Почему мы не прошли игру «King’s Bounty II»

6 902

Рассказываем, как прогулка по Нострии нас подкосила.

Прежде всего стоит сказать – мы действительно очень хотели пройти «King’s Bounty II» целиком. Сквозь кровь, пот, слёзы и сопли, день за днём, в течение целого месяца мы запускали ролевую игру 1C Entertainment только для того, чтобы в гневе ударить по Alt+F4 после сорока минут геймплея. В итоге, набив чуть менее 20-ти часов и пролив кружку чая на компьютер (это считается производственной травмой?) во время очередного приступа негодования, мы наконец сказали себе: «Хватит». Таким образом – право считать или не считать этот текст полноценной рецензией после прочтения остаётся за вами. А мы пока приступим к рассказу о том, почему нам так хотелось сбежать из Нострии, не проведя в ней и дня чистого времени.

Откровенно говоря – чудовищно разочароваться в «King’s Bounty II» вы можете уже в первые пол часа игры, практически сразу после её запуска. Если вы планируете приобретать продукт 1C, то запомните и запишите – ЭТО НЕ РОЛЕВАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ СТРАТЕГИИ, А СТРАТЕГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ. Ещё раз – если вы хотите получить видеоигровое приключение в духе какой-нибудь Divinity (с которой King’s Bounty, прости господи, нередко сравнивают), то обходите KB за милю.

Здесь нет реального отыгрыша, возможности придавать протагонисту собственное лицо или шанса хоть сколько-нибудь серьёзно повлиять на жизнь в фэнтезийном королевстве. Вообще – присутствующие РПГ элементы можно перечислить по пальцам одной руки, которой после этого ещё и в носу можно будет поковыряться. Для начала – вы имеете шанс выбрать того приключенца, который станет вашим аватаром в игровом мире. Всего предложенных вариантов три – воин Айвар, маг Катарина и паладин Эльза. Единственная разница между ними – их характер и актёр озвучки. Всё, что касается навыков и доступной экипировки – остаётся в точности таким же. С другой стороны, всё, что касается того, какие именно навыки вы будете развивать – всё ещё целиком зависит от ваших решений.

И вот где-то на этом моменте вся местная ролевая система терпит колоссальный крах. Видите ли, «King’s Bounty II» – достаточно непростая игра. Уровень сложности предлагаемых игроку испытаний здесь строго фиксирован, и подстроить его под свой уровень навыка нельзя. С другой стороны – прокачка в KB напрямую связана с теми второстепенными квестами, в которых вы принимаете участие. Какая-либо система диалогов для этих квестов отсутствует. Всё, что вам предлагают создатели – небольшую кат-сцену, в которой разные стороны конкретного конфликта озвучивают вам его расклад. После чего игра предлагает вам принять всего одно судьбоносное решение – какую из сторон поддержите вы? Нюанс состоит в том, что всю полученную от NPC информацию во время принятия этого решения вы не будете учитывать от слова «совсем». Вершить судьбы мирян вы будете ориентируясь на то, какой именно флажок будет парить над их головами. Потому, что прокачка скиллов здесь зависит строго от того, как именно вы решаете те проблемы, что встречаются у вас на пути. Прокачиваться будет тот самый навык, под шаблон которого подпадает ваше поведение.

На словах – это кажется достаточно логичным, и даже любопытным решением. Мол – как аукнется, так и откликнется. Чем не мораль для качественной РПГ? Однако на деле всё приводит к тому, что абсолютно каждый ролевой поступок вашего героя будет продиктован исключительно вашим стилем ведения пошаговых баталий. Важно понимать (и к этому мы ещё вернёмся), что King’s Bounty II – довольно камерная игра. Шанс повысить заветную характеристику здесь выпадает ой как не часто, и времени на это вы потратите ой как не мало (ведь, к чести сценаристов, квестовые ветки здесь прописаны довольно обширные). И господи упаси вас потратить этот заветный шанс на то, чтобы вложиться в бесполезную для вашей чародейки силу, вместо заветной искусности, для нового скилла в которой вам не хватает всего одного жалкого очка.

Зачем разработчики из 1C изобретали настолько кривое колесо вместо того, чтобы засунуть в игру привычную систему прокачки навыков за опыт и уровни? Единственный логичный ответ, который приходит в голову – чтобы искусственным образом загнать игрока в геймплейные рамки, давая минимальный повод возвращаться в игру после её первого прохождения. Потому что, как мы уже упомянули – единственные серьёзные последствия ваших действий заключаются в тех очках характеристик, которые вы получаете. Выбери вы нищих крестьян, или же крышующих их бандитов – единственным последствием будет то, что возможно кто-то из них встретится вам на пути и бросит в ваш адрес какое-нибудь обидное слово. Но скорее всего – ни одного из этих людей вы больше никогда не увидите. Ну, то есть как …

На самом деле увидите. Моделей лиц у местных NPC едва-едва можно насчитать с десяток. Для женщин так вообще – модель одна. Ещё раз, если вы вдруг не поняли – У ВСЕХ ЖЕНЩИН В ЭТОЙ ИГРЕ РОВНО ОДНО ЛИЦО.

И речь здесь не только про случайных болванчиков, одиноко шатающихся на краю игрового мира. Ситуации бывают настолько вопиющие, что два персонажа в кат-сцене, которая построена вокруг их диалога друг с другом, могут выглядеть как две капли воды.

При этом лицевых, или каких-либо ещё анимаций в диалоговых сценах «King’s Bounty II» практически нет. А потому – уже на стартовой локации всю зубодробительно скучную фэнтези-болтовню начинаешь проматывать. О какой ролевой игре в подобных условиях вообще может идти речь?

Проще говоря, «King’s Bounty II» – это совсем не какая-то сложная сюжетная РПГ, а не более чем пошаговая стратегия с редкими ролевыми элементами. Чтобы вы поняли, о каком типе геймплея идёт речь – чаще всего во время прохождения KB вспоминаются легендарные Heroes of Might and Magic III. И что характерно – новинка от 1C в этом сравнении проигрывает. Проигрывает, на секундочку, игре родом из 1999-го.

Вообще – вероятно, главная проблема игры рождается именно там, где игра пытается спрятать свою стратегическую нишевость за прозрачной ширмой современной РПГ с открытым миром. Большую часть времени вы здесь проведёте именно путешествуя по игровому миру с видом от третьего лица. Большую часть времени не потому, что это жутко интересно, или есть что исследовать. Самой катастрофической проблемой KB оказывается то, как много вам здесь предстоит ходить.

И дело здесь совсем не в том, что перед нами огромный и пустынный фэнтезийный регион, как в какой-нибудь Dragon Age: Inquisition. После тщательного исследования где-то четверти карты – создаётся впечатление, что вся она размером с какой-нибудь Новиград из третьего «Ведьмака». И судя по всему – точно такое же ощущение было у разработчиков. Решать эту проблему они взялись самым прямолинейным образом – нещадно ограничивая скорость вашего передвижения. Бегать ваш герой или героиня будет со скоростью пожилой гусеницы, у которой отказала половина ног. Что добавляет ситуации комичности – кнопка Shift здесь служит совсем не для ускорения, как это принято, а для перехода на ещё более ленивый шаг. А вдогонку – функции автоходьбы разработчики тоже не предусмотрели. По итогу – около шестидесяти процентов вашего геймплея будет заключаться в зажатии клавиши «W» онемевшим пальцем и наблюдения за тем, как персонаж нелепо семенит вдоль по низкополигональной лесной тропинке. Если вы считаете себя очень терпеливым человеком, которому такие препятствия нипочём – не спешите с выводами. Местное перемещение проверит на прочность даже самые закалённые нервы. Увы, но 90% игроков не смогут пройти King’s Bounty в самом буквальном смысле.

Вариантов ускориться разработчики предлагают два – быстрое перемещение и конная езда. Точки для первого разбросаны по карте крайне неудобно, и до каждой из них вам ещё придётся идти. У скакуна тоже есть свои нюансы. Работает он как в том же самом «Ведьмаке» – нажмите нужную клавишу, и резвый жеребец с разгона войдёт в вашу героиню сзади (сексуального подтекста здесь, кстати, нет).

После чего вам остаётся только залезть к нему на спину, чтобы отправиться в дорогу. Однако сама анимация залезания длится несколько секунд, во время которых никуда с места вы не сдвинетесь, а на территории поселений ваш мерин притормозит и будет работать копытами ещё медленнее, чем это делали бы вы на своих двоих. Короче – пешие прогулки, при всей ассоциированной с ними фрустрации, всё ещё остаются самым оптимальным способом передвижения. И передвигаться, хотите или нет, вам предстоит очень много.

Тут мы возвращаемся обратно к тому, что «King’s Bounty II» – достаточно сложная игра. Терпеть поражение в пошаговых боях вы будете часто, а гибнуть ваши бойцы будут постоянно. Встаёт логичный вопрос – как восполнить потери? Во-первых – для этого нужно физически переместиться к торговцу, чтобы приобрести нужные вам отряды. А во-вторых – для их приобретения требуются деньги. Заработать эти деньги весьма непросто, и каждая получка вызовет у вас нервный смех, когда вы вспомните про местные цены. Главный ресурс в King’s Bounty вы будете добывать в очень ограниченных количествах. Хотите больше? Ещё как хотите, учитывая, что помимо солдат вам нужны ещё и шмотки с заклинаниями.

А единственный способ добыть больше золота – исследование. В открытом мире Нострии нет вообще ничего другого, помимо заначек с лутом, разбросанных по разным неочевидным закоулкам. И каждый из этих закоулков вам предстоит обшарить, чтобы найти очередную смехотворную порцию хлама на продажу и горсть мелочи. В противном случае – дальше по сюжету вам пройти просто не дадут. Что самое интересное – теоретически в игре присутствуют все предпосылки для такой финансовой ситуации, при которой King’s Bounty вовсе станет непроходима. Что делать игроку, который обыскал все нычки, потратил всё золото, купил всех возможных воинов – но всё ещё неспособен справиться с предложенной боевой задачей? Вопрос совсем не риторический.

Что самое печальное, краеугольный камень «King’s Bounty II», пошаговые стратегические бои – они… как бы помягче выразиться…

В своём развитии они остались где-то на уровне мобильной игры. Стратегии – такой жанр, который должен предлагать игроку в первую очередь интеллектуальное испытание. А для того, чтобы использовать свой интеллект – мозгу игрока нужны данные для обработки. Информация об отрядах, врагах, способностях, эффектах, дальности атаки, порядке ходов, окружающем ландшафте, длительности статусов… о множестве разных вещей, на основании которых можно было бы распланировать свои последующие действия. И всю эту информацию из игры приходится буквально выбивать силой.

Здесь в принципе нет полоски инициативы, на траектории выстрелов не отображаются препятствия, описания существ приходится вычитывать отдельно, по нажатию неочевидной клавиши «Y» над конкретным юнитом, а любые наложенные баффы и дебаффы здесь отображаются абсолютно неинформативной стрелочкой вверх или вниз у названия отряда. Неудобство местного интерфейса доходит до абсурда – активные способности ваших юнитов (являющиеся чуть ли не единственной крупной иконкой на экране сражения) почему-то можно применить исключительно по нажатию клавиши на клавиатуре. Если интуитивно попытаться нажать на огромный квадрат абилки мышкой – вы серьёзно рискуете случайно кликнуть по одному из гексагонов, отправляя ваших молодцев в пешее путешествие на край карты. Само собой – весь ваш план на сражение в этот момент тоже идёт в пешее, только ещё и эротическое.

При этом – по зрелищности местные бои уступают даже тем, что вы увидите в мобильных стратегиях. На максимальных настройках графики и широком мониторе – местные стычки выглядят как заунывная толкучка двух групп схематичных болванчиков, которую едва-едва удаётся разглядеть поверх ядовито раскрашенных арен. Арены, кстати говоря, это отдельная история. При нагромождении объектов, разнообразии препятствий и большом количестве возвышенностей – неинформативность интерфейса обрекает практически любую попытку сыграть от «стола» на позорную неудачу. По итогу – после очередного боя складывается острое впечатление, что на самом деле «King’s Bounty II» довольно простая стратегия, искусственную сложность которой придаёт то, что играть в неё тебе приходится практически вслепую.

Есть ли в этой стратегии что-то хорошее? Ну, как уже было упомянуто – сценаристы действительно старались, когда наполняли этот мир интересными историями. Практически каждый квест здесь имеет неординарную завязку и таит в себе какой-то неожиданный поворот. Даже рутинное поручение по сбору разбежавшихся петушков превращается в маленькое приключение. Стоит ли это маленькое приключение того, чтобы платить за игру 1700 рублей? Ну, как вам сказать…

Всё понятно с King’s Bounty II становится в тот момент, когда после пролога вам предлагают на черепашьей скорости пройти туда-обратно по огромной зале в которой нет ничего, кроме молчаливых болванчиков. Всё это – только для того, чтобы выслушать два удручающе клишированных монолога про спасение мира от двух мужиков с деревянными лицами. Вот эта огромная коробка, в которой вы проведёте пять минут реального времени – квинтэссенция King’s Bounty II. Можно сказать храм, в котором обитает её душа. За его пределами – только бесконечный поиск закладок с бубенцами и веретеном, перемежаемый неловкими пошаговыми боями с дурно анимированными бандами маргиналов.

С другой стороны, выйди проект 1C на полтора года раньше – он мог бы стать отличным развлечением для самоизолировавшихся. Симулятор ходьбы из «King’s Bounty II» получился настолько иммерсивный, что после часа игры устаёшь физически. А мы там провели все 19.

Комментарии