Рецензия на фильм «Довод»

3 738

Нолан снова гений? Врываемся в кинотеатры с главной кинопремьерой года.

Вступительные титры. Киевская опера. В центре кадра – дирижер оркестра; кажется, сейчас начнется вступление. Но тут первый выстрел, второй, третий. Зритель потерян, словно ему только что прилетел неожиданный удар – нельзя же начинать вот так сразу. Затем появляется главный герой, он и его команда бойцов должны что-то забрать. Захват заложников и их освобождение, устроенное как Норд-Осте. Пуля, которая была внутри пистолета, вернулась в ствол. Чуть позже взрыв. Зачем? Почему? Видимо, разберемся потом. Или не разберемся.

Кристофер Нолан уже давно признан главным фокусником и шулером современного кино. Он манипулирует зрителем, пытается запутать его в своих сюжетах, словно в лабиринте. Если зритель умелый и сообразительный, то без особого труда разгадает фокус, иллюзия моментально разрушится. Но для популярного кино, разумеется, такие трюки в самый раз. Они превращают простое кино в хитровыдуманное постмодернистское высказывание, заставляя искать тайные смыслы и двойное дно в каждой сцене.

Поэтому каждый фильм режиссера – крупное событие в кино. Журналисты в очередной раз сравнивают его с Кубриком и Хичкоком (и они отчасти правы), зрители строят фанатские теории, а в сети разгораются новые споры о некоей «гениальности» режиссера. Дошло до того, что Кристофер спасает кинотеатры всего мира от банкротства и закрытия. Вот оно, настоящее признание – по ощущениям, людей в залах оказалось столько же, сколько и могло прийти на Нолана на вечерний сеанс в четверг в доковидные времена.

Рассказывать про сюжет «Довода» — занятие бесполезное, потому что для понимания необходимо погружаться в детали. Основная идея в следующем: главный герой без имени должен остановить третью мировую войну. На земле может произойти ядерный апокалипсис, если протагонист не остановит злого русского. В этом типичном сюжете из «бондианы» намешана физика и путешествия во времени. Нолан намеренно усложняет историю и запутывает его — не будь этих хитросплетений, фильм был бы прост как палка и походил на очередную «Миссию: Невыполнима».

Но режиссер не был бы собой, если бы не использовал собственные приемы и методы, ставшие неотъемлемой частью его собственного стиля. Именно поэтому фильм снят на пленочную камеру (и камеру IMAX, из-за чего «Довод» лучше смотреть именно в таком формате), почти все трюки и взрывы – настоящие, а сама история выглядит тяжеловесной и максимально серьезной. Именно таким образом простой экшен-боевик переходит в плоскость кинособытия, однако подобный подход может и вывести из себя.

Возьмем хотя бы сценарий. В сюжете главный герой и прописанные персонажи Нолану и не нужны – «Интерстеллар» с плачущим Макконахи был последним фильмов у режиссера, в котором можно сопереживать. Начиная с «Дюнкерка» режиссер старается вовлечь зрителя в пространство своего кино по-другому, через интерактивность. Зритель во время просмотра старается разгадать загадку, соединить сюжетные линии воедино, осуществляя умственную нагрузку во время экшена и грохочущего и скрипящего саундтрека (в этот раз Людвига Йоранссона, умело повторяющего мотивы незаменимого до этого Ханса Циммера).

Для кого-то такая работа с сюжетом и персонажам неприемлема: зритель привык к интересным историям на экране, особенно в американском большом кино. И если в «Дюнкерке» такой подход был оправдан самой концепцией – Нолан словно запечатлел время и борьбу всего человечества против неопределимой стихией, где нет отдельных персоналий, — то в «Доводе» такой прием работает несколько хуже. Однако это связано не столько случайными просчетами, сколько зрительской привычкой и восприятием – в последнее время в большом кино так никто не делал.

В одной из начальных сцен героиня Клеманс Поэзи произносит фразу, которую затерли уже все журналисты: «Не пытайся понять – прочувствуй». На самом деле, этот метод единственный, позволяющий получить от «Довода» удовольствие. Ощущения от него где-то на метафизическом уровне, зрелище поглощает тебя полностью на все два с половиной часа. В голливудском кино такой подход уникален – обычно режиссеры так или иначе стремятся рассказать историю; Нолан же один из немногих, кто воздействует на зрителя аудиовизуально и позволяет погрузиться вовнутрь своего фильма через картинку и звук (поэтому даже диалоги не всегда разберешь – их заглушает музыка или звуковые эффекты).

Поэтому главное, что нужно понимать про «Довод» — это очередной фильм Нолана со всеми своими преимуществами и недостатками. Яркий экшен, громкая музыка, сухие герои, которыми Нолан управляет словно фигурами в шахматах. Фанаты режиссера придут в восторг и будут разгадывать загадки, а хейтеры еще сильнее возненавидят (ведь есть за что!). Но это кино, как и другие фильмы Нолана, будут активно обсуждать, искать смыслы или прокламировать, что никакого смысла нет и все пустышка. А разве не шум и внимание — самое главное для современного автора?

Комментарии