Пол Дини: главный архитектор вселенной Бэтмена

2 916

Объясняем на пальцах, кто такой Пол Дини, и почему мы все должны быть безмерно благодарны этому сценаристу.

Близится День Бэтмена. Персонажу исполняется целых 80 лет! Такое событие пропускать нельзя, поэтому мы при поддержке издательства «Азбука» решили сделать несколько крайне интересных материалов о Темном Рыцаре. Приятного чтения!

 

Бэтмен, вне всяких сомнений – персонаж с одной из самых богатых историй во всей поп-культуре. Возможно, с самой богатой. И уж точно самый популярный современный поп-культурный герой. Бэтмена знают все. Даже ваша бабушка, которая комиксы в глаза не видела, знает про его существование, а может быть даже посвящена в тайну его личности. Но много ли людей знает о том, кто сделал Тёмного Рыцаря таким тёмным, мрачным, реалистичным и, банально, известным? Разумеется, если спросить случайного прохожего на улице, он наверняка назовёт Кристфора Нолана и расскажет о том, какой он гений. Где-то четверть опрошенных, немного подумав, обронит фамилию «Миллер», поведав вам о том, какой же шедевр «The Dark Knight Returns». Третье имя придёт в голову лишь единицам, и каждый раз это имя будет разным. Далёкие от комиксов люди вспомнят Тима Бёртона, желающие блеснуть эрудицией закричат про Гранта Моррисона, молодые и наивные начнут расхваливать Скотта Снайдера, а совсем юные подумают на его тёзку, но имя его всуе не произнесут.

И едва ли хоть кому-то вспомнится замечательный сценарист комиксов, игр, мультфильмов и вообще всего, для чего может понадобиться сценарий – Пол Дини. И это, вероятно, одна из самых больших несправедливостей, связанных с историей Бэтмена (сразу после предательства бедного Билла Фингера), ведь именно Пол Дини, во многом, сотворил Величайшего Детектива таким, каким он нам знаком сейчас. Наверняка вы слышали про него краем уха и даже помните о каком-то его значимом вкладе в бэт-вселенную, но, поверьте, этот человек сделал для империи Брюса Уэйна больше, чем кто-либо ещё за последние несколько десятков лет. В преддверии Дня Бэтмена, мы предлагаем вам вспомнить и посчитать наиболее значимые заслуги этого замечательного человека, так сказать, на пальцах. Вам понадобятся обе руки.

Благодаря ему мы познакомились с персонажем

Особенно справедлив этот пункт будет для членов русскоязычного гик-комьюнити. Хотя и для западного сгодится. Разумеется, все мы любим рассказывать о своём первом комиксе про Бэтмена, но, зачастую, наше знакомство с персонажем состоялось в другом месте. На малом экране, если быть точным, где транслировался мультсериал «Batman: The Animated Series», который оказался прорывным почти во всех отношениях. Взрослые темы, необычный стиль, колоритные персонажи, замечательная музыка, впечатляющие сюжеты – всем этим «BTAS» славился в то время, и остаётся непревзойдённым до сих пор. И Дини, будучи одним из ведущих сценаристов сериала, несёт прямую ответственность за наши детские восторги.

Просто вспомните ту серию, что запомнилась вам больше всего, найдите информацию о ней в интернете и в девяти случаях из десяти окажется, что именно Пол написал к ней сценарий. Все самые глубокие и драматичные моменты сериала были созданы именно под его влиянием. И именно такие двадцатиминутные, не по-детски серьёзные драмы заставили нас полюбить этого странного персонажа и его ещё более странный мир.

Он был одним из создателей первого настоящего фильма про Бэтмена

Если не брать в расчёт комедийные экранизации шестидесятых, то первым фильмом про Бэтмена окажется работа Тима Бёртона, с её танцами с дьяволом под луной, Джеком Напье и пугающим Майклом Китоном в резиновом костюме. То, что Бёртону были не очень интересны «эти ваши книжки с картинками», режиссёр прямо говорил сам. И не нам его винить, особенно учитывая то, что фильмы вышли весьма неплохими. Но вот «настоящими» экранизациями историй про «того самого» Крестоносца в Плаще их назвать не получается, хоть убей.

И тут за дело берётся команда «BTAS», с Полом Дини в первых рядах, выпустившая в свет полнометражный анимационный фильм «Маска Фантазма». Фильм, воплощающий в себе всё, чего может читатель комиксов захотеть от их экранизации. Беря за основу то, чем мог похвастаться анимационный сериал и приумножая это в несколько раз, «Маска Фантазма» оказалась не просто мультиком на один вечер, а глубокой, многогранной и слегка пугающей мелодрамой, которая до сих выделяется на фоне бесчисленных экранизаций комиксов, заполонивших кино-рынок. А такого пугающего Джокера нам не показывали даже в «Тёмном Рыцаре». Именно сцены с ним, кстати, писал Пол Дини.

Он создал одного из самых популярных персонажей бэт-вселенной

Харли Квинн сейчас соревнуется в популярности с, прости Господи, самим Бэтменом. Она оказывается на переднем плане на обложках крупных ивентов, продюсеры хотят выпускать по одному фильму с её участием в год, а косплееры дерутся за право напялить её костюм на очередной Комик-Кон.

А началось всё с того, что в эпизоде «Joker’s Favor», который писал Дини, кто-то должен был выпрыгнуть из торта, ведь самому Джокеру из тортов выпрыгивать несолидно. Пол, вместе с Брюсом Тиммом, одним из главных создателей «BTAS», устроили мозговой штурм и решили придумать Джокеру своего Робина, которым стала Харли. Персонаж так понравился Полу, создававшему её по образу своей старой подруги Арлин Соркин (которая в итоге озвучивала Харли), что он стал использовать её при каждой возможности. Зрители были не против. Из торта, кстати, всё равно выпрыгнул Джокер.

И дал второе дыхание множеству других

И ещё немного про «BTAS». В многочисленных списках лучших серий сериала зачастую лидирует эпизод «Heart of Ice» (иногда уступая первое место эпизоду «Almost Got ‘Im», который тоже писал Пол), в котором Дини позволил себе пересказать историю Виктора Фрайса, превратив его в трагического, почти шекспировского персонажа. Серия получилась настолько успешной, что Мистер Фриз, на тот момент мёртвый в комиксном каноне во всех отношениях, неожиданно воскрес, приобретя новый ориджин и новую, доселе невиданную, глубину характера, взятую прямиком из сценария Дини.

Почти тот же трюк, но годами позже, Дини провернёт с Хашем, во время своего рана на «Detective Comics», добавив Томасу Эллиоту стремление украсть у Брюса Уэйна его лицо, а вместе с ним и богатство. Эта одержимость и желание буквально стать своим злейшим врагом до сих пор остаётся главной чертой характера Хаша, которого ни один автор так и не смог написать лучше, чем это сделал Пол Дини. И это ещё не говоря о Риддлере, Викторе Зсазе, Ядовитой Плющ и прочих злодеях, на которых Дини оставил свой неизгладимый след, не просто дополняющий, но совершенствующий этих классических персонажей.

Он подарил Бэтмену Будущее

Нельзя забывать и про «Batman Beyond», в разработке которого Пол Дини принимал участие, а также его полнометражное ответвление «Return of the Joker», почти целиком им написанное. Мрачное киберпанк-будущее анимационной вселенной Бэтмена, в котором постаревший Брюс Уэйн принимает к себе в ученики молодого Терри МакГинесса, открывая ему дорогу в мир супергеройских приключений. Спустя годы после окончания шоу, сложно представить себе иное будущее для вселенной DC, даже за пределами анимации. Одна заставка чего стоила!

 

Он открыл Лечебницу Аркхэм виртуального мира

Помимо анимации, Дини помогал открыть для Бэтмена парадную дверь в мир видеоигр. Вышедшая в 2009-м году «Batman: Arkham Asylum» стала событием не только в мире комиксов, но и в мире гейминга, оказавшись настоящим хитом, ведь никто не ожидал от молодой студии такого качества. Не последнюю роль в этом играл замечательный сценарий Пола, погружавший нас в опасный, пугающий и безумный мир Аркхемской Лечебницы и её пациентов. Закрепить этот успех Дини помог при создании «Batman: Arkham City», которая стала не просто лучшей игрой про супергероев, но одной из лучших игр в своём жанре вообще.

История, написанная для этой игры Полом, получилась настолько сильной, что сценаристу потребовалось бы прыгнуть выше головы, чтобы сделать триквел лучше. К сожалению, такой возможности разработчики ему не предоставили, отказавшись от услуг сценариста и решившись положиться на собственные силы. Немудрено, что сюжет у завершения трилогии получился наиболее слабой частью для «Arkham Knight». С другой стороны, на фоне истории, написанной Полом для «Arkham City», даже лучшие сюжеты меркнут. Как комиксные, так и видеоигровые.

Он расширял границы бэт-вселенной в комиксах

Во время своего длинного периода работы над «Detective Comics», Дини заметно обогатил мир Бэтмена, развивая уже упомянутую историю Хаша и открывая новые грани других известных бэт-антагонистов, часть из которых переходила на сторону своего заклятого врага («Частный детектив Эдвард Нигма» вообще является одним из лучших периодов для Загадочника). Помимо этого, Пол создавал своих собственных персонажей, вроде нового Чревовещателя, а также объединял уже существующих в колоритные команды. Самой запоминающейся из них оказались Готэмские Сирены – команда Женщины-Кошки, Ядовитого Плюща и Харли Квинн – которые обзавелись собственным успешным онгоингом, остававшимся таковым до самого его закрытия, в связи с масштабным перезапуском New 52.

Прямо сейчас, по слухам, Warner Bros. разрабатывают фильм про приключения главного злодейского трио бэт-вселенной. Интересно, не по этому ли поводу Пол недавно встречался с режиссёром Дэвидом Эйром, которому дал благословение на разработку нового фильма через свой Twitter?

Он умеет работать с любым форматом и формой повествования

Одно из главных достоинств работ Пола Дини – они крайне доступны, разнообразны и идеально подойдут как новичкам, так и закалённым читателям комиксов. Каждый может найти себе историю по вкусу в обширной библиографии Пола. Вам нравится анимация? Посмотрите один из эпизодов мультсериала, который он написал. Вам нравятся видеоигры? Смело запускайте «Arkham Asylum», вы ни за что не пожалеете. Вы не знаете, с чего начать читать комиксы про Бэтмена? Откройте один из выпусков его рана на «Detective Comics», а дальше дело само пойдёт. Вам нужна простая, короткая история, чтобы занять себя за ужином? Читайте/смотрите «Mad Love», который гарантировано увлечёт вас на следующие двадцать минут. Хотите чего-то объёмного, глубокого и эпического? Начинайте проходить «Arkham City», который затянет вас на всю следующую неделю. Любите мелодраматичные истории о любви? Тогда для вас написана арка «Heart of Hush», которая покажется трогательной даже прожжённому цинику. Хотите запутанный детектив? Всегда есть её сиквел – «House of Hush». Выбирая среди работ Пола Дини, просто нельзя ошибиться, ведь этот человек может написать всё, что угодно. И на каком-то этапе своей карьеры он гарантировано написал что-то для вас.

Он буквально живёт Бэтменом

Если библиография Пола не говорит сама за себя, то он охотно рассказывал о глубокой связи, что у него сформировалась с персонажем, в автобиографическом графическом романе «Dark Night: A True Batman Story». Повествование в нём ведётся от лица Дини, вспоминающего, как во время работы над «The Animated Series» на него было совершенно ужасное нападение, оставившее сценариста покалеченным физически и душевно. Пережить этот тяжёлый опыт ему помог никто иной, как Бэтмен, который, благодаря буйному воображению сценариста, сопровождал его всю жизнь на каждом шагу. Тяжёлая, эмоциональная и необычно нарисованная (стараниями художника Эдуардо Риссо), книга может быть рекомендована любому человеку, борющемуся со своими собственными демонами, а также является ещё одним наглядным доказательством того, насколько хорошо Дини понимает Бэтмена и его мир. Кстати об этом…

Именно он создал современный образ Тёмного Рыцаря

Как ни крути, а Бэтменов было очень много. Персонажа писало огромное количество талантливых людей, каждый со своим индивидуальным подходом и взглядом на его историю. Но как то так получилось, что именно Бэтмен Пола Дини воплощает в себе всё то, что мы себе представляем, когда слышим упоминание персонажа. Почему? В нём нет ничего лишнего. Это касается как самого героя, так и подхода автора к его написанию. Дини не пытается усложнять героизм и характер Уэйна, что, удивительным образом, делает героя ещё ярче и выразительнее. Его Бэтмен не утруждает себя философскими размышлениями, моральными дилеммами и не отвлекается на личные проблемы (если, конечно, в них не замешана женщина). Не пытается показаться круче и страшнее, чем он есть, и не усложняет и без того тяжёлые ситуации, в которые попадает, спорами с самим собой о правомерности своих действий. Бэтмен Пола Дини – человек действия, задача которого не размышлять о проблеме, а наиболее быстро и эффективно её решить. Что он безукоризненно делает. Всегда.

Пока Бэтмен Кристофера Нолана кричит, требуя дать ему детонатор, Бэтмен Дини, не проронив ни слова, обезвреживает бомбу. Пока Бэтмен Фрэнка Миллера размышляет о том, насколько хороша будет эта смерть, Бэтмен Дини знает способ её избежать. Пока Бэтмен Гранта Мориссона рассказывает злодею о своём грандиозном плане, который он придумал ещё в утробе матери, Бэтмен Пола Дини сдаёт очередного психопата полиции, говоря, что предупреждал его. Это тот самый непогрешимый архетипичный Тёмный Рыцарь, мрачно наблюдающий за грязными улицами города с каменной горгульи, которого преступники Готэма видят в кошмарах. Именно тот Бэтмен, который наиболее нам с вами близок.

Пол Дини уже давно вписал свое имя в историю Темного Рыцаря, представив персонажа практически во всех сферах массовой культуры. И если вы уже не любите что-то из того, что он создал, работая с Бэтменом, то пора начать восполнять этот пробел. Игры, сериалы, кино, комиксы? Пол Дини сделал все, осталось лишь выбрать и начать это любить.

Комментарии