Рецензия на фильм «Джейсон Борн»

55

Мы посмотрели фильм о все еще беглом агенте ЦРУ и готовы о нем рассказать.

С Джейсоном Борном массовый зритель познакомился в 2002 году, с выходом на экраны «Идентификации Борна». Многие, помнится, шутили, что это такая пародия на агента 007. Вместо роскошных, порой фантастических локаций – бедные переулки Цюриха, Парижа и прочий европейский антураж. Вместо гаджетов – кулаки, и все что попадется под руку. Да и герой работает не на правительство, а против него. Но шутки закончились, когда оказалось, что «Борн» может постоять сам за себя, и как киногерой, и как кинофраншиза.

Эпопея о Борне всегда была историей человека, желающего исправить свои ошибки, найти себя. И в третьей части он это сделал. Узнал свое имя, отчасти – прошлое, почему записался в программу Тредстоун, что он делал с этого момента. И теперь Джейсон мог двигаться дальше.

Он выжил, после падения в Ист-Ривер, и ушел со всех радаров. И с этого момента, только вдумайтесь, прошло почти десять реальных лет!

Мэтт Дэймон постарел. Мир изменился. Старикам здесь не место, и чтобы вернуть Джейсона, понадобился бы очень логичный повод, а само возвращение должно быть поистине фееричным. И, к сожалению, это все не про пятую часть «Борнианы». На фоне предыдущих частей франшизы – если забыть про спин-офф с Джереми Реннером – она вышла неуверенной и неспособной достигнуть планки ожиданий.

Сценаристы решили поднять новую проблему и поэкспериментировать с внутренними столпами франшизы. Теперь вопрос, которым должен задаваться зритель на протяжении фильма – а может ли Борн, скрывавшийся от правительства США столько лет, вернуться обратно на службу? Ведь времена изменились, говорит нам одна из главных героинь в лице Алисии Викандер. То, как действовали по заветам старой школы: так теперь никто не работает. Теперь хакеры на передовой, технологии решают все, а после Сноудена – которого поминают каждый раз, всегда всуе – так мир вообще никогда не будет прежним.

Новые правила игры должны были разнообразить саму игру. Но и этого не происходит.

Вместо нового конфликта, в этом пост-Сноуденовском мире, мире высоких технологий, динозавр из двухтысячных Борн чувствует себя как рыба в воде. Что, вообще-то, странно – для человека, скрывающегося где-то на задворках Греции, и вообще не соприкасавшегося с новыми методами работы управления. Тема двоякости ЦРУ, работы на защиту страны и возникающих с этим моральных дилемм, в предыдущих фильмах раскрывалась куда увереннее. Да в той же «Родине» это делали и продолжают делать мастерски. А здесь? Сценаристы будто сами не знают, о чем говорить. И выглядит это немного нелепо.

Джейсон Борн 2016

Из попыток экспериментов над традициями серии – спец, гоняющийся за героем, классика Борна, теперь стал личным заданием с лицом Венсана Касселя, а не безликим инструментом организации. Это добавляет хоть какие-то их отношения с Борном, мотивацию для борьбы друг с другом. Вот только кульминация этой встречи совсем неинтересная.

Драки и бои и перестрелки — все, что связано со зрелищностью, не вызывает нареканий. Но вот что удивительно – уже привычная трясущаяся камера во время хореографических номеров, в данном случае портила впечатление напрочь. В предыдущих частях серии это было как-то незаметно, но здесь что-то пошло не так. В 3D-версии для китайского рынка такая тряска и вовсе вызвала массовые жалобы на головокружение со стороны зрителей.

В итоге вроде все тоже самое, с каким-то отличиями, да… но не цепляющее. Не получилось в этот раз сделать фильм по той же формуле, что и годы назад, лишь незначительно меняя переменные.

Из хорошего – финальная сцена разговора Хизер и Джейсона. Здесь было и какое-то двуличие персонажа, и невольно вызвал улыбку финальный «подарок» от Борна. Это было как в те старые времена. Почти уровень фразы: «Отдохни, Пэм. Выглядишь усталой.» И только из-за этой сцены выходить из кинотеатра под новый ремикс Extreme Ways было приятно.

Тогда когда Борна нужно и можно показать наиболее человечным, раскрыть его, впервые за четыре фильма и десять лет истории, с другой стороны; когда можно обставить его возвращение как легенду политических триллеров; после всех этих «когда» получается обыкновенный, даже стандартный фильм, не сильно что-то меняющий в статусе-кво героя. Борн не изменился за десять лет отсутствия. И это самое худшее, что могло с ним случиться.

Комментарии