Рецензия на фильм «Джокер»

2 895

Рассказываем о самом неожиданном победителе Венецианского кинофестиваля и главном (?) кинокомиксе этого года.

В загаженном и зловонном Готэме, где-то на окраине города, в аварийном доме существует Артур Флэк. Он живет со своей престарелой мамой, с которой у них чересчур странные отношения, работает аниматором-клоуном и мечтает стать стэндап-комиком. Еще у Флэка психическое расстройство – когда он испытывает какие-либо чувства (страх, ненависть), Артур начинает истерически смеяться.

Будущий Джокер стремится быть хорошим, хоть и понимает свои проблемы. Мать ему с детства говорила, что он будет радовать всех своим юмором и светом. Однако у Артура ничего не выходит – окружающая его действительность, общество, государство, да и сама мать этому противодействуют. Героя не то, чтобы не замечают, всем на него плевать. Что ж, крепкая основа, чтобы сойти с ума и стать абсолютным в комикс-мифологии воплощением зла.

Но стоит понимать, что «Джокер» снят со всем не по комиксам и спокойно рушит устоявшиеся за 80 лет каноны. Тодд Филлипс, автор сценария и режиссер фильма, взял за основу известных и десятки раз обыгранных персонажей и поместил их в свой собственный, безумный и жестокий мир, оборвав все связи с первоисточником. Можно спокойно поменять Готэм на Нью-Йорк, а чету Уэйнов на случайных Смитов, фильм от этого никак не поменяется.

Куда больше почтения Филлипс проявляет к классике 80-х. В глаза бросается Скорсезе тех лет, особенно «Король Комедии», в котором 40-летний юморист-неудачник пытается попасть в late-night show и лишь насилием приковывает к себе внимание. Другая аллюзия – на «Таксиста», откуда взят образ надломленного человека. У Филлипса в «Джокере» появляются такие же образы, идеи, цветовая гамма и даже Роберт Де Ниро – здесь у него одна из ключевых ролей.

И важный вопрос – отдает ли Филлипс дань памяти или лишь просто копирует у великого мастера? Однозначного ответа тут нет. С одной стороны, оммаж на кино 80-х уж слишком явный, об этой особенности «Джокера» говорилось с самого анонса. С другой, автор «Бората» и «Мальчишника в Вегасе» развивает события куда масштабнее –  в своих действиях герой находит сподвижников. Джокер становится символом, но не абсолютного зла (как было, например, у Нолана), а лишь отчаяния и несчастья, граничащего с безумием.

Другое существенное достоинство, которым «Джокер» и козыряет – это Хоакин Феникс. Его талантливой игре можно писать оды, настолько удался ему образ злодея. Артуру нисколько не сопереживаешь, но это и не нужно. Феникс приковывает внимание за счет пластики, мимики и до мурашек пробирающего смеха; его образ одновременно пугает и завораживает. Но если Феникс кому-то не покажется убедительным, атмосферу безысходности в «Джокере» усилит давящий и некомфортный саундтрек исландки Хильдур Гуднадоттир (она написала музыку к «Чернобылю», который поставил коллега Филлипса по «Мальчишнику…» Крэйг Мэйзин).

Картина, хоть и повествует о прошлом, актуально говорит о настоящем, у нее сильный социально-политический подтекст. «Джокер» выходит в эпоху масс-шутинга, когда стрельба в американских школах и других госучреждениях стала уже обыденным явлением. Когда ксенофобия, нетерпимость и неприятия, по мнению создателей фильма, достигла предела. Филлипс очень явно показывает, что будет, если так и дальше будет продолжаться – на улицах обязательно появятся такие же джокеры, которым нечего терять.

«Джокер» — разумеется, фильм-сенсация. Во-первых, он говорит на серьезные темы, которые от кинокомикса никто не ждал. Во-вторых, он попал в основную программу Венецианского кинофестиваля, а затем и выиграл его. Подобную награду мейнстримное кино получает редко, во многом из-за снобского отношения к формату. Но «Джокер» все поменял и подал студиям явный сигнал – предоставьте талантливым людям персонажей из комиксов и дайте им полную творческую свободу. Не привязывайте к киновселенным и детским рейтингам. Шансов на признание (как коммерческое, так и профессиональное) будет гораздо больше.

И напоследок: что-то подсказывает, что фильм имеет все шансы получить статут культового. Как минимум, образ Феникса-Джокера из памяти зрителя не исчезнет никогда. Ясно одно, после просмотра вам не придется надевать счастливое лицо, оно появится и так.

Comments