делать с ней в будущем – от всего этого нельзя просто так отмахнуться. За все четыре года у Warner Bros. так и не получилось сделать с супергероикой DC хоть что-то, что шло бы в какое-либо сравнение со снайдеровской «Лигой» и её поистине вселенским масштабом. Единственным разумным вариантом в сложившейся ситуации кажется лишь одно – возвращение режиссёра для работы над франчайзом. Однако студия уже продемонстрировала, что разумные решения для неё не характерны. И нет никакой гарантии, что Зак согласится вернуться работать в стан к тем людям, которые уже однажды его подвели.

Так или иначе, новый хэштег, судя по всему, выглядит следующим образом – #RestoreTheSnyderVerse. Что с ним делать – это будете решать уже вы, после просмотра. А пока можете с облегчением вздохнуть и как следует насладиться фильмом. Ведь для его режиссёра и героев – справедливость действительно восторжествовала.

Комментарии