Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная Месть»

1 589

Вы долго будете ещё вспоминать эти чудные вечера на хуторе близ Диканьки. ©

Премьера последнего фильма о приключениях юного Гоголя «Гоголь. Страшная Месть» состоялась очень вовремя: школьники, которые всё лето страдали над «Мёртвыми душами», могут с треском захлопнуть книжку и, в сердцах восклицая: «Да в гробу я видел этого Гоголя!», пойти отвести душу на фильме Егора Баранова. В заключительной части киносериала «Гоголь. Страшная месть» найдут выход самые тёмные фантазии измождённых летним списком чтения школяров, а тайна Всадника, целый год (столько времени прошло с показа первых двух серий) занимавшая умы зрителей, наконец станет явной. И тут бы чёртовой карусели остановиться, но сценаристы в своём кабинете жгли отнюдь не рукописи, так что nightmare fuel хватит на то, чтобы зрители как следует угорели, наблюдая за тем, как персонификация российского жанрового кино встаёт из могилы.

Однако обо всём по порядку.

Всё-таки у размазывания по тарелке, имея в виду план ТВ-3 растянуть удовольствие (и денежный поток) показом трёх фильмов в кино вместо недельного марафона на канале, есть очевидные плюсы. Поскольку снимали всё одним махом, сериал обошли типичные проблемы многочастных проектов вроде актёров, потерявших форму в перерывах между съёмками, сокращения бюджета или замены режиссёра. В отличие от многих других сиквелов, «Страшная месть» на лету подхватывает темп предыдущих серий, добавляет к нему собственный импульс, присущий ей как финальной части, и в результате являет собой динамичное зрелище, которое может вызывать много различных чувств, но едва ли среди них будет скука.

Как детектив сериал полностью реализовался: худшее, что могли сделать создатели, – сорвать маску Всадника, обнаружив под ней совершенно нового персонажа, тем более, актёрский состав к этому моменту действительно пополнился новыми лицами. Но хоть «Гоголь» и фильм ужасов, даже у его «ужасности» есть предел. В итоге зрителей до последнего водят за нос, доказывая или опровергая их подозрения (смотря кто во что верил), прежде чем окончательно раскрыть карты. На это «окончательно» уходит вся вторая половина фильма.

Говоря о новых актёрах, надо отметить Кирилла Зайцева, которого только недавно начали узнавать благодаря роли в блокбастере «Движение вверх». Он сменил амплуа, но остался усат и по-прежнему смотрит на окружающих сверху вниз, как и положено литовскому воеводе и тёмному колдуну, похожему на гибрид Дракулы с Капитаном Крюком из диснеевского «Питера Пэна».

Интересные метаморфозы претерпевает заглавный герой. Если в прошлой части Гоголь, лишившись крепкого плеча Якова Гуро, от простого наблюдения перешёл к активным действиям, заслужив называться «господином дознавателем», то, проснувшись в гробу и обнаружив, куда его завела бурная деятельность, он стремительно регрессировал до состояния, когда уже его приходится спасать всем остальным. Александр Петров с энтузиазмом играет героя, который и рад бы помереть, да сценарий не велит. Обязательно в нужный момент из кустов выскочит лучший следователь Петербурга, чтобы остановить казнь, или найдётся девушка, способная оживить поцелуем истинной любви.

Финал укрепляет в мысли, что кастинг-менеджеры не даром ели свой хлеб: с Петровым, Меньшиковым, Стычкиным в актёрском составе даже без особенного маркетинга произошло неизбежное – у «Гоголя» завелись фанаты. Особенно, конечно, фильму повезло с Олегом Меньшиковым, чьё долгожданное появление а-ля картина «Явление Гуро народу» сорвало аплодисменты зала во время самого обычного, не премьерного, показа. С его персонажем также связан поворот сюжета, который смотрелся бы ещё интереснее, не противопоставляй так агрессивно постер «Страшной мести» главных героев друг другу. За нехваткой других оригинальных идей мысль о том, что люди могут быть страшнее монстров, воспринимается как свежая и даже заставляет ухмыльнуться, вторя Якову Петровичу: «Каков пассаж!»

В целом, у «Гоголя» всё хорошо. Или лучше сказать: с ним всё ясно. И даже неловкая попытка впихнуть литературную отсылку, когда об этом никто не просит (все согласятся, что фраза «как будто его нос от него ушёл» звучит максимально неестественно?) и наоборот, все стараются получше забыть, что происходящее имеет какую-то связь с русским классиком, почти не раздражает. Это фанфик с элементами real person fiction и лошадиной дозой фансервиса, который, как можно видеть по сборам и контенту, гуляющему по Сети (под натиском которого сдалась даже официальная группа сериала), попал точно в цель. Фильм-аттракцион на один раз, чёртова карусель, как было сказано выше, – так прокатитесь на ней, пока цирк не уехал, а то чего такие серьёзные?

Другое дело, что если с неё вовремя не слезть, то может стошнить, а поскольку авторы не собираются слезать с того, что стимулировало их воображение, то остальным, видимо, придётся спрыгивать на полном ходу. Речь о заключительной сцене «Страшной мести», которая прилепилась к основному видеоряду явно по недосмотру монтажера, так как самое место ей – после титров, настолько она «из ряда вон». Сомнений нет: это тизер, что подтверждается заявлениями продюсеров о готовящемся продолжении «Гоголя». Вот где настоящие ужасы.

К слову, похоже, «Гоголь» задал новую тенденцию: телевизионщики с ТВ-3 прощупали почву и готовятся выпускать свой новый проект – фантастический сериал «Аванпост», снятый, кстати, тем же Барановым, – по опробованной схеме: пускать по две серии в кинотеатрах, а что останется, то приберечь для телеэфира. Революционным подходом это не назовёшь, зато видно, как ландшафт российского массового кино постепенно меняется, а главное, что эти изменения положительно воспринимаются зрителями.

8.4
Гоголь увлекательно вертится в гробу

Вердикт

Фильм-аттракцион на один раз, чёртова карусель, как было сказано выше, – так прокатитесь на ней, пока цирк не уехал, а то чего такие серьёзные?

  • Сценарий 7
  • Экшен 7
  • Актеры 10
  • Саундтрек 8
  • Сколько вечеров в Диканьке? 10
Комментарии