Рецензия на фильм «Бегущий по Лезвию 2049»

142

Впечатления от фильма «Бегущий по Лезвию 2049».

До начала показа всем присутствующим в зале журналистам зачитали просьбу режиссера — не раскрывайте в рецензиях детали сюжета. Пусть зритель сам придет и все увидит. Это непростая задача — рассказывать о «Бегущем по Лезвию» без упоминания сюжета трудно, особенно потому что его действительно хочется обсудить: не сразу, переварив и тщательно подбирая слова.

Фильм наверняка осилит не каждый. Идет он почти три часа, но этим хронометражем Дени Вильнев пользуется на полную — кажется, в картину он упаковал всё, что только мог и сказал все, что хотел. И наверное, поднял все вопросы научной фантастики, от Азимова и Дика до Кларка и Стругацких. «Бегущий по лезвию 2049» — словно привет из ушедшей эпохи — золотого времени, когда sci-fi делался ради идеи и мысли, а не ради драк, погонь и спецэффектов. Фантастика с большой буквы, где кропотливо, с каждым долгим планом, с каждым кадром и с каждой протяженной мизансценой выстраивают мир и персонажей, вдумчиво и не торопясь.

Что точно можно сказать о сюжете — он ничем не уступает оригинальному фильму. Это детектив и в центре истории по-прежнему репликанты — но это лишь малая часть того, что можно увидеть с первого просмотра. Ведь каждому слову, каждому кадру надо уделять внимание. Создатели фильма нашли несколько абсолютно гениальных изобразительных решений — от некоторых сцен забываешь, как правильно дышать, от некоторых пробирает восторг. Не сильно вдаваясь в подробности — больше всего зацепил Офицер Кей в исполнении Райана Гослинга. Переживая с ним это длинное путешествие, лишь на самом последнем кадре понимаешь насколько трагична в итоге оказалась его история.

Но главным героем оказался вовсе не Офицер Кей, а Лос-Анджелес. Тот самый город грехов, чей нуарный образ из 50-х прошлого идеально перекочевал в 50-е будущего. Неоновый свет и небоскребы, высотой до Олимпа, которых уже не видно, если задрать голову — и бесконечно моросящий дождь, со временем превращающийся в снег. Вот оно — настоящее лицо картины. Этот утопленный в антиутопии мир, этот город-голиаф, многоликий и непостижимый создан удивительной командой и бережно перенесен на экран Роджером Дикинсом — уж ему точно должны дать за операторскую работу Оскар.

Без тени сомнения, мир «Бегущего по лезвию» избежал участи гальванизации трупа. Чудесным образом он дополнил, улучшил, углубил мифологию франшизы, не задев лопатой историю Рика Декарта — при этом остался самобытным и самодостаточным. Это, пожалуй, один из немногих примеров, когда продолжение не роняет планку первой части: на ум приходит только «Безумный Макс». Так что как только фильм окажется в прокате, бегите в кинотеатры: потом внукам будете рассказывать, как смотрели в кино будущую классику

Комментарии